Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Тайны и очарование старых дневников

Утро было свежее, из Тверцы и Волги пар
поднимался огромнейшими столбами.
В.Ф. Владиславлев. Записки.
22 июля 1852 г.

В книге мемуаров "На берегах Сены" Ирина Одоевцева вспоминает одну свою беседу с И. Буниным (Октябрь 1947. Франция). Иван Алексеевич посоветовал ей тогда записывать про него, Бунина, всякие мелочи в специальном блокноте: "Непременно заведите дневник. Увидите, как он Вам потом пригодится… поможет себя понять и узнать. Ведь Вы, наверное, как большинство, воображаете себя совсем другой, чем Вы на самом деле".

Спасибо "Яну" (одно из бунинских эмигрантских имён; ещё его звали почему-то "Великим Муфтием", – подтрунивали и побаивались), – теперь мы знаем про его "ветчину", "гимназическое пальто" и прочие "мелочи", – Одоевцева сохранила. Трогательно это не от того, что "про Бунина", а потому что про человека.

Плохо, когда один перестаёт быть интересен другому как личность, а превращается в "Ник с иконкой" (Интернет-дневники – это литература наоборот. Эссеистика, которая скисла. Стихотворение, лишённое не только рифмы, образа, но и ритма).

Вообще читать настоящие, миновавшие редактурно-цензурное оскопление дневники полезно, по нескольким причинам. Во-первых, за каждым стоит реальный, живой или отошедший к Богу человек, со своим радоскорбием, а не виртуальный имярек (со своими глупостями или пошлостями).

Человеку (церковному) культурному, околоцерковному – обращённому, одним словом, их узнавать стоит. И это "второе". Они лишены назидательности (занудства) разного рода "посланий", "обращений", сковывающих умные и справедливые мысли мучительной лексикой – люди так не говорят! (Хорошо, что их толком никто и не читает.)

В-третьих, если дневник вёл религиозный, а в нашей ситуации – церковный автор (священник), то это не сборник мелочей, а документ, сообщающий об эпизодах истории Церкви, на которые пришлась его жизнь.

Из дневника, сделав непременную скидку на авторскую субъективность, мы узнаём, как происходило "то", о чём нам расскажет церковный историк. Что-то удивит и озадачит. Монологичный, он отличается от "письма" неспешностью, от "воспоминаний" – обилием любопытных деталей. (Впрочем, как и люди, дневники бывают разными. Сравните, к примеру, то, о чём и как писали святитель Николай Японский и протоиерей Александр Шмеман.)

Все эти (небольшие) замечания сделаны для презентации книги, выпущенной Научно-исследовательским центром им. В.В. Болотова, совместно с ТвГУ, в минувшем 2012 году: "Записки священника В.Ф. Владиславлева" (серия: "Тверская епархия в прошлом и настоящем"). Это хрестоматия для студентов, изучающих историю Русской Церкви, но её читателем может быть кто угодно.

Марк Блок говорил, что "все христиане – историки", в том смысле, что каждый обращённый во Христа понимает историю земную как поток времени, направляемый Творцом с лоцманом-Спасителем Иисусом, а не как каскад случайных событий. Поток изменчив, Лоцман непоколебим. "Жив и действует".

Василий Фёдорович Владиславлев (1820 – 1895) – известный тверской священник, краевед, основатель и редактор (18 лет! Как "Православная Тверь") "Тверских епархиальных ведомостей", большой умница, проповедник, литератор и, судя по "Запискам", – человек замечательного духовного здоровья (ещё одна причина в пользу выбора современного читателя), практически каждый день на протяжении многих лет художественно фиксировал те самые "мелочи", что помогают разобраться человеку в самом себе.

Для того, чьи представления о церковных буднях второй половины XIX в. составлены на основе впечатлений от произведений Лескова, Писемского, Мельникова-Печёрского, "хрестоматия" Владиславлева будет неожиданным текстом.

