«Научимся, но не погибнем»

О спектакле «Гроза двенадцатого года. Имени Твоему»

Самый одиозный театр советского периода — Московский театр драмы и комедии на Таганке — выпустил необычный спектакль. Необычный — значит, на этот раз приятно удививший публику. Его можно смело назвать «революцией» в репертуарной политике театра, ибо посвящен он истории России от 1812 до 1854 года. И ладно бы только истории — наш зритель уже начал привыкать к историческим спектаклям с авторскими взглядами, — но здесь автор пьесы выступил и в роли режиссера. Согласитесь, странный симбиоз, если брать во внимание, что зачастую вытворяют новоявленные режиссеры. Однако эта постановка приятно удивила ценителей: в ней сильнейшая православная линия, которая подвигает зрителя к размышлениям о судьбах Отечества, вере, любви и надежде.

Сцена из спектакля. Фото: EPA Сцена из спектакля. Фото: EPA
    

«Гроза двенадцатого года. Имени Твоему (из записок Даниловского)» — именно так называется постановка, о которой мы хотим рассказать.

Сразу отметим верность подачи материала: в нем нет «перегибов», поэтому светские люди могут не бояться оказаться в «сугубо церковной атмосфере». Герои спектакля, судьбы которых раскрываются в монологах и диалогах — это император Александр I, полковник внешней разведки Даниловский, полковой священник отец Сергий, приближенный к Императору чиновник Шаховской... и Наполеон, возомнивший себя божественным вершителем судеб мира и людей.

После спектакля мы встретились с режиссером Сергеем Глущенко, чтобы задать ему несколько вопросов, которые могут возникнуть и у внимательного зрителя.

***

Старец Федор Кузьмич. Фото: Александр Стернин Старец Федор Кузьмич. Фото: Александр Стернин
    

— Сергей Ефимович, самим названием вы сразу даете понять: в вашем спектакле религиозный аспект — существенен. Как так получилось, что в таком авангардном театре появляется постановка, в которой Православие — стержень спектакля?

— Православие в тот период, о котором идет речь, было духовной основой русского общества. Оттого оно и стержень спектакля — и другого быть не может. Авангард же — лишь часть разнообразной мировой культуры, как классицизм, реализм… Эти течения в литературе, архитектуре, театре рождались из человеческих ожиданий, из технических и иных революций, требующих своих форм.

— В своем спектакле вы придерживаетесь версии, что царь Александр и Федор Кузьмич — одно лицо. Это просто ваше убеждение или доказанный факт?

— После общения с серьезными специалистами и исследований мои выводы свелись к следующему: ни один историк не обошел «легенду» о Федоре Кузьмиче. Не буду приводить аргументации «за» и «против» — для меня было важно проследить пути двух людей: русского Императора Александра Павловича Романова и гениального европейского полководца Наполеона. Два человека, две судьбы, два мировоззрения, две Европы, два начала — Санкт-Петербург и городок Аяччо, что на Корсике. Презирающий свободу мечтатель и мечтающий о свободе царь несвободной страны. Два финала жизни — Томск и остров святой Елены. Кающийся старец, несущий добро и свет людям, и человек войны, измученный невозможностью нести себя миру…

    

— Спектаклем вы доказываете: именно тогда, когда в соборе Московского Кремля архиепископ Августин передал Александру I образ преподобного Сергия Радонежского, император почувствовал уверенность в победе России над Наполеоном.

— Скорее, это символ. Очень важный и необходимый, но все-таки символ. Мне кажется, тогда сработал «эффект Минина и Пожарского» — генетический эффект выживания Российской земли. События первой четверти XIX века подтверждают исключительную способность России к успешному завершению такого рода глобальных войн, где напрямую затрагиваются духовные, культурные, религиозные, патриотические основы нации — вне зависимости от политического строя, гениальности и потенциала противника, лютого мороза или тропической жары. Как говорят в России: «И благодаря, и вопреки».

