Митрополит Вениамин (Федченков) о христианском отношении к власти

Редкая фотография. Иеромонах Вениамин (Федченков) на своей родине у грота в имении Боратынских "Мара" (с. Вяжля, Кирсановского уезда Тамбовской губ.). Фото 1900-х гг. Редкая фотография. Иеромонах Вениамин (Федченков) на своей родине у грота в имении Боратынских "Мара" (с. Вяжля, Кирсановского уезда Тамбовской губ.). Фото 1900-х гг.
Отношение к власти для митрополита Вениамина (Федченкова) не было вопросом теоретическим. Этот вопрос был продиктован самой жизнью в революционное время, во время гражданской войны, в эмиграции и, наконец, в Советском Союзе.

Митрополит Вениамин вырос в крестьянской среде и с детских лет был воспитан в духе почтения и уважения к старшим и к власти. Первым делом – к родительской, затем – к власти господ, у которых служил его отец, далее – к вышестоящей власти в духовно-учебных заведениях и, наконец, к государственной власти – в то время царской. Такое отношение митрополит Вениамин напрямую связывал со своим церковным воспитанием. В воспоминаниях он пишет: «…смиренное воспитание, которое давала нам христианская Церковь, учило нас о власти, что она от Бога и ее нужно не только признавать, подчиняться ей, но и любить, и почитать. Царь – лицо особенно благословенное Богом, помазанник Божий. Над ним совершается при коронации миропомазание на служение государству. Он – владыка над всей страною, как ее хозяин, полномочный распорядитель. К нему и его семье мы воспитывались не только в страхе и повиновении, но и в глубокой любви и благоговейном почитании как лиц священных, неприкосновенных, действительно “высочайших”, “самодержавных”, “великих”; всё это не подлежало никакому сомнению у наших родителей и у народа. Так было в моем детстве»[1]. «Можно без преувеличения сказать, – продолжал он, – что собственно Церковь и воспитывала наш народ. Семья, о чем мы говорили выше, была больше проводником и нянькою при Матери-Церкви. Вдумываясь теперь, начинаешь понимать всё больше, сколько дала она народу!»[2] Далее владыка рассказывал, как обливался горячими детскими слезами, получив весть о смерти царя Александра III, как затем, спустя десять лет, будучи уже иеромонахом, писал письмо к царю Николаю II с подписью в конце: «Преданный до смерти». И как спустя еще десять лет что-то вдруг изменилось, «что-то порвалось…» «И для меня, – пишет он, – большая психологическая загадка: как же так быстро исчезло столь горячее и, казалось, глубокое благоговейное почитание царя?»[3]. Чувство сакральности царской власти стало угасать еще до революции, но после нее исчезло безвозвратно.

“Теперь Господь допустил безбожную власть – за наше маловерие... Посему должно принять сию власть, как от Бога. И ревновать лишь о Православии”

Процесс сакрализация новой власти в России и ее признание митрополитом Вениамином происходил непросто. Особенно остро этот вопрос встал в связи с необходимостью предоставить подписку о лояльности советской власти заместителю местоблюстителя Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому). Владыка каждый день служил Божественную Литургию и после каждой службы записывал все свои мысли, чувства и наблюдения в личный дневник. Кроме этого, он приглашал к себе на беседу русских эмигрантов разных сословий: белых офицеров, казаков и т.д. По меткому замечанию лингвиста А.А. Пановой, которая занималась исследованием дневников митрополита Вениамина, он «фактически проводил “референдум”, подсчитывая количество голосов своих собеседников “за” и “против” сохранения связей с Россией… решив поступить так, как будет угодно большинству. То есть в некотором смысле начальником, чьей воле он должен был подчиниться, выступала совокупность абсолютно разных людей, объединенных лишь тремя факторами: национальностью (русские), вероисповеданием (Православие) и нахождением в эмиграции»[4]. Вскоре владыка пишет: «Теперь Господь допустил безбожную власть – за наше маловерие: жнем, что сеяли XVIII и XIX столетия! Посему должно принять сию власть, как от Бога. И ревновать лишь о Православии. <…> А возражают: это же не “цари” в России… Да не всё ли равно?! Конечно, всё равно…»[5] Вскоре вопрос о признании новой власти для митрополита Вениамина был закрыт. Он дал подписку о лояльности советской власти в собственной редакции, благословленной афонскими старцами, и вошел в подчинение заместителю местоблюстителя Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому).

