Митя выучил алфавит и самбо. Сходил в армию и поработал забойщиком на скотобойне. Будучи человеком добрым и работящим, он не мог не откликнуться на призыв приехавшего священника помочь селу вновь обрести церковь. Священники тогда вообще были большой редкостью, а такие, с кем по душам поговорить можно, и по сей день заняты. Но Мите повезло: времени на разговоры батюшка уделял достаточно. Беседы с батюшкой дали всходы: Митя устроился сторожем при церкви. Все ему нравилось, все было так, как надо: «по-русски». И погост, и дивный аромат ладана, и пригорочек, и чистый, родной запах свежих просфор – все было замечательно. Пару романтических месяцев. Увы, с Церковью Митя долго не церемонился: оказалось, что, хоть и называется она и «русской», и «православной», но, во-первых, основали ее евреи, а, во-вторых, имя ей дали греки-ортодоксы. Более того: претензии начались и к Самому Основателю Церкви вследствие Его национальности. Попытки ответить на них словами другого еврея о том, что во Христе нет ни греков, ни евреев, ни скифов, ни даже галлов со славянами натыкались на гневную отповедь о лицемерии и предательстве интересов Родины.
Закончилось все прозаично: основанием очередного пра- и протославянского исконно древлерусского какого-то там братства с набившими оскомину свастиками-коловратами, дружескими контактами в интернете с древнешведскими и древневерхненемецкими коллегами. Число братчиков, правда, постоянно менялось: то два, то три, однажды даже пять было – когда гости приезжали. До первой драки.
А священник сначала горевал, потом вздохнул и предал Митю, его общество и отповеди по адресу – в руки Божии – в надежде на вразумление и исправление, употребив при этом нерусское слово «метанойа». «Глупо получилось, – говорили люди. – Парень вроде и за русских, а получается совсем наоборот: позорит он нас. Хорошо, если образумится, а то не по-русски как-то». И такие случаи нередки.
Об опасности национального самопревозношения и о значении национальности в христианстве корреспондент портала Православие.Ru. беседует с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного.
– Увы, да. Иногда получается, что люди пытаются следовать правилу: «Христианин – значит, русский, серб, румын, грузин…» вместо того, чтобы оказать честь христианским народам: «Русский, серб, украинец и так далее – ага, понятно, значит, православный». То есть, ставят с ног на голову, искажают до неузнаваемости радостные слова апостола Павла: «Нет во Христе ни эллина, ни иудея», лишая тем самым Евангелие, обращенное решительно ко всем народам мира, универсальности.
– Из-за чего это происходит, в чем причина «языкославия»?
– Всякий раз, когда на место Христа, на самое главное место в своей жизни человек ставит что-то или кого-то другого, получается грустно. Мы обсуждаем то, что вы называете «языкославием» – в этом случае человек воздает религиозные почести своей национальности. Но точно так же пытаются на место Христа поставить все что угодно: и политику, и экономику, и «борьбу за справедливость», и литературу – да решительно все. А все, что находится на чужом месте, не может не искажаться и не вызывать отторжения. Помните, на место Христа у нас в стране сто лет назад поставили идею социальной справедливости? Что получилось, все знают. Все из-за того, что место Христа, принадлежащее только и исключительно Богу, мы попытались занять чем-то другим, второстепенным.
– Социальная справедливость – это второстепенное?
По сравнению с Богом и нашими с Ним взаимоотношениями все остальное второстепенно. История человечества, жизнь каждого отдельного человека красноречиво об этом свидетельствуют
– По сравнению с Богом и нашими с Ним взаимоотношениями второстепенно решительно все. По-моему, сама история человечества, жизнь каждого отдельного человека и народа очень красноречиво об этом свидетельствуют. Если мы начинаем относиться к чему бы то ни было серьезнее, чем к Богу, то неизбежно получается оно самое: и смех, и грех. Причем, смех очень грустный. То же касается и попытки заставить Бога уступить место какой бы то ни было национальности.
– И чем это опасно?
– Как и любой эгоизм, национальный эгоизм приводит к плачевным последствиям. Молодежь это называет «обломом», да? Ходит человек, гордится своей исключительностью, свысока смотрит на недостойных его общения «пассажиров», а потом неизбежно падает, превращается в общее посмешище. Кстати, про национальные «обломы», поводы для «покивания главою» в Библии хорошо сказано, и не один только народ такую ошибку совершал и продолжает совершать – все хороши, как оказалось. Но «покивания главою» – это так, внешнее. Гораздо опаснее то, что народ, увлеченный самовоспеванием, оказывается без Христа, лишая себя Его помощи. А без Него, как мы постоянно убеждаемся, творить мы не можем «ничесоже»: ну, разве что на грабли истории наступать – это у нас здорово получается. Такая долбежка граблями может в конце концов проломить голову, и народ прекратит свое существование – сколько таких случаев в истории!
– Вы могли бы привести примеры?
– Они удручающе одинаковы. Кем, как не лучшими в мире («несмы якоже прочии человецы») почитали себя египтяне, финикийцы, римляне, а потом и византийцы, и так далее? Но, ослепляя себя гордыней, они неизменно убивали свой народ. Будь то войны, стремление к богатству, разврат, детоубийства, пьянство, а чаще всего все вместе – везде одинаковые примеры и, как следствие, – гибель государства, а потом и народа. И следование этому пути не принесет ничего хорошего ни одной нации.
– А есть ли примеры следования народов за Христом? Честно говоря, взглянув единожды на мировую или отечественную историю, оптимизмом не заряжаешься: везде и всегда – измена, грязь, гибель.
