До революции в начальных и средних учебных заведениях обязательным предметом был Закон Божий. Теперь времена изменились, но люди стремятся самостоятельно или в воскресных школах изучить эту важнейшую дисциплину, помогающую прикоснуться к Священному Писанию и Преданию Церкви.
Получили широкую известность издания пособия по Закону Божию, подготовленные протоиереями Серафимом Слободским, Александром Введенским, Максимом Козловым. Перед Вами, дорогой читатель, совершенно новая книга. Авторы ее — представители двух поколений священнической династии Гумеровых: отец — насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов и его сыновья — иереи Александр и Павел. Авторы надеются, что их книга поможет читателям войти в мир Православия, пробудит интерес к изучению основ христианской веры.
Предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru фрагмент главы «Семь Таинств Церкви», посвященный таинству покаяния и тому, как подготовить ребенка к первой исповеди.
Семь Таинств Церкви
«Церковь, — писал великий пастырь святой Иоанн Кронштадтский, — сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым всяка душа живится».
Из всех священных действий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют Таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия, духовная, нетварная энергия. Она питает и врачует наше духовное и телесное естество.
Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается христианину определенная благодать, свойственная именно данному Таинству. Семь Таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни.
Исповедь,
или Таинство покаяния
Покаяние, без сомнения, является основой духовной жизни. Об этом свидетельствует Евангелие. Предтеча и Креститель Господень Иоанн начал свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). С таким же точно призывом выходит на общественное служение Господь наш Иисус Христос (см.: Мф 4:17). Без покаяния невозможно приблизиться к Богу и победить свои греховные наклонности. Грехи — это духовная грязь, скверна на нашей душе. Это груз, бремя, с которым мы ходим, и которое очень мешает нам жить. Грехи не позволяют приблизиться к Богу, отдаляют нас от Него. Господь дал нам великий дар — исповедь, в этом Таинстве мы разрешаемся от наших грехов. Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами.
От грехов в исповеди разрешает нас Сам Бог через священника, который является свидетелем Таинства и имеет от Бога власть вязать и решить грехи человеческие (см.: Мф 16:19; 18:18) Эту власть священнослужители получили по преемству от святых апостолов.
Нередко можно слышать такое утверждение: «Как у вас, верующих, все легко: согрешил — покаялся, и Бог все простил». В Пафнутьево-Боровском монастыре был в советское время музей, и вот после осмотра посетителями монастыря и музея экскурсовод включал пластинку с песней «Жило двенадцать разбойников» в исполнении Шаляпина. Федор Иванович своим бархатным басом выводил: «Бросил своих он товарищей, бросил набеги творить, сам Кудеяр в монастырь пошел Богу и людям служить». После прослушивания записи экскурсовод говорил примерно следующее: «Ну, вот чему учит Церковь: греши, воруй, разбойничай, все равно потом можешь покаяться». Такая вот неожиданная трактовка известной песни. Так ли это? Действительно, есть люди, которые воспринимают Таинство исповеди именно так. Думается, такая «исповедь» пользы не принесет. Человек будет подходить к Таинству не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешения грехов от Бога он не получит. Не все так просто. Грех, страсть наносят душе большой вред. И даже принеся покаяние, человек ощущает последствия своего греха. Как у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы. Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить усилия к тому, чтобы победить наклонность ко греху в своей душе. Конечно, не просто сразу оставить страсть. Но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь — и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления и не возвращаться ко греху, просить у Бога помощи для борьбы со страстями: «Помоги мне, Господи, яко немощен есмь». Христианин должен сжигать за собой мосты, которые ведут обратно ко греховной жизни.
Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Да, знает, но ждет от нас раскаяния, признания их и исправления. Бог — Отец наш Небесный, и наши отношения с Ним нужно рассматривать как взаимоотношения родителя и детей. Приведем пример. Ребенок чем-то провинился перед отцом, допустим, взял что-то без спроса. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения. И конечно, ждет, что сын пообещает больше так не поступать.
Исповедь, конечно, должна быть частной, а не общей. Под общей исповедью подразумевается практика, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедника епитрахилью. Слава Богу, храмов, где так делают, осталось очень мало. Общая исповедь стала почти повсеместным явлением в советское время, когда было очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было невозможно. Проводить исповедь после вечерней службы тоже не разрешалось. Конечно, такая исповедь — явление ненормальное.
