Кто мой ближний?

    

Посвящается моей подруге Татьяне Кипрушевой-Кан

Стучат… Так громко стучат. Кто стучит, зачем? Таня с трудом открыла глаза, выкарабкиваясь из тяжелого, беспокойного сна.

Стучали в дверь:

– Вставайте! Вставайте, выходите!

Таня подвинула Надюшку, которая перебралась к ней ночью на постель, взяла со стола сотовый: половина второго.

– Одевайтесь, берите документы, деньги, ценные вещи, выходите: вода поднимается!

Люди, разбудившие ее, пошли дальше, слышно было, как они стучали в соседские двери.

Таня встряхнула головой, прогоняя сон. Сон не желал уходить – может, этот стук в дверь ей просто приснился?

А начиналось всё так хорошо! Они долго ехали на поезде. По дороге, когда дочка спала, Таня открывала любимого Паустовского, «Черное море», и читала медленно: «Над голым хребтом показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе.

Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться».

Прочитав страницу, Таня откладывала книгу, смотрела на спящую дочку, следила за солнечным зайчиком, пляшущим по теплому боку вагона, вздыхала с облегчением: как хорошо, что они едут на море в августе – никаких ураганов!

Турбаза, море, солнце. Их с Надюшкой поселили в корпус с названием «Ореховая роща». Это потому, что рядом с корпусом была тенистая аллея из ореховых деревьев, фундук рос прямо над головой, падал на землю. В тени деревьев на улице – стол, вокруг цветы – розы. За столом потом ели сладкие, сахарные арбузы. Комната в домике тоже уютная, вешалка на двери в форме скрипичного ключа – такой сказочный домик, в окна которого стучались ветки ореховых деревьев.

В родной Воркуте такого не увидишь! И море – совсем рядом. Вода красивая, чистая, голубая, под вечер синяя. Воздух свежий, морской, иногда – розовый. А еще они ездили в дендрарий, гуляли у водопадов! Ели от души фрукты. Подкармливали ласковую серую кошку со смешными котятами, прозвали ее Муськой. Котята были слишком малы и прозвищ получить не успели.

Они говорили с легким, почти незаметным акцентом: грузины, дагестанцы, осетины? Чужаки. Непонятные чужаки.

В столовой соседями оказались бойкая рыжая разведенка Света с пятилетней дочкой Дашей, высокий крупный мужчина с таким же крупным сыном лет семнадцати – серьезные, вежливые. Немного портили впечатление от отдыха два молодых человека, которых Таня про себя называла «горячие кавказские парни». Они говорили с легким, почти незаметным акцентом, и совершенно нельзя было определить их национальность: грузины, дагестанцы, осетины? Чужаки. Непонятные чужаки.

Крепкие, шумные, они сразу же начали улыбаться Тане и Светке, подмигивать, угощать детей шоколадом. Таня знала, что знакомиться с ними нельзя: и мама дома предупреждала не связываться с лицами «кавказской национальности», и сама знала, что лучше держаться от них подальше.

Светка одному из них, помоложе, сказала что-то резкое, и они ей больше не улыбались, а Таня не умела грубить и так и терпела все эти улыбки и комплименты, и даже сладости, незаметно оказывавшиеся у Надюшки в руках. Дальше комплиментов, правда, дело, слава Богу, не шло, и Таня постепенно успокоилась – что делать, видно, у них такой стиль общения…

Ей было приятно общаться с высоким мужчиной, Владимиром Ивановичем, и его сыном Савелием, отвечать на их неторопливые реплики о погоде, о местных достопримечательностях. Владимир Иванович был свой, понятный, можно сказать, родной. И всё, что он говорил, тоже было понятно и близко: что купил, какие сувениры, что здесь дорого, а что дешевле, чем в их северных краях.

В дверь снова постучали:

– Быстрее! Собирайтесь, выходите!

Таня опомнилась, глянула на соседнюю койку: там спала Даша. Светка уже несколько раз по вечерам отпрашивалась у Тани на танцы, просила присмотреть за своей дочкой. Даша у нее была крупной, толстенькой и спокойной, спала очень крепко, беспокойств не доставляла, а трехлетняя Надюшка всё равно часто перебиралась спать к маме и уютно сопела рядом…

Он показал на столб в море: смерч – и усмехнулся: «Ваша турбаза ведь “Торнадо” называется? Вот вам и торнадо».

