Крушение кумиров

    

В 23-м году прошлого века под Берлином прошел съезд русской молодежи. На этом съезде С. Франк зачитал доклад под названием «Крушение кумиров». Позже, в расширенном и дополненном виде, доклад стал отдельной работой, смысл которой горек и ясен – революции, войны, разруха, эмиграция есть плоды мысленного идолопоклонства и, одновременно, болезненное очищение от него. Работа предваряется цитатой из Иоанна Богослова: «Дети, храните себя от идолов». И как все, что сказано умно и по делу, работа эта актуальна и в наши дни.

Первым идолом Франк называет «идол революции». Нам сегодня post factum легко критиковать все, что связано с идеями и практикой социализма-коммунизма. Нам легко подбирать аргументы и доказательства. Куда тяжелее было в предреволюционную эпоху. Тогда всякий мыслящий человек, не согласный с необходимостью революционного социального переустройства, становился неким еретиком. Он подвергался обструкции, над ним едко и зло смеялись, его презирали. Что уж говорить о тех, кто сознательно выступал за сохранение тогда действовавших порядков? Эти до всяких Сталинов становились «врагами народа», ибо известно, что никто так не жесток и не беспощаден, как тучи либеральных мух, мелких по одиночке, и ужасных в большом количестве. Гражданский пафос! Любовь к народу! Сияющие глаза студентов, не начавших бриться и забывших умыться! Мы теперь знаем, что за всей этим массовым и несокрушимым психозом уже маячили со всей неумолимой логичностью и разрушение государственности, и миллионы жертв, и тысячи тюрем с лагерями. Тогда это видели лишь единицы, которых удостаивали смеха и не удостаивали внимания.

А что сегодня? А сегодня, словно в насмешку, многие продолжают думать, что «Все люди выходят добрыми из рук Творца», а зло есть лишь производное последствие ненормального общественного строя. То есть думают так же, как тогда, бессознательно пользуясь формулировкой Руссо, самого, естественно не читавши. Зло определяют, как нечто связанное с властью. Себя автоматически исключают из числа носителей зла (что есть катастрофическая ошибка) и остается только шаг шагнуть до демонстраций, флагов, транспарантов, бантиков на груди. Это конечно, если очередной ленин в пломбированном вагоне приедет с западного направления. Ну, а там все по накатанному: расстрел мирной демонстрации, волна народного гнева, остановка промышленности, вши, окопы, слезы матерей… Кто виноват? Кроме прямых преступников, облеченных явной и тайной властью, все, кто верил в революцию, как метод достижения счастья.

У меня нет желания пересказывать статью (есть надежда, что досужие найдут и прочтут). Меня интересует актуальность мыслей, высказанных почти сто лет назад по, казалось бы, иному поводу. Итак, революция это идол, это алхимическая реторта, превращающая добрые намерения в концентрированное зло. Идол второй – политика. Под этим именем Франк понимает массовую уверенность в том, что некие политико-экономические союзы способны утолить окончательно голод души человеческой по основательному счастью. Крушение кумира «политики», по Франку, есть крушение веры в какой бы то ни было идеал общественного порядка, немедленное и полное осуществление которого уничтожало бы зло и водворяло бы на земле добро и правду. Отсюда не стоит – говорит автор - бежать ни в толстовство, ни в анархизм. Не стоит отрицать необходимость государства и различных межгосударственных союзов. Стоит только лишить отношение к этим союзам того идолопоклоннического элемента, с которым, например, в Украине отнеслись к Евросоюзу и НАТО. Возведенные в ранг «богов», эти подлинно ложные боги, а значит и жилища бесов, требуют себе конкретных жертв из конкретной человеческой крови. Нужно вернуться к классической формуле Евангелия, повелевающей отдавать кесарю только кесарево, и не больше, а Божие – Богу. Стоит также отдать поклон В. Соловьеву и процитировать его слова о том, что смысл государства не в установлении на земле Рая, но в недопущении установления на земле Ада.

