В Новом Завете немало заповедей, которые кажутся нам по нашему маловерию и малодушию решительно неисполнимыми. Порой мы даже бываем склонны видеть в них лишь некую форму речи, указание на идеал, причем столь высокий, что его не только достичь невозможно, но даже и стремиться к нему бессмысленно. А между тем здравый смысл подсказывает, что если Спаситель или ученики Его что-либо законоположили для нас, христиан, то недостижимым это быть не может: Господь знает, на что способен человек и на что нет, а апостолы чему учили, то обязательно прежде творили сами. Да и, кроме того, «всё возможно верующему» (Мк. 9: 23), невозможное же для человека делает возможным в его жизни Сам Бог (см.: Мф. 19: 26).
Очень важно заповеди правильно понимать и видеть, как именно могут быть исполнены они на деле
Однако, наряду с надеждой на это, очень важно заповеди правильно понимать и не только разуметь при этом то, в чем заключается их подлинный смысл, но и видеть, как именно могут быть исполнены они на деле. Без этого понимания и видения христианин, скорее всего, будет блуждать и спотыкаться впотьмах, а возможно, что и христианином-то собственно не станет…
Есть вот такая заповедь, как раз из числа «неисполнимых» и «непонятных», данная нам апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). Ее, с одной стороны, никак не назовешь «бременем тяжким и неудобоносимым» (ср.: Мф. 23: 4): радоваться – это ведь не рубашку последнюю отдавать, не щеку левую после удара по правой к бьющему обращать, не жизнь за други своя полагать. Радоваться-то каждому и так хочется, без заповеди даже, просто по естественному для человека стремлению к состоянию благобытия. Мы и радуемся – иногда осторожно, в меру, а иногда до полного самозабвения – когда происходит в нашей жизни то, чего мы хотим, чего добиваемся, чего всеми силами ищем.
Но есть и другая сторона: зачастую желаемое не сбывается, более того – всё бывает с точностью наоборот: нам приходится сталкиваться с тем, чего мы совсем не хотели бы, причем речь тут не только об исполнении или неисполнении нашей воли, но и о различных искушениях, болезнях, бедах, скорбях. Как тогда с этим апостольским повелением быть? Как радоваться, когда для радости нет ни реальных причин, ни даже поводов? Тут бы не возроптать хотя бы, не впасть в уныние, не отчаяться, наконец. Чего уж о радости говорить?..
А апостол всё равно говорит: «Радуйтесь!»
И что? Радоваться на самом деле – неизвестно чему, неизвестно отчего? На регулярно звучащий вопрос: «Как дела?» – отвечать дежурной вымученной улыбкой и таким же дежурным: «Всё просто замечательно!»? Но ведь нам заповедано не делать вид, что мы радуемся, а и правда радоваться.
Странно, как мы порой не улавливаем связи между рядом совсем находящимися словами Писания, не замечаем, что вместе с целью нам тут же указывается и ведущий к ней путь. Так и здесь. «Всегда радуйтесь… Непрестанно молитесь… За всё благодарите…» (1 Фес. 5: 16–18). Вот то, что к радости ведет, – молитва непрестанная и такое же непрестанное благодарение Бога за всё, что угодно бывает Ему нам ниспослать.
Причем непрестанная молитва – это не только лишь то, о чем сказано в Песни песней: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5: 2), это не только постоянное перебирание четок и обращение в сердце сладчайшего имени Иисусова. Это и просто такой естественный, такой необходимый для христианина навык: всегда, во всех жизненных обстоятельствах прежде всего обращаться к Богу, помощи, вразумления, мира сердечного и сил душевных и, конечно же, Его Самого искать в молитве.
