Три сотника

Один сотник заставил Господа Иисуса Христа удивиться. Христу открыта глубина сердца, Он повелевает стихиями, отгоняет смерть… Его трудно удивить. Но когда сотник сказал: «Только скажи слово, и исцелеет отрок мой», – Христос удивился. Такой веры Он не нашел даже в Израиле, среди потомков пророков, а тут – язычник, римский воин…

Второй сотник уверовал там, откуда убежали все апостолы, кроме одного Иоанна. Жители Иерусалима, в тот час стоявшие под Крестом, словно договорились исполнять Давидовы пророчества. «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс. 21: 14). И еще: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21: 17–19). И вот когда одежду делили, и жребий бросали, и пасти раскрыли, как алчущий лев, и сделали зрелище из Невинного, другой сотник произнес: «Воистину, Человек сей был Сын Божий». Звали того сотника Лонгин.  

Третий сотник был богат милостыней и молитвой. Его звали Корнилий. Слова, сказанные о нем Лукой, напоминают слова, сказанные об Иове: «Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10: 2). К нему в полдень пришел ангел, но сам ничему Корнилия не учил (Богу угодно, чтобы не ангелы, а люди вразумляли людей). Ангел только повелел найти в Иоппии Симона, именуемого Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 10: 6). Этот третий сотник расширил границы проповеди. Он убедил Петра проповедовать Христа не только иудеям, но и язычникам, потому что Корнилий на глазах апостола стал причастником Духа Святого. И «если Бог, – сказал Петр, – дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян. 11: 17).

    

Не римский солдат и не римский генерал, но каждый раз один лишь сотник фигурирует в евангельских рассказах, содержащих похвалу римским военным. Центурион – так красиво и будто позванивая амуницией звучит это слово по-римски. У центуриона под рукой плюс-минус сотня солдат, отсюда и название. В отношении к нашему офицерству центурионы похожи на командира роты в самом скромном варианте и командира батальона на вершине возможностей. По социальному же статусу они – старшины или прапорщики, впрочем, боевые прапорщики, которым у нас полковники с уважением руку жмут. Римские писатели изображали центурионов выносливыми вояками, далеко и сильно метающими дротик или копье, орудующими мечом и щитом, но главное – умеющими вдохновить воинов и поддерживать дисциплину как во время походной жизни, так и в критических боевых ситуациях. Между тем от сотника требовалось не лезть в бой, очертя голову, и даже не искать боя. Он должен быть осторожен и осмотрителен, и только если бой неизбежен – стойким до смерти.

Все это уже важно для ответа на наш вопрос: почему центурион? Центурион опытен. Он не лезет в бой, как мальчишка, и не пьянеет от тщеславия, как полководец на победном пиру. Он часто видел смерть и поэтому должен беречь людей. Свой путь к командной должности он проходит по ступеням, а не прыжками. Сотником нельзя стать, не достигнув 30 лет. А время до 30 проведено в походах, тренировках, схватках, беспрекословном послушании. Смерть не раз приходила к нему, чтобы потрепать то по плечу, то по щеке. И всякий раз от ее прикосновений оставался новый шрам. Оттого смотреть в упор на сотника трудно – глаза сами опускаются. Вся тяжесть организации повседневной жизни в легионах ложилась на плечи этих людей. Разбивка лагеря, чистка амуниции, тренировки, увольнения – все по его окрику. Спорить с ним легионерам или просто прекословить было нельзя под угрозой немедленной казни. Даже если сотник замахнулся для удара, провинившемуся угрожает смерть, если он дернется защищаться. Одних людей такое кровавое и суровое ремесло учило ценить хрупкую человеческую жизнь. Таким был, вероятно, капернаумский сотник, с великой верой просивший об исцелении отрока. Иные, без сомнения, черствели, и таковых всегда больше. Оттого не все сотники вообще ходили за Иисусом, как и не все блудницы омывали Его ноги слезами. Все это были редкие, но очень характерные и не случайные примеры.

