Атеизм постоянно восхваляет критическое мышление. Вот недавно мне попалась реклама некоего фильма, который должен показать, что «не всё в мире погрязло в болоте “духовности” и отсутствия критического мышления, что есть замечательные умные люди, не лишенные чувства юмора и отстаивающие науку и разум».
Есть что-то глубоко трогательное в том, что в то время как Кеплер, Паскаль, Ньютон, Бойль, создатель теории расширяющейся Вселенной бельгийский священник Жорж Леметр, биологи Феодосий Добржанский и Френсис Коллинз и многие другие погрязли в болоте духовности, находятся люди, смело отстаивающие науку от этих несчастных мракобесов.
Но, так или иначе, критическое мышление, способность оценивать истинность тех или иных утверждений действительно добродетель, и добродетель необходимая. Мир полон как злонамеренных обманщиков, так и искренне заблуждающихся людей, готовых охотно поделиться с вами своими заблуждениями.
Легковерие – не добродетель, а порок; нам ясно заповедано беречься лжепророков и испытывать духов, от Бога ли они. Мы живем в мире, полном лжеучений, манипулятивной пропаганды и недобросовестной рекламы.
Легковерие – явление, обычное во времена апостольские и тем более распространенное сейчас – когда на нас обрушиваются потоки информации, немыслимые для людей прошлого.
Люди верят во что угодно: в инопланетян, посещавших землю во времена древних цивилизаций, да и сейчас заглядывающих на огонек; в африканских колдунов, дистанционно исцеляющих москвичей за умеренную мзду; в родовые проклятия, которые надо снимать магическими манипуляциями; в методы лечения всех болезней, которые приводят медиков в ужас и содрогание.
Легковерным быть плохо, глупо и опасно – в этом христианин согласится с атеистом. Но христианин знает еще об одной проблеме.
Вся аскетическая традиция христианства говорит о том, что нельзя приписывать себе добродетель. К кротости, честности или милосердию надо стремиться, но не надо объявлять себя кротким, честным или милосердным. «Братья, я не почитаю себя достигшим», – говорит святой апостол Павел.
Это не столько вопрос хороших манер, сколько вопрос реальности. На самом деле, как говорит пророк, «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17: 9). Люди склонны ко греху – и более всего люди склонны к самообману.
Люди жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам
Люди верят тому, чему хотят верить, а чему не хотят – отказываются. Собирают по кирпичику те данные, которые хорошо укладываются в их картину мира, а то, что не укладывается, – игнорируют или отвергают. Жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам. Поговорите с участниками любого конфликта – и вы услышите версии настолько разные, что вам будет трудно поверить, будто речь идет об одних и тех же событиях.
И вот христианство – особенно православное христианство – говорит о том, что нам стоит оборотиться на себя и признать: и мы сами – люди. Мы принадлежим к тому же роду с теми же проблемами. Довольно легко восклицать: «И как эти несчастные глупцы могут верить в такую чушь!» Они могут быть не то что бы глупцами – просто верить в то, во что им комфортнее верить. Но нужно серьезное усилие, чтобы признать: и я могу быть глупцом, верящим в чушь. Я тоже человек, у меня могут быть те же проблемы.
Человек, претендующий на то, что уж он-то мыслит критически, – это как человек, считающий себя праведником.
Для христианина человек, претендующий на то, что уж он-то, в отличие от некоторых, обладает критическим мышлением, – это как человек, претендующий на то, что уж он-то праведен и всегда поступает по совести.
Скорее всего, сей праведник просто имеет довольно сонную совесть, а сей критически мыслящий мыслит недостаточно критично, чтобы критически оценивать свою способность мыслить критически.
В реальности любые попытки мыслить критически приводят примерно к тому же, что и попытки жить праведно, – к обнаружению того, что мы к этому в высшей степени не склонны. Самообман включается по умолчанию; интеллектуальная честность требует огромной дисциплины и неослабевающих усилий – и человек, который говорит: «Уж я-то критически мыслю! как нечего делать!» – скорее всего пребывает, говоря аскетическим языком, в прелести.
Попытки следовать путем добродетели (в том числе интеллектуальной) очень быстро приводят к обнаружению того, что мы, в силу нашей падшей природы, не добродетельны.
Могут сказать, что наука способна к самокоррекции, что научное сообщество способно (не абсолютно, но в высокой степени) нивелировать личные пристрастия и ошибки своих членов. Это, конечно, так, но мы тут и не говорим о науке. Мы говорим об атеизме и его притязаниях на добродетель критического мышления.