Ну вот… Разбудили, испугали… Ну, вода поднимается – и что? Земля вся сухая, вода просто уйдет в землю, и ничего не будет. Так сказал таксист днем, когда они с Надюшкой ездили на экскурсию. Он показал на столб в море: смерч – и усмехнулся:

– Ваша турбаза ведь «Торнадо» называется? Вот вам и торнадо. Где вы еще такое увидите? Смотрите и любуйтесь!

– А это не опасно?

– Чего тут опасного?! Всю жизнь тут живем!

Таня повторила сама себе тихонько: «Чего тут опасного?!», оделась, приготовила одежду Надюшке, Даше. Взяла расческу, причесалась, закрепила заколкой густые каштановые волосы, которые так и норовили рассыпаться тяжелыми прядями. Подумала: что взять? Собрала в сумку документы, деньги, сотовый. Взять фотоаппарат или нет? А чемодан? А подарки? Она купила много подарков: маме, подруге. Сувениры. Купила очень вкусное кизиловое варенье, дешевые яблоки, помидоры, продукты в дорогу: двухнедельный отпуск у моря уже приближался к концу.

В дверь постучали в третий раз:

– Что же вы не выходите?! Скорее! Рынок на том берегу уже смыло!

Голос был очень тревожный, и Таня вдруг почувствовала страх. Он подступил мгновенно, пошел снизу и окатил всю – до самой макушки. Стало холодно ногам, глянула вниз и ахнула: на полу появилась вода – она заливала грязными языками пол и неприятно лизала босые ступни. Руки стали мгновенно ледяными, мелко задрожали. О чем это она – какие помидоры, какое варенье?!

Вода поднялась еще немного и была уже выше щиколоток – холодная, грязная, обвивала ноги, мешала идти.

Таня стала будить детей. Надюшка проснулась сразу, села на кровати, послушно подавала ручки и ножки для одежды, и с ней Таня справилась быстро. Но на полу вода была уже по щиколотки, и Надюшка наотрез отказывалась идти сама. Даша никак не хотела просыпаться, а когда Таня все-таки разбудила ее, заревела басом, обхватила шею, мешая одевать ее. Когда Таня наконец справилась с детьми и вышла на улицу, вода поднялась еще немного и была уже выше щиколоток – холодная, грязная, обвивала ноги, мешала идти.

Таня стояла у забора и никак не могла понять: что делать дальше? Куда нужно идти? Вот глупая, почему она так долго раздумывала, собиралась?! Но ведь никто не предупреждал, никто не говорил об опасности!

Идти, честно говоря, она особо и не могла: испуганная Надюшка не желала слезать с рук, обвила ручонками шею, мешала смотреть, даже дышать стало тяжело, а Даша мертвой хваткой вцепилась в правую ногу, не давая двинуться с места. Таня попыталась поднять на руки и Дашу, но не смогла: девочка была очень тяжелой, и нести двух детей на руках сил явно не хватало.

Никто ничего не объявлял, никуда не звал, мимо в темноте в разные стороны двигались люди, громко кричали что-то друг другу, шумела вода, дул сильный ветер, заглушая их крики. Все эти люди были заняты собой и проходили мимо, никто не обращал внимания на Таню с детьми. Никому не было до них никакого дела, совсем никакого… Они стояли у забора, и Таня думала с отчаянием: «Зачем, зачем она взяла путевки в этот злосчастный “Торнадо” с таким говорящим названием?! Почему решила продлить путевку на два дня? Продлять не хотели, а она так настаивала… Если бы уехала на два дня раньше, ничего бы не случилось… Вот и не верь после этого знакам и предупреждениям, посылаемым свыше!»

Вдруг Таня увидела Владимира Ивановича с сыном и приободрилась, замахала свободной рукой, пытаясь привлечь внимание знакомого, да что там, почти друга – земляка. Владимир Иванович шагал по разливающейся воде тяжело, в руках большой кожаный чемодан и такая же большая сумка, под мышкой большой пакет, Савелий тоже нес сумки. Проходя мимо, Владимир Иванович что-то прокричал, из-за шума воды Таня ничего не услышала. Он крикнул еще:

– Догоняйте! Сумки тяжелые, а то б помогли!

