О молитве

    

Вот какие слова я услышал однажды и вспомнил совсем недавно. «Кто молится только тогда, когда молится, тот никогда не молится». Это не дзен и не «словесный туман» под мудрость. Это - чистая правда. Хотя восточные мудрецы любят подобный образ изложения мыслей, и формальное сходство есть. «Стыдно знать только то, что известно», - сказал, к примеру, один из них. Польза подобных глубоких и парадоксальных высказываний в том, что вздрогнув от их звучаний, ты потом можешь думать об услышанном. Ум будет занят, и мир с неизвестной доселе стороны начнет если и не открываться, то хотя бы приоткрываться. Итак, стыдно знать только то, что известно; и если мы молимся только тогда, когда молимся, то вовсе не молимся.

Рисуем иллюстрацию. Вот я молюсь. Зажигаю, то бишь, лампаду, открываю книжечку, становлюсь перед образом. Произношу священные слова. Затем оканчиваю, и отхожу по своим делам, которых у всякого, даже у лентяя, много. Среди дел звонит мне кто-то и сообщает новость, которая меня совсем не радует. И я привычно в таких случаях выхожу из себя, что-то ненужное говорю в трубку, что-то еще более ненужное говорю сам с собой, когда звонок окончен, и так далее. Ситуация всем знакомая. А в духе выше сказанного, хорошо было бы, если бы я встретил новость с терпением и призыванием имени Божия. То есть, если бы я молитвенно встретил неприятную информацию. Это трудно, но это и есть христианство. А помолиться перед образами, чтобы вскоре дать волю языческому нутру, это слишком обычно, но слишком далеко и от истины. Это как раз значит: молился только когда молился, а отошел от молитвы и действуешь в немолитвенном духе.

Еще пример: молитва в храме. Где еще и приближаться к Богу, как не в Доме Отца, который одновременно – Дом молитвы. Хор поет, свечи горят, люди (каждый в меру личной веры и духовного опыта) внимают службе или творят личную тайную молитву. Это – умный Рай. То же самое, только усиленное многократно и лишенное всего смертного и непреображенного, ожидает нас и в Царстве Отца. Рай Божий и Царство грядущее есть Царство молитвы и умного перед Богом предстояния. Там это будет вечно, а времени самого не будет уже. Но здесь – в месте изгнания – события сменяют друг друга. Приходит и молитве конец. Отошел человек от храмовой молитвы, унес (надеемся) что-то с собой в тайных запасниках души. Но вот встретился ему на улице, не то что бы враг, а так… Не очень приятный человек. Встреча совершенно естественная даже для святого человека. Только святой потому и святой, что встретит глазами человека и духом молитвы удержит сердце в рамках Божиих заповедей. А простой человек (намеренно не строю антитезу «святой – грешный», а «святой – простой») что сделает? Простой человек примет встречу без радости, и еще не успеет вспомнить о молитве, как пустит в сердце что-то лишнее. Он – простой человек – тоже молился пока в храме стоял, а на улицу вышел и внешние впечатления принимает по-мирски, не по Духу. Это тоже значит: молился только пока молился.

И так во всем. Один среди обычных трудов Бога помнит, другой Бога вспоминает, лишь крест на церкви увидев, а третий едва Бога в Пасхальный день помянет. Есть еще и четвертый, и пятый, но об этих уже и говорить нужно в каком-то отдельном слове. И получается, что вообще молящихся людей не так уж много от общего числа. А уж тех, кто дух молитвы пытается сделать руководящим принципом жизни, кто хочет саму молитву сделать от жизни не отдельной, тех совсем капля. Но капля это не ничто. «Капля море освящает». Причем и точные, исчерпывающие исчисления в таких вопросах невозможны.

