«В пустыне ты молишься под шелест листвы, под завывание лис, под вой волков»

19 июля 2011 года не стало архимандрита Арсения (Папачка). В третью годовщину его кончины приводим для читателей портала Православие.Ru воспоминания старца о его опыте отшельничества в пустыне.

Архимандрит Арсений (Папачок) Архимандрит Арсений (Папачок)
— Отцы и матери, в пустыне надо быть в полной готовности, ведь враг не дает пощады ни минуты: «Ну вот, теперь он в моих руках!» — говорит он. Если ты человек искренний и обладаешь восприимчивостью, то воспользуешься тем, что диавол нападает на тебя, и откроешь для себя, как ты бессилен и дерзок. Я всячески молился Матери Божией и, как бессильный, говорил и так: «Господи, я не пустынник, я здесь случайно, не оставь меня!» Я не сдался, помогла мне Матерь Божия, и я удержал свою позицию пустынника.

— Что вы скажете о любви Матери Божией к роду человеческому?

— Я не хотел бы быть ангелом, чтобы говорить о Матери Божией. Я хочу говорить о Ней как слабый человек, хочу действительно прочувствовать любовь и милость Матери Божией.

Матерь Божия лучше чувствует Себя среди людей, терпящих напасти, чем в окружении ангелов

Думаю, Матерь Божия лучше чувствует Себя среди людей, терпящих напасти, слабых и всячески гонимых, чем в окружении ангелов. Матерь Божия всегда жертвует Собой, всегда страдает, и думаю, Она идет даже против Божественной справедливости, защищая немощных, призывающих Ее на помощь. Она любит невообразимо много и не делает исключения ни для плохих, ни даже для нерадивых.

Ни один грешник, как бы грешен он ни был, пусть не отчаивается, ибо Матерь Божия его защитит.

О блаженное доверие! О твердое избавление! Матерь Божия — это моя Матерь. Итак, как же твердо мы должны надеяться, если наше спасение зависит от воли Брата такого благого и Матери такой доброй!

О, какое счастье умереть среди стольких ангелов (речь идет о монахах)! Ах, нет у меня времени на отдых именно теперь, когда близится конец жизни моей!

Матерь Божия очень любит нас. Она видит в нас цену смерти Иисуса Христа. Матерь Божия желает нам большего, чем мы сами желаем себе.

Она проявляет великодушие даже к тем, кто по нерадению или неблагодарности редко прибегает к Ней. Насколько же великодушней Она будет к тем, кто непрестанно просит Ее о помощи? Тех Она не только больше любит, но даже служит Им.

Матерь Божия пленяет наши сердца. Мне хотелось бы иметь сердца всех святых и ангелов, чтобы любить Матерь Божию. И как бы ни любили Ее всеми силами своими ангелы со всей их святостью, они не смогут любить Ее так, как любит Она.

Один грешник сказал Матери Божией: «Покажи мне, что Ты Матерь мне», — а Она ответила ему: «Покажи Мне и ты, что ты Мое чадо». Грехами своими мы огорчаем Матерь Божию, Которая есть Матерь нам. Давайте же покажем Ей и мы, что мы Ее чада!

— Является ли пустынничество образцом для ищущих совершенства? Из-за каких внутренних причин вы удалились в пустыню?

Пустыня является образцом

— Конечно, пустыня является образцом. Ты молишься там на свободе, вы понимаете? Под шелест листвы на деревьях, под завывание лис, под вой волков…

Жизнь в пустыне такая отрешенная, пусть ты и ходишь ногами по земле, что никому из внешних не понять, что происходит в пустыне. Это состояние постоянной готовности, и вся тварь вмещается в сердце и движении пустынника.

Был у меня в те годы и страх, но Бог помог мне сохранять самообладание, состояние готовности. Однажды ночью я шел в темноте по какой-то тропинке на ощупь и услышал крик такой жуткий, что оторопел. Я думал, это бесы, на самом же деле это была лиса!

Я не столько боялся медведей, сколько волков: они голодные и нападают целой стаей

А волки были очень наглые. Я не столько боялся медведей, сколько волков. Потому что волки голодные и нападают целой стаей. В лесу полегче, потому что шея у волка не гибкая, чтобы оглядываться вот так, направо-налево. Он смотрит прямо. В лесу деревья кажутся ему людьми, и он боится.

