Православный календарьПравославный календарь
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?

Тайны и очарование старых дневников

Утро было свежее, из Тверцы и Волги пар
поднимался огромнейшими столбами.
В.Ф. Владиславлев. Записки.
22 июля 1852 г.

В книге мемуаров "На берегах Сены" Ирина Одоевцева вспоминает одну свою беседу с И. Буниным (Октябрь 1947. Франция). Иван Алексеевич посоветовал ей тогда записывать про него, Бунина, всякие мелочи в специальном блокноте: "Непременно заведите дневник. Увидите, как он Вам потом пригодится… поможет себя понять и узнать. Ведь Вы, наверное, как большинство, воображаете себя совсем другой, чем Вы на самом деле".

Спасибо "Яну" (одно из бунинских эмигрантских имён; ещё его звали почему-то "Великим Муфтием", – подтрунивали и побаивались), – теперь мы знаем про его "ветчину", "гимназическое пальто" и прочие "мелочи", – Одоевцева сохранила. Трогательно это не от того, что "про Бунина", а потому что про человека.

Плохо, когда один перестаёт быть интересен другому как личность, а превращается в "Ник с иконкой" (Интернет-дневники – это литература наоборот. Эссеистика, которая скисла. Стихотворение, лишённое не только рифмы, образа, но и ритма).

Вообще читать настоящие, миновавшие редактурно-цензурное оскопление дневники полезно, по нескольким причинам. Во-первых, за каждым стоит реальный, живой или отошедший к Богу человек, со своим радоскорбием, а не виртуальный имярек (со своими глупостями или пошлостями).

Человеку (церковному) культурному, околоцерковному – обращённому, одним словом, их узнавать стоит. И это "второе". Они лишены назидательности (занудства) разного рода "посланий", "обращений", сковывающих умные и справедливые мысли мучительной лексикой – люди так не говорят! (Хорошо, что их толком никто и не читает.)

В-третьих, если дневник вёл религиозный, а в нашей ситуации – церковный автор (священник), то это не сборник мелочей, а документ, сообщающий об эпизодах истории Церкви, на которые пришлась его жизнь.

Из дневника, сделав непременную скидку на авторскую субъективность, мы узнаём, как происходило "то", о чём нам расскажет церковный историк. Что-то удивит и озадачит. Монологичный, он отличается от "письма" неспешностью, от "воспоминаний" – обилием любопытных деталей. (Впрочем, как и люди, дневники бывают разными. Сравните, к примеру, то, о чём и как писали святитель Николай Японский и протоиерей Александр Шмеман.)

Все эти (небольшие) замечания сделаны для презентации книги, выпущенной Научно-исследовательским центром им. В.В. Болотова, совместно с ТвГУ, в минувшем 2012 году: "Записки священника В.Ф. Владиславлева" (серия: "Тверская епархия в прошлом и настоящем"). Это хрестоматия для студентов, изучающих историю Русской Церкви, но её читателем может быть кто угодно.

Марк Блок говорил, что "все христиане – историки", в том смысле, что каждый обращённый во Христа понимает историю земную как поток времени, направляемый Творцом с лоцманом-Спасителем Иисусом, а не как каскад случайных событий. Поток изменчив, Лоцман непоколебим. "Жив и действует".

Василий Фёдорович Владиславлев (1820 – 1895) – известный тверской священник, краевед, основатель и редактор (18 лет! Как "Православная Тверь") "Тверских епархиальных ведомостей", большой умница, проповедник, литератор и, судя по "Запискам", – человек замечательного духовного здоровья (ещё одна причина в пользу выбора современного читателя), практически каждый день на протяжении многих лет художественно фиксировал те самые "мелочи", что помогают разобраться человеку в самом себе.

Для того, чьи представления о церковных буднях второй половины XIX в. составлены на основе впечатлений от произведений Лескова, Писемского, Мельникова-Печёрского, "хрестоматия" Владиславлева будет неожиданным текстом.

