Борьба за пост

    

Для чего нужен пост? Такой простой вопрос может поставить, оказывается, в тупик.

Пост нужен для духовной зоркости. Так ответят не только православные, но и верующие разных религий, в которых используется методика концентрации внимания. Чтобы молиться без развлечения, нужно иметь нерассеянный ум. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Намереваясь принести Богу молитвы, отвергни все помышления и попечения земные». Собрать ум в одну точку – вот цель православной аскетики, христианского подвига.

Для того, чтобы молиться внимательно, разные святые отцы советуют совершать разные действия. Очевидно, это происходит оттого, что разным людям помогают в болезнях телесных и духовных разные лекарства. Кто-то рекомендует перед молитвой почитать духовную книгу или заняться богомыслием, чтобы настроить себя на общение с Господом, кто-то – совершить несколько земных или поясных поклонов. Святитель Игнатий пишет: «Перед начатием вечернего правила особенно полезно положить посильное число поклонов: от них тело несколько утомится и согреется, а сердцу сообщится чувство благочестивой печали». Происходит это потому, что душа неразрывно связана с телом, и если тело несет подвиг, то и душа ему сочувствует. Отсюда так велико влияние телесного поста на состояние души.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Едва встанет пресыщенный или насытившийся на молитву, сонливость и леность нападают на него…»

«Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость и потому служит также приготовлением к молитве. Невоздержание чрева соделывает тело тяжелым, дебелым, ожесточает сердце, потемняет ум множеством испарений и газов, восходящих из желудка в мозг. Едва встанет пресыщенный или насытившийся на молитву, сонливость и леность нападают на него, множество грубых мечтаний рисуются в его воображении, сердце его неспособно прийти в умиление», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Истинность этих слов, я думаю, каждый испытал на себе. Пост облегчает борьбу со страстями и греховными наклонностями, некоторые из них и вовсе не победить без воздержания.

    

В глубоком влиянии поста на душу заключается смысл говения перед Причащением. Тут же кроется и цель установления Церковью нескольких многодневных постов.

Как известно, мы имеем четыре многодневных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Издревле известен лишь один из них – Великий. Остальные посты добавлялись в ходе развития церковной практики. Что сейчас для нас значат две-три недели поста? Это намек на то, что нужно как-то вырваться из привычного суетливого круга мирских обязанностей, освободить время для Бога. И первым символом этого освобождения от обязанностей и установлений века сего является отказ от пищи. Как и сейчас в знак протеста люди устраивают голодовки, так и наш пост – знак протеста против владычества сатаны над нашим телом. Желудок – тот орган, желания которого невозможно игнорировать. Невозможно жить без еды. И когда мы отказываемся от еды, то удостоверяем, что «не хлебом единым жив человек» (Втор. 8: 3) и что «наша жизнь на небесах» (Флп. 3: 20) , а не в желудке.

Именно в дни поста ярче всего осознаешь свое христианское жительство. Поэтому для многих постные дни – оазисы чистоты и правды.

Всем, наверное, знакомо чувство облегчения, с которым входишь в пост. Да, это где-то неудобства, где-то тяжесть, а где-то и вовсе подвиг. Но именно в дни поста ярче всего осознаешь свое христианское жительство. Поэтому для многих постные дни – оазисы чистоты и правды.

Сейчас появляется много предложений о церковной реформе, и если некоторые из них звучат еще более-менее разумно, то иные поддерживать никак нельзя. Например, можно согласиться с мыслью, что для людей, часто причащающихся, допустимо сокращать подготовительный пост перед Причащением. Скажем, если человек не постится никогда и причащается раз в год, то нормальная подготовка для него – поститься весь Великий пост. Если же человек постится во все посты и причащается каждый месяц – срок говения перед Причастием сжимается до трех дней. Если же человек причащается каждый день – то постится только в установленные Церковью посты. Эти тезисы были озвучены, например, комиссией Межсоборного присутствия в проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению».