Например: "Молодежь сегодня в церковь не ходит", – сетуют те, кто и сами довольно приблизительные прихожане. Дело в Церкви современной России? А м.б., молодёжи? Молодёжи вообще?" В.Ф. Владиславлев 5 августа 1852 г. записывает: "Купеческие дочери в течение целого года совсем не ходят в церковь, кроме Успенского поста, когда они говеют, или ещё двух или трёх дней, именно: середы первой недели… и первого воскресенья Великого поста… Причиной этому выставляют то, что им не во что одеться, что если часто ходить в церковь, то подумают, что уж и совсем замуж не пойдёт… Я жестоко бранился с отцами и матерями за это…" (С. 90-91)

Деньги. Вопрос – откуда они у современной Церкви, волнует многих, и это притом, что в России нет "церковного налога", не говоря о библейской десятине. Можно услышать в Твери: "Это не храм, а магазин. Вот раньше было…" Было даже и так: 26 июля 1852 г.: "Жоровато платит Василий Матвеевич соборным. Кузьме, например, дал 3 рубля серебром, а летась связь бутылку рому, донского, хересу, мадеры. Архиерею целковых 10-ть, певчим – 25 р. ассигнациями. Зато его все хвалят… Мих. Мих. Дал мне 30 р. за уроки.

Cуществовали в XIX в. и "проблемы протокола", чем-то похожие на наши: 14 августа 1852: "Икону, которую архиерей подал Наследнику, приказано поставить в приличном месте. Губернатор не знает, как понимать это выражение: во дворце поставить в приличном месте? Или в Соборе? Если в Соборе, так будто Наследник не хотел принять иконы" (С. 107).

Сочно и колоритно Владиславлев рассказывает о своих современниках, чьи имена до сих пор на слуху у любителей российской истории: писатель И.И. Лажечников – в ту пору (1843 – 1853) тверской вице-губернатор, протопоп Мысловский – духовник жены Бенкендорфа, принимавший участие в расследовании дела декабристов, Е.В. Амфитеатров, Ф.А. Голубинский, полицмейстер Дурново и многие другие.

Архиереем в те годы был преосвященнейший Гавриил (Розанов). О нём читаем: "Старичок 80-летний… очень общительный, любит быть в обществе и у себя видеть общество… доверчив к своим до чрезвычайности. Это вредит ему в управлении епархиею, потому что приближённые его не только не оправдывают доверия его, но, зная его доброту, зная его старческие капризы и прихоти, нередко по-своему делают многое такое, что бесчестит владыку" (С. 129).

Про архимандрита Никодима, ректора семинарии и настоятеля Отроч-монастыря – довольно сурово: "Это человек с жидовской (нерусской) физиономиею, среднего роста и дородства, чёрный, с угловатыми манерами, с отрывистой и грубой речью… Злу он рад как счастью. В управлении семинарией строг до мелочей, жесток и неуважителен к профессорам, груб с учениками… особенно любит бумажное судопроизводство…" (С. 132).

К детям Владиславлев мягок: "Указал на заповеди и перечислил некоторые грехи, приличные их возрасту"; к дворянам снисходителен: 31 авг. 1852 г. : "Народу (на службе) было очень немного, потому что с вечера был театр до 8 часов, а потом бал в Собрании: верно, все проспали" (С. 117).

А про народ замечает так: "Русский народ никогда не теряет уважения к священнику, которого видит в нетрезвом виде, а как скоро заметит в священнике гордость, необщительность, жадность к деньгам, скупость и другие пороки, он не станет уважать этого священника" (С. 189).

Замечательна эта "хрестоматия" ещё и комментариями, за которые мы должны благодарить декана истфака ТвГУ Татьяну Геннадьевну Леонтьеву и молодого нашего историка Дмитрия Беговатова. Печальная новость одна – тираж. Он, увы, "раритетный", всего 100 экземпляров. В наше время коллекции духовной и исторической литературы пополняются, в основном, новыми изданиями.

P.S. 1 июля 1852 г.:

"Говорят, везде в уезде распространилась сибирская язва, и губернатор со своей стороны отнёсся в консисторию, чтобы предписала консистория духовенству внушать крестьянам послушание советам врачей, не бросаться на падаль, не сдирать с неё кожи, глубже зарывать в землю и отделять тотчас заболевший скот от здорового. Говорят, и на людях стала показываться эта язва" (С. 47). – Вот именно то, что возможно назвать "Симфонией Церкви и государства", а не "духовной скрепой".

Рейтинг: 7.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Александр Шабанов

Новые материалы

Выбор читателей

×