Отношение к государственной власти, так же как и отношение к власти священноначалия, у владыки Вениамина базировалось на их почитании и послушании. Он воспринимал это как Божию заповедь. Владыка утверждал, что «…отношение Церкви ко всякой государственной власти должно всегда покоиться на почитании ее и на весьма осторожном отношении к ней. Православие, в противоположность мирскому католицизму, не должно господствовать над государством. Наоборот, оно должно бережно хранить права светской власти. Этого требует и суть христианства, и учение Слова Божия о самобытности и Божественном происхождении светской власти. Простая мудрая деликатность: всякая власть ревнива к своим правам, с этим нужно серьезно считаться, иначе легко можно порвать нити добрых взаимоотношений, в которых должна жить для общей пользы государства и Церковь. В общем, Православная Церковь вела такую правильную линию, если же когда-нибудь она соскальзывала с нее, то в первую очередь было худо для самой же Церкви – для веры, а потом – и для государства, которое тогда начинало опасаться вмешательства непрошенного гостя»[6].

Митрополит Вениамин (Федченков) Митрополит Вениамин (Федченков)
Итак, владыка был убежден, что миром правит Бог и нет власти не от Бога. По Промыслу Божию произошла и революция. И он никак не мог согласиться с «однобокой», по его мнению, формулой Льва Тихомирова, что «всякая революция от диавола». «Ведь и сам диавол ничего не может сделать без попущения или воли Божией», – писал митрополит. И далее он приводит пример из Ветхого Завета: «В Ветхом Завете при царе Ровоаме десять из двенадцати колен еврейских отделились революционным путем и образовали с Иеровоамом царство Израильское. Царь иудейский Ровоам собрал войско, чтобы подавить революцию силой. Но пришел к нему пророк Божий и сказал от имени Бога: “Не ходи и не воюй! Это – от Меня всё было!”». «Вот пример революции – от Бога, – пишет владыка. – И в нашей революции есть Промысл Божий – отчасти уже понятный, а еще больше пока не вскрывшийся… И уже поэтому мы тоже должны принять эту власть, а не только потому, что она принята и народом»[7]. То, что революция была принята народом, у владыки сомнений не вызывало. Он был этому непосредственным свидетелем. Летом, осенью 1917 и зимой 1918 года митрополит, тогда еще архимандрит Вениамин, исколесил половину России. Владыка вспоминал: «…революция покатилась дальше по провинциям: по городам и селам. Прокатился по стране и я, точно для того, чтобы посмотреть для памяти: где что творилось тогда?.. Москва, Тверь, Владимир, Тамбов, Смоленск, Орша, Могилев, Киев, Полтава, Кременчуг, Херсон, Севастополь, Симферополь прошли перед моим взором за эти полгода»[8].

Для митрополита Вениамина ни политико-экономический строй, ни форма правления не определяли христианского отношения к власти и ее сущности. Все это было для него уже давно определено в Священном Писании словам апостола: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13: 1–2). Разъяснению этого места послания апостола Павла к Римлянам митрополит Вениамин уделял много внимания в своих трудах и проповедях, считая этот вопрос одним из важных.

На одной из лекций в Нью-Йорке его спросили, какой он строй предпочитает: фашизм или демократию. Заметим, что происходящее было задолго до начала Второй мировой войны. Владыка отвечал: «С религиозной точки зрения, ни тот, ни другой не являются полным спасением человека от яда мира; мы и сами коренное зло видим не там, где видят его фашисты и демократия – эти обе в сущности материалистические системы политико-экономического построения. По-нашему, беда и счастье, прежде всего, в нас самих, а не вне. Но относительно говоря, демократия лучше, конечно, фашизма»[9].

Всё это не означало того, что митрополит Вениамин считал необходимым равнодушно и бездеятельно смотреть на происходящее вокруг. «Безусловно, – пишет он, – необходимо искать способов улучшения в этой жизни, насколько возможно для человеческих сил. Искать энергично, добросовестно. Это и является постоянной задачей государства и государственной власти. И христианство не только не относится к земному строительству равнодушно, а, наоборот, чтит власть и благословляет ее на это строительство. Оно возвело власть до Божественного основания: “Сущие власти от Бога учинены суть” (Рим. 13: 1). “Мною цари царствуют и владетели владеют” (Притч. 8: 15). Государство и власть благословлены Богом, так как они своими путями тоже борются против разрушительного зла. Занялась с поразительной энергией этим строительством и советская власть, – добавлял владыка. – Пусть было много ошибок, жестокостей, несправедливости, гонений, но всё же и они по-своему стали созидать Россию»[10].

В этом было принципиальное различие точек зрений митрополита Вениамина и его оппонентов из числа белой эмиграции за рубежом и даже из числа его противников сегодня. Они искренно считали и считают, что новая власть была губительна для России и для Православной Церкви. И с этим, по их мнению, нельзя было мириться. Что же до народа, то если он сам допустил такую власть, то и виноват, и пожинает плоды. Таково было подавляющее настроение пишущей эмиграции, и, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть русскую заграничную прессу тех лет.

