Моцарт и Сальери: некоторые размышления над драмой А.С. Пушкина

В этом году исполняется 215 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Вновь и вновь мы приникаем к животворным источникам его творчества. И в том числе к «Маленьким трагедиям».

Иллюстрация М.Врубеля к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» Иллюстрация М.Врубеля к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
    

Творчество Пушкина во многом мистично. Дерзну сказать: временами христологично. Христологическим характером во многом обладает и драма «Моцарт и Сальери».

Понятно, что Пушкин оказался заложником черной легенды относительно Сальери: у того не было никаких причин для зависти Моцарту. Реальный Сальери был талантливым признанным композитором, состоявшимся человеком, счастливым семьянином, капельдинером Венской капеллы. Отравление Моцарта ему приписали. Кто и зачем? Трудно сказать. Темна вода во облацех…

Впрочем, есть одна версия. Если Моцарт действительно был отравлен, что не исключено, то его убийцами (и клеветниками Сальери) могли явиться масоны, с которыми знался Моцарт и чьи «таинства» и посвящения он безжалостно осмеял и освистал в «Волшебной флейте». Отступничества ему могли не простить… А дальше – дело техники. Пустить слух о причастности Сальери, из слуха сделать молву, из молвы – априорную истину. «И вот – общественное мненье». Оно оказалось столь могущественным, что довело Сальери до сумасшествия, в одном из припадков которого он признался в убийстве Моцарта. С юридической точки зрения ясно, какова цена подобному признанию. Но, увы, ведь всем известно…

Итак, в прямом смысле пушкинский Сальери не историчен. Но, однако, его образ является глубоко историчным в другом смысле и плане. Он – зеркало эпохи Французской революции и наполеоновских завоеваний.

В трагедии много следов т.н. Великой Французской революции

В трагедии много следов т.н. Великой Французской революции. Один из них – насмешливые слова Моцарта о своем божественном призвании. «Но божество мое проголодалось». Это явная аллюзия на слова предпоследнего царя ацтеков Монтесумы: «Боги жаждут». Понятно чего – крови. Их процитировал Камиль Демулен, говоря о Робеспьере и революционном терроре незадолго до своей гибели, а затем и казни Робеспьера. Как известно, т.н. Великая Французская революция послала на плаху многих гениальных ученых, писателей и поэтов. Среди них был и великий химик Лавуазье; отправляя его на плаху, судьи объявили: «Революции не нужны химики». Казнен был и знаменитый французский поэт Андре Шенье, которому Пушкин посвятил свое проникновенное стихотворение. В этом революционном контексте по-иному прочитывается гибель Моцарта: его убивает посредственность, представитель духовного третьего сословия, для которого непереносима аристократия духа. Характерна эгалитаристская логика Сальери с его мнимой заботой об общем благе:

Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет…

Как тут не вспомнить Петрушу Верховенского из «Бесов»! «Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное – равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов; не надо высших способностей! Их изгоняют или казнят. Цицерону отрезается язык, Копернику выкалываются глаза. Шекспир побивается каменьями. Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство».

Сальери – воплощение революционного духа, протеста против несправедливости земной и небесной. Этот протест присутствует с самого начала драмы:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

И вопль обвинения, обращенный к самому Богу:

О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..

Как здесь не вспомнить притчу о работниках виноградника: «Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20: 10–12).

Социальная сторона подобного обвинения очевидна: земные богатства достаются не труженикам, а «гулякам праздным», «безумцам», «прожигателям жизни».

Здесь уместно задуматься: каков был механизм атеизма времен Французской революции, и почему вчерашние добрые католики бросались бить статуи святых и гадить в храмах? Объяснения можно предложить самые разные: одно из наиболее убедительных – извращенная жажда справедливости, оборотная сторона которой – зависть. Почему, если Бог есть, Он позволяет, чтобы праздные люди богатели и роскошествовали, а труженики разорялись, нищенствовали и угнетались? Христианину ведом ответ на этот вопрос, но он закрыт для того человека, у которого всё – здесь и сейчас и сосредоточено в сей бренной материи.

Однако трагедия пушкинского Сальери гораздо глубже. Ему ведомы духовные глубины, он знает, что такое неземная красота, и тем страшнее его страдания, что не он является творцом такой красоты. Его терзает зависть, и он сам понимает, насколько отвратителен и некрасив этот грех.

