Радость есть прикосновение к нам Божественной благодати
Мы сегодня не отмечаем особого праздника, но всякий раз, когда христианская община собирается для того, чтобы помолиться, причаститься Святых Христовых Таин, – это праздник, ведь каждый человек знает, что, выходя из храма, он чувствует обновление своих душевных сил через прикосновение благодати Божией. Светские праздники, сопровождаемые безудержным весельем, возлиянием спиртного, нередко кажутся радостными, когда мы в них участвуем, но за этим следует глубочайшее разочарование, потому что веселье – это не радость. Веселье – это некое воздействие внешних возбуждающих факторов на психику человека, и не всегда это воздействие бывает полезным. В каких-то случаях оно полезно, но нередко оно избыточно и разрушает нервную систему человека.
Мы живем в то время, когда скорби, стрессы сопровождаются безудержным весельем. Достаточно включить телевизор, чтобы увидеть, как на нас каждый день обрушивается поток увеселительных программ. Это делается, чтобы человек постоянно веселился, и неслучайно: таков ответ на стрессы, через которые проходит человек. Нужно как-то взбодриться, и многие для этого прибегают к алкоголю, а кто-то – к наркотикам… Дело не в том, что смех плох, что веселье плохо; но веселье не может быть постоянным допингом, поднимающим эмоциональный уровень человека.
Что же такое радость? А радость может и не сопровождаться внешним весельем. Вместо громкого смеха это иногда мягкая улыбка; а если даже и смех, то смех совсем другой. Радость происходит от внутреннего, духовного состояния человека. Радость есть не что иное, как прикосновение к нам Божественной благодати, той самой, которую мы чувствуем, в первую очередь, причащаясь Святых Христовых Таин; это тихое, мирное состояние души. А у людей духовно просвещенных это не просто тихое состояние, а это избыточествующая сердечная радость, которая оказывается самым ярким, самым сильным, в положительном смысле слова, проявлением человеческой души. Именно такая радость и отождествляется с человеческим счастьем, и каждый знает, что это состояние не всегда, а чаще всего никогда не зависит от каких-то внешних, материальных факторов. Оно связано с глубокими душевными и духовными переживаниями. Радость человеку приносит истинная и искренняя любовь. Почему? Да потому что любовь – это та сила, которую Бог подарил людям. Это тот нравственный идеал, который Он провозгласил высочайшим идеалом, и потому достижение этого идеала, переживание любви является величайшей радостью для человека.
Не всегда это состояние продолжается долго, потому что внешние обстоятельства значительно деформируют нашу душу и вытесняют из нее многое, в том числе любовь. И вот для того, чтобы иметь чувство радости, нужно постоянно пребывать в общении с Богом. Постоянно – значит никогда не прерывать этой связи – ни на работе, ни в транспорте, ни в свободное время. Это не значит, что мы должны все время молиться и читать какие-то длинные молитвы, – это означает, что Бог никогда не должен уходить из нашей жизни, и мы не должны отдаляться от Него. И для того чтобы эту связь с Богом восстановить, достаточно просто сказать: «Господи, прости меня», – когда мы чувствуем, что делаем что-то неправильное, когда мыслим греховно, когда произносим неверные, греховные слова.
«Господи, помоги» – такие простые слова. Мы должны произносить их всякий раз, когда нуждаемся в помощи Божией, произносить так часто, как это бывает необходимо. Этими словами мы устанавливаем связь с Богом, мы к Нему обращаемся, и Он нам отвечает – не всегда, но когда мы достойны этого ответа. В этой связи содержится некий барометр наших отношений с Богом. Если Бог молчит и не отвечает нам, значит что-то неправильно в нашей жизни. Для того и дается нам время покаяния и молитвы, время поста, чтобы мы переосмыслили свою жизнь, чтобы мы могли раскаяться в наших согрешениях, очистить нашу душу, установить живую связь с Господом, через которую нам подается и прощение грехов, и ответ на наши прошения, и радость, которая является следствием прикосновения к нам Божественной благодати.
Из проповеди
после литургии
в храме святого апостола и евангелиста Иоанна
Богослова
на Бронной в Москве, 26 марта 2014 года,
в среду 4-й седмицы Великого поста
Что такое пастырский долг
Каждый знает: если он берет у кого-то деньги, то состояние, в котором он находится, и называется долгом. Имею долг – значит обязан вернуть то, что мне дали. Мы употребляем это слово и в ином значении, но и тогда оно не теряет своего первоначального смысла – пастырский долг есть обязанность пред Богом. Не пред людьми – пред Богом, потому что пастырем, священником человек становится не потому, что его выбрала какая-то группа лиц, как то имеет место в неправославных религиозных организациях. Человек становится пастырем, потому что его Сам Бог призывает к служению. Бог дарует пастырю благодать, и это означает, что священнослужитель подотчетен и ответственен в первую очередь пред Богом.
