Окончив в 1837 году Саратовскую духовную семинарию, Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года студент-академик был пострижен в монашество с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского, 4 августа рукоположен в иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – во иеромонаха.
В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправляется в Китай. Проживший там в течение 18 лет сначала в качестве члена, а потом начальника миссии, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Его равноапостольные труды в Китае принесли Церкви богатые плоды: сотни китайцев приняли Православие. Позже, в 1900 году, во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23 на 24 июня (по григорианскому календарю) духовные дети отца Гурия – 222 человека во главе с священномучеником Митрофаном (священником-китайцем) – приняли мученическую смерть.
Преосвященный Гурий много сделал для Таврической епархии: изыскал средства на строительство духовной семинарии, консистории, мужского духовного училища; ходатайствовал перед Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический архиерейский дом.
Блаженная кончина архиепископа Таврического Гурия последовала 17 марта 1882 года. За несколько дней до своего преставления владыка получил от Господа откровение, в котором был предуказан день его кончины. Его честное тело было погребено в склепе Александро-Невского собора.
Помимо многочисленных случаев прозорливости, которую обнаруживал владыка Гурий во время земной жизни, зафиксированы и несколько случаев чудесного явления архипастыря разным лицам и исцелений, полученных после молитвенного обращения к нему.
Как свидетельствуют старейшие клирики Крымской епархии, верующие часто обращались в кафедральный собор Симферополя с просьбой указать, где похоронен владыка, так как он им являлся во сне. После посещения могилы эти люди приходили опять, свидетельствуя о его благодатной и скорой помощи.
***
Интервью с автором жизнеописания архиепископа Гурия (Карпова) протодиаконом Василием Марущаком
– Отец Василий, владыка Гурий был связан не только с Крымом, или Украиной – судьба направляла его и в Сибирь, и в Китай, и во многие другие места. И везде святитель успел проявить себя. Каким был он, что известно об этом святом нашей Церкви?
Мы знаем о его личном благочестии, терпении, смирении, незлобии. До нас дошли его удивительные проповеди, мы восхищаемся его талантом – как ему только удавалось изложить очень сложные, даже догматические вопросы простым доступным языком, не теряя догматической глубины проблемы!
Кроме этого святитель Гурий основал Казанское просветительное братство, вместе с выдающимся русским миссионером Николаем Ильминским.
– Еще в Саратовской семинарии его духовным наставником был владыка Иаков (Вечерков) – выдающийся миссионер, присоединивший к православию больше двадцати тысяч раскольников-старообрядцев, и крестивший несколько тысяч калмыков и иудеев. После того, как будущий святитель окончил семинарию, их общение не прервалось, они с владыкой Иаковом переписывались долгие годы. И одной из самых частых тем этих писем была как раз миссионерская – Гурий рассказывал о тех трудностях, что встретил в Китае, а владыка Иаков помогал ему советом и молитвой.
– Главное его свершение, как мне кажется, это строительство Таврической духовной семинарии. Когда он прибыл сюда на кафедру, то понял, что положение церковных дел таково, что необходимо большое количество образованных священнослужителей. Таврическая епархия тогда была совсем молодой – ее образовали в 1859 году, даже десяти лет еще не было. Хотя история христианства в Крыму началась в первом веке, еще от апостола Андрея Первозванного и священномученика Климента папы Римского, но как мы знаем, Крым периодически подвергался то полному разорению, то нашествию иноверцев, то мусульманскому давлению. В Синодальный период епархия входила в состав Херсонско-Таврической, и только в 1859 стала самостоятельной. Кстати, в состав Таврической епархии входил не только Крым, но Бердянск, Мелитополь, другие земли юга Украины.
Синод средств на постройку семинарии не выделил, и ее строили на деньги епархии, и в том числе на средства владыки Гурия. Позже, когда встал вопрос об усилении антисектантской работы, владыка на собственные деньги основал антисектантскую кафедру в семинарии, и оплачивал труд преподавателей и стипендии. Эта возможность у него была, поскольку владыка имел две пожизненные пенсии за труды на благо Церкви и Отечества, а это были существенные деньги. Более того, он поддерживал материально тех семинаристов, кто не мог позволить себе проживание и обучение.
– При жизни святитель удивлял современников своей прозорливостью. Так архимандриту Арсению (Брянцеву) он задолго до архиерейской хиротонии предсказал, что тот станет епископом. А через пятьдесят лет после смерти владыки Гурия, его мощи были обретены совершенно нетленными, даже митра и облачение на нем были целы. При переносе мощей из кафедрального Александро-Невского собора, который в 1930 году был взорван большевиками, случайно повредили руку владыки Гурия, из нее брызнула кровь. Это стало явным чудом для сотен верующих, свидетелей этого события.
И конечно, ответом на наши молитвы, на наши обращения к святителю Гурию становится его любовь, его милость каждому, кто прибегает с молитвой и верой к его святой помощи. К пустому колодцу, говорит пословица, за водой не ходят. И то громадное число верующих, шедших с крестным ходом с его мощами в день прославления от места захоронения к храму, и те двенадцать архиереев во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, которые совместно отслужили Божественную литургию в этот день при большом стечении народа – все это говорит о том, как люди почитают и любят святителя Гурия.
По материалам сайтов Православие.ru (www.pravoslavie.ru), Симферопольской и Крымской епархии (www.crimea.orthodoxy.su), Петро-Павловского кафедрального собора (cspp.prihod.ru).