Парадокс человеческой природы в том, что нельзя одновременно объявлять себя добродетельным и быть им
Парадокс человеческой природы, который хорошо известен христианам и чаще всего игнорируется атеистами, в том и состоит, что нельзя одновременно объявлять себя добродетельным и быть им.
Как и с любым другим грехом, человек, который игнорирует свою склонность к самообману, не будет оказывать ей сопротивления. И это, увы, хорошо заметно: люди, восхваляющие свое критическое мышление и интеллектуальную честность, вскоре демонстрируют нечестность самую гротескную. Причислять себя к тусовке незамутненных интеллектуалов, пребывающих в «оазисе чистого мышления», конечно, можно. Но само это причисление – признак некритического отношения, прежде всего, к самому себе.
Это не особенность именно атеизма – это особенность нашей падшей человеческой природы. Но атеист тут часто оказывается особенно уязвим.
В известном фильме "17 мгновений весны" эпизод - "...Ну, пойди напиши пару формул!" И этому гл. герою не откажешь в Критич. мышлении.
1. Традиц. академ. науки имеют дело с точными, проверенными, перепроверенными и экспериментально подтвержденными данными. Здесь,конечно, работают формулы и др. методы академ. анализа. При этом сами выводы понятны узкому кругу академиков. Например, что доказал Г.Перельман, и как он это сделал? Не понятно и не объяснишь, т.е. здесь НЕ идет речь о критич. мышлении.
2. В жизни мы имеем информацию другую - неполную, недостоверную, дезинформацию и т.н. unknown unknowns. Здесь методы академ. традиц. анализа НЕ работают. Работают методы Альтернативного анализа ("alternative analysis") из др. науки - Intelligence Analysis (см. вышеупомянутый фильм). В н.в. эти методы называются методами Критич. мышления (Intelligence Analysis and Critical Thinking), или Системно-структурированного анализа (Structured Analytic Techniques)
Это цветочки! Вам ещё и расскажут, чего вообще никогда не было. Всем, кто не смотрел, очень советую посмотреть американский фильм "Хвост виляет собакой". Особенно жителям Украины. Сербы его "крутили" во время бомбёжек десятки раз, да поздно уже было.
На РСН корреспондент рассказывала, как её, с малых лет знавшую в одной украинской деревне, встретили родственники после её пребывания в Славянске и рассказов о том, что там происходит... Ей не верили и стыдили за то, что она там была и согласилась на "враньё"; уверяли, что такого, о чем она рассказывала, быть не может и не надо верить своим глазам. Они лучше знают, так как по телевизору показывают и говорят совсем другое. Это мрак. Ни критики, ни самокритики.
Дай Бог здоровья и сил, Сергей!
"Люди верят тому, чему хотят верить, а чему не хотят – отказываются. Собирают по кирпичику те данные, которые хорошо укладываются в их картину мира, а то, что не укладывается, – игнорируют или отвергают. Жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам. Поговорите с участниками любого конфликта – и вы услышите версии настолько разные, что вам будет трудно поверить, будто речь идет об одних и тех же событиях."
Это один в один - мои мысли, когда вспоминаю Ваши пламенные статьи о Киевских событиях в начала года и полное их отсутствие о том, что сейчас присходит на востоке Украины.
Критическое мышление происходит от слова "кризис" - по-гречески "суд". Критик - судья, выносящий суждения о предмете. Приравнивать критицизм и добродетель неверно. Судья вполне может быть злым.
Гимлер: евреи - нелюди. Какая от них польза? Рабочая сила и сырьё для промышленности. Порочная, людоедская, но всё же чёткая система критического мышления.
Столкнулся с человеком, уже немолодым, который начал при мне хаять священство. Я ему культурно: посмотрите на себя. А он: я знаю, что я - плохой человек, и рассказал о своих махинациях. Его речь была достаточно самокритичной, вот только его всё устраивает.
Человек не может быть 24 часа 7 дней в неделю критиком, но всякий православный христианин, готовящийся к исповеди или совершающий вечернее правило дома - судья себе. Он старается рассмотреть свою жизнь или конкретный её период и сделать честные выводы: здесь я прав, а здесь я грешен и нуждаюсь в Божией помощи для исправления.
Критика может быть святой только в одном случае, если её источник - слово Божие. Тогда это святая критика, потому что не мы сами судим о вещах, а как бы Бог судит нас на земле. На этом процессе прокурор - я сам, подсудимый тот же, закон - заповеди и совесть, адвокат - Господь, Судья - Господь, судебный пристав - священник. Чем подробнее мы будем судиться с собой здесь, тем снисходительнее к нам будет Страшный Суд. Вот, где раскрывается истинное значение критического мышления.