«Я не считаю, что могу сказать что-то новое, ценное», — начал свою беседу с журналистами митрополит Лимасольский Афанасий, известный проповедник, чье имя знакомо каждому жителю Кипра. Никогда раньше владыка не издавал свои труды, однако, записанные на диктофон прихожанами, его беседы и наставления уже разошлись по всему православному миру. Несмотря на крайнюю занятость, архиерей регулярно сам исповедует и уже более 10 лет четыре раза в месяц выступает с открытыми беседами в храмах Лимассольской митрополии и Кипрском университете.
Книга «Открытое сердце Церкви», только что вышедшая в издательстве Сретенского монастыря — первое издание, благословленное митрополитом Афанасием. Владыка лишь отшутился, когда его спросили, почему он выбрал именно русскую православную паству: «Я сам не понял, как это произошло, теперь мы уже ничего не можем сделать — только поблагодарить Бога», и отметил, что эта книга «издана с большой любовью».
Первая ее часть — сборник воспоминаний о старцах, с которыми митрополиту Афанасию довелось близко общаться на Афоне, Кипре и Греции. Среди них — живые и сокровенные рассказы об Иосифе Исихасте, Паисии Святогорце, Порфирии Кавсокаливите, Иосифе Ватопедском и других. «Безусловно, само знакомство со святыми людьми не делает человека сразу святым — напротив, это увеличивает мою ответственность за себя самого и перед Церковью», — признался митрополит на презентации. «Присутствие современных старцев в нашей Церкви свидетельствует о постоянном, непрерывном присутствии Христа в нашей жизни», — добавил он.
Если у человека есть все, а Христа нет — значит, нет ничего.
Если же нет ничего, но в жизни есть Христос — значит, человек наполнен
«Главный призыв святых миру в том, что Христос является центром жизни. Если у человека есть все, а Христа нет — значит, нет ничего, если же нет ничего, но в жизни есть Христос — значит, человек наполнен», — подчеркнул архиерей. Каждый из старцев выражает это своим способом через свою жизнь. «Мы видели много знамений и чудес. Но самое главное чудо заключается в том, как человек может стать истинным чадом Божиим. Это самое великое знамение, которое мы можем увидеть в своей жизни».
Во второй части книги собраны проповеди архиерея. Показать только начинающим свой жизненный путь людям радость жизни со Христом, исцелить раны современного общества, где разводов больше, чем браков, а дети не защищены от серьезных искушений и часто не воспитываются в христианской традиции — главное стремление автора книги.
«За все благодарите Бога», — постоянно напоминал митрополит Афанасий в течение двухчасовой встречи. Журналисты не отпускали владыку и интересовались уже не столько книгой, сколько задавали вопросы о собственных трудностях духовной жизни.
Так, одна журналистка спросила:
— Некоторые отмечают в духовной жизни какой-то этап, до которого люди доходят, а затем не растут. Эти люди могут ходить в церковь десять и более лет, но они словно ходят по кругу. Что это за проблема?
В ответ митрополит Афанасий рассказал историю из своей жизни:
— На первом или втором году своего монашества я как-то подошел к старцу Паисию и пожаловался, что я на Афоне уже достаточное время, стараюсь молиться, но не вижу никакого результата. Геронда удивился: «А какой ты хочешь результат»? «Тот, о котором мы читаем в книгах», — ответил я. Тогда старец сказал: «Вот, у меня сдохла кошка, пойди, воскреси ее! Что ты хочешь: чудеса творить?»
Все эти размышления – «поднимаюсь», «развиваюсь», «не поднимаюсь» — немного искусственны. Когда я скажу, что я что-то сделал — это значит, что я тут же все растерял!
Однажды мы вместе со старцем Паисием плыли на корабле с Афона. К нему подошел один подвижник, который был настоящим аскетом и уже много лет не покидал Святую Гору. Этот монах все время повторял: «Вот, мы удаляемся от Афона, сейчас приедем в мир и все, что приобрели, — все растеряем». Он повторил это раз сто, и затем прямо спросил старца, что же теперь делать. Геронта ответил: «А у меня ничего нет, поэтому я ничего и не потеряю!»
В заключение встречи владыка Афанасий напомнил:
— Гордость — это безумие. Однажды, когда старца Паисия спросили, что делать, если гордишься, он ответил: «Конечно, ты можешь быть горд собой. Ведь это ты создал и небо и землю». То есть он, по сути, назвал гордого человека сумасшедшим, не понимающим реальности.