Здесь можно ответить словами Федора Кузьмича из финала спектакля: «Вот через них я понял, что одолею Наполеона. Как — не знаю, но одолею. Тогда, в Успенском соборе — внутри Господь, а снаружи вдруг осознал: не рабы Его, а дети Его — народ… И в этом гласе людском такая мощь, такая необузданная и непредсказуемая сила — аж мурашки по коже… Что против него Наполеон? Ничто! Вдруг я совершенно ясно представил всю Россию от Немана до Камчатки... и понял. Победим. Такой глас людской — глас Божий!»

— Перед Бородинской битвой ваши главные герои собираются вместе на поле боя. Вы показываете весьма вольный разговор трех друзей, один из которых — священник, к которому не оказывается должного уважения.

— В этом материале я хотел максимально приблизиться к XXI веку. Поэтому в устах героев звучат слова Трумэна и Черчилля, а образ отца Сергия сложен из священника — героя двенадцатого года и священника — героя нашего времени. Да, в XIX веке обращение и отношение к священнослужителям было строго регламентировано. Но мне нужна была максимальная человеческая близость между тремя друзьями, один из которых — полковой священник, а другие два — Петр Даниловский и влиятельный чиновник Михаил Шаховской — ищут путь к Богу.

Ночь перед Бородинским сражением. Ночь перед тяжелым испытанием, где главная вероятность — смерть. Как говорит отец Сергий: «Вот сейчас Господь совсем рядом, потому что рядом смерть...» В этой беседе трех друзей отец Сергий может по-светски охарактеризовать и суть завоевателя и всю силу и мощь Господа. Только в такой близости, дружбе духовного лица и лиц светских я мог найти и объяснить свое понимание веры, надежды и любви. И этому я нашел подтверждение в отзыве на спектакль молодого зрителя: «Мой друг, распропагандированный атеист, сказал, что представление дало ему понимание Бога и что он очень рад этому, поскольку раньше никто не объяснял ему таких вещей». Наверное, это отчасти есть и ответ на ваш вопрос.

Перед Бородинской битвой. Фото: Александр Стернин Перед Бородинской битвой. Фото: Александр Стернин
    

— Для вас было важно, чтобы артисты были верующими людьми?

— Нет. Но те, с кем я работал (а это большая часть труппы театра), в той или иной степени были близки к пониманию идеи и философии спектакля. Без генетической расположенности к вере, к Господу было бы невозможно справиться с таким трудным и насыщенным материалом.

В финальной сцене все артисты выходят на сцену, как бы собираясь в одном храме, показывая всеобщее объединение и примирение в молитве. И эта необыкновенная энергетика дает возможность и всем сидящим в зале объединиться в общем посыле человечеству, заключенному в словах, которые вложены автором в уста старца Федора Кузьмича: «Научимся, но не погибнем. Просто надо верить и знать! Христос не открыл “тюремные камеры” наших душ — Он только снял замки, — а вот выйти или нет, зависит от нас».

С Сергеем Глущенко
беседовал Кирилл Петров

29 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Парижская Пасха Парижская Пасха
Александр Сегень
Парижская Пасха Парижская Пасха
К 200-летию окончания заграничного похода русской армии
Александр Сегень
Ровно 200 лет назад, 10/23 апреля 1814 года, в день Светлого Христова Воскресения, окончился заграничный поход русской армии.
«Донесите Наполеону, что под рукою палача буду молиться об Александре» «Донесите Наполеону, что под рукою палача буду молиться об Александре»
Сретенский монастырь в войне 1812 года
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
Священник Сретенского монастыря, верный своему Государю и правилам совести, во всех молитвах возносил имя Александра. Бонапарт, узнав о сем, послал к нему грозный приказ исключить сие имя из церковных молитв и впредь упоминать в них Наполеона.
«Идол Франции сокрушился о грудь России» «Идол Франции сокрушился о грудь России»
Русские святые об Отечественной войне 1812 года
Ангелина Леонова
196 лет назад произошло вторжение «Великой армии» Наполеона на территорию Российской империи. Тяжелая война унесла тысячи жизней, разорила многие города и села, в том числе древнюю столицу страны – Москву. Конечно, после чудовищных мировых войн XX столетия прежние войны оказываются полустертыми в памяти, как бы отступая на второй план. Однако любая война такого масштаба, как война с Наполеоном, оставляет глубокую рану в душе народа и не должна быть забыта.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×