Зато возможно нам сердцем уразуметь, что иное есть молитва, а иное - молитвословие по книжке и в известные часы. Иное есть обращаться к Богу время от времени, а иное – упражняться в памяти Божией, чтобы помнить Творца твоего всегда. Ходить перед Ним, как было Аврааму велено. В этом духе различения хорошего и лучшего, большего и меньшего и сказал некто, что «кто молится лишь когда молится, тот никогда не молится». Слово «никогда» здесь резко звучит и может напугать иного. Но это полезная острастка. Отчаяние от нее не родится, а вразумление – может. И мы эти смиряющие и научающие слова, без труда (ибо они кратки) сделав стяжанием своей памяти, можем кое-какие вопросы нашей внутренней жизни с мертвой точки сдвинуть. Помоги, Господи.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

17 октября 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Если я храм Духа Святого Если я храм Духа Святого
Иеросхим. Иулиан (Лазар)
Если я храм Духа Святого Если я храм Духа Святого
Иеросхимонах Иулиан (Лазар)
Когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех.
Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем
Игумен Нектарий (Морозов)
Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем
Игумен Нектарий (Морозов)
Как научиться обращаться к Богу? Читать молитвы по молитвослову, хотя бы даже и внимательно, — это ведь еще не значит обращаться к Нему. Очень часто ловишь себя на том, что просто их читаешь или, запомнив уже наизусть, произносишь, как некие монологи, но внутренне не адресуешь к Создателю. Потому и рассеян, и сердце холодно, и заставляешь себя подняться на молитву с трудом… Что надо сделать, чтоб молитва стала живой и горячей? Об этом мы беседуем с игуменом Нектарием (Морозовым).
О слезах на молитве, Причастии и внимании О слезах на молитве, Причастии и внимании
О. Софиан (Богиу)
О слезах на молитве, Причастии и внимании «Молитва, произнесенная без внимания, это ноль»
О слезах на молитве, Причастии и внимании
Архимандрит Софиан (Богиу)
Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились.
Комментарии
Наталья11 марта 2016, 15:02
Батюшка спасиба вам за наставление,очень полезно.
Татиана Сергеева10 декабря 2014, 01:31
спаси вас Господи о.Андрей за полезную статью!
Наталья 2 декабря 2014, 02:18
Благодарю за наставления!!!
р.Б.Наталья10 ноября 2014, 07:42
Спаси Господи,отец Андрей! Хорошо,когда получаешь ответ на вопрос. Например: " Ну почему все в храм ходят, а по жизни все идет не так?" Потому что сам так делаешь и все другие тоже. Может слова не те говорю, но на душе стало как-то спокойнее-выход есть. Спасибо.
Р.Б. Ольга 1 ноября 2014, 00:43
Полностью согласна с Людмилой!
Отец Андрей - многие вам лета!
Господи, прости меня грешную!
Ирина.28 октября 2014, 19:25
Спаси Господи, отец Андрей, за статью!
Горькая правда в Ваших словах.
Наталья23 октября 2014, 07:59
Все верно! Подпишусь под каждым словом комментария Людмилы. Отец Андрей, спасибо за живое слово к нашим ленивым душам. Читаю Ваши статьи постоянно. Все они о нас и для нас. Читаешь и действительно стыдно за себя становится. Так же однажды вонзилось слово, услышанное на проповеди от Батюшки в моем Храме: "Захожане, а не прихожане многие из стоящих в Храме". Прости и помоги нам, Господи!
Людмила 20 октября 2014, 07:30
Как научить себя молиться а не просто читать молитвенное правило? Пост конечно помогает очень сильно. Ум просветляется, страсти утихают и молитва совсем другая. Самая сильная молитва во время скорби. Тогда сила ее возрастает многократно! Бог настолько милостив к нам, что терпит нас любыми. Если бы кто то с тобой общался только тогда, когда ему от тебя что то нужно. Наверняка, ты бы перестал бы общаться с этим человек, обвинив его в корыстолюбии. А Бог терпеливо ждет нашего общения с ним. И когда мы про него вспоминаем когда нам совсем плохо, и тогда он не отворачивается от нас, а слушает наши просьбы. А сколько раз мы предаем его своими поступками? А потом просим в молитве подать нам то, чего не заслужили. Очень стыдно порой... Но надо не переставать учиться молиться, вставать при любом падении! Спасибо отец Андрей, что заставляете нас думать. И то о чем часто думаешь - находишь в ваших статьях. Дай Бог вам многая лета!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×