Обретение свободы

Преподобная Мария египетская. Иконописец: Тамара Ригишвили Преподобная Мария египетская. Иконописец: Тамара Ригишвили
На этой седмице Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. История святой Марии – это история покаявшейся блудницы. Почему Церковь находит эту историю настолько важной? Почему весь православный мир вспоминает эту женщину?

Ее житие повествует нам о том, как она с ранней юности проводила крайне распутную жизнь и потом, скорее как туристка, чем как паломница, решила отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Однако таинственная сила не допускала ее в храм, пока она, осознав свои грехи, не воззвала к Матери Божией и Господу о милости. Тогда она смогла войти в храм и, потрясенная, решила проводить дальнейшую жизнь в молитве и покаянии. Через многие годы преподобный инок Зосима встретил ее в пустыне; от него мы и знаем ее историю.

Какое послание передает нам – через века и страны – ее жизнь?

Это история обретения надежды. У Марии было настоящее, которое ее, до поры до времени, устраивало: как сказал поэт, «вино и мужчины – ее атмосфера», – но будущего у нее не было, вернее, было такое, о котором не хочется думать. Скоро ее прелести увянут, особенно скоро из-за нездорового образа жизни, и мужчины потеряют к ней всякий интерес, переключившись на новых жертв общественного темперамента, а она останется одинокой, выброшенной и не имеющей пропитания. И вот, обратившись к Богу, она обретает надежду – на то, что не только ее земная жизнь будет наполнена достоинством и смыслом, но, главное, впереди у нее – вечная жизнь.

Ценности мира сего вывернуты наизнанку – а покаяние предполагает восстановление правильной системы отсчета

Это история обретения достоинства. Недавно я видел в каком-то атеистическом сообществе в интернете фотографию коленопреклоненных паломников – и комментарии неверующих о том, как это унизительно и по-рабски – становиться на колени. Мир сей считает, что покаяние – это отказ от человеческого достоинства. Как будто когда Мария проводила жизнь в портовом разврате, она жила в свободе и достоинстве, а когда встала и пошла к Отцу – то впала в рабство. Ценности мира сего вывернуты наизнанку – и покаяние предполагает восстановление правильной системы отсчета.

Это история обретения любви. С мирской точки зрения, человек, удаляющийся в пустыню, чтобы посвятить свои дни покаянию и молитве, делает это от горя и отчаяния, от невозможности устроиться в «нормальной» жизни. Конечно, Бог не горд – Он принимает и тех, кто приходит от полной безысходности, – но чаще всего это не так. В монахи уходят люди и вполне благополучные по мирским меркам. Почему? Потому что они увидели Истинный Свет, им открылось что-то настолько драгоценное и невыразимо прекрасное, что ради этого можно с радостью оставить всё. Мария встретила Того, Кто подлинно, искреннее, вечно любит ее – любит как драгоценное человеческое существо, призванное к вечной жизни.

Это история обретения свободы. Традиционное общество можно считать в каких-то отношениях более нравственным – по крайней мере, разврат не смел нагло прославлять себя, – но в некоторых отношениях оно было гораздо более безнадежным. «Падшая» женщина, репутация которой уже сложилась (а такая репутация могла сложиться очень быстро), не имела надежды вернуться в «приличное» общество. Все двери перед ней были закрыты, и всё, что ей оставалось, – это продолжать катиться вниз по склону, на котором она, однажды неосторожно оступившись, оказалась. Общество буквально выталкивало ее туда: однажды блудница, блудница навсегда, всё. Но Бог, как оказалось, не согласен с «приличным» обществом – Он протянул Свою руку и совершенно изменил жизнь этой женщины, Он сделал ее великой святой, которую Церковь прославляет веками.

В современном обществе давление, которое загоняет однажды оступившегося человека всё глубже в яму, значительно слабее. Но ему всё равно очень трудно свернуть с пути, на котором он оказался. «Пей, и дьявол доведет тебя до конца», как поют пираты в «Острове сокровищ». Люди иногда говорят, что «всю жизнь были неверующими», что «слишком много нагрешили», что теперь им «поздно менять свою жизнь» – теперь остается только дойти до конца по проторенной дорожке.

Человек не обязан ехать всю жизнь по проторенной колее – он может круто развернуться и переменить путь

И история Марии Египетской напоминает о том, что, упавши в яму, совершенно не обязательно копать дальше, а соскользнув, можно и не катиться до самого низа. Как сказано в Писании, «так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8: 4). Человек не обязан ехать всю жизнь по проторенной колее – он может круто развернуться и переменить путь. И Великий пост – это время, когда Церковь напоминает нам о нашей свободе: мы можем оставить прежние грехи и обратиться к Богу.

Сергей Худиев

2 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
максим27 марта 2018, 07:49
Александр спрашивает: ""удаляющийся в пустыню, чтобы посвятить свои дни покаянию и молитве" -какой смысл ? один раз понял этого не достаточно ?"
Смысл: чтобы измениться. Покаяние это изменение. В житии говориться,Что она 17 лет боролась со своими страстями. Понять мало, нужно стать другим, с другими мыслями, желаниями. А привычка становится второй натурой (природой) человека. 17 лет она истребляла в себе прежнюю жизнь с помощью пустыни. Стала новым человеком. Сама бы не справилась (помог Бог)- поэтому молилась Ему.
александр10 апреля 2014, 07:55
"Скоро ее прелести увянут, особенно скоро из-за нездорового образа жизни, и мужчины потеряют к ней всякий интерес, переключившись на новых жертв общественного темперамента, а она останется одинокой, выброшенной и не имеющей пропитания"

это нормальная разумная причина которую вы почти не указываете

"удаляющийся в пустыню, чтобы посвятить свои дни покаянию и молитве"

какой смысл ? один раз понял этого не достаточно ?
Валерия 9 апреля 2014, 00:06
Да, отличная статья, мне тоже она очень понравилась, я всегда стараюсь не пропускать Ваши публикации, спасибо!
Mia Fler 4 апреля 2014, 02:30
Спаси Господи!
Сергей Кялин 3 апреля 2014, 16:41
Мне стыдно и больно за житие мое грешное. Боже сподоби мя на подвиг.
Лев 2 апреля 2014, 13:51
Да уж,правы мирские когда говорят-Что это вы себя рабами считаете? Какие из нас рабы?Мы этого звания не достойны..Раб то выполняет повеленное ему,а мы как говорится в молитве,горее скота...Называем себя Раб Божий скорее авансом,чтобы скотом себя не именовать..
Елена М 2 апреля 2014, 11:27
Удивительно хорошо Вы пишите,хотя у Вас даже нет сана, я поискала в гугле и нашла : журналист,телеведущий.Спасибо. Постараюсь ознакомиться с максимально возможным количеством Ваших многочисленных статей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×