Однако совсем легкомысленно восставать против количества многодневных постов. Например, архимандрит Савва (Мажуко) пишет в статье «Борьба с постом: есть ли выход?», что воцерковленным людям можно и не соблюдать Петров пост, поскольку он изначально был установлен для людей, у которых не было возможности соблюдать Великий пост. Этот факт известен из «Апостольского предания» святого Ипполита Римского (III в.). Конкретно святой Ипполит говорит: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». Честно говоря, из этого текста сложно заключить, существовал ли до этого обычай поститься после праздника Пятидесятницы.

Например, в «Апостольских постановлениях» (составлены в IV в. или ранее) написано: «После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после послабления». То есть в древности во многих местах существовала традиция, по которой пост среды и пятницы отменялся не только в течение Светлой недели, но аж до праздника Святой Троицы, то есть Пятидесятницы. Остаток этой традиции – отмена земных поклонов от Великого четверга до дня Святой Троицы. Естественно, что после такого длительного праздника и послабления необходимо было усилие, чтобы снова взять себя в руки. Именно с этим и связывают многие литургисты смысл установления Петрова поста (раньше он даже назывался «пост Пятидесятницы»). В нашей традиции мы отменяем пост среды и пятницы только на Светлой неделе – и слава Богу. Ведь если честно, так трудно после нее войти в обычный молитвенный и постный режим. Поэтому так неохота после Троицкой сплошной недели начинать пост. Но если бы его не было, начать Успенский или Рождественский пост было бы еще труднее, не правда ли? Так устроена падшая человеческая природа, что мы тяжело привыкаем к стесненным условиям жизни и моментально – к комфортным.

    

Так же странно звучит мысль сократить посты. Мы обычно ссылаемся на то, что у нас другой ритм жизни, другие нагрузки и труды. Да, действительно, ритм совсем другой. Если раньше почти каждый человек работал весь день на природе, находился в состоянии, близком к созерцанию и умиротворению, что ему стоило от созерцания творения Божия обратиться к молитве и созерцанию Творца? Гармония природы и неверующего человека может привести к вере и славословию Господа. У нас же такая жизнь, что горожанин и звезды на небе ночью не видит, голова разрывается от блуждания мыслей по всему миру, глаза болят от экрана монитора – где уж тут включиться в молитву?! Да нам перед молитвой надо час-два отходить от ритма нашей «выдающейся» техногенной цивилизации, чтобы настроиться на молитвенный лад. Как же пост сокращать, если мы и за две недели не можем никак начать его в полной мере? А еще можно вспомнить, как питались наши предки. Это у нас каждый день вне поста на столе и колбаса, и молоко, и сладости. Я вспоминаю 1980-е годы: и тогда далеко не каждый день мои родители могли себе позволить приготовить для семьи мясное блюдо. А что же крестьяне XIX или XVIII века? Да они мясо видели только по праздникам. Да и молоко в хозяйстве, где одна корова, круглый год не увидишь. Мы по сравнению с нашими прадедами просто жируем. И их ручной труд был на порядок тяжелей, чем наш – автоматизированный. Какой у нас домашний труд? Закинул вещи в стиральную машину, включил пылесос, зажег котел. Захотел помыться – открыл кран. Просто невообразимый расход сил! Да, сельские жители и сегодня не избавились полностью от ручного труда, но, чай, простыни в речке уже никто не полощет. То у деревенского жителя мотоблок, то минитрактор, а про бензоинструмент я и вовсе молчу.

Так в какую сторону меняется наша жизнь? В тепличную. Так почему же мы должны меньше поститься? Вероятно, только потому, что похоти у нас развились намного больше, чем у наших отцов и дедов.

Святитель Афанасий (Сахаров): «Всё то, что заключается в Типиконе… является плодом… целожизненных молитвенных подвигов лучших сынов Церкви».

