Что претворяет слабость в силу

Подъём на Карули. Афон Подъём на Карули. Афон
    

Говорили с одной молодой, вполне церковной женщиной о некоторых особенностях духовной жизни в современном мире. Собеседница убеждала меня в том, что современный человек ко многому из того, о чем идет речь в Евангелии, в принципе не способен. Горячась, она повторяла:

— Сделать это невозможно! Невозможно!

Отчасти она была права, но именно — отчасти. Потому что в ее рассуждениях недоставало другой, крайне важной, части. Если так и жить — с уверенностью в том, что для тебя в христианской жизни решительно все невозможно, то что из этого в итоге получится? От этой уверенности веет какой-то страшной обреченностью, какой-то погружающей в беспросветное уныние безнадежностью. «Я такой, какой есть, я не смогу стать не то, что другим — я не смогу стать вообще хоть сколько-нибудь лучше. Я верю в Бога, хожу в храм, исповедуюсь и причащаюсь, я христианин, наконец! И... этого довольно». Редко кто решится проговорить это столь откровенно, столь четко, но прочитывается, просматривается такое настроение в жизни очень и очень многих людей.

Человек, отстаивающий необходимость посильных телесных трудов, подвергается критике как «ханжа», «лжеподвижник» и даже «мракобес»

Характерно, что позиция эта носит порой весьма агрессивный характер: ведь неслучайно практически каждый «сетевой» разговор о месте подвига в современной христианской жизни превращается в дискуссию, подчас весьма ожесточенную — не в фигуральном, а в самом что ни на есть прямом смысле этого слова. Человек, отстаивающий необходимость поста, хотя бы немного приближённого к требованиям церковного устава, полноценного приготовления к Причащению Святых Христовых Таин, посильных телесных трудов, борьбы со страстями, нередко подвергается критике как «ханжа», «лжеподвижник» и даже «мракобес», что чудно и больно, конечно, слышать от своих вроде бы по вере. Все чаще и чаще идея подвига оказывается чуждой сознанию наших братьев и сестер, православных людей.

Причем этапы, через которые приходит современный христианин к подобному умонастроению, примерно одни и те же. Сначала — постоянные, общие для всех нас преткновения, потом нарастающее уныние от них и от ощущения своей никудышности, после — та самая уверенность в «невозможности», о которой говорилось вначале. И в итоге — вывод о бесполезности того, что мы называем подвигом, готовность на компромиссы с совестью по очень многим сложным вопросам, примиренность со страстями, взамен тихого и ровного горения — тление тающего фитилька.

В итоге — вывод о бесполезности подвига, готовность на компромиссы с совестью, примиренность со страстями

И как некий девиз и в то же время оправдание этого душевного состояния, этого настроя — на разные лады повторяемая мысль о том, что современный человек бесконечно немощен, что он не может более спасаться деланием, что его участь — спасаться лишь терпением скорбей. И, поскольку терпеть-то на самом деле их сегодня тоже мало кому удается, то уже и не терпением, а просто — скорбями.

Но разве не ощущали этой же немощи, этого же бессилия и те, кто зачастую представляются нам некими не ведающими человеческих слабостей титанами — святые? Разве их путь к святости не лежал через ту же сухую и безводную пустыню — пустыню разуверения в себе самих, своих способностях и силах? Разве не приходили они — кто раньше, кто позже — к этому ощущению: спастись невозможно, спасает лишь Господь? Более того: без отчаяния в себе самом, без возложения всего упования своего исключительно на Бога нельзя не только достичь святости, но и просто понять, в чем суть христианства.

Но разве не ощущали этой же немощи святые?

Вот только отчаяние это благое приносило прежде совсем иные плоды... Оно — не само по себе, безусловно, но с надеждой на Христа соединенное — заставляло быть деятельными, влекло к трудам, побуждало на подвиги, не давало успокоиться на достигнутом, а требовало непрестанного движения вперед.

Монах Филарет Карульский в своей пещере. Этот молитвенник никогда не носил обуви, даже в самые лютые зимы, спал на ветвях, много постился, был немногословен Монах Филарет Карульский в своей пещере. Этот молитвенник никогда не носил обуви, даже в самые лютые зимы, спал на ветвях, много постился, был немногословен
    

Осознаваемая святыми слабость превращалась для них в источник силы, почему же для нас она так и остается — слабостью? Потому что мы не святые? Так и они не были ими, они ими — стали. И это несмотря на то, что знали и могли сказать то же, что и собеседница моя:

— Сделать это невозможно!

Да... Невозможно. Ведь что ни сделай, ты все равно — «раб неключимый» (Лк. 17:10), то есть по-прежнему в оковах — немощи и несовершенства своего. И как же с этим быть? Как преодолевали это противоречие они? И как преодолеть его нам? Ведь есть же какой-то секрет и какая-то отгадка?

