Ведь он же и голодал по вечерам, учась питаться духовно, то есть нося в мыслях вечную идею будущей своей шинели. И когда она легла ему на плечи, только что сшитая, только из рук портного, как Афродита – из пены, как живая и красивая женщина из мертвого и холодного мрамора, то и радовался Акакий Акакиевич так, словно он женился. Гоголь прямо и говорит, что радовался он так, словно «он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». И вот эту шинель, столь дорого давшуюся, столь мучительно выношенную, забрали у Башмачкина нагло, дав ему понюхать на вечерней улице промозглого Питера кулак величиной с чиновничью голову. И даже коленкой его под зад не побрезговали угостить на прощание.
И здесь мы встречаемся нос к носу не с привычным посягательством на чужое имущество, а с какой-то катастрофой, которая тем грандиознее, чем невероятнее. Попробуй-ка угадай, сколько труда вложено в эту одежку! Вор лихо снял ее и, видимо, лихо пропил или продал в ближайшие часы. И никогда, даже до самого Страшного суда, не узнать этому вору, сколь дорогую вещь он содрал с плеч невзрачного человечка. Да и не с плеч даже, а из самого сердца. Иной золотой портсигар по цене с такой шинелью рядом не станет, потому что получен легко, без идеи и без душевных мук.
Задумайтесь над этим, воры и не воры. Для вас вещь – тряпка дешевая, а для человека, вами обиженного, в ней, возможно, вся жизнь помещается. В чашке, в книжке, в запонках, в фотоальбоме вся жизнь человека поместиться может. Это потому, что у каждой вещи, кроме тех цен, которые котировками рынка определяются, есть еще своя внутренняя цена, которую чтобы уразуметь, нужно думать, думать, смотреть на мир и утирать слезы.
Вы, пожалуй, помните, что Акакий Акакиевич горя своего не перенес. Умер он, и промозглый чиновничий город спокойно сделал вид, что он и не знал совсем о существовании этого маленького человека. Но душа его не просто была гонима вон из мира нестерпимой горечью обиды. По каким-то неведомым нам законам алхимического превращения чувств стал Башмачкин в мире теней мстителем и карателем.
Позвольте мне отвлечься.
Объем движущегося тела по мере роста скорости движения уменьшается. Поэтому пистолет маленькими пулями, а не корявыми булыжниками стреляет. Если же скорость движения тела к скорости света стремится, то объем движущегося тела стремится к нулю. И при чем здесь Башмачкин? А вот вы обождите. Есть объем у души человеческой или нет, про то трудно сказать в XXI веке. Об этом лучше нас мыслили средневековые ученые в коричневых грубых рясах и с лысинкой на голове. Допустим, объем у души есть. Почему не предположить, что, отделяясь от тела, душа человека, даже и Башмачкина, развивает скорость света и превращается в ноль? А потом превышает скорость света (мне почему-то кажется, что это именно так и происходит) и… переходит в царство теней и «перевертышей». Как бы наизнанку выворачивается.
Еще Лоренц не вывел свою формулу, когда ходил по улицам Северной столицы черноглазый писатель с длинным носом, вглядываясь в лица прохожих и ища в них себе жертву, то есть персонажа. И найдя своего Пигмалиона-чиновника, этого аскета и платоника, Гоголь не просто лишил его шинели. Гоголь его умертвил беспросветным горем. Но это не всё еще… Гоголь, умертвив, превратил Башмачкина в мстительного духа, который уже не созерцает вечную идею шинели, а сам срывает их материальные воплощения с плеч прохожих.
Сила печали, преобразуясь в силу гнева, в секунды разогнала душу Акакия Акакиевича до скорости света и даже превысила ее. Тогда, по формуле Лоренца, стал Башмачкин гневным духом, который, дыша могилою, мог сказать даже очень значительному лицу: «Поймал я тебя за воротник! Отдавай теперь шинель!»
«Ты зачем нам это рассказываешь? Зачем, как при Гоголе говорили, пули льешь?»
