Четвертый международный исторический фестиваль «Времена и Эпохи» пройдет в этом году 7 и 8 июня в музее-заповеднике «Коломенское». В этот раз гости фестиваля перенесутся в начало XX века, в эпоху революций и Первой мировой войны. О том, что такое историческая реконструкция и что станет на фестивале самым интересным, корреспонденту портала «Православие.ру» рассказал глава оргкомитета фестиваля Алексей Овчаренко.
– Алексей, так что же такое историческая реконструкция?
– Историческая реконструкция – это социальное движение людей, которые увлекаются историей, причем не только своей страны, но и историей в широком смысле. Но, в отличие от классических историков или археологов, реконструктор восстанавливает вещи ушедших эпох и использует их по назначению. То есть организует мероприятия, фестивали и мастер-классы.
Реконструкция – достаточно молодое движение, которое зародилось в России еще в 1980-е годы. Оно началось с реконструкции XIX века, с юбилея Бородинского сражения и съемок фильма Бондарчука «Война и мир». Затем, по мере того как Советский Союз разваливался, движение расширялось и становилось элементом некоей свободы и самовыражения для молодежи.
После реконструкции эпохи «наполеоники» появились другие – эпоха викингов, средние века. В 2000-х годах движение росло уже в геометрической прогрессии, и сейчас эта субкультура – неотъемлемая часть общества.
– Когда и как родилась идея сделать фестиваль?
– Как рождаются идеи? Идея приходит в голову неожиданно, главное – ее правильно оформить. В 2011 году на одной из выставок мы познакомились с председателем комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергеем Павловичем Шпилько, который предложил подумать об организации исторического фестиваля в столице. Я буквально на коленке за два дня набросал свое видение этого мероприятия, и тогда родилось многое, что уже несколько лет является характерными чертами этого фестиваля.
Обычно фестивали посвящены одному какому-то периоду, а мы решили, что каждый год будем менять эпоху.
Во-первых, это то, что он проводится в мегаполисе. Фестиваль «Времена и Эпохи» – уникальный, потому что таких крупных исторических мероприятий в черте города больше нет. Вторая отличительная черта – это то, что эпохи меняются. Обычно фестивали посвящены одному какому-то периоду, а мы решили, что каждый год будем менять эпоху. Это, конечно, влечет за собой определенные сложности, но зато зритель каждый раз видит что-то новое и интересное. Третья особенность – это то, что мы сразу отказались от привязки к какому-то одному сражению и взяли историю в широком смысле. Поэтому у нас фестиваль не военно-исторический, а, как мы его называем, просто исторический. У нас есть мирная и военная жизнь, которые друг с другом взаимодействуют.
– С чего начинается подготовка к фестивалю? Сколько времени она занимает, и работаете ли вы с учеными-историками?
– К фестивалю «Времена и Эпохи» мы начинаем готовиться минимум за полгода. Естественно, собирается команда, которая состоит из самых разных людей, начиная от декораторов и заканчивая собственно историками, людьми, которые пишут исторические тексты, рассматривают костюмы. Глобально есть четыре направления, по которым идет подготовка. Во-первых, техническое обеспечение фестиваля, потому что это мероприятие огромное как по количеству гостей, так и по количеству участников. Первое, что нужно, – обеспечить гостям и участникам комфортные условия, начиная от банальных вещей – туалетов, воды, питания, подготовки и оборудования площадки. Это, казалось бы, совершенно не романтичная вещь, но без нее никуда.
Второе направление – это реклама, работа с туристами, потому что наш фестиваль проводится при поддержке Правительства Москвы и по заказу комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, и мы очень заинтересованы в том, чтобы фестиваль сделать туристическим. То есть чтобы люди воспринимали Москву не только как город для бизнеса, но и как город, куда можно приехать и посмотреть интересное мероприятие.