Митрополит Вениамин, напротив, давал христианину в его деятельном отношении к власти простой пример. «Нужно молиться за власть, – убеждал он. – Кто молится, у того неизбежно отпадает недоброжелательство к тем, о ком он молится, даже может появиться доброе чувство к ним. Молитва есть вид любви – и весьма высокий, и притом всегда реальный, действенный. Сам по опыту знаю и много раз испытываю. Слава Богу, я молюсь за власти даже и тогда, когда многое нелегко для Церкви. Это – долг народа. Итак, главное – смиряться, искренно, в сердце – вот непременная задача и забота теперь, а тогда легко положиться на волю Промысла Божия в остальном… И вообще бороться против грехов всяких. На душе заслужишь мир»[11].

Молиться за высшую власть и почитать ее учит нас Церковь, повторял владыка. И объяснял почему: «…обойти этот вопрос в данное время (то есть в безбожное, советское время. – Р.П.) было бы непонятным или неискренним. Я возьму слова апостола Петра и Павла. Уже в то время возникал вопрос: как относиться к власти и обществу, которые были враждебны христианству? И явилась тогда опасность, что христиане могут соскользнуть на мирской путь борьбы против властей. Самые видные столпы христианства, Петр и Павел, тотчас же решили пресечь возможное искушение, чреватое крайне опасными последствиями: искажением самого духа христианского, подменой его мирскими средствами защиты, или “обмирщением”. Это было бы гибелью христианства. И вот они оба обращаются к христианам с решительным призывом возвратиться на собственную христианскую позицию.

“’Будьте покорны всяческому человеческому начальству’. Почему? – ‘Ради Господа’. Не ради страха, не для корысти, а потому, что ‘такова есть воля Божия’”

“Будьте покорны всяческому человеческому начальству”. Почему? – “Ради Господа”. Не ради страха, не для корысти, а потому, что “такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста” обвинителей. И в этом есть настоящая, духовная свобода: будьте “свободными, а не как употребляющие свободу для прикрытия зла” души. “Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя (тогда они были гонители) чтите”. Так учит апостол Петр».

«Как всё это просто, прекрасно, истинно, естественно для христианина!» – восклицает митрополит.

«То же самое, – продолжает он, – говорит и апостол Павел: “Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… и за всех правительствующих”. Почему опять? Ответ: для нашей же пользы; то есть чтобы “проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте”. Таков первый мотив. А второй еще сильнее и убедительнее: “Ибо это хорошо”, по существу нравственному. И еще выше и повелительнее: такое повеление наше “угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”.

Ну, смотрите же, – повторяет владыка, – как ясно, истинно, привлекательно! Нужно ли после этих слов разъяснить? “Такова воля Божия!” “Это хорошо и угодно Богу”. Одно лицо, выслушавшее в моей проповеди эти слова, сказало: “Я точно никогда не слышала таких слов в Писании!” А они так же стары, как христианство»[12].

Митрополит Вениамин не только словом, но и делом подтверждал свои слова о почтении, подчинении власти и молитвах за нее. Это было не только на расстоянии от безбожной власти. Но и оказавшись затем в Советском Союзе, митрополит продолжал выполнять то, о чем говорил. Хотя и чувствовал себя в крайне зависимом положении от уполномоченного по делам Русской Православной Церкви. Таковы были реалии церковно-государственных взаимоотношений. Полагая границы государственного вмешательства в вопросы церковного управления, он в своих отношениях с уполномоченными всегда видел только одно решение – смирение и терпение. 28 октября 1957 года владыка записал в своем дневнике: «Ясно было мне: нужно смиряться. И в особ[енности] перед уполномоченным. Другие все – подвластны мне, один он – начальник! Это – несомненно; это крест мой; но нужно терпеть, терпеть и терпеть»[13]. И митрополит Вениамин терпел. Хотя и был вынужден иной раз входить в конфликт с уполномоченными, отстаивая интересы Церкви, потому что здесь была уже власть Бога и Церкви, а не мирская[14]. Кесарево и Божие владыка никогда не смешивал. Но все положения советского законодательства, все предписания государственной власти владыка неукоснительно исполнял и призывал к этому других.

