Италия – страна противоречивая. С одной стороны, здесь благодатный климат, замечательная природа и множество христианских святынь, среди которых Туринская Плащаница, мощи апостолов и мощи святителя Николая, столь почитаемого в русском мире. С другой стороны, жизнь в Италии несколько хаотична и не так упорядочена, как в северных европейских странах. Более того, об итальянской бюрократии говорят как об одной из самых неповоротливых. В религиозном плане государство достаточно однородное: подавляющее большинство итальянцев исповедует католицизм, причем влияние Католической церкви определяется не только религиозностью населения (особенно на юге страны), но и самим фактом расположения центра католичества – Ватикана – на территории Итальянской Республики.
Вместе с тем на Апеннинском полуострове неуклонно растет число православных общин. На первом месте, опережая другие юрисдикции, находится Румынская Православная Церковь: именно в Италии сформировалась самая большая в Европе румынская диаспора. Румынский и итальянский языки похожи: румыны хорошо понимают итальянскую речь. Сходство языков, а также получение права на свободное проживание и трудоустройство в Италии и других странах ЕС (после вступления Румынии в Евросоюз 1 января 2007 года) стали основными причинами, которые привели к значительному росту румынской эмиграции. Мигранты создавали новые приходы: Румынская Церковь в Италии выросла от 30 общин в 2004 году до 203 в 2014-м, причем общины расположены как в крупных центрах, так и в небольших городах. В Италии также находятся четыре монастыря Румынской Церкви и три скита. Среди священников – румыны, молдаване и несколько итальянцев.
Административно Румынская Церковь в Италии организована в Итальянскую епископию, которой управляет епископ Силуан (Шпан). Резиденция епископа расположена в южной части Рима, у границы города. Ближайшая железнодорожная станция – Санта Паломба – находится в нескольких километрах. Здесь уже ничего не напоминает о мегаполисе: вокруг зеленеют оливковые деревья, а в отдалении, в горах, находится летний дворец папы Римского. Кроме резиденции епископа, на участке к югу от столицы разместился небольшой женский монастырь – в нем подвизаются три монахини.
– Мы приобрели этот участок земли в 2008 году, – рассказал мне архимандрит Афанасий (Руснак), викарий владыки. – Средства на покупку были выделены правительством Румынии по просьбе нашей Патриархии. Это единственный пример, когда румынское правительство помогло нашей Церкви в Италии.
Отец Афанасий беседовал со мной по благословению владыки – так получилось, что во время моего краткого приезда в Рим епископа Силуана не было в городе. Батюшка показал обширную территорию резиденции и монастыря, небольшой огород, пасеку и курятник. Сам отец Афанасий живет в Италии с 2008 года. Уроженец Кишинева, он получил высшее светское образование в Лионе (Франция), затем три года работал в Париже инженером. Богословское образование получал в Свято-Сергиевском институте в Париже и Университете Сибиу (Румыния). В сан священника рукоположен в апреле 2009 года.
В епархии Румынской Церкви к истинной вере ежегодно приходит около 100 итальянцев. Весомая цифра для страны, где очень сильны католические традиции.
Мы говорили с отцом Афанасием о разном: о его собственной жизни, о развитии епархии и, конечно, о судьбах Православия в Италии. Первая румынская община появилась в этой стране в 1975 году – в Милане, вторая – в 1978 году, в Турине. Затем открылись общины во Флоренции, Бари, других городах. Общины росли не только благодаря румынской диаспоре: к Православию также присоединялись итальянцы, хотя их было немного. Сейчас в епархии Румынской Церкви к истинной вере ежегодно приходит около 100 итальянцев. Весомая цифра для страны, где очень сильны католические традиции.
– Мне вспоминается один интересный пример, – рассказывает батюшка. – Итальянец вначале получил образование в своей стране, а затем поехал в Румынию, писать докторскую диссертацию, посвященную отцам Церкви. В ходе исследований он увидел, что заблуждается в некоторых богословских вопросах. Придя к патриарху Феоктисту, этот итальянец сказал, что хочет принять Православие, потому что понял, что Православие – это истинная религия. Вернувшись в Италию, он стал священником и замечательным миссионером.
– Католики проявляют всё больше интереса к Православию, восхищаются нашим богослужением, – подчеркивает отец Афанасий. – Например, они видят, что наши священники ходят в подрясниках, и с радостью замечают: «У нас тоже было такое – до Второго Ватиканского собора». В католических храмах появляются иконы, хотя раньше их практически не было. Католики осознают, что в их церкви произошли ненужные упрощения, а потому с симпатией смотрят в нашу сторону. Они говорят: «Мы узнаём в Православии самих себя».
Продолжая свой рассказ, отец Афанасий повествует, как изменилась жизнь православных в Италии за последние десять лет. Кроме численного роста, одно из главных событий – официальное признание в 2011 году итальянским государством румынской епархии. Епархия получила статус юридического лица и все вытекающие из этого привилегии, включая признание статуса священников и возможность освобождения от некоторых налогов. Момент этот очень важен: приходы, как правило, не получают поддержки извне, а потому вынуждены полагаться только на тарелочный сбор и пожертвования за свечи и записки. Многие священники трудятся на светской работе, так как у приходов нет возможности их содержать.
– Тем не менее, мы находим возможность помогать нуждающимся. Например, помогаем семьям, особенно в Румынии, – говорит отец Афанасий. – Ведь и в этом есть призвание Церкви – в помощи ближнему, в социальной работе. Мы учимся социальной работе у католиков. К сожалению, в странах, где господствовали коммунистические партии, традиция социальной работы Церкви была в немалой степени утеряна из-за жестких ограничений правящего режима. Теперь мы эту традицию восстанавливаем. Люди относятся с пониманием, помогают нам. К примеру, в наши храмы приходят женщины, многие из которых трудятся здесь уборщицами или присматривают за пожилыми людьми. Они видят наши усилия и говорят: «Я дам вам 10 евро, пожалуйста, помогите детям». Эта помощь идет и в Италию, и в Румынию. Вот конкретный пример: с сентября 2013 года до июня 2014-го наша епископия оказала помощь 430 детям из Италии, Румынии и Молдавии.
В итальянском же случае тревожным показался другой момент: румыны практически не строят православные храмы. Как правило, арендуются (или покупаются) католические церкви или другие помещения, где можно проводить службу. Только в семи городах – Монкальери и Кивассо (вблизи Турина), Остии и Гуидонии (вблизи Рима), Бари, Вероне и Брешии – идет храмостроительство. Это, конечно, крайне мало, особенно на фоне многочисленности диаспоры и большого числа приходов.
Как показывает практика других европейских стран, выживают, как правило, приходы, имеющие свои здания.
Безусловно, построить церковь всегда непросто – не только из-за финансовых проблем, но и из-за организационных трудностей. Вместе с тем, как показывает практика других европейских стран, выживают, как правило, приходы, имеющие свои здания. Более того, православный храм может нести определенную миссионерскую функцию. Миссия также может быть улучшена за счет взаимодействия с другими юрисдикциями, пусть не столь влиятельными и многочисленными. Как справедливо отметил отец Афанасий, «нам нечего делить», ведь православные, невзирая на языковые и календарные особенности, едины в исповедании своей веры. Наверное, это единство особенно важно в стране, где расположен центр другой конфессии и где православная традиция, несмотря на доброе расположение части католиков, вполне может столкнуться с иным, менее добрым и более враждебным отношением к себе.