Телеканал «Дождь», прославившийся на всю страну идиотским опросом про то, надо ли было сдавать Ленинград фашистам, получил за это оплеух от «невидимой руки рынка», после чего решил в полном соответствии со своим наименованием «оптимистичного» канала срочно реабилитироваться в глазах общественности.
Все предлагали телеканалу показательно уволить сотрудников, выпустивших в эфир «Дилетанта» Дымарского с его опросом, но Наталья Синдеева мужественно отказалась от децимации редакции и пошла другим путем. Собственно, с этого момента развитие событий стало необратимым.
Увольнений не произошло, и метод реабилитации избрали те же самые люди, которые выпускали в эфир злополучный опрос. Поэтому все получилось еще лучше, чем в прошлый раз.
Было принято решение устроить марафон «Любить Родину», во время которого специально приглашенные гости расскажут телезрителям, как именно надо любить Родину, если вообще надо. Список гостей составляли те же не уволенные люди. Поэтому в гости — рассказывать про любовь к Родине — был приглашен весь оппозиционный бомонд, представители которого без спазма даже слово «Россия» выговорить не в состоянии.
Эффект превзошел все ожидания. Сказалось сочетание идеально подобранных людей, усилий творческого коллектива и повода. Все пошло как по маслу.
Гости выкатывали глаза, сглатывали, краснели, надувались. Страдали. Им было плохо.
Но они старались. Держались, как могли. Выговаривали, выталкивали из себя с рыком: «Беррррррезки», «РРРРРРРРРоссссссия», «гоусударррррство», «Рррррродина». Мне стало их жалко.
Результат оказался также весьма предсказуем.
Мощнее всего пробило Ксению Ларину.
«От слова “патриотизм” тошнит уже какими-то червяками и вишневыми косточками.
Я не люблю родину давно и убежденно.
…
Сегодня на “Дожде” я пыталась сказать, что всем самым чудовищным в человеке мы обязаны патриотизму.
Патриотизм разрушителен, он ничего не создает, кроме трескотни, вранья, шарлатанства, лицемерия. Патриотизм не совместим со свободой, он убивает свободу мысли, свободу творчества, свободу самореализации. Патриотическое искусство — крикливо, фальшиво, примитивно. Патриотизм крышует бездарность и пустоту, производит бездарность и пустоту.
Патриотизм мракобесен, как и показная примитивная религиозность, которая не имеет никакого отношения к вере.
Патриотизм сам по себе является религией вчерашнего дня, религией мертвых.
Патриотизм — это оружие ксенофобии.
Патриотизм основан на ненависти, страхе, вранье и непримиримости.
Патриотизм отвратителен.
Он упрощает человека, лишает его разума».
В общем, процедура реабилитации репутации телеканала прошла именно так, как и должна была пройти. Другого просто и быть не могло — с таким-то умищем!
На повестку дня встал вопрос, как теперь реабилитироваться от реабилитации.
Поскольку на внутренние резервы, измотанные предыдущими бесплодными попытками назначить себя народу в моральные авторитеты, рассчитывать было нельзя, пришлось изыскивать помощь извне. Причем забираться пришлось аж в позапрошлое столетие: ради этого вспомнили Льва Николаевича Толстого, который имел несчастье говорить про патриотизм.
Про Толстого вспомнил музыкальный критик Артемий Кивович Троицкий. Он представил публике свое видение того, какое интервью Лев Николаевич мог бы дать телеканалу «Дождь», основываясь на некоторых высказываниях покойного писателя:
«Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти».
«Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм не может быть хороший, хотя это скорее можно было бы утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, а патриотизм же — чувство неестественное, искусственно привитое ему. Так, например, в России, где патриотизм в виде любви и преданности к вере, Царю и Отечеству с необыкновенной напряженностью всеми находящимися в руках правительства орудиями — Церкви, школы, печати и всякой торжественности — прививается народу, русский рабочий человек — сто миллионов русского народа, несмотря на ту незаслуженную репутацию, которую ему сделали, как народа, особенно преданного своей вере, Царю и Отечеству, — есть народ самый свободный от обмана патриотизма. Веры своей, той православной, государственной, которой он будто бы так предан, он большей частью не знает, а как только узнает, бросает ее и становится рационалистом; к Царю своему, несмотря на непрестанные, усиленные внушения в этом направлении, он относится как ко всем начальственным властям — если не с осуждением, то с совершенным равнодушием; Отечества же своего, если не разуметь под этим свою деревню, волость, он или совершенно не знает или, если знает, то не делает между ним и другими государствами никакого различия».
«….несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но и преступно. О том же, в чем состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или вместо объяснения произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же представляется под понятие патриотизма нечто, не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко страдаем».