Уже упоминавшаяся нами выше лингвист А.А. Панова обращает внимание на то, что по линии «начальник – подчиненный» митрополит Вениамин в своих дневниках выделяет две лексемы: раб и слуга. «Лексема раб, – пишет она, – обозначает лицо, находящееся в состоянии крайней зависимости и угнетенности, лишенное прав помимо его воли. <…> Лексема слуга обозначает лицо, служащее кому-либо по собственной воле, хотя, возможно, и отдавшееся этому служению полностью, то есть в некоторой степени лишенное свободной воли». «Кто кем побежден, тот тому и раб – появляется в тексте дневника в связи с упоминанием о советской власти, – пишет она. – В целом пример с лексемой раб отражает сложные отношения “начальник – подчиненный” в аспекте состояния абсолютной подчиненности личности тоталитарному режиму в России»[15].

В Псково-Печерском монастыре В Псково-Печерском монастыре
Нельзя сказать, что митрополит Вениамин не критиковал некоторые решения и распоряжения высшей власти, будь то церковной или светской. Это для человека естественно. Но он никогда не впадал в критиканство и предостерегал от этого других. И прежде всего, лиц духовных. «Как легко писать всякие обличения! – говорит владыка. – Но нужно быть самому у кормила правления да еще обстоятельно знать положение вещей, чтобы предпринимать то или иное решение. И особенно осторожными в этих вопросах нужно быть нам, духовным. Конечно, как гражданам страны, и нам важны и близки интересы родины, но всё же мы специалисты в других областях, а не в гражданской и военной. И потому брать на себя ответственность за эти вопросы, да еще когда нас не спрашивают о них, весьма рискованно. Преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского, но уже тогда, когда тот решил вопрос о войне против Мамая, преподобный же лишь укрепил его, и то по прямой просьбе князя дать ему свой совет. Нельзя нам забывать и то, что Сергий был исключительный избранник Божий, святой человек. Нам же в подобных случаях лучше стоять в стороне. И во всяком случае, не выступать публично, потому что такими выступлениями можно внести немало расстройства в дела гражданские и военные»[16]. В этом проявлялась аполитичность митрополита Вениамина. Если ты подчиняешься власти, почитаешь ее и за нее молишься, то это не значит, что ты являешься апологетом того или иного политического строя, конкретной партии или даже личности. Для нехристианского сознания весьма трудно понять и увязать эти вещи. Однако христианское отношение к власти, по убеждению владыки, должно быть именно таково. Этому учит Церковь. Эти воззрения митрополита Вениамина, его искреннее и глубокое отношение к государственной власти как к власти, поставленной от Бога, и определяли всю его церковную и общественную деятельность как за рубежом, так и на родине.

Ростислав Просветов
аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноп. Кирилла и Мефодия;
преподаватель Тамбовской духовной семинарии

30 сентября 2014 г.

[1] Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 95.

[2] Там же. С. 103.

[3] Там же. С. 97.

[4] Панова А.А. Языковое выражение образа руководителя в дневниках митрополита Вениамина (Федченкова) 1926–1948 годов // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Вып. 2 // http://e-koncept.ru/2014/55081.htm.

[5] Вениамин (Федченков), митрополит. «Послужи народу…». Два сорокоуста. М.: Паломник, 1999. С. 150.

[6] Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. С. 319.

[7] Там же. С. 160.

[8] Там же. С. 163.

[9] Там же. С. 101.

[10] Там же. С. 182–183.

[11] Вениамин (Федченков), митрополит. «Послужи народу…» Два сорокоуста. С. 208–209.

[12] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 27. Л. 87–88. Машинопись. Копия.

[13] Вениамин (Федченков), митрополит. «За православие помилует меня Господь...»: дневниковые записи. СПб., 1998. С. 123.

[14] См.: Просветов Р.Ю. Взаимоотношения епископа и власти в Советском Союзе на примере служения митрополита Вениамина (Федченкова) в 1948–1958 гг. // Вестник ТГУ им. Г.Р. Державина. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 3 (131). С. 167–176.

[15] Панова А. А. Языковое выражение образа руководителя в дневниках митрополита Вениамина (Федченкова) 1926–1948 годов.