Само слово исповедь означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать о своих грехах. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитися благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Конечно, иногда бывает очень непросто, стыдно открывать свои греховные раны, но именно так мы избавляемся от наших греховных навыков, преодолевая стыд, вырывая их как сорняк из своей души. Без исповеди, без очищения от грехов невозможно бороться со страстями. Сначала страсти нужно увидеть, вырвать, а потом сделать все, чтобы они не выросли вновь в нашей душе. Невидение своих грехов — признак духовной болезни. Почему подвижники видели свои грехи, бесчисленные как песок морской? Все просто. Они приближались к источнику света — Богу и начинали замечать такие тайные места своей души, которые мы просто видим. Они наблюдали свою душу в ее истинном состоянии. Довольно известный пример: допустим, в комнате грязно и не убрано, но сейчас ночь и все скрыто полумраком: кажется, все более-менее нормально. Но вот забрезжил в окошко первый лучик солнца, осветил часть комнаты — и мы начинаем замечать беспорядок; дальше — больше. Когда солнце ярко освещает всю комнату, мы видим, какой там беспорядок. Чем ближе к Богу, тем полнее видение грехов.
К авве Дорофею пришел знатный горожанин, житель маленького города Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого». Тогда преподобный снова спросил его: «Если же ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». — «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» — «Там, — ответил он, — буду считать себя за одного из простолюдинов». — «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые: чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными».
Исповедь — это не отчет о духовной жизни и не беседа со священником. Это — обличение себя, без всякого самооправдания и саможаления. Только тогда мы получим удовлетворение и облегчение и отойдем от аналоя легко, как на крыльях. Господь и так знает все обстоятельства, которые привели нас ко греху. Совершенно недопустимо рассказывать на исповеди, какие люди нас подтолкнули ко греху. Они ответят за себя сами, мы же должны отвечать только за себя. Муж, брат или сват послужили нашему падению — это не имеет никакого значения, нам необходимо понять, в чем виноваты мы сами. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: тому, кто здесь привык каяться и давать ответ за свою жизнь, легко будет давать ответ на Страшном Суде Божием.
Не следует откладывать исповедь на потом. Неизвестно, сколько нам Господь дал времени на покаяние. Каждую исповедь нужно воспринимать как последнюю, ибо никто не знает, в какой день и час Бог призовет нас к Себе.
Грехи не нужно стыдиться исповедовать, нужно стыдиться совершать их. Многие думают, что священник, особенно знакомый, осудит их, хотят на исповеди показаться лучше, чем есть, самооправдаться. Между тем любого батюшку, который более-менее часто исповедует, уже ничем нельзя удивить, и вы вряд ли скажете ему что-то новое и необычное. Для духовника, наоборот, великое утешение, когда он видит перед собой искренне кающегося, пусть даже в тяжких грехах. Значит, он не зря стоит у аналоя, принимая покаяние приходящих на исповедь.
В исповеди кающемуся не только дается прощение грехов, но и подается благодать и помощь Божия для борьбы с грехом. Исповедь должна быть частой и по возможности у одного и того же священника. Редкая исповедь (несколько раз в году) приводит к окаменению сердечному. Люди перестают замечать за собой грехи, забывают содеянное. Совесть легко примиряется с так называемыми мелкими, бытовыми грехами: «Ну что такого? Вроде все нормально. Не убиваю, не краду». И наоборот, частая исповедь заставляет душу, совесть беспокоиться, будит ее от дремоты. С грехами нельзя мириться. Начав бороться даже с одной какой-нибудь греховной привычкой, чувствуешь, как легче становится дышать и духовно и физически.
Люди, которые исповедуются редко или формально, иногда вообще перестают видеть свои грехи. Любому священнику это хорошо знакомо. Приходит человек на исповедь и говорит: «Не грешен ничем» или: «Грешен всем» (что вообще-то то же самое).
Все это происходит, конечно, от духовной лени, нежелания вести хоть какую-то работу над своей душой. Подготовиться к исповеди, подробно, ничего не пропустив поисповедаться в своих грехах могут помочь книги «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие. Исповеди могут помешать волнение и забывчивость, поэтому вполне допускается записать свои грехи на листке бумаги и прочесть их священнику.