Таня смотрела в спину уходящих мужчин и чувствовала, как потихоньку закапали слезы – еще немного, и она зарыдает в голос, как Даша, вцепившаяся в юбку.

Внезапно кто-то тронул ее за плечо, почти в ухо сказали:

– Нужно подниматься на гору, в столовую на горе.

Таня обернулась: «горячий кавказский парень». Она растерялась, пытаясь сообразить, можно ли довериться ему. А он, казалось, понял ее сомнения и прокричал сквозь шум ветра и воды:

«Сестра, не бойся, нужно идти, пойдем!» Это ласковое «сестра» оборвало что-то внутри, натянутое как струна…

Сестра, не бойся, нужно идти, пойдем!

Это ласковое «сестра» оборвало что-то внутри, натянутое как струна, и она заплакала. Парень оторвал Дашу от Таниной юбки, легко поднял, потянул свободной рукой Таню, повел за собой.

А мутная вода ревела, набирая силу, идти было всё труднее, и если бы не эта крепкая рука, она не смогла бы удержать равновесия. Пахло тиной, грязью, сыростью, глиной – этот запах наводнения потом долго стоял в носу, заставляя передергиваться от отвращения, отбивая аппетит.

Они почти поднялись на гору, когда сбоку подбежала Светка, напуганная, растрепанная, зареванная. На горе, в столовой сидели до утра, с террасы было видно, как стремительно прибывала вода, перемахивала через трехметровый забор, быстро скрывала фонтан, клумбу, деревья. Машины под навесом швыряло из стороны в сторону, они бились, уходили под воду. Потом уже ничего не видно.

Владимир Иванович с сыном сидели в столовой в окружении сумок и чемоданов. Увидев Таню, приветственно помахали руками. Людей было много, кто-то с вещами, кто-то в футболке и шортах, кто-то полураздетый: как спали в кроватях, так и выскочили.

Вахтанг, спаситель Тани, и его друг Дато, как оказалось, обошли все домики турбазы: будили спящих, помогали подняться в гору. Они прочесывали территорию базы до последнего, чтобы никого не забыть. Именно они, как выяснилось, и разбудили Таню.

Вахтанг откуда-то принес одеяло, потом бутылку минеральной воды. Таня спросила:

– А вы? Вы пить не хотите?

– Нет, спасибо, пейте, дайте детям.

– Устали? Я хотела сказать, хотела поблагодарить…

Он удивился:

Он удивился: «За что благодарить? Я мужчина, делал то, что положено мужчине»

– За что благодарить? Я мужчина, делал то, что положено мужчине.

Дети, хоть и были испуганы, однако быстро уснули на одеяле; Таня думала, что не сможет сомкнуть глаз, но тоже отключилась, как будто щелкнул телесный предохранитель, оберегая потрясенную душу.

Последнее, что увидела, засыпая: Дато принес серую кошку Муську и трех котят, мокрых, пищащих, тут же пристроившихся к мокрому боку матери. Таня хотела сказать: «А котят было четверо…», но не успела – уснула.

Наутро вода ушла, и они спустились к домикам, но домиков больше не было: наводнение смыло их. Вокруг чавкала жидкая грязь, неприятно пахло тиной, сыростью и глиной, и люди надевали на ноги полиэтиленовые пакеты, искали вещи. Таня не нашла ничего, смогла узнать только плавающую в воде дверь своего номера с вешалкой в форме скрипичного ключа.

До отъезда предстояло жить в гостинице, на походных условиях – без водопровода, без горячего обеда. Слава Богу – живы, здоровы, и дети вроде бы не очень испугались.

Заметила маленькое серое тельце утонувшего котенка, который так и не успел получить прозвище, услышала по радио новости: погибших в наводнении – четыре человека. Про Вахтанга и Дато Светка разузнала: врачи, родом из Грузии.

Таня искала Вахтанга, хотела еще раз поблагодарить, но его нигде не было. Увидела Дато и радостно закричала:

– Дато, здравствуйте, как вы?