[16] Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. С. 185.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Он хотел быть только в Церкви» «Он хотел быть только в Церкви»
Ко дню памяти. Беседа с профессором А.К. Светозарским о митрополите Вениамине (Федченкове)
Он очень долго шел к принятию пострига, много думал, колебался. Вначале он мечтал о женатом священстве. Конечно, на принятие пострига во многом повлияло общение с владыкой Феофаном. В «Божиих людях» митрополит Вениамин говорит и о том, что монашество ему предсказали старцы – например, валаамский старец Никита.
Неужели всякая власть от Бога? Неужели всякая власть от Бога?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Меня сильно беспокоит Послание к римлянам (13:1-7). Понятно, что нужно платить налоги и т.п. Но неужели всякая власть от Бога, неужели я должен благословлять Гитлера, который сжигал евреев, или Сталина, убившего тысячи священников?
Каков источник власти? Каков источник власти?
Михаил Дунаев
Каков источник власти? Каков источник власти?
Михаил Дунаев
Истина для демократии не нужна, ибо несовместима с торгашескими идеалами «нового мышления». Демократическое государство всегда согласно лишь использовать Истину как некое подсобное средство для достижения своих целей.
Комментарии
Наталья10 октября 2014, 13:46
Вопрос лояльности власти действительно мудро решен христианством (правильный ответ у любой задачи только один), и страны, которые следовали этому закону (как Россия сегодня), обязаны ему своим благосостоянием и стабильностью. Любые попытки усовершенствовать власть путем насильного переворота, в лице деятельности политических вождей - это дорога к насилию. Через этот путь прошли и проходят сотни стран и народов. Потому мир и катиться в пропасть. Но остановить это саморазрушение можно, восстановив последовательность разрушения, на примере истории родной страны. Украина не была бы сегодня в руинах, не свергни народ власть собственного президента Януковича. Россия не была бы сегодня "врагом" Украины в его глазах, не позволь народ Украины изменить свой статус державности на самостийность. Каждый народ получает (ненасильственным путем) ту власть, которую заслуживает.
Александр Владимирович 3 октября 2014, 20:55
Спасибо, братцы, за беседу (и сестрицы!..)!
Ведь именно в хорошей беседе улавливаются и оттачиваются важные вещи.
Надеюсь, это произошло не только у меня?
НН 3 октября 2014, 18:08
Н. Покопаев:
..." Но с исторической и гражданской перспективы. Но не с перспективы Христа и Церкви".

Простите меня, ради Христа, что влезла! Но "с перспективы Христа и Церкви" - НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! Простите!
Н. Покопаев 3 октября 2014, 14:16
Александр Владимирович, Вы все говорите (не мне судить, верно ли, но кажется, что верно), убедительно! Но с исторической и гражданской перспективы. Но не с перспективы Христа и Церкви.
НН 3 октября 2014, 13:54
Н.Покопаев:
..." А геополитические успехи - думаю, для православного человека это должен быть пустое место. Как писал Феофан Затворник после своих рассуждений о том, что русским пора выходить к Босфору: "что-то я увлекся этой политикой"...

Если утрировано, то зачем Пр. Сергий Радонежский монахов на битву за Отечество благословлял? Для спасения души ему и одного скита хватило бы... Какое ему было дело, что вокруг происходит... И Феофан Затворник, тем не менее, политикой интересовался...
А на пустом месте (в смысле пространства, а следовательно, и населения, в нём проживающего) - проповедовать Христа нЕкому... И как научить все народы, креститиь их во во имя Отца и Сына и Святаго Духа и иновецев и язычников просвещать? Чем дальше границы, тем лучше. Простите!

Александр Владимирович 3 октября 2014, 01:22
(продолжение)
Речь не об абстрактной геополитике. А о том, что нравится нам или не нравится, а то наше государство оказалось защитником христианских ценностей. Удерживателем мирового зла. Мобилизовав, в том числе, за 20 лет (!) страну через многие жертвы так, что остановили фашистский ад на Земле.
Вы понимаете, в чем дело? - Легко жить, отвергая. "Прислонившись" лишь к чему-то приятному. Автоматически ненавидя остальное. А, по-сути дела, осудив...
Легко жить хотим!
- Не получится!.. Придется любя и понимая!
Иначе - подохнем. И весь мир покатится... Оглянитесь вокруг! Посмотрите что творится! Немыслимое, еще 30 лет назад!..
Прав Вениамин! Ай, да митрополит...
Александр Владимирович 3 октября 2014, 01:18
В этом смысле, у святых нет вообще никакого основания "принимать" земную жизнь, земное устройство. Оно падшее.
Любое. Ведь и "православные" империи просто так не рушаться.
Есть за что...
Как же тогда жить?
- А, прощая,
любя,
понимая.
Помня еще и о промысле Божием (см. слова митрополита Вениамина). А не только "подстегивая" себя страшными воспоминаниями преступлений гражданской войны. Обоюдными!
Тк, как же дальше жить будем?
Продолжая себя "подстегивать"? Грехами предков?
Тогда мы упорно "подстегивали" себя преступлениями "царского режима". Рухнули. Чуть не погибли (в буквальном смысле!). Чудом сохранились. Теперь продолжим ту же "традицию": будем подстегивать себя ненавистью к советскому режиму? Не дадим утихнуть той, далекой, гражданской войне! В голове и в сердцах... Забудем митрполита Вениамина и его непосредственно выстраданное понимание факта Божьего промысла, любви, все равно произроставшей и двигавшей Россию и ее власти.
Понимаете, куда идем?
Н. Покопаев 2 октября 2014, 22:56
Александр Владимирович, простивших - но не принявших. Кстати, сегодня память священномученика Константина пресвитера и с ним пострадавших - солдата, который отказался убивать священника, а также женщины, по стечению обстоятельств оказавшейся рядом. Священномученика заживо закопали в землю. И, знаете, эти факты вопиют к небу, и все заслуги социально справедливого и мериократического государства, все чаяния русского народа меркнут при свете житий новомучеников.