Ну, во-первых, иногда можно и без большого резона поговорить. Так, словечками переброситься, посмеяться без греха, чтоб с ума не сойти. Но есть, конечно, у меня и мысль…
Самое первое: маленького человека обидеть не моги. Он – брат твой. И чем он меньше, тем он тебе роднее. Его бы заметить не худо, всмотреться в него. А обижать его поначалу легко, но потом – опасно. Вот и не отнимай у него ни язык, ни Родину, ни жену, ни шинель, ни пенсионную карточку. У него ведь душа бессмертная есть, и в этой душе могут таиться такие порывы и переливы, что никто из нас о них совсем не догадывается. Так вот обидишь его, смахнешь с дороги маленького человека, словно букашку, а он самый тебя же в образе мстителя за очередным жизненным поворотом и встретит. С гневом встретит и с силой. Дай Бог тогда, чтоб дело одной только шинелью обошлось…
Вот,батюшка жалеет Башмачкина,а Гоголь нет.Само имя Акакий «не делающий зла», «неплохой» уже настораживает.Сколько же нас таких неплохих зла не делающих.
На мой взгляд, эта статья, в первую очередь, актуальна для России. Она о том, что происходит в нашей стране каждый день.
попробуйте перечитать статью ещё раз: она как раз о нынешней войне.
Верно Антон, однако "невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит" -- то же верно и никуда не девается. А потому и те, кто отнимает язык, Родину, пенсионную карточку и т.д. -- силой толкают обиженных ими на путь, на котором эти обиженные станут духами-мстителями и встретятся со своими обидчиками. Горе тогда обидчикам. Толкают на этот путь. Антон, соглашусь с Вами, что надо задать вопрос: радостен ли и спасителен ли этот путь для таких кандидатов в духи-мстители? Подозреваю, что нет. По крайней мере лично я (имея свои обиды и счеты) таким вот мстителем стать ОЧЕНЬ НЕ ХОЧУ, а для этого надо простить и отпустить -- ну очень это не просто. Господи помоги!
А вот по поводу сегодняшней войны - ни слова.
Как будто этого ничего и нет.
Идеальная политкорректность.
Почему? Зачем?
Печально только, что эти подлецы о окраденных и опустошенных ими душах узнают лишь в день Страшного для них суда от Духов-мстителей.
Храни Вас Бог !
Чем вор хуже маленького человечка, жертвующего всем для приобретения одной одежки? Тот губит свою душу воровством, этот пристрастием к вещи. Ни у кого не отнимается ни язык, ни Родина, ни пенсионная карточка напрасно и без ведома Господа.
Израиль всю свою историю "огребал" для вразумления, отрезвления за отступления от Бога. Если Бог человека хочет вразумить - будет бить всю жизнь, а когда вразумится человек, еще сильнее будет страдать, только уже с радостью. А кто-то сбергается для геенны. Нам всех судеб Божиих не увидеть, так что будем спокойны.
Покаяние для всех дано, вор еще может вразумиться, а умерший от горя потери шинели, похоже не успел.
Вывод, сделанный в конце статьи, меня несколько озадачил. Все рассуждения, на мой взгляд, велись к другому выводу, который напрашивается очень явно: не может быть высоких цен у вещей ( я имею в виду ту цену,которая выше жизни). Если духовные ценности заменить на материальные, то добро подменяется злом. И Акакий Акакиевич, воплощение добра при жизни, становится духом мстителем, то есть в конечном счёте несёт зло.
А скорость СВЕТА регулируете Вы отец Андрей и делаете это по праву уже более 2000 лет.
Немного "печально" и немного "гневно" что приходится говорить конспиративно, но вероятно это необходимо и ненадолго.
Храни Вас Господь! Сил Вам отец Андрей! Радости и смелости в грядущих событиях...
Как точно подмечено!СпасиБо!
Я думаю, что уж точно не русские хотят украсть вашу шинель, а именно те кто паразитов туда напустил.
И дай Бог Юрию Норштейну закончить мультфильм "Шинель".