Да, устав, которым мы пользуемся, – монашеский. Но это не значит, что придумали его на досуге пара монахов за бутылкой кагора. Как говорят инструкторы по вождению автомобиля, на каждом месте, где стоит дорожный знак, произошла авария. Место установки каждого знака полито кровью, поэтому необходимо соблюдать правила дорожного движения, чтобы не пролилась новая кровь. Правила, установленные Церковью, так же важны, как и правила дорожного движения. Отцы, составившие их, просто поделились своим опытом, объяснили, что соблюдая это – будешь иметь больше шансов на выживание. Вот как пишет выдающийся литургист XX века святитель Афанасий (Сахаров): «Всё то, что заключается в Типиконе и богослужебных книгах, в большинстве является плодом иногда целожизненных молитвенных подвигов лучших сынов Церкви, великих угодников Божиих, неусыпных молитвенников, для которых молитва составляла всё в жизни, которые за молитвой забывали о пище, о сне, об окружающих врагах и мучителях, которые свое богослужение и молитвенное правило оканчивали в засыпаемых катакомбах, в подожженных со всех сторон храмах, на пути к месту казни… Сии святые делатели молитвы опытно познавали, как легче и прямее достигнуть спасительнейших и сладостнейших плодов молитвы… Так слагался наш Церковный Устав, который наши старые русские книжники не без основания называли “Книгой богодухновенной”».

Отцы Первого Вселенского собора Отцы Первого Вселенского собора
    

Посмотрите на участников святых Соборов, на которых не только утверждались догматы веры, но и принимались дисциплинарные правила, следовать которым мы стремимся и сейчас. Кто там заседал? Живые чудотворцы, исповедники, общепризнанные праведники. Так, на I Вселенском Соборе присутствовали святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Николай Мирликийский, святитель Афанасий Великий, преподобный Павел Неокесарийский, святой равноапостольный Константин Великий и другие святые отцы. И так было всегда. Просвещенные Духом Святым, эти отцы изрекали поучения не от себя и не от своего знания, но руководствовались волей Божией. Ныне же все мы – образованные и эрудированные, но вот кто же из нас может похвастаться тем, что знает волю Божию? Святитель Спиридон Тримифунтский на Соборе в удостоверение своей правоты сотворил чудо, а как же мы?

Мы используем Устав, составленный преподобным Феодором Освященным. Конечно, он монашеский, поскольку в монашестве реализовалось совершенство христианской жизни. И Устав монашества стал идеалом для всех: и для иноков, и для мирян. Идеал – он в принципе недостижим в любой сфере. Идеал в христианстве – Сам Господь, ибо Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Но разве это повод говорить: «Нет, планка заповедей блаженств сильно высока для современности, поэтому нужно ее понизить»? Так и с постом и молитвой. Если правильное пощение для нас, как кажется, недостижимо, разве это повод для понижения требований? Не церковный свод нужно прогибать под себя, а самому тянуться к церковной мере. Если можно было соблюсти правильный пост в XVIII, XIX и XX веках (я не говорю о еще более раннем времени), то можно и в XXI. Что изменилось? Что отличает монаха палестинской лавры от монаха Свято-Никольского гомельского монастыря? Или женатого программиста из Петербурга от женатого письмоводителя императора Константина Великого? У него другое тело? Другая физиология? Их отличает только покрой одежды и характер труда. Грехи и страсти, а также борьба с ними не меняются тысячелетиями от сотворения мира. И в нынешних условиях мы нуждаемся не в послаблении и без того комфортной жизни, а скорее наоборот.

Я не монах, а женатый священник, поэтому могу спокойно рассуждать и о супружеском посте. Есть много вопросов, которые касаются смешанных браков: один из супругов воцерковленный, второй – неверующий или невоцерковленный человек. Тут, конечно, верующий должен уступать своей второй половине, но и то – с рассуждением. Если же оба воцерковлены – в чем проблема? Гложет тебя похоть – ищи причину. Она может быть случайная: съел лишнего, посмотрел то, чего не стоило смотреть, и т.д. Может быть и постоянная: например, услаждение блудными помыслами. Нашел причину – работай в этом направлении. А то у нас, бедных немощных христиан последних времен, всё не то и не так, дайте нам на всё послабление. И врата, врата пошире в Царство Небесное! Чтобы не просто спокойно войти, а на джипе въехать можно было!

Нарушение поста должно быть поводом для сокрушения и покаяния, но покаяние – это вовсе не печать вины на лице верующих.