Самый важный человек в любом ответственном и многолюдном процессе – это представитель срединного звена. На строительстве – это прораб, находящийся в середине между начальником строительства и армией каменщиков, штукатуров и крановщиков. На производстве – это начальники цехов, которые ходят на ковер к директору и сами распекают рабочих и мастеров в скромных каптерках. В образовании – это директор школы, сдавленный снизу детьми и учителями, а сверху – министерством и контролирующими органами. На судне, где все важны, посередке окажется боцман или кто-то из помощников капитана. Центурион именно таков. Без них жизни нет. Все, что в человеческом обществе движется и живет, движется и живет благодаря опыту и энергии представителей серединного звена. Такие, как он, хорошо знают жизнь нижних чинов, ибо сами родом оттуда. И они же близко знакомы с высшим начальством, от которых получают приказания и к кому входят с докладом. По сути, они знают все, насколько эти громкие слова относятся к человеку.

У нижних чинов в римской армии нет и не может быть, кроме редких исключений, личной инициативы. Чтобы солдату уверовать, нужно, чтобы вера пропитала саму солдатскую среду, чтобы солдат солдату на ухо в дозоре или на отдыхе рассказывал о Воскресении. Это совершилось со временем, и на это ушли столетия. До тех пор, пока вера не пропитает все общество, не просочится в армию и не станет внятной для всякого слуха, простому солдату нет возможности заинтересоваться новым учением, вникнуть в него. У него даже нет времени размышлять о нем. Поэтому римских солдат возле Христа мы и не видим. Сотник в более выгодном положении. У него больше личной свободы, денежное довольствие его превышает солдатское в несколько раз. У него не только денег больше, у него больше свободного времени, этого подлинного богатства, без которого не происходит развитие личности. У сотника есть возможность вникать в религиозные учения оккупированных стран, приглашать для беседы адептов, размышлять, читать. Если говорить собирательно, то у этого грозного рубаки, уже заработавшего пенсию и достигшего второй половины жизни, многое способствует пробуждению интереса к вечности, к Богу.

Но тогда напрашивается мысль, что высшее начальство еще более предрасположено к заинтересованности Евангелием и к усвоению его. Ведь у них еще больше личной свободы, плюс они образованны. Почему же восхваляются не консулы и проконсулы, не прокураторы и императоры, а сотники? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, с каким страхом слушал Пилат крики толпы: «Если Этого не отдашь, ты не друг кесаря!» Пилат в Евангелии выглядит не более свободным, нежели разбойники, обреченные на смерть. Вот и ответ. Большие люди связаны еще большими страхами, нежели люди маленькие. У них больше времени и денег, но пропорционально к этому богатству они богаты страхом. А еще: развращением, умножившимися похотями, тщеславными мечтами. Есть среди них льстецы и хитрецы, которые снуют вдоль стен по коридорам дворцов, а во время войны живут вдали от поля боя в дорогих палатках с обозом слуг и любовниц. Есть те, которые готовы слушать мудрецов и проповедников, но не ради истины, а чтобы время до ужина убить. Сотник отличается от всей этой развращенной знати так же, как отличается бригадир нефтяников с буровой площадки в Северном море от столичного мажора. Нужно думать, что в случае прихода в веру обоих (мажора и бригадира), образ жизни их еще очень долго будет сильно отличаться. Добавим, что среднестатистический сотник не склонен мечтать о себе. Ему известна высота планки, выше которой прыгать не стоит. Именно эта высота не известна тем, кто уверен о себе, что правит миром. Эти на глубинах безумия способны соперничать с Самим Господом Богом. А приближенные их, подобно Пилату, боятся доносов в Рим; подобно Сенеке, пьют только проточную воду, опасаясь яда.

Итак, не великие и не малые, не одетые в пурпур и не выстроенные в шеренги в отливающих на солнце латах, а сотник, один лишь сотник выступает на страницах Евангелия из плотной римской массовки. Он выходит вперед и от лица всего римского мира, уже стоящего на пороге новой веры, говорит Христу: «Я не достоин, чтоб Ты вошел в дом мой. Только скажи слово!»

Ну, а мы, глядя на него, а также на двух его братьев по оружию и вере – Лонгина и Корнилия – начинаем смутно понимать кое-что. А именно: как важен во всяком серьезном деле закаленный человек средних лет, помещенный в самую середину сложного коллектива, хорошо знающий свое дело, не хватающий звезд с неба, но достигающий главного – Богопознания.