Молитва настоящая, живая изменяет человека, дает ему возможность принципиально иного восприятия реальности
Молитва настоящая, живая и неформальная, не являющаяся исполнением некоего «долга», а рождающаяся от ощущения насущной потребности в ней, очень сильно изменяет человека, дает ему возможность принципиально иного восприятия, видения реальности – восприятия и видения духовного. Человек не молящийся или молящийся «по долгу» видит различные ситуации, события, факты, оценивает и анализирует их, а тот, кто жив молитвой, за всем за этим видит в первую очередь Бога, Его Промысл и иногда угадывает его, а иногда с подлинно сыновним послушанием ему покоряется. Покоряется, потому что любит и потому что доверяет. И потому что давно уже понял: всё происходящее с ним, вся его жизнь – это не случайное сцепление обстоятельств, а с удивительной премудростью и заботой устрояемый для него его Творцом путь к спасению. Горькое и сладкое в бытии его смешано именно так, как потребно его душе, нет ничего лишнего, ничего ненужного, но всё по милости и любви Божией «содействует ко благу» (Рим. 8: 28).
От этого сознания рождается благодарность Господу – за всё и всегда. Благодарность, для наблюдателя внешнего непонятная, абсурдная, иногда даже возмутительная… Ведь она – и за то, что трудно, что больно, что вообще, кажется, невыносимо. Эта благодарность – тайна, даже больше – таинство. И именно в нем, именно из него рождается та самая радость, о которой говорит апостол. Как милость, как удивительный дар Божий, как плод молитвы и благодарения.
нет уверенности, только беспокойство, что жизнь зря мне дана была, надеюсь что бог меня когда нибудь услышит и укажет путь к радости
статья хорошая, только как войти в мир радости из любого состояния
Бог есть -Радуйся!
-жизнь земная не вечна радуйся, терпи и сражайся-
"Бог веры твоей- радость твоя"
-ЕВАНГЕЛИЕ, благая весть.
Плачте! Плачте! РАДУЙТЕСЬ !!! Бог спасения Вашего,стучит в вашу дверь Души-есть!есть!
Но в грядущей жизни, а всей жизни борьба с духами злобы поднебесной.
соглашусь с Вами - радоваться на войне невозможно. Однако источник радости православного христианина - Бог. Он Сам даёт радость, а не мы её получаем, как это происходит в мирное время.
Теперь практические советы. Если их не исполнять - пользы не будет, радости не будет.
1. утешать ближнего, которому ещё хуже. Например, у меня нравственные страдания, а у ближнего огнестрельное ранение, он теряет кровь. Оказываем помощь и призываем его терпеть, не унывать. Главное, что нужно сказать - я здесь, я с тобой - вот моя рука, а не утешать лживыми обещаниями или пустыми словами, что всё будет хорошо.
Когда искренне утешаешь ближнего, хотя бы словами - о своей боли забываешь.
2. читать Святое Евангелие и святых отцов. Желательно регулярно и небольшими отрывками цельный труд святого отца.
3. молиться через "не хочу и не могу". Насильно заставлять себя, несмотря на физическое, нравственное и умственное истощение. Самые краткие молитвы: "Слава Богу!" и "Господи, помилуй!"
За что Слава Богу? Если убьют после пыток и издевательств на этом свете - Бог примет для вечной жизни на Том свете и меня, и моих близких.
Я не уверен, что оказавшись в аду войны, я всё это выполню. Но другого пути в радость нет.
Когда вдумчиво читаешь подобные места Священного Писания, становится страшно за себя. В Псалтыри ещё очень много строк призывающих кару на грешников. Читаешь и думаешь: я сам своими словами подтверждаю справедливость наказания своих грехов - "подписываю" свой приговор. Но это не должно ввергать в отчаяние, а должно давать могучее отрезвляющее действие на нравственность.
Более того, мне страшно читать 117 Псалом - Непорочны, в котором праведный Давид говорит о своём верном следовании Закону Божиему. Сравниваешь свою жизнь, и понимаешь, как же она далека от этого идеала.
Рад, что Вы внимательно читаете самые обыденные молитвы. Обычно мы их просто произносим, не вдаваясь в их глубочайший смысл.
Вы правы.