Нарушение поста должно быть поводом для сокрушения и покаяния, но покаяние – это вовсе не печать вины на лице православных верующих. «Вот, Господи, ты видишь мою слабость в этом – прости меня и помоги исправиться» – это самое что ни на есть постовое ощущение. Если же нам предоставить «смягченные» правила поста и мы будем их легко соблюдать, не станет ли это, наоборот, поводом к самомнению? Текущие установления таковы, что даже если их соблюдешь в полноте, то с таким подвигом и изнеможением, что ни о какой гордости не может возникнуть и мысли. А как тогда? Ведь вполне возможно, что, раз опустив планку требований, наша человеческая натура не успокоится на этом, и планка будет опускаться всё ниже и ниже, пока мы не дойдем до уровня протестантов. У них вообще нет никаких трудов и безмятежное счастье на лице. А почему бы не быть счастливым? – Ничего делать не надо, а спасение гарантировано! Красота! Но набатом для таких людей звучат слова апостола Иакова: «И бесы веруют, и трепещут», – а в геенну пойдут, и «вера без дел мертва» (Иак. 2: 19, 26).

Раз опустив планку требований, наша натура не успокоится на этом, и планка будет опускаться всё ниже и ниже…

Первые же дела веры – пост и молитва. Потщимся же, братия и сестры, каждый нести свой подвиг по мере сил. Какие есть у нас оправдания? Их нет пред лицом Божиим. Единственное оправдание оговорено Уставом: если кто слаб здоровьем. А остальное: режим дня, труд, условия внешние и внутренние – лишь поблажка нашему похотению, от которого да поможет всем избавиться Пресвятая Богородица, ради Которой мы ныне постимся.

Священник Сергий Бегиян

25 августа 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пост ради Божией Матери Пост ради Божией Матери
Пастыри об Успенском посте
Пост ради Божией Матери Пост ради Божией Матери
Пастыри об Успенском посте
Хочется, чтобы люди понимали, ради Кого они постятся. Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха.
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игум. Нектарий (Морозов)
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игумен Нектарий (Морозов)
«Вся чисто чистым» (Тит. 1, 15). А почему мы так уверены в своей чистоте? У нас есть для этого какие-то серьезные основания? Вряд ли. Тогда откуда уверенность в другом – в том, что нарушение церковного установления о посте не принесет вреда нашей душе?
Значение поста по отношению к бесам Значение поста по отношению к бесам
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Значение поста по отношению к бесам Значение поста по отношению к падшим духам
Поучение в четвертую неделю Великого поста
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Падший ангел, приступая к постящемуся человеку, уже не видит того вещественного преобладания, которое ему вожделенно и нужно.
Комментарии
Дмитрий 9 декабря 2015, 14:03
Батюшка, а вы лично сколько перед Причастием поститесь?
тамара 8 ноября 2015, 21:45
о. Сергий,пишите,учите нас грешных и маловерных,которые всё ищут себе оправдание в своих грехах,ленивых,нерадивых.Господь каждого управит,если найдёт нужным для спасения его души.
Валентина30 октября 2015, 16:39
Валентина:Очень хорошая статья. У кого есть уши, услышит. У кого нет, начнет мудрить и придумывать то, что батюшка даже не подразумевал.
Алексей 6 октября 2015, 21:40
Спасибо Вам батюшка, правильные слова Ваши.
священник Сергий Бегиян29 августа 2014, 22:44
Дорогой Виталий! Хочется вам напомнить, про догмат непорочного зачатия Девы Марии в католичестве. Католики говорят, что Иоаким и Анна зачали Деву без похоти - непорочно. Православные отказываются от этого мнения и утверждают, что непорочно мог быть зачат только Сын Божий, поскольку Он зачат сверхъестественно.
Похоже вы в своих заблуждениях переплюнули не только католиков, но и протестантов - у вас непорочное соитие с женой в семье. Поздравляю! Советую почитать вам Псалтирь, может слова псалма "Во гресех роди мя мати моя" вас наведут на какие-то размышления.
В отношениях между мужем и женой вне поста всегда есть элемент греха, потому что они рождаются от страсти - и испорчены как и все в этом падшем мире.
Конечно, во всех рассуждениях о посте делается ацент на усмирении плоти. А как иначе усмирять дух, не борясь с плотью? Что святые отцы были дурнее нас, что несли великие подвиги поста, чтобы преодолеть грехи и страсти? Назовите хоть одного святого, который не постился. Просветите нас ортодоксальным православием, сделайте милость.
Я бы вам советовал, Виталий, меньше критиковать священство, а больше заниматься самообразованием.
Виталий29 августа 2014, 20:03
Ну и про любимый супружеский пост, обязательную необходимость которого так ни у кого и не получилось подтвердить
Вот в упор не пойму - с какой стати у многих батюшек супружеские отношения ассоциируются с похотью? А если так - неужто не в пост похотью можно заниматься? :)
А если у меня не похоть - тогда как? Почему нельзя?
А почему есть все же можно, а близко общаться с супругом - совсем нельзя? Как так?