Дато улыбнулся:

– Спасибо, всё в порядке. Я-то с барсеткой ходил – деньги, документы остались. А вот Вахтанг – без всего: ни денег, ни водительских прав – ничего! Рубашка и шорты! Ладно, паспорт его у меня, с моими документами вместе. Вон – идет. Вахтанг, брат, нашел что-нибудь?

Подошел Вахтанг, тоже улыбнулся:

– Нет, ничего. Здравствуйте, Таня.

Таня очень расстроилась:

– Как же так?! Вы всех спасали, а сами… Послушайте… – она стала рыться в сумочке в поисках кошелька.

Вахтанг нахмурился:

– Зачем обижаешь, Таня?! Деньги – это… это просто – деньги! Как нам Господь заповедал? Не собирайте себе сокровищ на земле… Слава Богу, все живы-здоровы! Вон Дато даже кота спас!

– Не кота, а кошку с котятами! – возразил весело Дато.

И они рассмеялись все трое и пошли вместе в гостиницу. Светило солнце, и только грязная вода под ногами напоминала о прошедшем наводнении.

Ольга Рожнёва

30 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кто мой ближний? Кто мой ближний?
Иером. Иов (Гумеров)
Кто мой ближний? Кто мой ближний?
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Иов (Гумеров)
Ближний – это любой человек. И Спаситель пострадал, пролил Кровь Свою, взошел на Крест за весь грешный род человеческий, не различая ни национальностей, ни степени праведности, ни сословных различений. (MP3 файл. Продолжительность 15:56 мин. Размер 11.5 Mb)
Что значит: «люби ближнего своего» Что значит: «люби ближнего своего»
В. Духанин
Что значит: «люби ближнего своего» Что значит: «люби ближнего своего»
Валерий Духанин
Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим.
Ближнего по пути в рай не обойти Ближнего по пути в рай не обойти
Игум. Нектарий (Морозов)
Ближнего по пути в рай не обойти Ближнего по пути в рай не обойти
Игумен Нектарий (Морозов)
Мы очень часто… играем. В том числе и в духовную жизнь. Следуем определенным правилам, установленной внешней форме, но гораздо меньше заботимся о подлинном содержании, о чем, быть может, мало кто подозревает, кроме нас самих.
Комментарии
Татьяна 7 мая 2014, 09:30
Ольга, лгромное Вам спасибо! В который раз удивляюсь Вашему глубокому пониманию жизни и взвешенной оценке того, что происходит в реальной жизни!
Алла 5 мая 2014, 14:37
Спасибо Тебе Господи, что есть на Земле такие люди!
прот. Борис 5 мая 2014, 08:59
Грузины православные.
Лиза 4 мая 2014, 00:57
А у меня из собственного опыта: чем хозяйственнее, даже по-женски хозяйственнее мужчина, тем он, к сожалению, и похож больше на женщину- склочен, мелочен и все до сэбэ. Возможно, это очередной стереотип, так, на ум пришло. Рассказ хороший, правильно, нечего нос задирать, черные, белые, индусы, африканцы- и вера может быть разная, а перед Богом все равны.
Надежда 4 мая 2014, 00:03
Спасибо за рассказ. Неплохо бы его обсудить с детьми на уроке литературы. Я верю в добрых людей, бескорыстных, и неважно, какой они национальности.Слава,Богу, за всё.
OLGA 3 мая 2014, 17:44
a XRISTA-BOGA NIKTO I NE UVIDIL.kak mi vse daleki ot BOGA.GOSPODI SLAVA TEBE.
Татьяна 3 мая 2014, 17:33
Ну наконец-то про Олечку Рожневу вспомнили, а то уже так давно ничиго из ее произведений не публиковали, один Худиев у Вас почти каждый день печатается. А у Олечки очень интересные рассказы ВСЕГДА.
Мария 3 мая 2014, 07:35
Спаси Господи! Как вовремя.
Natalya Danilova 2 мая 2014, 17:02
Для Бога нет национальностей... так бы и для всех людей. Спасибо, Ольга!
Сергей Сыроежкин 2 мая 2014, 15:48
Что тут скажеш когда приходит конец нашей жизни остаётся то самое ценное в каждом из нас что для нас на сомом деле дорого и роднее что стоит на первом месте, для каждого это испытание, увидеть себя .И постаратся быть немного лучше,быть внимательным друг другу, быть не много добрей хотя бы.Чем оправдаемся, только нашими поступками.А пред Господом нет я думаю национальнестей .
step step 2 мая 2014, 07:39
Спаси, Господи.
Спасибо Вам большое за те слова, которые сеете в душе, которые помогают жить.
Дмитрий.
lyudmila t 2 мая 2014, 06:10
spasi nas vseh vsemilostevei GOSPODI!
Марина 1 мая 2014, 20:35
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, ДОРОГИЕ МОИ!!!