Протоиерей Андрей Ткачев

7 августа 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Армия и мужественность Армия и мужественность
Рассуждают священники и семинаристы
Армия и мужественность Армия и мужественность
Стоит ли служить в армии и превращает ли эта служба молодого человека в настоящего мужчину? Отвечают священники и семинаристы.
Опорные столпы Опорные столпы
Прот.Андрей Ткачев
Опорные столпы Опорные столпы
Протоиерей Андрей Ткачев
Воин не работает. Он служит. И это служение связано с жертвой. То тепло во взаимоотношениях Церкви и армии, которое бросается в глаза всякому человеку, имеющему «глаза, чтобы видеть», коренится в духовном сродстве. Церковь всегда любила солдата не потому, что отрабатывала госзаказ, а потому, что всегда угадывала черты подвига духовного в подвиге армейском.
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
Протоиерей Александр Григорьев
«Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость», – так учили святые отцы.
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
Протоиерей Александр Григорьев
Святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение… И у нас сколько князей прославлены мощами, кои воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским». А священномученик Иоанн Восторгов говорил о необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к ним с посильной помощью».
Комментарии
Алексей15 августа 2014, 15:32
Хорошая статья! По-больше бы статей про Писание, про толкование Евангелия, про борьбу с неверием нашим. К сожалению, таких всё меньше и меньше...
Владимир Степанов11 августа 2014, 23:26
Владимиру П.
Скорее, что Олег имел ввиду не священомучеников, а обывателей, занятых вопросами земной жизни.
Владимир П.11 августа 2014, 21:39
Владимир П. Олегу Якимову и Владимиру Степанову. (Деян.14:19-20)"....побили Павла камнями и вытащили за город,почитая его умершим.Когда же ученики собрались около него,он встал и пошел в город,..." Это чудо,мне думается,похоже на воскресение убиенного.Также, похожие случаи были с многими великомучениками.Наконец,Сам убиенный Иисус Христос воскрес и тоже самое делал и с любящими Его.
Владимир Степанов10 августа 2014, 18:50
Алевтине. Спасибо за Вашу правку, я невнимателен:(