***
Предлагаем читателям портала Православие.Ru некоторые наставления и размышления митрополита Афанасия
Не будем расстраивать Христа
Мы не монофизиты и верим, что Христос — совершенный Бог и совершенный человек, на 100 процентов Бог и на 100 процентов человек. Поэтому христиане должны быть по образу Божию: использовать творение, окружение и все вокруг себя во славу Божию, чтобы благодарить Его. Все вокруг мы должны преобразовывать, делать лучше и прекраснее — таким, как Господь создал этот мир. (…)
Христа я могу стяжать везде: и на улице, и в самолете, и дома, и в монастыре
Если человек не знает, что ему делать в жизни — пусть не отчаивается. Что мы знаем о своем будущем? Только то, что хотим быть со Христом, этого никто у нас отнять не может. Остальное вторично: создадим ли семью, пойдем учиться в университет или уйдем в монастырь. Христа я могу стяжать везде: и на улице, и в самолете, и дома, и в монастыре (…)
Если говорить о духовном пути, то, конечно, мы не должны умалять ценность пустыни, которая очень велика и помогает. Но, тем не менее, мы не можем ограничить силу Божию каким-то одним местом.
Старец Паисий говорил: «Мы должны заключить свое сердце в пустыню, отдаленную от страстей и греха». Это и есть настоящая пустыня. Есть люди, которые живут в миру, а сердце их в пустыне. Есть люди, которые живут в пустыне, а сердце их в миру. Поэтому нужно быть внимательными и понимать, что образ мыслей и способ жизни спасает человека, а не географическое место. (…)
Цель не заключается только в том, чтобы умертвить свой эгоизм, но чтобы облечься во Христа. Человека спасает Христос через Церковь, и если мы объединены с Ним через Церковь, тогда мы не только освободимся от ветхого человека, но и облачимся в нового. Это может произойти и в монастыре, и в мире.
Каждый день у нас есть множество возможностей, чтобы избавиться от эгоизма, особенно в обществе, в котором мы живем. Это можно делать через терпение и любовь, которые мы должны проявлять к нашим ближним.
Но нужно стараться не только умертвить наш эгоизм, но и искать способ впустить Христа в свое сердце. Если это произойдет, то Он исцелит наше сердце. Грех — это болезнь, и если мы приобретем иммунитет, все болезнетворные микробы погибнут. (…)
Старец Паисий говорил: давайте подвизаться добросовестно и по доброй воле — не для того, чтобы избежать ада, но чтобы не расстроить Господа
Старец Паисий отмечал: давайте подвизаться добросовестно и по доброй воле — не для того, чтобы избежать ада, но чтобы не расстроить Господа. Для него Христос был и отцом, и братом и другом, и он все делал от любви к Богу.
Подвижник ничего не просил у Христа для себя: ни исцелиться, когда был болен, ни отдыха, когда был усталым. Он хотел только одного: не расстраивать Христа.
Поэтому он хотел, чтобы и мы научились смотреть на Христа таким образом. Не смотреть на него как на полицейского, но видеть в нем друга и брата. (…)
Старец Паисий напоминал: «Господь — это воздух, не делай из него углекислого газа»
Иногда люди медлят идти в Церковь. Они подобны тем, кто хочет сначала исцелиться, а уже потом пойти в больницу. Не переживайте! Не своими силами мы освобождаемся от греха — вспомните, как одним именем Божиим был взят Иерихон, несмотря на семь рядов оборонительных стен и огромную армию. Идите в лечебницу, и Врач вас исцелит. Имейте доверие Богу. Он не сделал нашу жизнь сложной, он сделал ее легкой. Старец Паисий в таких случаях напоминал: «Господь — это воздух, не делай из него углекислого газа».
Искушения молодежи
У всех скорбей один источник — отсутствие Бога
Сейчас молодые люди на Кипре страдают от многих проблем. Большинство из них, думаю, общие для разных стран. Это проблемы в семьях, наркотики, насилие, отрицание всего, депрессия, а также то, что мы живем в окружении турок и оттого многие ощущают незащищенность. Но у всех этих скорбей один источник — отсутствие Бога.
Например, если я сниму свои очки, я ничего не буду видеть, жизнь покажется мне совсем иной. А надену — вновь четко буду различать предметы. Если Бог присутствует в нашей жизни, то мы истолковываем все происходящее с нами совсем по-другому, иначе справляемся с трудностями.