Другое дело, что все это зло - попущение Божие за ту апостасию, которой ознаменовался синодальный период, и то горнило искушений, в котором Господь выявил искуснейших, явив их миру как святых. Советский период - это зло, последствия которого нам предстоит осознать. Мы должны благодарить Господа за те плоды, которые принес этот период для русской Церкви и всего Православия, при этом не забывая боли и ошибок. А геополитические успехи - думаю, для православного человека это должен быть пустое место. Как писал Феофан Затворник после своих рассуждений о том, что русским пора выходить к Босфору: "что-то я увлекся этой политикой". И это все, конечно, не умаляя заслуг советского народа и его правителей в мирском, естественно-историческом контексте. С духовной же точки зрения что фашизм, что большевизм, что либерализм, что идеи французской революции, масонства или радикального исламизма - одно, то есть - результат грехопадения человечества.
Александр Владимирович 2 октября 2014, 16:26
(продолжение)
Именно поэтому патриарх говорит об отделенности от государства (Церкви) как о благе.
Советский опыт уникален, и нам придется рано или поздно к нему вернуться. Это опыт полностью соответствующий русскому духу и русским чаяниям (многовековым!).
Удивительно, но Россия даже в теперешнем - жалком - состоянии умудряется выполнять свою роль удерживателя! А Советская власть однажды уже спасла человечество от ада фашизма. И удержала от иной дряни. Митрополит Вениамин, по-видимому, это осозновал. И многие другие!
Хвала им и почет.
P.S. Чтобы в чем-то разобраться надо к этому отнестись с пониманием и желательно с любовью. А тут речь идет о нашей собственной судьбе. И... руководствоваться примером новомучеников и исповедников российских - точно всем давно все простивших...
Александр Владимирович 2 октября 2014, 16:25
Братцы, все очень просто. Россия при Советской власти оказалась на пути сил явно антихристианских. Нравится нам это или нет. Она оказалась удерживателем, сначала от сползания в ад фашизма, затем на пути "золотого миллиарда". И произошло это под руководством первоначально маргинального, а затем оказавшегося единственно державным большевизма.
Она же создала в конечном счете уникальное - в духе вековой русской мечты - меритократическое (образование элиты по заслугам в общественно-полезном деле ), худо-бедно справедливо устроенное государство (исторически уникальное!). В котором передовой рабочий, заслуженный академик, самоотверженный партгосработник и заслуженный генерал отдыхали в одном санатории и имели сравнимые зарплаты.
Борьба с Церковью - это беда Советской власти. Основная - возможно - причина (метафизическая!) его гибели. Но надо и помнить, что молодой олух, срывавший кресты с храмов и выносивший иконы, "рубил" тем самым старую проштрафившуюся власть (св. царь Николай:"... кругом ложь и предательство..."), поскольку Церковь к сожалению БЫЛА ЕЁ ЧАСТЬЮ. И ЭТО БЫЛА БЕДА ЦЕРКВИ. Это была ошибка (начатая Петром).
Валентин 2 октября 2014, 15:47
Пара сотен радикалов захватила власть на Украине. Это явно попущение Божие. И понятно, что есть за что.
Как некогда индейцев победили 400 конкистадоров, так и теперь случилось с нами.
За что? За наши же беззакония.
Россияне, беларусы и прочие народы, делайте выводы.
Как против Батыя не могли сражаться единым фронтом, так и теперь, против американо-немецких фашистов, мы не объёдиняемся. В самой России далеко не все хотят нам помогать, и понятно почему. 23 года нас натравливали друг на друга. И люди поверили западному вранью.
Бог лишил нас разумения, вот и дерёмся теперь. Русский (украинец)убивает русского под контролем американцев и немцев.

Как молиться за украинскую власть!!!???
Не могу, а надо. Если радикалы сместят Потрошенко, то придёт к власти второй Ленин. Тогда будет ещё хуже.

А вообще, всё движется к четвёртой глобальной войне. И это от Бога.

Сами изменить ничего не сможем, значит будем молиться и терпеть.