Третье направление, тоже не менее важное, – это подготовка декораций и реквизита. В каждой эпохе это свое. Для рыцарского турнира мы строили трибуну, барьер для рыцарей, стойки, осадные машины. Для Первой мировой войны – это лагеря и полноценные декорации домов начала XX века.
Четвертое, самое интересное, направление – это программное наполнение и работа с участниками. Мы ищем и приглашаем людей, которые станут главными участниками нашего фестиваля.
– Расскажите об участниках фестиваля. Кто они и чем занимаются?
– В каждой эпохе участники фестиваля разные. Те, кто примет участие в этом году, в фестивале, посвященном началу XX века, – это ребята не только из России, но и из других стран. География очень большая, даже по России – от Калининграда до Севастополя. В основном в реконструкции событий Первой мировой войны будут участвовать, как мы их называем, ребята из старшего поколения, которым от 20 до 35 лет.
Есть эпохи, в реконструкции которых задействованы совсем молодые. Но, как правило, возраст участника фестиваля – 25–38 лет. Это такие «дяди», которые занимаются восстановлением униформы, очень скрупулезно подходят к каждой погоне и пуговице. Это люди, которые часто реконструируют конкретные воинские подразделения: полки и их историю.
Это люди, очень увлеченные историей, которые досконально ее знают и хотят рассказать о ней другим.
И в первую очередь – это люди, очень увлеченные историей, они досконально ее знают и подробно изучают. Во-вторых, это люди, готовые нести эту историю в массы, показывать ее людям и рассказывать о ней. Поэтому можно сказать, что каждый участник – отчасти экскурсовод. И это, пожалуй, тоже одна из отличительных особенностей нашего фестиваля. Практически к каждому участнику можно подойти и расспросить у него о его костюме, и если вопрос будет сформулирован вежливо и этично, то человек с готовностью расскажет о своем увлечении, потому что ему это в радость.
– Фестиваль идет по какому-то определенному сценарию, или всё протекает спонтанно?
– Конечно, какие-то вещи четко прописаны в сценарии. Например, боевые эпизоды, в которых участвует очень много людей. Во-первых, нужно организовать их, а также собрать зрителей в одно время и место. Между тем на фестивале есть огромное количество моментов, которые мы специально не запускаем в сценарий. Например, это внутренний мир фестиваля, где на разных площадках разворачивается жизнь XX столетия.
Простую жизнь российского села начала прошлого века воссоздадут участники площадки «Деревня», где будет возведен настоящий хутор из хат-мазанок, со скотным двором, ремесленными мастерскими и сараями. На протяжении фестиваля «жители» деревни занимаются каждодневными делами – чешут лен, прядут, ткут, готовят еду, поют песни о нелегкой женской доле, у их ног копошатся чумазые дети. Современные жители мегаполисов могут покормить и погладить домашних животных: коров, овец и коз.
Здесь можно будет почувствовать себя подмастерьем ремесленника – попробовать изготовить своими руками нехитрые музыкальные инструменты, вполне пригодную в быту деревянную посуду, кукол из подручных материалов, глиняные игрушки, сплести лапти.
На площадке «Город» гости фестиваля увидят достижения науки начала XX века, и прежде всего – синематограф и телеграф. В специальном шатре зрители будут смотреть оригинальные «движущиеся картины» – черно-белые ленты длительностью 15–20 минут под аккомпанемент тапера. В отделении почты все желающие ознакомятся с телеграфным аппаратом и смогут внести в специальный журнал короткое сообщение, которое оперативно «телеграфируется» в интернет-пространство. Любознательных гостей ждут иллюзионисты, показывающие «чудеса электричества» знаменитого Николы Теслы. Фотографы сделают памятные снимки, чистильщики обуви будут предлагать свои услуги, а мальчики-газетчики раздавать газеты со свежими новостями.
Мы не хотим всё делать по расписанию, чтобы это не выглядело очень заформализованным. Нам хочется, чтобы человек пришел – и его захватила эта историческая тема, чтобы он почувствовал пульс фестиваля.
