Севастополь, 20 октября 2014 г.
18 октября 2014 года, в день празднования памяти святителей Московских, во Владимирском соборе Севастополя — усыпальнице адмиралов епископ Смоленский и Вяземский Исидор совершил литию по прославленным флотоводцам, прах которых покоится в нижнем храме: Владимиру Истомину, Владимиру Корнилову, Михаилу Лазареву и Павлу Нахимову. 17 октября 2014 года (5 октября по старом стилю) исполнилось 160 лет со дня гибели вице-адмирала Корнилова. Он был смертельно ранен ядром на Малаховом кургане, сообщает Севастопольское благочиние.
Для Владимирского собора-усыпальницы адмиралов дата 5 (17 н.с.) октября является особенной: в этот день в 1881 году был освящен нижний храм собора во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, а 5 (17) октября 1888 года — верхний храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира.
***
Из воспоминаний капитан-лейтенанта А.П.Жандра:
«Около шести с половиной часов утра с началом бомбардировки противником Севастополя Корнилов направился на бастион № 4, являвшийся центром оборонительной линии. Пробыв на нем некоторое время, отправился на бастион № 5 и в десятом часу снова вернулся на бастион № 4, оттуда, следуя вдоль оборонительной линии и посетив смежные батареи и бастион № 3, прибыл на Малахов курган. Сделав необходимые распоряжения, брался уезжать, но в 11 час. 30 мин. был смертельно ранен неприятельским ядром, раздробившим левую ногу у самого живота. Офицеры подняли его на руки и положили за бруствером между орудиями. Последними словами адмирала были: «Отстаивайте же Севастополь», после чего он потерял сознание, не испустив ни одного стона. В.А.Корнилова перенесли в госпиталь на Корабельной стороне (против Лазаревских казарм, ныне территория в/ч на ул.Лазаревской.), но и в последние минуты жизни все мысли и надежды адмирала были обращены к флоту, к Севастополю, к защитникам. Он говорил собравшимся: «Рана моя не так опасна, Бог милостив, я еще переживу поражение англичан». Но рана была смертельной. Адмирал успел сказать: «Благослови, Господи, Россию и государя, спаси Севастополь и флот». Последние слова адмирала, произнесенные уже через силу, были «Ура! Ура!» в ответ на принесенное известие о сбитых английских батареях.»