Как готовиться ребенку к первой исповеди
По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.
Первая исповедь — событие особое в жизни детей. Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление его духовной жизни. К ней родители должны готовить ребенка все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить его к первой исповеди так, что этот день будет для него праздником.
У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное. Его представление о Боге формируется постепенно, по образу отношений его с родителями. Он ежедневно слышит молитву: «Отче наш…» — «Отец наш…» Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Если в семье отношения строятся на любви, то нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство раскаяния и желание не повторять скверные поступки. Конечно, к семи годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог накажет. Это может полностью исказить представления ребенка о Боге. У него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.
В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он обязан запомнить. Не нужно стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождаются желание и решимость исправиться. После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки.
Ваня Шмелев помнил свою первую исповедь всю свою жизнь: «Выхожу из-за ширмочки, все на меня глядят — очень я долго был. Может быть, думают, какой я великий грешник. А на душе так легко-легко» (Шмелев И.С. Лето Господне).
Дети в семь лет часто бывают застенчивыми. Родители должны начать беседы об исповеди задолго до этого события. Тогда ребенок постепенно привыкнет и будет ждать с некоторым волнением, но без робости. Каждый раз надо говорить с ним об этом очень спокойно, подчеркивая, что он уже большой и многое умеет делать самостоятельно.
Первое участие ребенка в Таинстве покаяния — это не генеральная исповедь взрослого человека, обремененного за десятилетия множеством грехов. В семь лет дети делают только первые опыты, проходят первые уроки в школе покаяния, в которой они будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота исповеди, сколько правильная настроенность ребенка. Родители должны помочь ему осознать то, что может представлять опасность для его духовного развития, что может укорениться и приобрести силу навыка. Такими опасными грехами являются: лукавство, ложь, самомнение, хвастливость, эгоизм, неуважение к старшим, зависть, жадность, лень. В преодолении вредных, греховных привычек родители должны проявить мудрость, терпение и настойчивость. Они должны не подсказывать грехи и не указывать прямо на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а убедительно показать их вред. Только такое покаяние, которое совершается с участием совести, приносит плоды. Родители должны искать причины появления в душе ребенка греховных навыков. Чаще всего они сами заражают ребенка своими страстями. Пока они не победили их в себе, исправление не даст заметных результатов.
При подготовке к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, послушание, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя. Поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Ребенку необходимо как общение с отцом и матерью, так и молитвенное обращение к Богу.
После исповеди родители не должны расспрашивать о ней ребенка; следует проявить всю полноту ласки и теплоты, чтобы как можно глубже запечатлелась в детской душе радость этого великого события.
Да. Нет канонического правила, но есть давняя ЦЕРКОВНАЯ традиция. Еще преподобный Амвросий писал: «Советую употребить против этой страсти духовное лекарство: подробно исповедуйтесь во всех грехах, с СЕМИ лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Христовых Таин» (Из писем оптинского старца Амвросия»? В церковном документе «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленном комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, говорится о существующей традиции нашей Церкви: «Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в ТРАДИЦИИ Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет». Совершенно очевидно, что должен быть индивидуальный подход – учитывать степень зрелости ребенка.
"А меня, вот мучает вопрос, а как подготовить к исповеди ребенка с легкими чертами аутизма? Нам в следующем году семь лет, и вот переживаю..... Как мне объяснить ему что такое грех?
Такую информацию ни где не могла найти, как быть с людьми, у которых аутизм и т.п.?"
Почему бы Вам не поговорить со священником, у которого Вы исповедуетесь и причащаетесь?
Поищите книги Бориса Ганаго и на их основе беседуйте с ребенком.
Дело в том, что нет правила о 7 годах, это все околоцерковные новообычаи и не надо к ним привязываться. Нужно исходить из конкретной ситуации и конкретного ребенка - как он развит, понимает или нет суть исповеди, в может ли связно сказать, готов или нет сделать это при священнике и пр.
Вам как маме нужно это оценить в ребенке и объяснить священнику, а он уже вам точно подскажет. И учите ребенка потихоньку, насколько он может воспринимать, православию, это крест родителей.
Помоги вам Господь!
Такую информацию ни где не могла найти, как быть с людьми, у которых аутизм и т.п.?