Например: "Молодежь сегодня в церковь не ходит", – сетуют те, кто и сами довольно приблизительные прихожане. Дело в Церкви современной России? А м.б., молодёжи? Молодёжи вообще?" В.Ф. Владиславлев 5 августа 1852 г. записывает: "Купеческие дочери в течение целого года совсем не ходят в церковь, кроме Успенского поста, когда они говеют, или ещё двух или трёх дней, именно: середы первой недели… и первого воскресенья Великого поста… Причиной этому выставляют то, что им не во что одеться, что если часто ходить в церковь, то подумают, что уж и совсем замуж не пойдёт… Я жестоко бранился с отцами и матерями за это…" (С. 90-91)

Деньги. Вопрос – откуда они у современной Церкви, волнует многих, и это притом, что в России нет "церковного налога", не говоря о библейской десятине. Можно услышать в Твери: "Это не храм, а магазин. Вот раньше было…" Было даже и так: 26 июля 1852 г.: "Жоровато платит Василий Матвеевич соборным. Кузьме, например, дал 3 рубля серебром, а летась связь бутылку рому, донского, хересу, мадеры. Архиерею целковых 10-ть, певчим – 25 р. ассигнациями. Зато его все хвалят… Мих. Мих. Дал мне 30 р. за уроки.

Cуществовали в XIX в. и "проблемы протокола", чем-то похожие на наши: 14 августа 1852: "Икону, которую архиерей подал Наследнику, приказано поставить в приличном месте. Губернатор не знает, как понимать это выражение: во дворце поставить в приличном месте? Или в Соборе? Если в Соборе, так будто Наследник не хотел принять иконы" (С. 107).

Сочно и колоритно Владиславлев рассказывает о своих современниках, чьи имена до сих пор на слуху у любителей российской истории: писатель И.И. Лажечников – в ту пору (1843 – 1853) тверской вице-губернатор, протопоп Мысловский – духовник жены Бенкендорфа, принимавший участие в расследовании дела декабристов, Е.В. Амфитеатров, Ф.А. Голубинский, полицмейстер Дурново и многие другие.

Архиереем в те годы был преосвященнейший Гавриил (Розанов). О нём читаем: "Старичок 80-летний… очень общительный, любит быть в обществе и у себя видеть общество… доверчив к своим до чрезвычайности. Это вредит ему в управлении епархиею, потому что приближённые его не только не оправдывают доверия его, но, зная его доброту, зная его старческие капризы и прихоти, нередко по-своему делают многое такое, что бесчестит владыку" (С. 129).

Про архимандрита Никодима, ректора семинарии и настоятеля Отроч-монастыря – довольно сурово: "Это человек с жидовской (нерусской) физиономиею, среднего роста и дородства, чёрный, с угловатыми манерами, с отрывистой и грубой речью… Злу он рад как счастью. В управлении семинарией строг до мелочей, жесток и неуважителен к профессорам, груб с учениками… особенно любит бумажное судопроизводство…" (С. 132).

К детям Владиславлев мягок: "Указал на заповеди и перечислил некоторые грехи, приличные их возрасту"; к дворянам снисходителен: 31 авг. 1852 г. : "Народу (на службе) было очень немного, потому что с вечера был театр до 8 часов, а потом бал в Собрании: верно, все проспали" (С. 117).

А про народ замечает так: "Русский народ никогда не теряет уважения к священнику, которого видит в нетрезвом виде, а как скоро заметит в священнике гордость, необщительность, жадность к деньгам, скупость и другие пороки, он не станет уважать этого священника" (С. 189).

Замечательна эта "хрестоматия" ещё и комментариями, за которые мы должны благодарить декана истфака ТвГУ Татьяну Геннадьевну Леонтьеву и молодого нашего историка Дмитрия Беговатова. Печальная новость одна – тираж. Он, увы, "раритетный", всего 100 экземпляров. В наше время коллекции духовной и исторической литературы пополняются, в основном, новыми изданиями.

P.S. 1 июля 1852 г.:

"Говорят, везде в уезде распространилась сибирская язва, и губернатор со своей стороны отнёсся в консисторию, чтобы предписала консистория духовенству внушать крестьянам послушание советам врачей, не бросаться на падаль, не сдирать с неё кожи, глубже зарывать в землю и отделять тотчас заболевший скот от здорового. Говорят, и на людях стала показываться эта язва" (С. 47). – Вот именно то, что возможно назвать "Симфонией Церкви и государства", а не "духовной скрепой".

Рейтинг: 7.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Александр Шабанов

Новые материалы

Выбор читателей

×