– Когда реконструируется какая-то баталия, бой ведется реальный или же каждое движение бойцов отрепетировано? Получают ли участники травмы?
– Бои – развлечение очень активное. Люди это прекрасно понимают и знают, на что идут. Но не стоит преувеличивать травмоопасность: она гораздо ниже, чем, например, в хоккее или футболе, если уж говорить откровенно. В бою важно соблюдать нормы и требования безопасности, строго относиться к допуску людей на поле, осматривать их оружие и доспехи.
Баталии – неизбежная часть жизни людей любого времени. Нужно заметить, что во многом благодаря войнам человечество развивалось.
– Как вы считаете, что в этом году должно быть самым запоминающимся на фестивале?
Наш фестиваль – это погружение в эпоху во всем ее многообразии.
– Меня часто спрашивают: что будет самое главное, на что идти? Но наш фестиваль уникален тем, что это погружение в эпоху во всем ее многообразии, и каждый может найти для себя что-то свое.
Например, на фестивале будет воссоздана атмосфера жизни высшего общества «серебряного века». В пространстве «Аристократия» на зеленой траве несколько «благородных» семейств устроят летний пикник на коврах и плетеной мебели, с легкими закусками и прохладительными напитками. К развлечениям богатого сословия – играм в петанк, крокет, серсо, бадминтон – могут приобщиться все желающие. А в летнем кафе вышколенные официанты будут подавать освежающий лимонад и клубнику со сливками.
Также у нас будет площадка, посвященная пролетариату, где участники покажут суровые будни и нехитрый быт городских рабочих, наполненный незамысловатыми песнями, простыми радостями, дешевой едой и выпивкой. Честные мастеровые будут трудиться на фабричном оборудовании начала века. А гости фестиваля смогут заказать у них брелоки ручной работы для себя и своих родных.
Для тех, кто интересуется религией, на фестивале будет представлена очень большая экспозиция о старообрядцах. На мой взгляд, это тоже важно показать, потому что это еще одна часть истории XX столетия.
Будет три военных эпизода: осада крепости Осовец, Брусиловский прорыв, «Мясорубка Нивеля»
Но всё же стоит заметить, что военные баталии больше всего привлекают внимание гостей. Поэтому на нашем фестивале будет три военных эпизода. Первый – осада Осовца, который иллюстрирует начало войны, когда немецкие войска осадили крепость Осовец с русскими солдатами. Второй эпизод расскажет о Брусиловском прорыве, где была впервые применена новая тактика ведения боя. Тактика генерала Брусилова впоследствии стала хрестоматийной, ее изучали во многих военных училищах вплоть до Второй мировой войны. «Мясорубка Нивеля» – третий и один из самых драматических эпизодов Великой войны на Западном фронте, где вместе с союзническими войсками сражался и Русский экспедиционный корпус. Это боевое действо является масштабным по составу участников, потому что в нем будут задействованы реконструкторы всех армий, представленных на фестивале.
– Почему важно сохранять, восстанавливать и жить историей?
– Здесь я не буду претендовать на какое-то универсальное мнение, могу высказать только свое. Во-первых, мы стараемся показать историю непредвзято. Насколько возможно точно показываем гостям фестиваля, как жили тогда люди и какой большой путь проделан с того времени. Мне кажется, что современный человек, побывав на нашем фестивале, начинает осознавать важность прогресса и развитие человечества.
Второй момент – это возможность вживую прикоснуться к истории. Потому что фестиваль – это не книжки и не музей, где ты разглядываешь какие-то экспонаты под стеклом. Наш фестиваль – это некое живое взаимодействие людей с историей. Многие потом начинают с большим интересом изучать историю, а изучение истории – это во многом приобретение опыта, который избавляет нас от ошибок в будущем.
– Как вы считаете, какой завет могли бы оставить нам наши предки?
– Хороший вопрос. Я думаю, что наши предки посоветовали бы нам жить проще и делать то, что считаем должным. И, наверное, уповать на Бога.