Н. Покопаев 2 октября 2014, 09:42
Александр Владимирович, что показательно, "советскую власть" Вы пишете с большой буквы, а "Церковь" с маленькой, хотя по идее должно быть все наоборот. При советской власти было много хорошего, но все это, как писал святитель Игнатий - добро падшего естества, не освященное Христом. Римляне при Константине и Феодосии не славили Диоклетиана или Марка Аврелия, преумноживших военную мощь, силу государства и патриотизм. Не славили они и Юлиана Отступника - страстного борца за традиционные ценности Римской Империи. Так давайте же будем последовательны, и будем понимать, с Церковью мы или с ее гонителями, антихристами, которых было множество и будет еще.
НН 1 октября 2014, 20:40
Спаси Вас Господи, дорогой Александр Владимирович! Не хотела оставлять коммент, да не удержалась от радости, что находятся люди, которые не боятся защищать наше прошлое и отдают себе отчёт в том, что, если мы так и будем "оставаться в состоянии войны" и охаивать своих отцов, дедов и прадедов, поддавшись буржуазно-либерастической пропоганде (а от коммунистической она отличается беспрецендентной наглостью и возможностями!) - то не будет НИКАКОГО прока нашей России от таких граждан.

"P.S. Красный путь попустил нам Бог как наиболее приемлемый (а не американизацию, капитализацию и пр.) и жертвы его не надо делать напрасными. Ай да митрополит Вениамин!"
---Как Вы это хорошо сказали! Не в бровь, а в глаз!

Владимир:
"а) ибо НЕТ власти не от Бога... — современный перевод;
б) ибо НЕ ЕСТЬ власть, если не от Бога... — иной вариант перевода"...

Каждый для себя решает, какой вариант выбрать... А посему я в который раз настаиваю: ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ МОРАЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ для народа и РЕШИТЕЛЬНО ЗАЩИЩАТЬ интересы большинства. "Иначе - кранты" - и Украина тому пример!
Господи, помоги нам ТЕРПЕТЬ, а власть нашу ВРАЗУМИ!

р.Божия Ирина 1 октября 2014, 17:09
"Не есть власть,ещё не от Бога".
" и святые ошибались"-,как говорил о.Иоанн Крестьянин.
А также "молчанием предается Бог."
И наше молчание приводит к смерти страны.
А Святой старец Паисий Святогорец говорил,что священство не имеет права молчать,когда власть уничтожает все связанное с Богом.
Поэтому,не прав был митрополит Вениамин в этом вопросе.
Александр Владимирович 1 октября 2014, 15:11
Владимир Васильевич, иначе Вы так в состоянии войны и останетесь...
А между тем, детство, образование, лечение и в общем-то счастливую жизнь обеспечила именно та власть; моя учительница начальных классов - коммунист - учила нас самоотверженности, дружбе, любви к Родине (священников рядом не было...). Ей подобные люди сломали фашизм - истинное исчадие ада. "Коммунисты - вперед!" и "Если я не вернусь - прошу считать меня коммунистом ", - это не выдумки. Это было. Ядерное сдерживание той части мира, где человек человеку друг, товарищ и... волк - обеспечила именно нелюбимая нынче Вами (почему-то?..) советская власть.
Можно считать это ошибкой, 70-летним провалом и т.д., но тогда наши "друзья" напомнят нам (и Вам!)о нашей принципиальной несостоятельности как народа, такое допустившего, и, плавно переходя глубже, покажут и докажут (что и делают!) дикость и несостоятельность (цивильную!) Петра 1-го, Грозного, дикость выбора Александра Невского и т.д.
Вам придется понять и полюбить нашу ближайшую историю.
Не творя икон.
Иначе - "кранты"...
Тк, как же все-таки пример новомучеников и исповедников российских в этом деле?
P.S. Красный путь попустил нам Бог как наиболее приемлемый (а не американизацию, капитализацию и пр.) и жертвы его не надо делать напрасными. Ай да митрополит Вениамин!
гость 1 октября 2014, 13:54

Ольге (2014-10-01 10:43)

Нельзя служить двум господам.
Большевики сознательно уничтожали верующих и духовенство, разрушали храмы, вели безбожную пропаганду, растлевая души.
Большевики людей убивали за веру.
Нельзя одновременно чтить новомучеников и их палачей. Нельзя одновременно чтить Бога и богоборцев.

И один вопрос: должен ли христианин защищать свои святыни от поругания и уничтожения?
Если должен защищать свои святыни, то было правильно для христианина бороться с богоборческой властью.

