21 сентября престольный праздник в одном их храмов Киево-Печерской лавры. Храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, больше известен под другим названием — «академический». Почему жизнь студентов Киевских духовных школ сосредотачивается на этом месте, есть ли у современных студентов шанс достигнуть святости? На эти и другие вопросы портала портала Православие.Ru отвечает Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии, митрополит Антоний (Паканич).
— В Киево-Печерской Лавре много церквей. Почему храм в честь Рождества Богородицы стал студенческим или, как его называют, «академическим»?
— В советское время храм был закрыт, после открытия его восстановили и заново расписали. С возрождением Киевской духовной семинарии в начале 1990-х годов, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение сделать этот храм семинарским. С тех пор здесь служит академическое духовенство, несут послушание воспитанники духовной школы.
Кроме того, ежедневно в храме Рождества Богородицы совершаются богослужения, за которыми служат студенты в священном сане, поют и читают семинаристы и академисты. Храм является средоточием академической жизни, ведь молитва — это главная богословская наука, без которой любое знание не будет иметь никакой пользы.
Историческая справка: Считается, что церковь Рождества Богородицы стоит сейчас на том месте, где в древности находились надземные деревянные строения монастыря. Однако, это не так — с тех пор ничего не осталось, после многочисленных разорений обители. Вначале храм был деревянным, но в 1696 году на пожертвования белоцерковского полковника Константина Мокиевского на его месте выстроили каменную трехкупольную церковь. Позднее, в 1767 году, по четырем углам храма были сооружены пристройки, увенчанные дополнительными куполами. Внешнее убранство храма стало более декоративным, барочным.
В 1784 году был установлен новый деревянный иконостас в стиле рококо, вместе с роскошными Царскими вратами, выполненными мастером Г. Чижевским. Весили они более двух пудов, сделаны были из золоченого чеканного серебра. На одну их позолоту ушло 66 червонцев. К сожалению, после революции эти врата были вывезены заграницу и сейчас украшают коллекцию лондонского музея «Сомерсет хаус».
Храм расписывался несколько раз. Первые росписи до нас не дошли, в 1817 году роспись была осуществлена киевским художником Иваном Квятковским. К сожалению, эта живопись очень пострадала в годы Великой Отечественной войны. Находившийся после войны в плачевном состоянии храм был капитально отреставрирован в 1966–1970-х годах. Живопись интерьера выполнена уже в наше время. Ныне храм снова в лесах — проводится реставрация внешнего убранства.
Возле храма расположено кладбище обители, где похоронены братия монастыря и мирские лица, в том числе участники войны 1812 года. Среди них три генерала: генерал от инфантерии Афанасий Иванович Красовский (1780–1849), генерал от инфантерии Паисий Сергеевич Кайсаров (1783–1844), генерал-фельдмаршал князь Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен (1752–1837). Кстати, их портреты находятся в Военной галерее Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.
На этом кладбище 7 июля был похоронен Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
— Здесь же находится икона Собора святых Киевской духовной академии. Не могли бы вы сказать несколько слов об этой иконе?
— Икона Собора святых Киевской духовной академии появилась совсем недавно. Решение о ее написании было принято на Ученом Совете КДА и благословлено Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Торжественно освятили мы эту икону в Академическом храме 7 ноября 2012 года.
За почти четырехсотлетнюю историю Киевской духовной академии из ее стен вышло множество выпускников. Киевская академия за это время испытала и расцвет, и закрытие, и возрождение. Но свою основную задачу — воспитание истинных богословов, для которых наука о Христе является не отвлеченным знанием, а реальным содержанием жизни — она выполняла всегда.
Плод такой жизни — это святость. Из Киевских духовных школ вышло много молодых людей, ставших впоследствии Предстоятелями Поместных Церквей, архиереями, священнослужителями, церковными учеными.
Самое главное, что среди выпускников нашей Академии есть святые
Но самое главное, что среди выпускников нашей Академии есть святые — они и изображены на этой иконе. Подчеркнуть особую связь с горним миром, которая осуществляется через молитвенный опыт Церкви, не менее важно, чем преемственность поколений и сохранение духовной традиции.
Сегодня наши студенты имеют своих особых покровителей, они могут молиться тем святым, которые прошли такой же путь семинарской жизни, как и они, обращаться к ним за помощью в своих житейских проблемах, а самое главное — брать с них пример и подражать их праведности.
— Есть ли шансы у современных студентов стать святыми?
В этой жизни мы либо идем к Богу, либо погибаем
— Путь духовной жизни и служения Богу — это не просто шанс стать святым, но обязательная задача, которая стоит перед каждым из нас. В этой жизни мы либо идем к Богу, либо погибаем. Третьего не дано.
Сам Господь определяет для нас главную цель земной жизни: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Стремление к этому совершенству, решимость следовать за Христом, готовность отказаться от всего, что мешает нам быть с Богом, и определяет путь святости, который открыт и доступен для каждого человека на земле.