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто! А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую…

Эти пушкинские слова глубоко связаны со Священным Писанием, с образом диавола как змия-искусителя, из зависти соблазнившего Еву и за это присужденного к следующему наказанию: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14). «Завистью диавола смерть вошла в мир», – говорит Иисус, сын Сирахов. И действительно, Сальери сеет смерть, разрушение и без-образие.

И вот оборотная сторона притчи о работниках виноградника: ропотник-работник становится Каином, братоубийцей. Ведь Сальери убивает не просто своего друга, он убивает собрата по искусству и только потому, что Бог не призрел на его, Сальери, многочисленные труды и жертвы, возделывание музыкальной нивы в поте лица, а призрел на «гуляку праздного», беспечного «пастуха» Моцарта.

В характере пушкинского Моцарта много от Авеля. Он кроток, простодушен, чужд всякой гордости, в отличие от гордеца Сальери. Он подлинно смиренен и вежливо с юмором отстраняет всякие разговоры о своем «сверхъестественном» призвании. Он любит жизнь в самых, казалось, незатейливых ее проявлениях: радостно возится на полу со своим сыном, с восторгом слушает музыку слепого скрипача, более похожую на скрип. В отличие от Сальери, он живет не для себя, а для других, не задумываясь об этом. И при этом он – творец, ясный, светлый, жизнерадостный, обыкновенно-спокойный. К нему применимы слова Христа: «И научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

И в этом контексте внутренний поединок Моцарта и Сальери приобретает иной смысл: это оппозиция Христос – Каиафа, Спаситель – фарисеи. По особому воспринимаются слова Сальери:

Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить – не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой…

Как тут не вспомнить слова Каиафы: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 49–50)!?

Образ Сальери связан с масонской «математической традицией»

Распятие Христа Каиафа оправдывает спасением иудейского народа (но прежде – сословия священников и фарисеев). Убийство Моцарта Сальери оправдывает спасением избранного – жреческого – сословия композиторов. Если мы вспомним, что Сальери, прежде всего, – математик, проверяющий алгеброй гармонию, и впишем в контекст Французской революции, то всё встает на свои места. Образ Сальери связан с масонской «математической традицией», в том числе и с образом циркуля; Бог для масонов – Архитектон вселенной, но на последних ступенях посвящения Богом может стать человек. Соответственно, Сальери может символизировать Каиафу новейших времен – масона-революционера, истребляющего аристократию духа, и одновременно – новейшего Каина-братоубийцу, носителя революционного террора.

Но и к Каину-Сальери приходит возмездие. Характерна концовка:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

Чем кончает Каин? Он убивает своего брата, который мешал ему и его превосходил, но и сам становится практически нулем: он теряет свою силу и оказывается жалким паркинсоником: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь стенать и трястись на земле» (Быт. 4: 11–12. Текст дается по Септуагинте). Сальери убил гения и тут же осознал, что он не гений, а всего лишь заурядный убийца и завистник, «змея, людьми растоптанная вживе». Убитый Моцарт одержал над Сальери духовную победу своими простыми мудрыми христианскими словами:

Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пушкинский взгляд на Российское государство Пушкинский взгляд на Российское государство
Федор Гайда
Пушкинский взгляд на Российское государство «История новейшая есть история христианства»: пушкинский взгляд на Россию и Российское государство
Федор Гайда
Пушкин верил в созидательный потенциал российской государственной власти. В последнюю для него годовщину Лицея 19 октября 1836 года в так и не отправленном письме Чаадаеву поэт с горечью констатировал, что в России присутствует «равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью, правом и истиной, ко всему, что не является необходимостью».
Гений и злодейство Гений и злодейство
Сергей Мазаев
В пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» есть интересное замечание: «гений и злодейство – вещи несовместные». Тезис спорный и при этом нигде не поясняется. Наверное, для самого Пушкина все здесь было очевидно. Что ж, поверим поэту на слово? Или можно привести какие-то рациональные аргументы в пользу несовместимости гениальности и зла?
Ошибка Сальери.
или О том, как рождается зависть и как с ней бороться
Ошибка Сальери.
или О том, как рождается зависть и как с ней бороться