Ну, и наконец: «Патриотизм есть рабство».
Туше?
Тут нам придется либо от Толстого отказаться в пользу Артемия Кивовича и его подельников, либо склониться перед авторитетом.
Однако, есть нюанс.
Все эти жуткие речи о вреде патриотизма говорил тот самый Лев Николаевич Толстой, который, будучи российским офицером, вооруженной рукой проводил российскую империалистическую политику на Кавказе, участвовал в сражении в Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана, был награждён Орденом святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854–1855» и «В память войны 1853–1856 гг.».
И уж совсем парадоксально, что это тот самый Лев Николаевич Толстой, внесший неоценимый вклад в сокровищницы мировой и отечественной литературы, на произведениях которого патриотизму советские и русские школьники учатся уже не одно поколение.
Собственно говоря, в этом противоречии и заключается ответ на парадокс.
Не может быть патриотом, не может видеть смысла в каком-то особом почитании своего народа и Отечества тот, кто не видит смысла в самом себе.
То что, сделало Толстого великим русским писателем, из-за чего его вспомнил внезапно Артемий Кивович, было сделано тогда, когда Толстой видел смысл в себе самом, переживал себя, свою жизнь, переживал свою Родину и народ — жил с ними одной жизнью. Толстой — писатель, Толстой — солдат, Толстой — инженер-баллистик, Толстой — творец.
Толстой — русская совесть.
Такая совесть, на какую ни у какого другого народа широты, смелости, зоркости не хватило.
Это то, за что его ценим мы и весь мир.
То же, что так удачно пригодилось Артемию Кивовичу, было написано Толстым намного позже, одновременно с такими фразами как:
«Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё» (Толстой Л.Н. Исповедь).
Это период отпадения от Церкви, впадения в ересь, отчаяния, отрицания прошлой деятельности.
«В этот период, — сообщается в биографии писателя, — он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880».
Вот это то, за что его ценят Артемий Кивович сотоварищи.
Эта попытка спрятать за Толстым и его авторитетом свое неумение любить, свою бессмысленность, потерянность, оторванность от живых корней — на самом деле лучшая всего этого демонстрация.
Трагедия Толстого — прекрасная иллюстрация трагедии нашей интеллигенции. Трагедия отрыва и отчуждения.
«Начиная думать о воспитании детей, он спрашивал себя: “зачем?”, — написано в другом жизнеописании Толстого, — рассуждая “о том, как народ может достигнуть благосостояния”, он “друг говорил себе: а мне что за дело?” В общем, он “почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет».
Произошла утрата связи с народом, историей, жизнью. Все то же самое, абсолютно точно, до самого последнего штришочка мы видим в нашей изуродованной интеллигенции. Всю ту же самую катастрофу.
Разница только в том, что Толстой отказывался от авторских прав и мясной пищи, шил сапоги и занимался крестьянским трудом, а наши «толстовцы» мечутся между конституцией и севрюжиной с хреном, коксом и водкой, обычным блудом и мужеложством.
В остальном картина совершенно та же — вплоть до того, что в ответ на наивное «мы стали лучше одеваться» звучит все то же мертвенное: «А мне что за дело?»
Толстой, наш Толстой – это ЖИЗНЬ. Жизнь полнокровная, связанная с миром, а значит, и с Родиной и с народом бесчисленным количеством тонких невидимых уз, позволяющих нам чувствовать малейшее трепетание ткани бытия. Жизнь, ощущаемая и переживаемая, приветствуемая всей душой, всем телом, всем разумом.
Их Толстой — смерть, отчаяние, гордыня и одинокое стариковское брюзжание.
Они сами выбрали именно его потому, что утратили или и вовсе никогда не имели связи с миром. Связи, которая обычно и попросту называется любовью.
Когда простые честные люди, которые любят Россию
, и родной язык у них - русский (а может быть, татарский или любой другой язык народов России, но на русском они говорят свободно)
, и у которых нет другого отечества, кроме России
, и они могут и хотят принести пользу России
, и у них нет больших заслуг перед международным сообществом, они хорошие, но не знаменитые!
- в этом случае патриотизм заключается в том, чтобы они получали гражданство РФ очень быстро, желательно, в тот же день, как прибыли в РФ.
Да, сейчас простые люди получают гражданство РФ с неимоверными трудностями, но начинать облегчать условия получения гражданства надо!