На самом деле человек всегда ищет своего Отца — Бога, но ищет его в неправильных местах. Алкоголизм, наркомания, сигареты — это все не те места. Мы, пастыри Церкви, должны показывать: то, что вы ищете — здесь, придите и вкусите! И когда человек увидит, то душа его приобретет мир и смысл жизни. Это главное, что я вынес из всего своего совсем небольшого жизненного опыта. (…)
Об интернете и детях
Интернет опасен для всех нас — не только для детей, но и для взрослых. Не знаю, может быть, наши дети в будущем будут запрещать старикам выходить в социальные сети, как сейчас им запрещают родители.
Конечно, родитель должен следить за своим ребенком. И опасности сети велики. С другой стороны, совершенно невозможно, чтобы в нашу эпоху ребенок жил без интернета: тогда он не сможет учиться, поступить на работу. Нужно научиться правильно пользоваться им, не становиться рабом, насколько это возможно.
Неразумно давать детям неограниченно пользоваться интернетом и ставить компьютер в детской комнате
Я не знаю, к чему в результате приведет такое развитие информационных технологий. Через несколько лет без интернета вообще ничего невозможно будет делать! Пусть родители делают сейчас все, что от них зависит. Но, безусловно, запрет — не выход. Ребенок войдет в переходный период, будет сопротивляться, восставать. С другой стороны, неразумно давать неограниченно пользоваться интернетом и ставить компьютер в детской комнате. Установите его в такое место, где вы можете следить. Нужно научить ребенка определять для себя границы.
Однако в первую очередь мы должны посвящать свое время детям, разговаривать с ними, чтобы они нам все рассказывали, что их волнует, имели бы к нам доверие. Занимайтесь детьми, а не оправдывайтесь, что спешите. Иначе наступит время, когда будет поздно, и виноват окажется не интернет, а мы сами.
Святые — доказательство Евангелия
Преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского мы в греческом мире очень почитаем и любим. Мы чувствуем, что это общие наши отцы, такие святые принадлежат всему миру, вселенскому Православию.
Мы получаем огромную пользу, читая жития. Наши святые — и русские, и греки, и древние, и современные — это отцы каждого из нас. Мы должны постараться стать их подлинными любящими детьми. (…)
Когда я только познакомился с афонскими старцами, мне было 19 лет и у меня было много вопросов.
Но когда я прожил рядом со старцем Паисием 16 лет, то понял, что все, что сказал Христос — истина. Все, что сделали святые — это правда. У меня нет никаких сомнений.
Святые являются доказательством Евангелия. Зачем мне сомневаться, совершал ли Христос чудеса, описанные в Евангелии, если я каждый день их наблюдал на Афоне?
Один раз на Святую гору в гости к старцу Паисию приехал университетский преподаватель, атеист. Они сели поговорить со старцем. Ученый говорил, что не верит в Бога, потому что преподает физику, а «его наука не помогает вере».
«Даже у ящерицы мозгов больше, чем у тебя», — ответил ученому старец Паисий
«Даже у ящерицы мозгов больше, чем у тебя», — ответил ему старец Паисий. Он поманил к себе одну из ящериц, которые ползали вокруг (в нашем климате их много), и спросил ее: «Есть ли Бог»? И вдруг ящерица поднялась на задние лапы и утвердительно покивала головой — это видели все вокруг.
Без святых Евангелие не могло бы иметь доказательств. Церковь все время рождает святых: и раньше, и сейчас, и завтра.
Приведет ли экономический кризис в Церковь?
Мне не хотелось бы, чтобы именно из-за кризиса люди приходили в Церковь
Сейчас на Кипре пик экономического кризиса. Не знаю, когда будет его спад. Но мне не хотелось бы, чтобы именно из-за кризиса люди приходили в Церковь. Конечно, там их примут с великой любовью. Но если кто-то обратится к Богу из-за кризиса, то как только кризис пройдет, он забудет Церковь. Таким людям очень трудно понять, что деньги — не идол, не ценность. Только Бог имеет подлинную ценность.
Этот кризис искусственен, нам его создали в Европе. Если захотим, мы и его можем использовать духовно, выйти из него более сильными и мудрыми. Но если мы не будем разумными, то понесем урон — и духовный, и материальный.
Как священнику вести себя с благотворителями
Расскажу одну историю о старце Софронии (Сахарове) из Эссекса. Один миллионер с Кипра очень помогал его монастырю. При этом благотворитель хотел, чтобы каждый раз, когда он посещал монастырь, старец с ним встречался и посвящал ему время, также хотел стоять на почетном месте в храме и чтобы монахи его обслуживали. Однажды батюшка не смог его принять, и богач начал роптать: «Я пожертвовал столько денег, почему же старец меня не принимает»? Узнав об этом, старец Софроний пошел к казначею и выяснил точно, какая сумма была пожертвована обители этим человеком за все время. Это были огромные деньги, но он взял кредит в банке и вернул все киприоту. Вот такие у него были отношения с благотворителями. Старец, не потеряв своей свободы, принес своему благотворителю духовную пользу.