Третий идол по Франку – культура. Позволю себе пространную цитату, ибо она похожа на отрывок из свежей, а не столетней давности, газетной статьи. Итак, «Мы восхищались культурой Европы и скорбели о культурной отсталости России. В Европе мы во всем усматривали признаки «культуры»: в обилии школ, во всеобщей грамотности, в том, что каждый рабочий и крестьянин читает газеты и интересуется политикой, в твердости конституционно-правого порядка, в уважении власти к правам граждан, в жизненном комфорте, в удобстве путей сообщения, в высоком уровне научных знаний, в широкой гласности и чувстве собственного достоинства, в Трудолюбии и промышленном богатстве, в общей налаженности и упорядоченности жизни — и еще во многом другом, что было бы слишком долго пересказывать. Конечно, мы не закрывали глаз и на темные стороны европейской жизни — мы замечали в ней и эгоизм, и мелочность, и мещанскую пошлость и ограниченность, и обилие «буржуазных предрассудков», и жестокость репрессий в отношении нарушителей буржуазного права и морали, и слепой и хищнический национализм. Но в большинстве случаев нам казалось, что эти темные стороны суть еще непреодоленные остатки прошлого, которые сами собой постепенно будут устранены дальнейшим развитием культуры». Себя самих русские люди с некоторой долей ложного смирения причисляли к «недоделанным европейцам», и считали, что будущее наше все равно там, только для этого нужно потрудиться. И тут грянула Великая война.

Она показалась поначалу случайностью, досадным промахом, который вот-вот потухнет, истратив заряд. Потом стало очевидным, что европейский человек вцепился в горло исторического соседа с упорством долго не евшего хищника, и это не закончится ни скоро, ни легко. Фантастическое количество жертв, война в воздухе, на суше и в море, тотальное господство не просто желания победить врага, но уничтожить его, вычеркнуть из числа существующих, превратить в пыль - все это сильно потрясло дотеле благодушные умы. Сама цивилизация стала проклятием, потому что кому нужна эта хваленая машинная точность, достижения химии и покорение воздуха, если работают они на сверхмощную артиллерию, газовые атаки и бомбардировки с воздуха.

А потом была революция в России, говорить о которой трудно из-за слез. Потом – революция в Германии. Потом – Версальский мир, показавший, что «правда и справедливость это пустые слова», что корысть, эксплуатация и лицемерие есть набор констант европейской политической жизни. Одним словом, наступило горькое прозрение. И ведь сказано это до Второй Мировой войны, до Хиросимы, до Вьетнама и проч. Теперь, говорит Франк, мы видим шофера или швейцара с газетой, но уже не восхищаемся его политической грамотностью. Мы знаем ей цену. Мы слышим речи парламентских ораторов, которыми когда-то восхищались, и нас тошнит как от их пустозвонства, так и от своей глупости: «Надо же было купиться на такую дешевку!» Прозрение наступило.

Франк много чего пишет, и пишет ярко, выстрадано. Поэтому я в очередной раз высказываю надежду на то, что пытливый найдет и прочтет. А мы скажем – третий идол пал. Последний идол в списке – идейность. Долгие годы считалось, что человек без идеи это примитивный обыватель. Чего от него ждать? От идейных ждали всемирной справедливости, а от безыдейных только песен под гитару. 20-й век показал, что ложная идейность несравнимо страшнее всякой безыдейности. Ложная идея это бес, антонов огонь, чума информационного века, оружие массового поражения. 21-й век только продолжает доказывать эту странную истину. Идейные террористы, идейные фашисты, националисты… Им имя легион. Они не спорят и не слушают другую сторону. Другая сторона у них и заклеймена и приговорена. Вопрос лишь в сроках. Обычной человечности от них не жди, как будто не обычная мать их грудью кормила. С простым договоришься, с идейным нет. Простой простит и забудет, идейный расстреляет. И все потому что идеи ложные, узенькие, бесовские. Все зараженные ими смертельно опасны уже не для отдельного человека – для целых стран и континентов, и трудно найти кого-либо более опасного чем они.

Букв мною уже написано много. Я планировал меньше. Поэтому, оставляя удивительную статью Франка на проработку и личную оценку умного читателя, подхожу к главному. Когда разочаруется человек в заблуждениях молодости, в идолопоклоннических кувырканиях перед истуканами глиняными, серебряными и пластмассовыми, когда тошно станет ему оттого, что жизнь он прожил лживо и даром, что остается ему? Ему остается найти Бога. Та пустота, в которой он оказался после крушения ложных ценностей, это и есть среда встречи с Подателем Жизни. Пустота сия провиденциальна. Это та пустыня, где происходят самые важные в истории диалоги, подобные диалогу близ горящей Купины. И в самом крушении идолов заложен тот положительный смысл, что иначе нельзя познать Единого, как только перешагнув через бесчисленные обломки рухнувших Астарт, Ваалов и Перунов. Пустота, горечь и одиночество есть предварительные условия обретения Бога. А вместе с Ним – всего доброго вообще, ибо Он – источник всего доброго. Он Сам ждет этих множественных обращений, для чего попускает лжи разоблачиться, скомпрометироваться, завоняться. Словно говорит: «Уходи оттуда, человек. Не там смысл, не там полнота и счастье»