Патриотизм это любовь к твоим родителям, жене(мужу), детям
Патриотизм это благодарность тем, кто проливал кровь, в том числе, за твою жизнь
Патриотизм это желание достойной жизни для всех именно в России, и твой посильный вклад в это
(да эта цель чрезмерно огромна, а возможности твои очень малы, но все равно иди к цели)
Патриотизм это хорошие дороги! Причем по всей России (и эта цель огромна, но благородна)
Патриотизм это чистота! Если ты не бросаешь мусор мимо урны, то ты патриот
Если ты ни у кого ничего не отбираешь, никого не обижаешь, не материшься, то ты патриот
Патриотизм это забота о тех, кому трудно
Если ты помогаешь людям, то ты патриот.
"Несколькими часами ранее прочитала в интернете статью о том, что во спасение телеканала "Дождь" людьми собрано более 40 тыс, но этого им хватит не более, чем на два месяца."
-----
Елена М, даже если какая-либо валюта настолько привычна для Вас, что Вы забываете включить ее название после указания суммы в комменте, то это не значит, что она привычна для других. Т.е., неплохо было бы указать валюту, в которой были эти собранные 40 тыс.) Ну, чтобы хотя бы не вводить в заблуждение остальных (помимо Вас) читателей.)
Простите.
Теперь понятно?
Речь не о "ряде людей" и не о Толстом. Речь всего лишь об одном слове шла - "пауке", как слове, употребленным в адрес человека. Ведь Вы это поняли, не правда ли?)
Что ж, если Вы так считаете, т.е., считаете, что вправе употреблять такие слова по такому адресу (по адресу человека), то... - да, в принципе, Ваше право, - употребляйте.
Простите. Просто задал вопрос. И Ваш ответ понял.
19:06 ТОЛИК, да какая же здесь "крутость"?! Не поняла, какие именно слова Вам так не понравились...Я действительно считаю,что ЭТИХ НАЗВАННЫХ людей и подобных им ну никак нельзя ставить в один ряд со Львом... А Вы их считаете равнозначными Толстому? Для меня это странно, но Вы имеете право так думать. Уж не откажИте и мне в моём праве, хорошо? Или Вы либерал? Свобода слова только для вас (или них), а остальные пусть заткнутся?
А вот "я бы не стала сравнивать паука, К.Ларину и др. подобных им..." - не слишком ли круто? Надо ли употреблять такие сравнения на "Православие.ру"?. Понимаю, относИться к кому либо можно как угодно, всякое бывает, но вот слова такие и ,тем более здесь, употреблять, - надо ли, а?
"Зачем Толстого выставлять на "Православие.ру"?!"...
Можно с Вами соглосмться и вообще никого не "выставлять", и Достоевского тоже... Я, например, легко обойдусь Новым Заветом и некоторыми Книгами Ветхого Завета...
Но так уж случилось, что св. пр. Иоанн Кронштадский и русский писатель Лев Толстой жили в одно время и общество, воспитанное в ПРАВОСЛАВИИ, тогда здорово раскололось... Увы, и даже некоторые священники примыкали ко Льву... Почему? Уж коли мы живём в миру, а не в монастырях, то многим думающим людям интересно сравнить и время, и общество, и церковь, и народ...
И сделать выводы... желательно, правильные.
Вы счастливый человек, видимо, в Вашей семье все верующие и высокодуховные люди... У меня - не все, и приходиться интересоваться не только подвижниками благочестия, но и русской литературой и даже(кошмар!) советскими фильмами... и обсуждать, сидя за столом и попивая чаёк... Общаемся мы так дома. И потом, я бы не стала сравнивать паука, К.Ларину и др. подобных им с Л.Толстым...Уж простите меня.
"... Любовь к Родине..."
Для справки: мой дед и батя воевали. Выжили, уцелели тогда.
Да, "люблю остальное человечество", но - больше люблю то, за что мой дед и батя воевали, ну - "хоть ты тресни", не могу я по другому.
Наверное, я тупой, типа. Не знаю....
Но странною любовью.
Не победит её рассудок мой..."
М. Лермонтов
Как можно объяснить мизантропам что есть Любовь?
"Георгий Федоров http://dm-kalashnikov.livejournal.com/92226.htmlВ период перестройки каждый новоявленный "демократ" считал своим долгом процитировать фразу, которую приписывали Льву Толстому: "патриотизм - это последнее прибежище негодяев".
На самом деле, высказывание принадлежит отнюдь не Льву Толстому, а английскому критику, лексикографу, эссеисту и поэту Сэмюэлю Джонсону, жившему в XVIII веке. В подлиннике оно звучит так: "Patriotism is the last refuge of a scoundrel".
Английское слово "refuge" (прибежище, пристанище) имеет еще значение: спасение, утешение. То есть не просто прибежище, а спасительное прибежище. Кстати, отсюда идет и другое английское слово, "refugee" - беженец, эмигрант.