Безусловно, каждый дар принят. Бог благословляет людей, которые жертвуют Церкви, и мы благодарим их, но это не значит, что мы обязаны изменять свою жизнь из-за денег. Для нас все люди одинаковые. И наша любовь и уважение должны проявляться ко всем.
Мы любим всех людей. Но не разделяем веру каждого
Как христиане мы должны любить и уважать всех людей, уважать религию любого человека. Но меня это не обязывает верить в то, во что верят они. У меня есть своя вера. Я буду давать любовь каждому человеку, который является образом Божиим.
Например, я люблю папу Римского как человека, но когда он совершал свой визит на Кипр, то приехал не как простой человек — и я не стал встречаться с ним.
Я не верю, что Римский папа непогрешим. Я не верю, что он епископ
Он сам сказал, когда сошел с трапа самолета, что приехал как преемник святого Петра. Мы знаем, что это значит: Папа считает, что он — представитель Христа в мире, что он — первый епископ всего мира, что он является устами Христа для мира, а главное – что он непогрешим. С таким папой я не хочу встречаться. Человека в нем я люблю. Если он придет ко мне в епархию — я его угощу, поселю, я ему все дам. Но я не верю, что он непогрешим. Я не верю, что он епископ. Я не верю, что он «представитель Христа». Я считаю, что Ватикан является причиной огромных проблем, которые сейчас есть в мире, потому что папизм выгнал Христа из сердец многих людей.
Это моя вера. Но это не значит, что я кого-то ненавижу. Мы любим всех людей. Но не разделяем веру каждого.
Расскажу вам одну смешную историю. На Святой Горе мы с любовью принимали одного католического монаха — я его провожал к старцам. Когда он был на Афоне, умер папа Иоанн Павел I, и наш гость очень расстроился. Чтобы как-то его утешить, я взял его с собой к старцу Паисию. Старец стал его успокаивать: «Что ты хочешь: папа был человеком». Католический монах отвечал: «Да, но папа был очень хорошим человеком». Старец сказал: «Дорогой, не расстраивайся, помолись, чтобы и следующий папа был хорошим. Не переживай: какой бы Папа ни был избран, он будет “непогрешим”».
Знакомство с русским монашеством
В России происходит великое таинство — таинство Церкви Христовой. Она рождает детей Божиих
Моя душа чувствует, что в России происходит великое таинство — таинство Церкви Христовой. Она рождает детей Божиих, которые безусловно возрастают, проходят все этапы взросления, пока не станут совершенными людьми. Некоторые из этих этапов мы прошли и в греческом мире. Поэтому я хочу сказать, что нужно иметь доверие ко Христу, ведь Он направляет свою Церковь и людей Церкви, чтобы они исполняли Его волю.
На меня произвело большое впечатление слово Святейшего Патриарха Кирилла, с которым он обратился к игуменам и игумениям на первом съезде монашества в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. Это слово коснулось сути проблем современного монашества. Также большое впечатление на меня произвел архиепископ Феогност, наместник Лавры — он очень хорошо знает монашескую жизнь. Также я увидел и в других игуменах и игумениях то, что старец Паисий называл «благим беспокойством», то есть желанием сделать самое лучшее, все, от тебя зависящее, чтобы жизнь монахов становилась лучше. Безусловно, это благословение Божие, что в России сегодня уже восемьсот монастырей.
Я впервые побывал в русском монастыре. Остановился на несколько дней в Сретенском, также посетил Троице-Сергиеву лавру.
Удивительно, но за несколько дней до визита в Россию, когда я еще не знал, что остановлюсь в Сретенском монастыре, я с благоговением прочитал житие одного из новомучеников — архиепископа Илариона (Троицкого), мощи которого покоятся в этой обители.
Слава Богу за всё!
Божиим промыслом и милостью Божьей в субботу подписала книгу у автора, Митрополита Афанасия. Но это было не главным, хотя событие несомненно радостное.
Важным было оказаться рядом с этим Человеком, почувствовать духовную силу и благодать, которыми обладает Митрополит Афанасий, его безграничную любовь к людям.
Слава Богу за Его обильные милости.
Слава Богу за УТЕШЕНИЕ!!!!