Мне кажется, что всеми такими странными советами и мнениями люди только отдаляются от православия и Господа и делают и переживают не за то, за что нужно

Попадет такой человек на небо, а там его спросят: ну как ты жил, чего хорошего сделал? А он: мясо не ел, будь оно проклято, голодал до посинения, жену не целовал (чтоб эти бабы.... все время о них думаю), и т.д и т.п. В общем я примерный христианин! :-)
Виталий29 августа 2014, 20:01
Ольга:
Почему-то очень часто, в рассуждениях о посте, акцент делается на усмирении плоти....

А я поддержу.
Пост для подавляющего большинства православных стал полностью равен диете: самое главное - не съесть запрещенного. Причем это возведено в такую степень, что люди боятся попробовать "запрещенный" продукт, даже если скажем надо снять пробу, чтобы угостить тех, кто не постится - как будто это яд.
И все разговоры о посте крутятся вокруг еды - абсолютно все.
Хотя известный старец говорил: ешьте что хотите, только друг друга не ешьте


По поводу молитвы на голодный желудок
А если мне тяжелее наоборот, на голодный чем на сытый?
И это чего и как надо нажраться, причем прямо перед молитвой, чтобы вообще ни о чем не соображать?
Зачем всех под одну гребенку?

Evgeniy28 августа 2014, 17:17
Отличная статья, спасибо большое !
Вячеслав28 августа 2014, 13:46
Лизе. Зачем стоять с каменным лицом и сжав зубы? Можно просто несколько раз дать понять что Церковь не место капризов, что перед Причастием надо потерпеть. И всё, несколько раз, потом ребенок привыкнет. И запрещаете то вы ребенку вести себя по дурацки, а не что-то иное.
Ольга27 августа 2014, 17:03

Не бывает случайностей ведь поистине. Так смутила накануне прочитанная статья арх. Саввы Мажуко, и вот, пожалуйста, находится эта статья. Спаси Господи!
Лиза27 августа 2014, 16:39
НН: в каком состоянии находится моя душа, знает Господь Бог и духовник. Не нужно много на себя брать. Я вам также очень сочувствую, помоги вам Господь.
НН27 августа 2014, 12:47
Лиза:
..." А нам часто дать совсем нечего, а только можем запретить, стиснуть зубы и стоять с каменными лицами"...