Джонсон этой фразой хотел подчеркнуть благородство патриотизма. И даже слово «патриот» он писал не иначе как с большой буквы.
Таким образом, авторский смысл данного высказывания: не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни. То есть патриотизм для такого человека — последний шанс морально возродиться, оправдать свою жизнь."
Эти либералы все вырывают из контекста и переворачивают как им надо.
Рассуждения об уранополитизме будто бы под кальку делают и пытаются белыми нитками к Церковному учению пришить.
А завтра что нам будут пытаться навязать? Родителей не почитать, потому что лишь Бог - Отец?
В нынешнее время все говорят что хотят. Мнений стало много, как голов. Но подобная грязь ясно изобличает, почему Святая Церковь так нетерпима к ереси - надменному самомнению.
Да и есть ли смысл помещать ЭТО на сайте? Не много ли чести всяким паукам, ксюшам и другой подобной нечисти?
Всем, кому интересен Л.Толстой, рекомендую книги:
Павел Басинский: 1.Бегство из рая; 2.Святой против Льва.
На мой взгляд, очень добротно и добросовестно написано. Интересно, внезависимости от отношения к Толстому.
Да-да, и ещё - "Лев Толстой - зеркало русской революции"...
В первую очередь, к сожалению, именно у русского народа и не хватило этой смелости и зоркости, что мы и подтвердили в 1917 и позже.
По Толстому ("русская совесть"), благодаря его ученику Ганди ("совесть человечества"), удалось пожить индийскому народу.
Кстати, именно по позднему Толстому...
Автор статьи, как и неуважаемые дождевики, к сожалению совершенно не затронули предмета разговора, а именно не сказали, а что , собственно они понимают под патриотизмом?
Без этого определения бесполезно дискутировать. Толстой никогда не отрицая любовь вообще не мог отрицать любовь к Родине и своему народу, просто он не называет такую естественную любовь патриотизмом. А убийство или любое насилие, прикрытое патриотизмом отрицать нужно. Кто-то из великих сказал, когда государство начинает убивать, оно называет себя Родиной. Вот это как раз об извращенном патриотизме, когда одни православные под предлогом патриотизма убивают других православных.
Не так давно гей-защитники искали доказательства гомосексуализма Толстого.
Все эти конструкции свойственны некоторым типам личности. "Есенин был алкаш, и я вот тоже бухаю". А то, что Есенин был ещё и великий поэт, а ты никто и никогда никем не будешь - в расчет не берется. Так и эти дождисты с Толстым.
Спасибо за Толстого. А то его сейчас модно ругать за разногласия с Церковью. Толстой - наша совесть, безусловно.
Что общего у господ, которые своим свиным рылом лезут в калашный ряд, с Толстым - позвольте меня спросить?! За писателя говорят многие его добрые дела, слава Богу.
Как умело они причислили себя к единомышленникам Л.Н.Толстого, по сути не являясь таковыми. Считая патриотизм атавизмом, подобные им "интеллигенты" с обильным слюноотделением говорят об Америке с ее ценностями. Но как же американцы, которые слушая свой гимн, поют его с прижатой к груди рукой? Или флаги на их домах? Это ли не проявление патриотизма?
Я далека от политики. Для меня Родина - это моя семья, ее прошлое, настоящее и будущее. Но я считаю, что любовь к Родине - это и есть патриотизм, это желание каждого гражданина сделать все зависящее от тебя, чтобы изменить жизнь к лучшему.
А чего могут добиться господа с телеканала "Дождь" и их гости подобными высказываниями? Нелюбовь не может созидать. Очень жаль Ксению Ларину (и ей подобных), которая искренне признается:"Я не люблю родину давно и убежденно". А зачем же себя так мучить, живя в России? Это либо мазохизм, либо что-то еще (боюсь предположить)?
В природе дождь-это очищение. А не уважаемый мною телеканал "Дождь"-это всегда грязный селевой поток, способный снести все доброе и хорошее.
Вяземский, "патриотизм - последнее прибежище негодяя" в том смысле, что спасти негодяя, привлечь к нему внимание иногда может только апеллирование им к этому священному понятию.
Сразу видно креакла: читать не любит, в голове одни клише да готовые цитаты. Поучились бы хоть немного...
Вот, напр., "Патриотизм есть последнее прибежище подлецов и подонков для превращения людей в быдло". Для начала узнайте СМЫСЛ цитаты "Патриотизм -- последнее прибежище негодяев", а потом бездумно ее повторяйте:
«Слеза ребенка» и «последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60845.htm
Я бы очень хотел пересмотра литературы для обязательного изучения в школе и ,если не полного исключения Толстого из школьной программы ,то хотя бы перевода на факультативное изучение-для прочтения тем ,кто желает,но увы...