Ольга 1 октября 2014, 10:43
" Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу."
Да, истинное послушание - это послушание Богу. Но у каждого человека есть непосредственные начальники, о которых нужно решить, будет ли подчинение им послушанием Богу или нет, заменяют ли они собой Бога или нет. Именно такой выбор и надлежало сделать митр. Вениамину. И он его сделал в пользу Русской Православной Церкви и Родины.

Если применить слова свт. Игнатия к жизни митр. Вениамина, то станет ясно, что руководство Церковью именно в Советском Союзе не требовало от него отказа от веры в Бога: да, были суровые внешние ограничения и даже гонения, но христианская совесть его была спокойна - его никто не принуждал ко греху. Жизнь Церкви в зарубежье он знал очень близко. И хотя политически взгляды верующих эмигрантов были ему созвучны, но духовно - чужды: политическая борьба духовенства и мирян отдаляла его от Бога, тогда как духовная жизнь в страждущей Русской Церкви к Богу приближала. Он выбрал страдание в послушании Богу, никогда не переставая говорить правду Божию. И это был выбор истинного монаха, возможно, имено на трудах свт. Игнатия и основанный.
владимир 1 октября 2014, 02:22

В "Полном Церковно-Славянском словаре” прот. Г. Дьяченко (М.: "Отчий Дом”, 2000 г., стр.359) слово "НЕСТЬ” переводится двояко: как "НЕТ” или "НЕ ЕСТЬ”. Но смысл фразы "НЕСТЬ БО ВЛАСТЬ, АЩЕ НЕ ОТ БОГА” в русском переводе меняется на диаметрально противоположный в зависимости от того, какой перевод слова "НЕСТЬ” применяется:

а) ибо НЕТ власти не от Бога... — современный перевод;
б) ибо НЕ ЕСТЬ власть, если не от Бога... — иной вариант перевода.

При этом применение варианта "а)” нарушает грамматический и логический строй апостольских поучений. В самом деле, если "всякая власть от Бога”, то какую информацию может добавить часть фразы "существующие же власти от Бога установлены”? При этом изменяется падеж слова "власть” с винительного на родительный, а слово "аще” вообще исчезает, как ненужное.

В варианте "б)” каждое слово на своем месте, а в смысловом контексте словосочетание "существующие же власти...” дает переход от общего определения понятия "власть” в смысле законности пред Богом, к частному, т. е. речь идет о законности пред Богом современной апостолу Павлу римской власти. В соответствии с таким вариантом перевода земные власти могут быть от Бога и попущением Божиим, т. е. законными пред Богом и богоборческими.
Владимир Васильевич30 сентября 2014, 23:10
"Так постепенно и преодолеется практически тотальное негативное отношение к Советской власти в среде нашей церкви. И осознается ее бесценный опыт последних 80-90 лет. Это наш опыт. Неслучайный. За который заплачено кровью."
Видимо кому то мало этой крови, если ностальгия по той власти.
Она была открыто богоборческой и чтобы быть ей покорным, надо было постоянно идти на компромисс с совестью. Не мне судить,да и не люблю эту тему, однако мне представляется, что Сов. власть это удачная репетиция той последней "самой лучшей" власти.
Чтож, если уже рисуют "иконы" Сталина, видимо скоро появится орден Голощёкина.
гость30 сентября 2014, 18:04

Автор пишет: "Отношение к государственной власти, так же как и отношение к власти священноначалия, у владыки Вениамина базировалось на их почитании и послушании. Он воспринимал это как Божию заповедь."


А вот, что пишет Святитель Игнатий Брянчанинов:

" Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу."
"Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу - не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! Слуга диавола, его орудие, есть сеть! "Не будите раби человеком" (1 Кор. 7:23), - завещавает Апостол. "
[Письмо к брату, занимающемуся умною молитвою]
Александр Владимирович30 сентября 2014, 17:28
Спасибо.
Статья и сам митрополит - спаси его Бог! - служат цели единения, преодоления проклятого раскола, преодоления гражданской войны.
Так постепенно и преодолеется практически тотальное негативное отношение к Советской власти в среде нашей церкви. И осознается ее бесценный опыт последних 80-90 лет. Это наш опыт. Неслучайный. За который заплачено кровью.
Пример новомучеников и исповедников российских - которые всем давно уже все простили - наконец станет для нас актуальным руководством...
Спасибо!
Светлана30 сентября 2014, 13:01
Спасибо большое за статью.
Ольга30 сентября 2014, 12:23
Тяжело смириться и молиться за власть, которая тебя убивает. Понятно, что по делам приемлем, но смириться все таки тяжело. Скакать с ними на площадях тоже не получается при всей своей любви к ближнему.Наверное, изначально в нас нет никакой любви к Богу, откуда же взяться терпению, смирению и любви? Господи, помоги моему неверию и спаси нас грешных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×