Простые крестьяне сподобились стать Боговидцами

    

Один раз со мной случился следующий случай. Я был тогда еще совсем молодым священником и служил под Салониками. Одновременно я являлся помощником одного известного богослова, изучал богословие и должен был защищать докторскую диссертацию в Богословском университете. Меня смущало глубокое несоответствие между тем, что я учил, и тем, с чем я сталкивался как священник. С одной стороны, в университете я приобщался ко всему лучшему и великому, что только есть в богословии, к непонятному и исполненному глубочайшего смысла, а с другой – пытался донести это до людей, как служащий священник в десяти деревнях, которые мне назначил для служения местный епископ. В трех из них я регулярно проповедовал народу и видел, что меня не понимают, или мне просто казалось тогда, что меня не понимают. Я чувствовал абсолютное одиночество.

Я говорил сам себе: что мне делать в такой ситуации, какой смысл имеет снова идти в воскресенье в храм, это же деревня…

На проповеди я затрагивал какую-нибудь тему, говорил небольшую речь, и видел, что люди задумчиво опускали головы, а потом опять, как ни в чем не бывало, продолжали дальше жить, как жили, как будто ничего и не слышали. Это одиночество было тяжелым чувством, я говорил сам себе: что мне делать как священнику в такой ситуации, какой смысл имеет снова идти в воскресенье в храм и разговаривать с таким-то, это же деревня... Я не говорю, что это легко, ведь я уже объяснил, что выбирал не самый легкий стиль проповеди, но я уверен, что слушавшие мои проповеди были вполне в состоянии понять то, что я пытался до них донести. И хотя я с того времени многому научился, в тот период это было для меня серьезной проблемой. Пока однажды со мной не случился следующий чудесный случай, через который Господь меня многому научил.

В один воскресный день, после окончания Божественной Литургии, ко мне подошли священник, очень простой человек, и два церковных смотрителя, наипростейшие, неграмотные люди и сказали: «Не уходи так просто, не поговорив с нами. Хорошо?» Закончилась Литургия, и я, как всегда, остался наедине со своими скорбями. Мы пошли пить кофе в кафе на деревенской площади. Мы сидим, пьем кофе, вдруг один из смотрителей храма поворачивается ко мне, посмотрел на меня внимательно и говорит: «Слушай отец, у нас с господином Яннисом (Яннис был вторым смотрителем храма) были большие сомнения: поскольку наш храм еще не был освящен епископом, Таинства которые в нем совершались были каноничными или нет?» Я им говорю: «Ох, ох, что здесь творится?» Такое их недоумение, оно и на меня произвело большое впечатление. Он продолжает: «Знаешь, что мы сделали? Мы договорились поститься три недели, чтобы Господь сам разрешил наше недоумение. Мы стали поститься, и, действительно, в одно из воскресений, еще до того, как к нам прибыл епископ освящать храм, во время Литургии мы опять видели свет». Я начал громко говорить: «Какой свет? Что за свет?» – «Ну тот свет, он не солнечный, смотришь после него на солнце, и тебе кажется, что ты смотришь на тьму. Этот свет, когда нисходит, начинаешь все видеть совершенно по-другому, начинаешь видеть совсем другие вещи, разные события, состояния, настоящее, прошлое, будущее в нем», – пытался объяснить он.

Меня это так растрогало, оказалось, что я сидел между простецами, которые имели опыт, подобный святым Григорию Паламе и Симеону Новому Богослову! И, конечно, благословлял их и Литургию совершал тот самый священник, который сидел с нами. Этот простейший отец кивал головой, подтверждая: «Да, да, мы все там были, подобно...» Я очень умилился, и, конечно же, начал доискиваться, почему именно они, расспрашивая этого совершенно простого, необразованного человека.

– Скажи мне как ты живешь? (Я задал такой вопрос, так как испытал шок, который меня сопровождал потом долгие годы).

– Э, да как я живу? Бедно живу.

– Да нет, как ты проводишь свои дни? Что такого особенного делаешь?

– Я не делаю ничего особенного. Просто люблю Бога и немного терплю

– Да я не делаю вообще ничего особенного. Просто люблю Бога и немного терплю. Просто терплю.

У него было терпение, знаешь, что значит терпение? Терпение – значит твой добровольный Крест, который вмещает в свои объятия всех других людей. И в этом Кресте тебе открывается Бог.

Это было величайшим доказательством того, что исихазм является жизненным естествознанием, и не думайте, богословы, что исихазм является личным достижением, подобно состояниям в индуизме или достижением тех, которые упраздняют свою волю, чтобы видеть видения. Именно этим путем было явлено множество откровений, которых я, будучи магистром богословия, с того момента так и не сподобился, и вряд ли когда-либо сподоблюсь.

Священник Андрей Людовик
Перевел с новогореческого Димитрий Лампадист

Με παρρισσια

2 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Об одиночестве и надежде на Бога Об одиночестве и надежде на Бога
Митр. Афанасий Лимассольский
Об одиночестве и надежде на Бога Об одиночестве и надежде на Бога
Митрополит Лимассольский Афанасий
Сегодня человек ощущает ограниченность своей жизни, ни на что не надеясь, так что единственной его надеждой оказывается смерть. Он не может вынести жизнь – и потому ищет способы уничтожить себя: например, лекарствами, наркотиками, еще чем-нибудь. Он не может пережить реальность окружающего и реальность самого себя.
Причастие Фаворского света Причастие Фаворского света
Протоиерей Андрей Ткачев
Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету.
Познавать или нет Бога Познавать или нет Бога
Протоиерей Георгий Схиртладзе
Часто от христиан можно услышать такое: мы умом веруем в Господа; иные же утверждают: веруем в Бога сердцем. И всех мучает один общий вопрос: как же должно верить в Бога – больше разумом или сердцем?
Комментарии
Nino Chikobava10 августа 2015, 11:59
Напомнило притчу о трех старцах на острове, по которой снят фильм (часть трилогии "Притчи") -душой чистый и простые люди сподобились того, чего и епископам не дается за свою простоту и любовь к Господу, и , конечно, терпение всего как должного
Александр Туманов 5 октября 2014, 20:23
Терпение, величайшая добродетель и оружие ..
Владимир 4 октября 2014, 03:04
О, Боже! Плакать хочется. Как же я виноват, как же смрадно живу я пред Господом в своем бесконечном унынии, всегдашнем ропоте и повседневной житейской суете, что и надеется не могу на такое чудо!
Боже мой!
Юлия 4 октября 2014, 01:01
Где просто - там ангелов со сто!
Наталья 2 октября 2014, 21:29
Не удивляюсь, что это происходило в Греции.
ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ рассказ.
Это могут понять люди, пережившие страдания.
Это простые люди, а может просто святые....
Денис 2 октября 2014, 18:02
Спаси Господи! Сердечная простота имеет настоящую силу в себе) А если еще и приправленную добродетелями...))
Юлия 2 октября 2014, 13:00
Спаси Господи! Чудный рассказ! Познавательно! Спасибо!
2 октября 2014, 11:33
Спаси Господи за поучительный рассказ)))
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×