Ольге Рожневой поклон и великая благодарность! Оленька, пусть Господь укрепляет Вас в Вашем труде!

ДЛЯ ВСЕХ: как и многие рассказы Ольги, здесь тоже есть над чем поразмыслить. Как мне кажется, не над национальным превосходством автор предложила подумать. И грузины бывают разные, как очень благородные, так и другие, и русские так же. Да и как может быть по-другому??? Грех или достоинство не по национальному признаку у человека имеются. Здесь, в рассказе, сложилось так. Я могла бы рассказать и другие истории, да разве ж в этом суть??? Среди разных наций есть разные люди. Да и один и тот же человек в разных ситуациях может проявиться совершенно по-разному.
Как уже писали здесь, дело в нашей склонности к стереотипам, этой вечной "бритве Оккама", желанию заштамповать: этот - цаца, этот - бяка. И всё-то мы понимаем, и всё-то предвидим. А Господь всё щёлкает нас по носу за нашу спесь, суемудрие, желание самим поучаствовать в разделе на овец и козлищ.
Пишу и понимаю - себе пишу, и себя укоряю. Простите!
Людмила30 апреля 2014, 19:55
Вполне допускаю,что так все и произошло.Грузинские мужчины вежливы и очень любят детей,а в общественном транспорте уступают место женщине.
Спасибо за рассказ.
Юлия Буланова30 апреля 2014, 16:21
Большое спасибо за рассказ!!!! Дело не в национальности, а воспитании и человечности. Вспоминаются слова Шестопсалмия: "Ближние мои далече мене сташа". Действительно бывает, что мы неправильно судим о людях по их внешности и поведению, а они на самом деле оказываются самыми близкими и неравнодушными.
Ольга30 апреля 2014, 13:56
Не надо всех славян под одну гребенку приравнивать. Наши мужчины любят детей и уважительно относятся к женщине- матери, да и вообще к женщине.Всегда окажут безкорыстную помощь, если надо.А то, что народы Кавказа очень уважительные и радушные, это правда.Сможете припомнить, чтобы женщины Кавказа неуважительно относились к своим мужьям, мужчинам? А у нас это сплошь и рядом. Может надо начать с себя? Почему одни и те же мужчины с одними женщинами "кавалеры", а сдругими- хамы и звери?
Спасибо Ольге Рожневой за ее прекрасные и поучительные рассказы. Дай Бог здоровья, спаси Вас Господи!
ТаняСем30 апреля 2014, 13:18
Вот и правда задумаешься кто наш ближний?Или Владимир Иванович,спасающий СВОИ чемоданы,но при общении интеллигент,или "горячие кавказцы",которых мы в Москве стараемся избегать по причине их"громкого менталитета"...Статья наставила пересмотреть мне свои взгляды и поверить в то,что среди них,также как и среди наших мужчин, все же больше"врачей из Грузии",нежели владимириванычей!
Елена30 апреля 2014, 11:55
Спасибо, Ольга! Слов нет. Может, потом появятся? А сейчас пока борюсь со слезой )) Из-за ваших рассказов я стала такой плаксой ))
Галина30 апреля 2014, 10:57
Верится, что так и было. Надо знать грузин, это такие благородные люди.А к женщинам с маленькими детьми у грузинских мужчин отношение рыцарское. Это для них святое, ничем, намёком даже, не обидят. Такого отношения к детям и мамам у наших славянских богатырей, к сожалению, нет. Мы для них - одна докука. И почему так?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×