А однажды я спас девочку от медведицы. Мне это не было легко — идти против леса, идти против лесных зверей. Не то чтобы я с медведицей дрался, ведь как только она положила мне свою лапу на плечо, я сразу понял, какая сила у этого зверя. С медведицей был медвежонок. А девочка была маленькая и всё тянулась к медведице. Медведицу я поставил в стратегическую ситуацию, чтобы смочь выкрасть у нее девочку, которая и говорить даже не могла. Она лепетала только: «У меня вавочка! Ай! У меня болит вавочка!» У меня так и звенят в ушах эти слова… Видимо, медведица оцарапала ее где-то, но мне некогда было ее осматривать. Схватив ее под мышку, я выбрался на поляну, а потом на шоссе. И тут подъехал автобус. Я сказал себе: «Я спасен!» Но меня не пожелали взять из опасения, что девочка «обделается» в машине и им будет пахнуть. В лесу я боролся со зверями, а теперь вот с людьми, другая борьба…

В том ли заключалась проблема, что ребенок как-то пах? Почему надо быть такими невнимательными ко всему, что случается в жизни?

Я замечал за всеми зверьми, что они боятся человека. У них имеется страх смерти. Делал ли я какое-нибудь движение, чтобы отогнать медведей, делал ли движение, чтобы отогнать волков, — все они боялись. Даже волки эти, хоть они и были такие нахальные, но это не было сложной проблемой. Бог хранил тебя постоянно. Ты, конечно, озирался во все стороны, но, безусловно, надо признать (не знаю, в какой мере вы можете меня понять), что тебя хранила сила Божия.

Это была жизнь отрешенная, далекая от слов и разумения тех людей, которым не приходилось хоть сколько-нибудь прикладывать силы для спасения своей жизни. Трудно говорить о высоких вещах… Ты уже не был бы живым!

Думаю об обстоятельствах, в которых встретился в пустыне с одним волком! И вдруг резко повалил снег… Я не спасся бы, если бы не этот ужасный снегопад… Шел такой снег, что на расстоянии пяти метров нельзя было ничего разглядеть. То ли волк потерял ориентацию, то ли я был ограждаем, и он не дерзал. Но в любом случае, я не сознавал, что Бог хранит меня. Однако всё имеет смысл. И позднее я понял это! Почему волк направился в другую сторону, а не ко мне? Потом я осознал, что это Бог меня уберег. И все же я остался жив!

Вспоминаю об одном снежном завале, когда снег шел 13 дней, днем и ночью. Завалило все тропинки, все пути. А у меня был родник метрах в 200 от шалаша, в котором я обитал. Но до родника имелись еще волки, подкарауливавшие косуль, шедших на водопой. Но я ведь тоже был косулей, знаете… нуждался в родниковой воде. Зимой проблем не было: наберешь снега, и он растает. Бывало, пьешь талую воду, а в горло тебе вонзаются еловые хвоинки. Как это было невыносимо!

Есть много чего еще. Какими примерами это объяснить, как это материализовать?

Я много пользы извлек из всего этого. Но я не был человеком пустыни. Если у тебя нет состояния смирения, то где бы ты ни был по жизни, особенно в тюрьме и пустыне, ты не выдержишь до конца.

Общежитие с отсечением своей воли — это величайшее делание в монашестве

Я пробыл в пустыне почти два года. Внутренней мотивацией было всё то же познание вещей, а лучше сказать — благоговение. У меня было благоговение. Но знайте, что я скорее годился для общежития, чем для пустынножительства. Хочу сказать вам, что общежитие с отсечением своей воли — это величайшее делание в монашестве и, соответственно, в творении Божием. Это самое важное дело в земном творении Божием.

Скажу вам еще раз (очень трудно подбирать умные слова, чтобы говорить) — всё это не разговоры, а жительство. Ты никогда не сможешь объяснить, почему этот вкус такой, а другой такой. Ты его чувствуешь, ощущаешь, но не объясняешь.