Мне кажется, есть. И секрет простой, и отгадка как всегда на самой поверхности.

Удивительная вещь язык. Сколько в нем тайн, столько, наверное, и откровений. Чего только не скрывает он в себе и чего только не открывает! Сочетаются в нем, как и в нас, сила и слабость, гордость и смирение. И есть в нем глаголы — гордые и величавые, вида совершенного. И «сделать» — один из них. А есть смиренные и кроткие, на вопрос не «что сделать?», а «что делать?» отвечающие...

Что делать, когда чувствуешь неспособность что-либо сделать? Просто — делай

...Что делать, когда чувствуешь свою слабость, свою неспособность, невозможность что-либо сделать? Просто — делай. Раз за разом, постоянно, всю жизнь. Сделаешь же или нет, ведает лишь Господь.

Просто для того, чтобы делать, не зная, сделаешь ли, стремиться, не зная, достигнешь ли, нужно смирение. И, скорее всего, в нем все дело, в нем, в отсутствии или наличии его весь секрет. И если чем-то отличаемся мы по-настоящему от святых предшественников наших по вере Христовой, то не немощью в первую очередь, присущей всем людям вообще, а гордостью, не желающей и перстом двинуть без удостоверения — будет ли результат. Больно, неприятно это сознавать? Но, наверное, именно такое осознание и помогает хоть немного смириться. Помогает — не зная, сделаешь ли — все равно делать.

Помогает претворить слабость в силу.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Оковы страстей и как освободиться от них Оковы страстей и как освободиться от них
Диак. Валерий Духанин
Оковы страстей и как освободиться от них Оковы страстей и как освободиться от них
Cоветы святителя Игнатия (Брянчанинова)
Диакон Валерий Духанин
Святитель Игнатий выделяет две грани и крайности, которых необходимо избегать: требование от себя скорого бесстрастия и беспечное пребывание в страстях.
Духовная жизнь и «теория разбитых окон» Духовная жизнь и «теория разбитых окон»
С. Мазаев
Духовная жизнь и «теория разбитых окон» Духовная жизнь и «теория разбитых окон»
Сергей Мазаев
Если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется. А потом поблизости начнут происходить преступления.
Оптинские старцы о борьбе со страстями Оптинские старцы о борьбе со страстями Оптинские старцы о борьбе со страстями О борьбе со страстями
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы много писали о страстях, которые преграждают людям путь к спасению, и учили своих чад, как бороться с ними, называя главные средства: смирение, терпение и упование на помощь Божию.
Комментарии
Владислав28 ноября 2023, 01:39
Вот это сильная статья, особенно концовка. Так мне нужна была. Прям очень, очень... Спасибо же Вам огромное. Помогай Вам, Бог.
Татьяна Андреевна18 января 2019, 02:32
Спаси Господи, отец Нектарий, за премудрую статью. Так и я живу: ничего не получается годами, причем всё давно выверено и опробовано, - но, видно, Богу угодно не благословить меня на скорый успех, что привело бы к гордыне. И я "тупо" следую избранному пути. Потому что оставить его значило бы погибнуть. И вот - что-то ПОЛУЧАЕТСЯ, но не то, что я сама наметила. Значит, так угодно Богу, слава Ему вовеки. Помолитесь за православных Украины, за нашего Блаженнейшего Онуфрия и всё верное священноначалие, за простых пастырей, противостоящих сейчас драконовской власти по селам и городкам украинской провинции и за их паству. На Украине сейчас происходит не только вселенское беззаконие: здесь МЫ есмы.
Мария31 июля 2014, 09:08
Спасибо
Андрей22 июля 2014, 21:20
Стало быть, не просто так поют на литургии: «Спаси нас, Господи, яко оскуде преподобный». Да и святитель Игнатий Брянчанинов не с проста наказывает игуменам новейших времён воздерживаться от употребления некоторых послушаний, не редких во времена древнего монашества.
НН21 июля 2014, 21:05
Андрей:
..." Вопрос: стоило ли духовнику изначально благословлять того юношу на попытку поступления в лётное училище? "