А если не произойдет обретение, не произойдет встреча? Если не поймет человек, не заметит, отвернется? Что ж. Тогда вариантов нет. Человек такой погибнет. Погибнет страшно, бессмысленно и навсегда.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

1 августа 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга21 августа 2014, 17:31
На первый взгляд как будто бы все правильно. Но если задуматься, то понимаешь, что далеко не каждый идейный расстреляет, и не каждый простой простит и забудет. Идейный как минимум искренен и этой искренностью честен перед Богом. Такой человек понятен, и ты знаешь, чего от него ждать. А вот безыдейный – загадка, сегодня он с нами, а завтра – он с вами. Не говорю, что всегда это так. Но мы должны понимать, что не все однозначно. И мир не делится на черное и белое, на идейных и безыдейных, на плохих и хороших. И идея – не обязательно признак идолопоклонничества. И украинцы никогда не относились к Евросоюзу и к НАТО, как к идолу. Украинцы просто хотят САМИ решать свою судьбу. Назовем это идеей свободы, свободы от любого влияния и давления (как России, так и Европы и Америки), а еще свободы от коррупции, от президентов-воров.
Огорчает тот факт, что рассуждения священника на тему идолопоклонничества читатели почему-то переносят на Украину и украинцев. А ведь православие учит смотреть на себя и рассуждать о своих грехах. Так может быть мы все обратим свой взор на себя и задумаемся, не создаем ли мы СЕБЕ кумиров… например, в лице автора статьи, или в лице руководителя государства и т.д.
Лариса Воронина 4 августа 2014, 11:22
/каждый рабочий и крестьянин читает газеты и интересуется политикой/

- зато теперь в ЕС и США все прекрасно: никто политикой не интересуется, они словно рождаются и умирают в саду среди цветов и радуг (говорю так после общения с иностранцами)... а чем эта жизнь оплачена им глубоко безразлично. Сколько людей на западе приходит на антифашистские митинги? Жалкая горстка. С молчаливого согласия сытого и довольного собой западного человека происходят самые чудовищные преступления на Земле.

/С простым договоришься, с идейным нет. Простой простит и забудет, идейный расстреляет. И все потому что идеи ложные, узенькие, бесовские. Все зараженные ими смертельно опасны уже не для отдельного человека – для целых стран и континентов, и трудно найти кого-либо более опасного чем они./

- россияне, всё еще пребывающие в иллюзии безопасности! Вспомните об этом в нужный час. Эти слова выстраданы.
Сергей 4 августа 2014, 09:16
Слава Творцу за такие сердца!!!Через их свидетельства дух радуется-Жив Господь!!!
Татьяна 4 августа 2014, 01:39
Рады за Вас, о.Андрей! Рады за Россию - Вы для неё - богатое приобретение. И очень горько - Украина в Вас потеряла невосполнимое - образованнейшего, умного, ДУХОВНОГО пастыря, миссионера, Человека. Жалеем.Потерю восполнит НЕ КЕМ.Помоги Вам Господь на новом месте служения.
Ирина Морозова 3 августа 2014, 08:48
Тысячу раз скажу Вам отец Андрей ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ ! Нести нам слово Божье и разъяснения мира сего. И нам постараться передать своим близким , особо молодым эти слова.
Игорь Шохин 3 августа 2014, 02:48
Украина рано или поздно прозреет.
Евгений 2 августа 2014, 23:04
Храни Вас Бог,Отец Андрей!С удовольствием внемлю Вашему слову.И жена моя с удовольствием читает и слушает Ваши публикации.С интересом прочитали книгу "Страна чудес".Творческих удач Вам и пусть слово Ваше дойдет до множества людей.С уважением Евгений.
Елена 2 августа 2014, 15:49
Диагноз озвучен.Не все так безнадежно. Стало чуть легче. Господи, помилуй!
Елена Киев 2 августа 2014, 11:38
Огромное СПАСИБО! Сознание человека очень хрупкая вещь, как оказалось... Можно легко стать "одержимым идеей" не имея веры, как руки, за которую изо всех сил держишься и знания истории,даже поверхностного, не говоря о прочитанных книгах, которые помогают выстроить иерархию ценностей.
Майя 2 августа 2014, 08:53
Ой, батюшка, сколько боли и страдания в словах ваших. Уповающие на Бога не постыдятся.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×