Это сильно... Может, тогда и не надо каждую неделю в храм ходить, а тем более, причащать ребёнка в таком состоянии вашей души? И как же Вы сами причащаетесь? Простите, на вампирство похоже... живете за счет детей.
Служба, а тем более принятие Святых Христовых Таин, должна быть в РАДОСТЬ, на худой конец - не обременение, а для Вас и ваших детей получается ОБЯЗАЛОВКА и каторга... Страшно... Может, пропустить сознательно, потом пожалеть об этом, себя поругать, а в следующий раз в храм на крыльях лететь?
Простите, понимаю, не моё дело - советы давать, на то у Вас духовник есть (или любой священник), но меня это поразило... У каждого свой опыт, у меня тоже не всё гладко было. Теперь точно знаю, что нельзя "перекармливать" детей службами и приучать к тому, что ПРИЧАСТИЕ (прости, Господи)-это как кашу на завтрак съесть - очень большой риск, что в подростковом возрасте Вы их в храм не затянете. Да, вот ещё: в начале Господь нам даёт столько благодати, что мы всё делаем легко и просто... А потом, когда эта "порция" уменьшается - всё приходиться делать самим, выкладывая всю душу. Конечно, с помощью Божией. Не опускайте рук - всё образуется, Господь своих не оставит, обязательно поможет. Помощи Божией и крепости сил. Простите! Ни коим образом не хотела Вас обидеть, посочувствовать - да.
Лиза27 августа 2014, 09:53
Вячеславу: Вячеслав, мы тоже причащаем детей с рождения. И естественно, я говорю им, потерпите, уже совсем скоро. Я говорила совсем не об этом. Когда я только пришла в Церковь, я чувствовали такую Благодать и Любовь Господа, что слова "запретите ему" тут и рядом не стояли, а скорее " дайте ему" любовь, тепло, тогда и силы будут. А нам часто дать совсем нечего, а только можем запретить, стиснуть зубы и стоять с каменными лицами. Вот и все!
Надежда26 августа 2014, 22:44
Надо стремиться исполнить, а не ослабить пост.Если старался, но не получилось -это одно, а если просто не захотел потрудиться -это совсем другое. Статья понравилась.
Светлана26 августа 2014, 14:20
Отец Сергий, спасибо за замечательную статью! Пишите, пожалуйста, почаще, Ваши статьи очень точные, правильные, и очень помогают и отрезвляют! Спасибо!
НН26 августа 2014, 13:02
Ольга:
..." Разговоры о недопущении физических излишеств уводят в сторону от истинного значения поста, сужают его суть. Если человек съел сдобную булочку – всё, нет ему прощения. А если он булочки не ест, но при этом «любви не имеет» - он молодец, пост соблюдает. Больше надо говорить о любви к людям и добрых делах, а не о колбасе и молоке"...

Истинное значение поста у о.Сергия обозначено очень четко, странно, что Вы этого не увидели.
Разговоры о физических излишествах ПОМОГАЮТ нам не забывать, что излишества уводят нас от истинного поста.
Про булочку и "любви не имеет" - Ваши слова, у батюшки этого нет. О любви к людям и добрых делах помнить и говорить надо ВСЕГДА, а не только в дни постов.