– Стоит, наверное, не единожды в историю смотреть, а почаще. И не только в историю, а и вокруг себя имеет смысл посмотреть. Если, назовем ее так, «официальная» история действительно полна грязи и измен, причем, у любого народа, то давайте посмотрим на людей самых разных времен и наций, которых Церковь называет святыми. Я бы взял на себя смелость и сравнил такую, настоящую, историю с бриллиантом. Огромным, драгоценнейшим, великолепным, благородным. Что делает алмаз бриллиантом?
– Огранка, не так ли?
Каждый народ призван отражать в себе Христа, Бог обращен к каждому человеку и народу
– И, следуя моему сравнению, можно сказать, что и разные народы во Христе – грани этого драгоценного камня, Церкви. Уместно, может быть, тут вспомнить и слова Христа: «И на сем камне Я созижду Церковь Мою». Кто-нибудь использовал бриллиант в качестве фундамента?! – А Христос это делает! Грани драгоценного камня, сверкающие в лучах Солнца Правды, отражающие Его свет, – это и есть христианские народы, воспринимающие этот свет Христов, всех просвещающий, по-своему, с данными только им восторгом, радостью, особенностями. И не дай Бог считать эти радостные особенности чем-то противным твоему, «единственно верному» взгляду на Православие и Христа! Такая пагубная универсальность, «одногребенчатость» просто уничтожила бы все грани драгоценного камня – я ни в коем случае не говорю о вероучительных истинах, о догматах, а о той свободе, с какой каждый народ их воспринимает. Ведь каждый народ призван отражать в себе Христа, Бог обращен к каждому человеку и народу. Наверное, скучное было бы отражение одинаковой массы людей – куда радостнее, если свет сияет по-разному, переливаясь. Пытаясь присвоить Христа только себе, любимым, не давая другим народам общаться с Ним, мы ведем себя очень глупо по отношении к себе, любимым, в частности. Видите, какая закономерность: ревнуя не по разуму, мы сначала пытаемся лишить других народов права быть христианскими, а потом сами лишаем себя Его общения.
– Многие из нас, наверное, были свидетелями такой ревности не по разуму: когда, приезжая в другие страны, чей народ также исповедует Православие, некоторые из горе-паломников/паломниц начинали «учить жизни» обитателей «чужого монастыря», а то и монастыря без кавычек. Мол, и напев у вас неправильный, и благословение не так берут…
– О, иногда мне по-мальчишески хочется посмотреть на реакцию, а то и на обморок таких «ревнителей», если бы они оказались где-нибудь в Африке, у православных Кении, например. Просто посмеяться над их ужасом, когда бы они увидели литургические танцы или бы испытали на себе особенности африканского поста! В пост там бананы не солят! Там вообще ничего не солят в пост – вот тебе и «хлеб-соль»! Поди-ка, попостись (без соли-то), а заодно станцуй покаянный танец. Нет, честное слово, иногда такое непостное желание посмеяться возникает, когда «ревнители о чистоте Православия», чересчур уверенные в себе представители какого бы то ни было народа, своей ревностью уничтожают вселенскость, универсальность христианства. Зачем воздавать религиозное поклонение второстепенному – благочестивому, да, но – второстепенному по сравнению с главным в Церкви – обычаю? Такой самозабвенный культ собственной околоцерковной культуры способствует, кстати, возникновению разногласий, а то и конфликтов, осуждения, агрессии внутри и между христианскими народами. Слава Богу, что предстоятели Поместных Церквей обращают достаточное внимание на воспитание элементарной культуры у православных. Еще бы самим православным обладать достаточными тактом и вежливостью по отношению друг к другу.
– То есть, давайте позволим друг другу есть бананы так, как привыкли и ставить свечи так, как это у каждого принято, и не будем насильно солить чужие бананы?
Бог умеет показать достоинство каждого человека, каждого народа и заставить другие народы восхититься им
– Ну да. Позволим каждому народу говорить со Христом на своем языке. Кстати, вы не замечали, что именно во Христе каждый народ подчеркивает свою удивительную идентичность, уникальность? Все верим в одного Христа, все православные, но – какие все разные! Мне доводилось общаться с православными французами, немцами, американцами, украинцами, поляками, арабами, евреями – каждая из наций уникальна именно во Христе! Какая отточенность галльского ума; какая образцовая дисциплина, строгость и вместе с тем сентиментальность у немцев; какая искренняя, чуть ли не детская горячность в молитве – подлинное христианское многообразие, подчиненное Единому Главе! Точно так же и мы, русские, только подчеркиваем свою уникальность, если приближаемся к Богу – Бог умеет показать достоинство каждого человека, каждого народа и заставить другие народы восхититься им. Не надо пытаться перетянуть на себя брачный хитон другого человека – порвется. А так, глядишь, хороший совместный праздник получится, самая настоящая Литургия. За нерусское слово не извиняюсь.
Но при этом понимать, что у другого человека своя мать, которую он тоже может и должен любить, уважать и прочее. И не говорить другому: вот моя маманька - это да!, а твоя - так себе, дура какая-то. Для христианина такой подход недопустим.
В принципе, взрослый человек вполне может (и,наверное, должен) понимать, что какая-нибудь другая женщина может оказаться, скажем, умнее или добрее или красивее его родной матери. Но мать есть мать, она бывает только одна, и сыновнее почитание её заповедано Господом. Так и со своим народом, со своей Родиной.
и у всех кого не спросишь, какими источниками они пользуются, они отвечают - интернетом. А вот древние книги в библиоетках старого фонда почему-то не называют. Отсюда и выводы - всё навязывают.
Я порой думаю, что не будь я верущей и православной с рождения, я бы пришла к православию только потому, что кому-то оно уж очень сильно мешает. А такое бывает только в одном случае - ИСТИНЫ.