Олегу Якимову.
Жизнь человеку даровал Господь. Убийство это грех против Воли Божьей. Воскрешение Господом убиенных это оправдание для убийц. Еще с Ветхого Завета известна 6-я заповедь "Не убий". Если бы Господь воскрешал убиенных, то он по сути, лишил бы оснований для осуждения на Страшном суде самих убийц. Ведь подсудимый так бы и сказал: "Вот тот, которого я убил - он жив и здоров. Слава Богу за то, что Он его воскресил и исправил мою ошибку! Прошу Господа не серчать, ведь последствий не наступило, а Слава Господа от моего поступка только окрепла среди людей!"
Известно, что Каин убил Авеля. Господь бы смог воскресить последнего, но посчитал, что Каину нужно держать ответ за свой бесовский выбор. Господь не стал расправляться с Каином, дал ему право на жизнь, и шанс на покаяние. 9 веков жил Каин на земле, и мог бы через молитву и покаяние, которого Господь ждет от каждого из нас, снискать прощение.
.
Толик10 августа 2014, 00:08
Только вот не надо старшИн и прапорОв ровнять с комбатами.
Alex Adykanov 9 августа 2014, 21:09
Как комбат в прошлом подтверждаю
Елена 9 августа 2014, 20:39
Спаси Господи за статью.Отец ,Андрей ,как же Господь одарил Вас даром слова .Всегда читаю Ваши статьи и любуюсь красотой слов. Любви радости Вам ,да помогает Вам Господь.
тамара 9 августа 2014, 19:46
О. Андрей, спасибо за очередной прекрасный материал. Еванельские события под вашим пером звучат очень современно, становятся такими живыми (животрепещущими), слышишь дыхание эпохи. Прочитаешь такое - и хоть одна льдинка в сердце растает. Храни Вас Бог!
лев 9 августа 2014, 17:46
Вспомнил своего армейского старшину.
Tatiana 9 августа 2014, 01:23
Spasi Gospodi!Blagodarju za statju,lucshij podarok poluchila na svoj den rozhdenja.
Евгений Д. 8 августа 2014, 23:34
У отца Андрея Божий дар! С огромным вниманием и умилением читаю его статьи.
Наталия 8 августа 2014, 16:43
Замечательная статья! Одно маленькое уточнение - в образовании к среднему звену относятся именно учителя, а директор - к высшему.
Лариса Воронина 8 августа 2014, 16:07
Интереснейшая статья!
Действительно, чтобы лучше понимать Новый Завет, нужно изучать историю, обычаи, юриспруденцию того времени. О.Андрей показал нам глубину Писания с неожиданной - бытовой стороны.
Спасибо!
Максим 8 августа 2014, 10:55
Прекрасно! Однако аналогичнее комбат, нежели прапорщик. С искренним поклоном старшинам, начальникам складов и фельдшерам.
Алевтина 8 августа 2014, 03:16
Владимиру Степанову,приславшему свой комментарий на замечательную публикацию о.Андрея (Ткачева). Считаю важным обратить Ваше внимание на Евангельский текст о сотнике,просящем о здравии не сына,но слуги! Это еще больше нравственно возвышает его поступок. Храни Господь автора статьи,читателей и создателей данного блога!
Алевтина
артем 8 августа 2014, 01:34
Так что вот так, люди среднего звена, средний класс так сказать! Вперед с проповедью вашего личного примера!)))
Олег Якимов 8 августа 2014, 01:23
Почему Христос воскрешал только людей умерших своей смертью, а не умерших насильственной смертью (убийство)?
Надежда Тимофеева 7 августа 2014, 21:34
Читаю и перечитываю...Очень интересная статья!
Арор Миртскритч 7 августа 2014, 19:14
Мир вам в душе вашей!Не в каждом человеке открыта такой силы вера.Апостолы.свидетели деяний Господа и те порой сомневались.но по воскресению.когда любимый ученик Иисуса узнал Его-следы их сомнений исчезли полностью.Нужно пробудить в себе детскую восприимчивость в вере и эта простота видения мира сотников сделала их выше современных им богословов-священников и фарисеев.
Мария 7 августа 2014, 11:25
Спаси, Господи! Какой полезный и своевременный текст.
Валентин 7 августа 2014, 11:08
Молодец!
ГИН 7 августа 2014, 11:02
"Ему известна высота планки, выше которой прыгать не стоит. Именно эта высота не известна тем, кто уверен о себе, что правит миром. Эти на глубинах безумия способны соперничать с Самим Господом Богом. " Как верно сказано!!!
Наталья 7 августа 2014, 10:33
Удивительно мудрое наблюдение заключено в статье отца Андрея! Неслучайно в наше время много священников из бывших военных. И те и другие служат, спасая человеческие души и жизни. И те и другие призваны вести за собой людей, вдохновляя собственным примером. Всё это в идеале. В жизни бывает по-разному. Но роль "сотников" в жизни общества приуменьшить нельзя, относя к этой категории всех, кто призван работать с людьми,командовать и подчиняться одновременно.
Жизнь,полная физических нагрузок и лишений, укрепляет не только тело, но и дух. И если у человека есть время задуматься, он придёт к Богу. И ещё говорят: "Кто не попадал в шторм,тот всласть не молился". Есть ситуации, когда вся надежда только на Бога.
В наше время много верующих сотников в армии. И это радует.
Александр 7 августа 2014, 10:20
Слава Богу, давшего разум на написание такой хорошей статьи!
Владимир Степанов 7 августа 2014, 10:01
Очень интересное замечание.
Почему-то всегда был уверен, что мои подчинённые, будь то начальник цеха или мастер производства - самые главные на предприятии люди. На них всё держится, они всё знают и умеют. Они знают как эффективнее организовать людей, использовать ресурсы. Лучшие из них скромны, немногословны, умны, преданны не начальству, а делу. Их внутренний стержень и уверенность в своих силах завораживают.

Тот сотник, который просил за сына, мне очень импонирует своим быстрым умом. Он не стал раздумывать о том, как вести себя с Ним. Сотник сразу смело, безхитрстно, без лести обзначил Ему самое главное - "Ты Вседержитель, Тебе все под силу, в том числе то, что я (обычный сотник) прошу. Не нужно лишних движений, я полностью в Тебе уверен и в Твоей правде" Разве это не проявление любви к Богу, разве Господь не этого от нас ждёт?!

Мне, из этой ситуации с сотником, видится, что Господь любит смелых и уверенных в своих силах. Как, например, любит Он Моисея, не боящегося общения с Ним, имеющим силы, острый ум вести разговор с Личностью как личность.
Марина 7 августа 2014, 09:36
Очень метко сказано и мудро. Все это весьма характерно и для любой современной профессиональной среды.Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×