Статья хорошая. На мой взгляд, написана очень доходчиво, особенно полезна неофитам.
Другое дело, что всё это знаешь и понимаешь, а вот выполняешь далеко-далеко не всегда. Маловерие - вот тот грех, который препятствует не только постам, но и всей христианской жизни... У меня второй пост, извините, на смарку - Украина вместо всех молитв. И утром, и днём, и на сон грядущий... Простите.
Вячеслав26 августа 2014, 10:50
Лизе.
Ну так запретите ему ныть. У меня дочери 4 года. Причащаем её с рождения. А мы с ней, без матери стали с 2 лет ездить. И ничего спокойно воспринимает каких-то несколько часов без еды до причастие.
Ольга26 августа 2014, 00:09
Почему-то очень часто, в рассуждениях о посте, акцент делается на усмирении плоти: не есть животную пищу, воздержание от вредных привычек и т.п. Вот и эта статья не исключение. И фото с постными продуктами. Как будто это главное. Разговоры о недопущении физических излишеств уводят в сторону от истинного значения поста, сужают его суть. Если человек съел сдобную булочку – всё, нет ему прощения. А если он булочки не ест, но при этом «любви не имеет» - он молодец, пост соблюдает. Больше надо говорить о любви к людям и добрых делах, а не о колбасе и молоке. Не раз слышала от прихожан вопрос «А ты постишься»? Понятно, какое понимание поста они вкладывают в этот вопрос. А все из-за того, что много пишут о том, как питаться в пост, а не о главной, духовной, стороне поста.
Алексей25 августа 2014, 23:24
Спасибо!!!Пост и молитву дает Бог искренно кающимся !!!
Алексей.
Лиза25 августа 2014, 22:51
А мне вот непонятно, почему дети с 3 лет должны причащаться строго натощак. У меня младшему 5 лет, Причастие около 12.00, он весь изнылся. Ранней службы летом в храме нет. Слава Богу, в нашем храме не так строго. Сказала батюшке, что ребенок не выдержал голодовки, выпил немного воды, причастил его. А в другом храме, ближе к дому, мы туда тоже ходим, ни в какую не причастят. А ранняя там есть в 7.00, исповедь в 6.30, нам трудно так рано каждую неделю. Получается, или причащаться детей реже, или морить их голодом. Поэтому у нас и недружные прихожане, потому что сострадания нет друг к другу, главное- соблюсти все. И заканчивается это именно формализмом- постояли, кто-то может и помолился и разошлись. Чужое- то не болит.
Сергей 25 августа 2014, 21:52
Сергий
"И в нынешних условиях мы нуждаемся не в послаблении и без того комфортной жизни, а скорее наоборот".Воистину так.
Все эти разговоры о послаблении от лукавого. И врата в Царство Небесное пошире!
Валентина 25 августа 2014, 19:53
Евгению: Вы в точности записали мои мысли. Много лет хожу в храм, но общаюсь лишь с прихожанами, с которыми была знакома в мирской жизни. В самом храме практически невозможно найти друзей, большинство отчуждены друг от друга. Особенно это заметно в большие праздники: готовишься, радуешься на праздничной литургии, причащаешься и ..все разбегаются. Я не хочу церковный праздник проводить у телевизора, я хочу среди единоверцев праздновать! А баптисты даже свадьбы проводят в храме, детсад там же устроен, стенгазету об уехавших братьях и сестрах выпускают. Я тоже этому завидую.. Понимаю, что им идут большие средства с Запада, и наверное, с какой-то тайной подоплекой. И веру я ни за что не сменю. Но вот человеческим отношениям и организации дел у них не грех и поучиться
Илья25 августа 2014, 18:11
В целом хорошая статья, только вот по поводу людей не согласен: "Что изменилось? Что отличает монаха палестинской лавры от монаха Свято-Никольского гомельского монастыря? Или женатого программиста из Петербурга от женатого письмоводителя императора Константина Великого? У него другое тело? Другая физиология?" мне кажется, монахов описанных выше монастырей отличает климат в котором они жили и живут , у нас финики на деревьях не растут и в наших условиях энергии из пищи, на поддержание жизненных функций побольше нужно. Да и в современной постной пище как то питательных вещей стало поменьше, и стоит она почему то дороже зачастую чем не постная хоть те же сухофрукты взять. Опять же на мой взгляд женатому программисту в плане рассеянности ума и воздержания от супружеской близости посложнее будет, тут куда не посмотри полуголые барышни по улицам ходят хоть с закрытыми глазами ходи, да и кол-во информации получаемой и обрабатываемой современным письмоводителем не сопоставимо с письмоводителем императора Константина Великого. Но основной посыл статьи здоровый и верный Спаси Бог.
Сергей25 августа 2014, 17:59
вот что интересно, в 80-е годы семья автора не могла себе позволить мясо ежедневно, а вот наша семья наоборот могла себе это позволить, зато сейчас мы может себе позволить каждый день разве что пластмассовую колбасу, которую к мясу относят только по недоразумению. вот такие метаморфозы.
Александр25 августа 2014, 15:19
Все верно сказал батюшка. И вывод в конце статьи очень правильный и мудрый! Постится нужно по мере своих сил, но не только физических но и в первую очередь духовных. Я сам только в этом году начал постится все посты, в том числе все среды и пятницы. Хотя к вере пришел 13 лет назад, мне пришлось постепенно духовно возрастать к соблюдению всех постов все это время. Без малейших сомнений, пост - это огромное благо для верующего человека. Монастырский устав - это устав, к которому пришли опытным путем множество Святых отцов и который наиболее благоприятен человеку для помощи в его духовном росте. А человек - он остался точно таким же по своему устройству и природе, как и 2000 лет назад. А вот духовная атмосфера, искушения, окружающие современного человека, стали несоизмеримо враждебнее. Значит в наше время необходимо не только послаблять пост, но скорее усилить его. Это мое мнение.
Божьей всем помощи!
Евгений25 августа 2014, 14:53
"...пока мы не дойдем до уровня протестантов. У них вообще нет никаких трудов и безмятежное счастье на лице."
Ну ни как не могу понять одно, объясните мне сестры и братья во Христе: ну почему у протестантов и особенно баптистов - (действительно подтверждаю, т.к. много общаюсь с ними) безмятежное счастье на лице, а также такие сильные общины? У меня есть знакомые семьи ( кстати по пятеро детей в каждой семье!), так вот живут они в таком достатке... Также, знаю многих из их прихода (или секта по нашему) - ну у всех дома "ломятся" от всего. И как-то работают они споро и всё на себя, все успешные предприниматели и фермеры в одном лице... И ещё у них очень сильная дружба и взаимопомощь между участниками (приходится видеть воочию, не знаю, может это напускное у них...?). Вот прям в грех зависти вгоняют, смотря на всё это. Почему-то у нас такого в храме нет: помолились, сподобились причаститься и .... разошлись с Богом, все по домам, по своим делам. Ни в коем случае не реклама секты баптистов (тем более не являюсь им), просто, вот как-то всё время гложет внутри - ну почему, в большем случае, мы православные не живём такой наполненной жизнью в общине, и за счёт чего у них такая сильная материальная обеспеченность Больше нас пашут? Прошу прощения, если вдруг кого обидел.
Марина.25 августа 2014, 14:46
Спаси Вас Господи Отец Сергий !
Очень своевременная статья.Помощи Божией во всех Ваших благих делах.
Дмитрий Васинцев25 августа 2014, 14:23
Интересная статья, равно как и статья, которая побудила автора к написанию данной статьи.