Таково православное учение о священстве. Оно подвергается критике, особенно с точки зрения господствующих в настоящее время политических и философских вкусов. Иногда нас обвиняют в том, что мы не соответствуем светским системам власти и управления, на что мы отвечаем: наша система управления проистекает не из мудрости человеческой и не является результатом философских размышлений. Наша церковная система управления восходит к Самому Господу Иисусу Христу, Который не обращался к людям и не говорил: «изберите Мне 12 апостолов», а Сам избрал их и Сам поставил на апостольское служение. Затем и апостолы, распространяя веру Христову, поставляли, часто советуясь с людьми, лучших из мужей на пресвитерское и епископское служение. А потому долг священнослужителя – в первую очередь пред Богом; и пред Богом священник кается в своих грехах, кается, что не сделал то, что должен был сделать, исповедует свое несовершенство и призывает помощь Божию.
Из проповеди
после литургии
в храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке,
в Москве, 28 марта 2014 года,
в пятницу 4-й седмицы Великого поста
Счастье там, где Бог
Наша эпоха связана с разрушением многих ценностей в человеческой жизни. За последние 300–400 лет человечество прошло через огромные изменения, которые носили революционный характер. В центре религиозного понимания жизни – не человек, а Бог. Почему Русь называли Святой Русью? Потому что главной ценностной доминантой был Бог, и святость человека рассматривалась как результат признания того, что Бог – в центре. Героем того времени был святой – почему и литература наша начиналась с житий святых. Это была литература о героях; и идеал святости как абсолютный идеал жизни глубоко вошел в плоть и кровь нашего народа, как и вообще европейской цивилизации. Однако революционные преобразования изменили ситуацию – в центре оказался человек с его потребностями, а героем стал тот, кто максимально удовлетворяет эти потребности, у кого больше финансовых возможностей.
Когда я так говорю, я не хочу сказать, что заниматься бизнесом плохо. Однако хочу подчеркнуть: если мы в центр жизни ставим самих себя, а все остальное забываем, мы оказывается очень уязвимы. Мы погружаемся в конфликты. Быть может, у нас теперь больше денег, чем раньше, но не стало больше счастья…
Счастье там, где Бог. Если человек живет, осознавая это, он может заниматься чем угодно, кроме преступности, – бизнесом, политикой или пахать землю; он может быть более или менее богатым, но у него будет полнота жизни, потому что человеческое счастье – не результат человеческой деятельности. Своими руками счастье не слепишь. Счастье всегда есть Божией дар, а Божиего дара не может быть, если вы исключаете Бога из своей жизни. Об этом нужно помнить, и тогда все будет правильно сочетаться – успехи в бизнесе, деньги и благополучие.
.
Если свобода разрушает Божий замысел о мире и о
человеке,
то это не свобода – это рабство
Разрушение традиционных ценностей сегодня затрагивает и межличностные отношения. Мы знаем: оспаривается даже тот факт, что браком являются отношения между мужчиной и женщиной, что половой выбор – это не выбор интеллектуальный и волевой, а выбор Божий. Уже и детей этому учат, говоря: «Ты сам должен выбрать, мальчик ты или девочка», – то есть заложенное Богом разрушается людьми, якобы во имя свободы. Но тогда что такое свобода? Если свобода разрушает Божий замысел о мире и о человеке, то это не свобода – это рабство. И мы знаем, что дьявол закабаляет человека, потому что самая страшная несвобода – это несвобода от греха, когда человек не может жить в соответствии со своим призванием.
Концентрация денег в условиях нравственного беззакония очень взрывоопасна
Нельзя быть нравственным человеком в одном и безнравственным – в другом. Нравственность – это производная от целостности человеческой личности. И то, что сегодня в бизнесе возникают очень большие проблемы, связанные с отсутствием нравственного подхода, – это очень опасное явление. Концентрация денег в условиях нравственного беззакония очень взрывоопасна. Когда человек живет безнравственно, но у него нет денег, он может причинять ущерб себе, своей семье, может быть, соседям. А там, где большие финансы, зло может распространяться на миллионы людей. Собственно говоря, так и происходит. Мы ведь знаем, например, что масс-медиа контролируются теми, у кого есть деньги; и если СМИ распространяют вещи опасные для нравственной жизни человека, если они распространяют опасные политические мифы, если они провоцируют столкновения между народами, то под эту пропаганду подпадают действительно миллионы людей.
Из слова
на встрече с женщинами-предпринимателями –
членами Общероссийской общественной организации
«Женщины бизнеса»
в Сергиевском зале храма Христа Спасителя,
Москва, 28 марта 2014 года
Спасибо Вам огромное за неустанное поучение, научение и вразумление всех нас. С удовольствием смотрю и передачи с Вашим участием. Пусть Бог Вас хранит!
Украина,
г.Сумы
р.Б.Нина
Graduliere mit Ihrem Angelstag!!!