Архимандрит Арсений (Папачок) Архимандрит Арсений (Папачок)
    

Почти все послушания нелогичны. «Иоанн, сходи принеси навозу!»[1] — сухого навозу, чтобы затопить печку. Он отвечает: «Вы посылаете меня туда, где та львица?» — «Какая еще львица? Чтобы ты привел мне ее сюда связанную!»

Ее не существовало! Это невозможно! Но видишь? Это не был бес. Это был зверь — да даже если бы был и бес!

И тот пошел с веревкой. И львица на него, а он на львицу — и он поймал ее и связал. Я скажу вам: связать львицу — это нелогично! Часто и собаку ты связать не можешь. Именно здесь и кроется парадокс. Именно здесь ответ, здесь Божественность, здесь героизм.

И когда старец увидел, что он ведет ее связанную, то сказал: «Это великий послушник».

Но теперь возникает другая проблема. «Поскольку он привел ее, то скажет мне: “Я привел ее тебе!” — и станет гордиться». И, чтобы оградить его от этой опасности, он сказал ему: «Я велел тебе привести мне львицу, а ты привел эту псину! Ты что, не видишь?» — «Да, это так, я привел псину!»

Видишь, как сильно он отождествился с поручением отца? Видишь, это не значит, что он впал в ересь, что не нужно было оказывать послушание и бороться со львицей… Не было ничего подобного! Если у тебя нет препятствия, нет врага — ибо всё это победа в христианстве, — то невозможно увидеть, невозможно почувствовать победу.

А эти несчастные случаи, непобеды и ад. Христос проповедовал рай. И мы имеем в виду не несчастные случаи… «Что мне делать, если?.. Господи, да выну меч, буду сражаться и…» Если умрешь, это не значит, что ты был побежден. Смерть — это совершенное выражение победы, потому что жизнь означает постоянное умирание.

[1] Patericul. Avva Ioan, ucenicul lui Avva Pavel [Патерик. Авва Иоанн, ученик аввы Павла]. Alba Iulia, 1999. Р. 125.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Матерь Божия есть рай Матерь Божия есть рай
Священник Иоанн Истрати
Матерь Божия есть рай Матерь Божия есть рай
Священник Иоанн Валентин Истрати
Малышка, чуть слышно плачущая сегодня, станет Ходатаицей рода человеческого. Девочка легкая, как пушинка, пространнее небес. Крошечка, прильнувшая к груди бабушки Господней, готовится стать священным храмом и раем словесным.
Клеть ума – сердце Клеть ума – сердце
Архим. Клеопа (Илие)
Клеть ума – сердце Клеть ума – сердце
Архимандрит Клеопа (Илие)
Уединение внешнее – это когда я ухожу в лес и живу в землянке, в шалаше, в какой-нибудь в пещере и молюсь. И это очень содействует молитве, но если у тебя не будет уединения в самого себя, это не поможет: ты можешь находиться там и скитаться умом по всем городам, по всему Бухаресту и всем базарам. Напрасно ты убежал в пустыню телом, ведь умом ты в пустыню не убежал.
«Смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе» «Смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе»
Последнее интервью старца Арсения (Папачока)
«Смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе» «Смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе»
Последнее интервью с румынским старцем Арсением (Папачоком)
Игорь Зыбин
Надо помнить постоянно, что Господь каждую минуту присутствует посреди нас. Он не заставляет нас совершать какие-то подвиги, Он просто хочет, чтобы мы помнили о Его присутствии, чтобы у нас было осознание, что мы ходим под Ним. С нас спросится за то, почему мы ненавидели друг друга, забывая о Нем.
Комментарии
тамара28 декабря 2015, 11:21
Батюшка,помолись обо мне грешной рабе Тамаре.Царствие Небесное,тебе отче.
Димитри28 августа 2014, 19:33
Истиный молитвеннык. На воле (возможность терпеть боль)таких держится мир. А что у волка не гибкая шея и он ботъится деревев ошибка...
Людмила29 июля 2014, 14:17
Не простой перевод, а может это и к лучшему - приходится вчитываться, чтобы понять смысл.
Все время неотступно мысль: "Я бы так никогда не смогла,
никогда! Какая ВЕРА !"
Боже ! Какие у тебя Подвижники !
Lyudmila Kochev24 июля 2014, 15:02
Удивительный батюшка.Верю: он
сейчас он смотрит на нас с Небес и молится.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×