Увы. "Человек полагает, а Господь - располагает".
Иногда мой духовный отец (Царствие ему небесное!) на просьбу благословить что-то, почему-то говорил: Я-то могу благословить, а вот благословит ли Господь?...
Никто Вам на этот вопрос не ответит, только Господь знает ответ, но Он не скажет... Как бы это, простите, "банально" не звучало, но другого совета Вам не дадут. Простите!
Помощи Божией Вам, мудрости, крепости сил и духа.
р.Б. Максим18 июля 2014, 06:45
Спаси Господи! Мысли о невозможности жития по Евангелию возникают от нежелания жить по ним. Просто подумайте и разберитесь в себе честно и без прикрас и вы поймете, что закон плоти превосходит разум человека. Одно спасение - Господь, как у Апостола Павла написано: живет во удесех моих иной закон, чего хочу не делаю, продан под грех. Жить самому по Евангелию невозможно, для такой жизни нужен Христос Бог, надо смириться, придется помучиться.
Ирина17 июля 2014, 18:00
Спасибо за интересную статью.Просто работать и просто жить не зацикливаясь на неприятностях.Всегда думать о хорошем.И только прибадривать близких.
Зоя17 июля 2014, 14:25
Как воды в жару напиться. Спасибо. Можно идти дальше.
Ксения17 июля 2014, 11:41
Спасибо,батюшка.
Аполлинария17 июля 2014, 03:27
Все правильно! Ведь если отчаяться от того, что ты ничего не можешь, то следующим шагом будет что? Встать на сторону зла? Да никогда! Пусть хоть какой я грешник, но сознательно дать согласие на такое нельзя. Вот тогда и возникает мужество действовать дальше. Находятся силы и средства.
Андрей16 июля 2014, 21:56
Классическая история: у некоего юноши имеются практически все задатки для ремесла пилота, но имеется и трудно диагностируемая на ранних стадиях, а потому неведомая ему самому хвороба, что со временем неизбежно сделает любого человека негодным к строевой службе. Юноша получает благословение духовника и пробует пойти дорогой, к которой у него действительно лежит душа, но врачебно-лётная комиссия работает чётко. Далее друзья со смехом разбегаются, любимая девушка находит себе другого, оставшаяся жизнь идёт на перекосяк, а сам как то незаметно постаревший юноша постоянно слышит один и тот же совет - смиряйся.
Вопрос: стоило ли духовнику изначально благословлять того юношу на попытку поступления в лётное училище?
марина16 июля 2014, 21:44
Спаси Господи, очень хорошая статья
Елена16 июля 2014, 20:03
Спасибо, отче Нектарий за поучения и своевременное приободрение многих пребывающих в унынии и сомнениях. Помолитес, Батюшка о восстановлении мира в стране нашей Украине и о укреплении духа всех православных христиан. Елена
Дмитрий 16 июля 2014, 19:01
Спаси Вас Бог, отец Нектара!
В точку,просто и доступно о нашей немощи и настроениях среди верующих.
Алеся (Ия)16 июля 2014, 16:09
Спасибо!
Александр16 июля 2014, 14:43
Замечательная статья. Отцу Нектарию мира, добра и любви. Пишите для нас, всегда ждем живого слова.
Вячеслав Кулешов16 июля 2014, 14:39
СпасиБог, отче, за простые и столь нужные слова. Не даёт тщеславие человеку времени для духовной жизни. "Ты вон какой!
Сколько узнал, прочувствовал, понял, поверил. Какую семью создал." А в духовном плане что? После первой благодати новоначального ждёшь всходов, а их нет! Ведь корень не глубокий, да и житейские тернии забивают, а по большей части чёрствый как земля после катка, вот и не всходит ничего. Но тщеславию то с этим не смирится, и приходит отчаяние, а за ним бежит уныние. И здесь без слов поддержки совсем туго...
Помолись, отче, за немощного гордостью р.Б. Вячеслава.
Лариса Воронина16 июля 2014, 13:46
/современный человек ко многому из того, о чем идет речь в Евангелии, в принципе не способен/

Если так рассуждать, то можно прийти к умозаключению, что проще сесть на диване и ручки сложить: академиками нам не стать, лётчиками-испытателями тоже, а по совести жить вообще накладно... На днях разбирала дедовы книги, наткнулась в одной из них на определение: "герой - это тот, кто творит жизнь, вопреки смерти". Не лучше ли брать пример с тех, кто превозмог невозможное!
Лилия16 июля 2014, 13:39
Очень хорошая статья.
Галина Б.16 июля 2014, 13:15
Спасибо. Совет замечательный: просто - делай. Просто:терпи скорби и поношения, молись, ходи на службы, ухаживай за немощными родственниками, не нарушай заповеди. Каждый день надо начинать с этого совета. Бог дает по силам.
Мария16 июля 2014, 12:07
Очень своевременные слова1 Спасибо!
Артур16 июля 2014, 11:24
Хорошо написано. Постоянно хочется поговорить о заповедях и о реалиях нашей жизни. А не с кем. Чуть вопрос, сразу цитата из Отцов.А тут хорошо написано.
Оксана16 июля 2014, 10:42
Большое спасибо за статью!
Алексей16 июля 2014, 10:00
Спасибо большое!!!
Алексей.
mila t16 июля 2014, 09:44
ГОСПОДИ Всемилостивый прости нас.
Матушка Богородице заступися за нас.
Все Святии отче наши и матере молите БОГА о нас.
Аминь
Елена Левшова16 июля 2014, 09:27
Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×