Мне раньше казалось что пост и молитва нужны для изгнания "сего рода", т.е. бесов. Иными словами это метёлка для очистки своего дома (средство, а не цель). А наполнять его надо делами милости. О которых сказано: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне."
Так что, для утверждения того, что пост и молитва являются первыми делами веры, необходимо пояснять, почему о выполнении таких важных первых дел ничего не сказано для тех, кто будет наследовать Царство, уготованное для них от создания мира. (Мт. 25, 31-46).
Психология части людей устроена так, что они делают так как написано (заставь дурака молиться...). Для них невыполнение типикона это большая грусть, что порождает невыполнение "всегда радуйтесь", что порождает грусть.. Тут или для мирян надо действительно составлять отдельный "трапезник", или объяснять и разъяснять, почему при несоблюдении трапезы по монастырскому уставу мне надо "радоваться".
В общем нужны "методички" о "правильной трапезе" поста для тех, кто стремится, но ещё не достиг высокого уровня благочестия.
константин25 августа 2014, 14:21
"Если же человек постится во все посты и причащается каждый месяц – срок говения перед Причастием сжимается до трех дней...".Это каких трех дней,если среда и пятница и так постные дни,а в субботу пост запрещен Апостольским правилом?
Анастасия25 августа 2014, 13:18
Хорошая статья, побуждает к полезной мысли. Спасибо!
Марина Кинёва25 августа 2014, 13:06
Cпаси Господи, батюшка! Вразумляюще и укрепляюще весьма.
Мария25 августа 2014, 12:13
"потемняет ум множеством испарений и газов, восходящих из желудка в мозг" (с)
А в свете современной медицины тоже все просто: "потемняет ум" за счет того, что мозг хуже снабжается кислородом, т.к. кровь приливает к органам пищеварения. :)
Лариса Воронина25 августа 2014, 11:33
/чай, простыни в речке уже никто не полощет/

Вспоминаю те благодатные времена, когда я вываривала бельё в ведре и читала книги. На всё хватало времени, а сейчас не пойму куда оно девается. И самое страшное - не возможно собрать ум. Еда-то что, это самое простое, сосредоточиться становится сложнее. Как в одном известном фильме говорили "все силы на стихи истратил..."(с).
сергей25 августа 2014, 11:18
Про джип - замечательно!
р.Божий Леонид:25 августа 2014, 11:06
Спаси Господи, батюшка Сергий!
В самую точку. Посмеялся добре ... насчет джипа.
р. Божия Таьтяна25 августа 2014, 10:39
Благодарю, Вас батюшка, за статью, так трудно удерживать посты, особенно летом. Молите Господа о нас грешных. Храни Вас Бог!!!
Зоя25 августа 2014, 10:02
Очень ПРАВИЛЬНАЯ статья для каждого. Спаси Господи и дай сил познать Тебя и жить по законам Твоим!
р. Божий Алексий25 августа 2014, 09:33
Спасибо, батюшка Сергий. Храни Вас и нас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×