Иногда зависть направлена на предметы и вовсе уж странные. Так, в известной частушке послевоенной поры с горькой иронией высмеивалась абсурдная способность человека завидовать даже чужому горю: Хорошо тому живется, у кого одна нога, Ему пенсия дается, и не надо сапога.
Комментарии
Галия Хабибуллина29 апреля 2019, 03:18
"Ну а кто слушает музыку Сальери, тот знает, что она не менее гениальна, чем у самогО Моцарта".
Не соглашусь. Сальери был модным и коммерчески успешным композитором, но его творчество - несравнимо с гением Моцарта. Музыка Сальери - забыта и не имеет ни художественной, ни исторической ценности. Я сама из любопытства брала ноты и играла его музыку. Скучно, устарело, вторично, без искры Божьей. А Моцарт - гениален в каждом произведении, в каждой ноте.
Василий Н. 3 ноября 2014, 21:30
Добавлю еще: согласен с Андреем.
Елена 2 августа 2014, 08:52
Ответ,наверно, такой, что те,кто по христиански переносят выпавшие испытания,будь то блага или скорби, увенчиваются в вечности.
Василий Н.10 июня 2014, 10:11
Это произведение - о зависти. И революция здесь ни причем.
Jana_W10 июня 2014, 00:55
Сальери не был отравителем,об этом говорят исследователи, которые считаются серьезными экспертами. Ну а кто слушает музыку Сальери, тот знает, что она не менее гениальна, чем у самогО Моцарта. Дело в том, что художественный образ, созданный А.С. Пушкиным, имеет право на самостоятельное существование, без намека на реальную персону Сальери. Как-бы, "собирательный" образ.
И да, революции делаются при помощи манипуляции сознанием масс, а именно, с помощью разжигания чувства ЗАВИСТИ.Спасибо Автору!
диакон владимир Василик 8 июня 2014, 21:04
Василию Н. Этот ответ есть уже в 72 псалме.
Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

2А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,- 3я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, 4ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;

15Но если бы я сказал: "буду рассуждать так",- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

16И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, 17доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

18Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

19Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

20Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

21Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, 22тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.

23Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; 24Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.

25Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

26Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

27Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

28А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].
Владимир 8 июня 2014, 20:58
Андрею. Встречный вопрос. Считаете ли Вы, что святитель Василий Великий полагал, что зависть - это главный движитель русского человека?)))
Толик 8 июня 2014, 13:09
"А дальше – дело техники. Пустить слух о причастности Сальери, из слуха сделать молву, из молвы – априорную истину. «И вот – общественное мненье». Оно оказалось столь могущественным, что довело Сальери до сумасшествия, в одном из припадков которого он признался в убийстве Моцарта." (к своему стыду впервые это узнал, такую трактовку)
А счас что? Да то же самое, - "забили туго заряд" лжи в СМИ и давай поливать. Иногда даже нечто подобное "Граду" и ковровых применяется.
Ну, типа, века идут, а человечество - не меняется. Те же сценарии, те же методы.
В общем, - зомбоящик надо просто выкинуть, инет-порталы очень тщательно выбирать, а может, даже и комп выбросить, как зомбоящик. Не знаю. В тебя пытаются втужукнуть столько инфы, что эта инфа - уже как бы и не инфа, а подобие пустоты, даже хуже пустоты, потому что пустота - дисциплинирует, а обилие инфы - дезориентирует.
Простите.
Александр Смоляной 8 июня 2014, 11:05
Гениально! Эта статья применима ко всем , или почти всем убийцам,завистникам,политикам нашего времени. Эта статья как схема разоблачения для многих. Спасибо.
Андрей 7 июня 2014, 17:27
Какие основания считать, что Сальери не завидовал Моцарту? Домысел?
Современный шоу-бизнес показывает, что зависть запросто обитает среди талантливых, признанных, состоявшихся и благополучных.
Было отравление Моцарта, не было … Судмедэкспертиза молчит. Но, заявление Сальери в психбольнице, пусть юридически ничтожное, об убийстве Моцарта – это ФАКТ. А рассуждения о том, что некто сделал Сальери внушения на сей счет – это домысел.
Будем судить Пушкина за художественный прием или обратимся к главному: «Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих» (Св. Василий Великий)?
И тут трудно не согласиться с аналогией о Каине и Авеле. Но при чем здесь Французская революция?
Когда речь заходит о зависти, важно не заболтать тему! Вспомните, в к/ф «Сибирский цирюльник» один из главных героев утверждает, что зависть – это главный движитель русского человека.
Кто прав: кинематограф или св. Василий Великий?
Василий Н. 7 июня 2014, 14:58
"Почему, если Бог есть, Он позволяет, чтобы праздные люди богатели и роскошествовали, а труженики разорялись, нищенствовали и угнетались? Христианину ведом ответ на этот вопрос".

И каков этот ответ?
николай: 7 июня 2014, 08:44
Интересная версия насчёт масонов. Действительно А.С.Пушкин был молод и легко мог осудить и оклеветать человека с чужих слов.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×