Мосул, 3 сентября 2014 г.
Продолжается массовый исход христиан из иракской провинции Ниневия, вот уже несколько месяцев пребывающей под контролем боевиков "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Всех беженцев, разбросанных по разным городам и областям республики, объединяет одно – желание вернуться на свою малую родину.
Более тридцати трех христианских семей нашли временный приют в Басре, находящейся на юго-востоке страны.
Несмотря на решение правительств многих европейских государств упростить процедуру получения политического убежища для граждан Ирака, большая часть басрийских беженцев исполнена решимости вернуться в Мосул и близлежащие к нему города и деревни.
"Мы носители умирающей ассирийской культуры, и единственная наша мечта – вернуться домой" – уверенно заявляют журналистам многие ниневийцы.
На днях, выражая свою солидарность со страдающими согражданами и братьями, жители Басры организовали многотысячное шествие, на котором резко осудили последнюю резню, устроенную такфиристами в Сабаикире. Потребовав от властей Ирака "восстановить справедливость" и "покарать преступников", басрийцы подчеркнули необходимость детального, международного освещение локальных событий.
Мою дочь забрали… Наш священник обещал организовать ее поиски, но до сих пор я не знаю, где она
"Все это – не просто единичное преступление; это – геноцид против нашего народа" – отметила присутствовавшая на мероприятии известная правозащитница Джихан аз-Зубайди.
Беженцев из Ниневии встречает и центр "Шилама", отстоящий в десяти километрах от иракского Эрбиля – здесь под защитой властей Курдистана проживает более ста христианских семей. Семидесятипятилетний Хабиб Аййуб, недавно прибывший в центр, рассказывает журналистам о своей трагедии – взятии в плен боевиками ИГИЛ его дочери, единственной родственницы.
"Моя замужняя дочь несколько лет жила в Турции – рассказывает Хабиб, - и вернулась в Ирак только для того, чтобы забрать меня с собой. Ее приезд совпал с установлением власти ИГИЛ в Хамдании; поэтому мы и сбежали в Мосул, где четыре дня прятались у одного нашего друга-мусульманина. Тем не менее, мы не нашли жилья, а потому и вернулись в Хамданию. Там ИГИЛ, по своему обычаю, через громкоговорители под страхом смерти обязало всех христиан собраться у одной из мечетей – и это несмотря на то, что в своих домах остались только старики и женщины!.. Но нам не оставалось ничего другого, как пойти туда. Нас грубо рассадили перед какой-то мечетью, отняли все документы, деньги и драгоценности, а мою дочь забрали… Наш священник обещал организовать ее поиски, но до сих пор я не знаю, где она".
Мубхидж Бахнам, христианин из Мосула, говорит о том, что не понимает, как они выживут зимой.
"Как вы сами видите, жить в изгнании тяжело, - начинает он. – Это при том, что сейчас лето; что же будет зимой? Мы вынуждены требовать ото всех, кто имеет хоть какую-то власть: пожалуйста, до начала зимы освободите землю Ирака от ИГИЛовцев и верните нам наших сестер, жен и матерей, ими украденных! Сам я в пятый раз покидаю Ниневию; в Мосуле остались две моих лавки и дома со всем моим имуществом, впоследствии наверняка разворованным. Но что делать? Мы не можем и не хотим оставить эту землю – да и наши пастыри наказали нам держаться нашей земли".
Со своей стороны опасения беженцев подтвердил и чиновник правительства Курдистана, доктор Диндар Зибари. На пресс-конференции, организованной несколько дней назад в Эрбиле, Зибари заявил:
"Мы вновь и вновь повторяем одно и то же: с таким мизерным финансированием мы не сможем удовлетворить всех нужд беженцев – тем более что их число с каждым днем только увеличивается. На сегодняшний день Багдад не выделил ни одного доллара для поддержки граждан, бежавших из зоны боевых действий. Но и открыв двадцать новых лагерей мы не решим проблему – необходимо активное политическое урегулирование конфликта со стороны властей республики".
Так или иначе, но власти Курдистана и международные правозащитные организации делают все возможное для обеспечения кровом христиан и йезидов, спасающихся от рук радикалов. Так, спикер Комитета по делам беженцев Наталия Брокопа объявила о завершении строительства пяти центров помощи жителям Ниневии из числа двенадцати заложенных летом.