Только ответьте пожалуйста - Вы смело (или со страхом) читаете слова псалма "... и наказание грешников узриши."?
Спасибо.
Я полностью с Вами согласен. Нужно каждый день в любое время воздавать Богу славу за всё что у нас есть хорошего.
Рекомендую всем подобные краткие молитвы.
"Слава Богу, что:
-я живу
-я верю в Бога
-я могу думать
-я вижу
-я слышу
-есть хотя бы один человек, который меня по-настоящему любит
-я могу ходить
-у меня есть хлеб (а у большинства и не только)"...
Воздавайте подобные славословия в сердце. Чем подробнее и конкретнее они будут, тем лучше. Постарайтесь всё доброе в мире (имею в виду на нашей планете) принимать, будто бы лично из рук Бога.
А ещё не закрывайте глаза на ужасные условия жизни людей по всему миру, научитесь видеть тех, кому ещё тяжелее, чем Вам.
Если хватит сил и времени - постарайтесь помочь нуждающемуся.
Иного источника настоящей радости нет. Не обманывайте себя, как это делает мир вокруг.
З. Ы.
То, что я пишу выстрадано мной. Увы, в нашем мире невозможна радость без слёз.
"А если нагрешил, то радоваться нечему...же."
Спасибо за краткий и четкий комментарий.
Хм... Думаю, может, надо радоваться тому, что мы живые еще пока и сможем постараться больше не грешить? Каяться и стараться не грешить!?
По мотивам Вашего комментария:
вот в 90-м псалме: "... и наказание грешников узриши." - Смотришь на себя и страшновато становится. Может быть, кто-то из местных начитанных профессионалов ответит, - как тут быть, что думать, что делать?
А вообще, может, и батюшки истолкуют, - как это понимать и как быть нам, кающимся грешникам? Ведь - безгрешных-то..., - сколько их..., есть ли они...? И они ведь читают этот псалом. Тоже читаю. Только на этих словах в этом псалме - тяжеловато как-то. Может, слишком большой грешник? - да вроде обычный, дитя застоя, жертва перестройки-революции, потом 98-й, потом 08-й, как бы так. В общем, интересно, как люди воспринимают эти слова псалма по отношению к себе?
Простите.
-беги к цели;
-не можешь бежать, - иди;
-не можешь идти, - ползи;
-не можешь ползти, - хотя бы ляг в правильном направлении, - в направлении цели.
Внимание: Это касается только самогО отдельного чела, который не хочет падать. Т.е., это личная тема. Для нас с Вами, как таковых, а не для - попыток "исправления ситуации в семье дочери" или типа того. Исправление какой либо внешней ситуации - это совершенно другая и очень(!) отдельная "песня". Тем более, зная, каков ты, типа, "исправляльщик"), сам есть.)
Спасибо за статью. Радость..., - это восприятие себя, - как чуда Божьего! Многие люди думают, что - вот, они есть, ну типа, так и должно быть, и... просто не могло быть иначе), и... давай гнать свою частную горделивую волну.) Простите. Сам грешник. Многолетний. Засосало. Просто высказал свое мнение.
От одного Слова-ВРАЗУМЛЕНИЕ,уже РАДОСТЬ!!!
Оно здесь есть!
Спасибо!
Алексей.
Чтобы ситуация в семье дочери исправилась Вам, конечно, надо молиться. Совсем необязательно- юбку в пол, платок в нахмурку и прочее подобное, надо молиться от сердца, ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Поверьте, поможет.
Не сразу, но надо набраться терпения.
Молитва матери со дна морского поднимет, но она должна быть горячей и постоянной.
Пишу Вам не от теории, а от практики.Чуть только ослабишь молитву, разленишься - сразу на шаг обратно.
Ищите духовника, по святым местам попаломничайте.
Все Вы осилите - просите помощи Божией и благодарите Его за все.
Желаю Вам не поддаваться унынию, но научиться радоваться - о чем и статья игумена Нектария.