Триумфальная для российских спортсменов Олимпиада в Сочи объединила всех нас ощущением искренней, неподдельной гордости за нашу страну. Люди радовались за олимпийцев, выходили на улицы с плакатами – ликование и восторг на две недели стали центральным вектором жизни миллионов россиян. О своих впечатлениях от олимпийских дней в Сочи читателям портала Православие.Ru рассказывает православный волонтер Олимпийских игр, послушник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы, студент факультета экономики и права Российского православного университета Богдан Семенюк.
– Богдан, расскажите, как вы оказались в Сочи?
– Прошлой зимой в университете на одном из занятий по английскому языку преподаватель сообщил, что Оргкомитет зимней Олимпиады-2014 в Сочи набирает волонтеров для обеспечения работы молитвенных помещений. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла волонтеры набирались из числа учащихся духовных школ и православных ВУЗов. Таким образом, я и еще три студента Российского православного университета (РПУ) стали кандидатами в добровольцы.
– Скажите, а как проходил отбор? Я слышала, что были специальные тесты для волонтеров.
– Да, тестирование было: с каждым из нас в режиме онлайн связывался оргкомитет Олимпиады, и мы отвечали на вопросы. Тесты были разные: на знание английского языка, на логику, проверяли наши знания по обществознанию, психологии, даже математический тест был. По результатам тестов все кандидаты из числа студентов РПУ были записаны в ряды волонтеров. До Олимпиады оставалось меньше года, и с того дня мы активно участвовали в различных тренингах – как онлайн, так и вживую. Мы освежали и пополняли тот багаж знаний, который мог бы пригодиться во время работы на порученном объекте и способствовал бы преодолению каких-то личных комплексов. Словом, нас учили работе в команде.
– Россия впервые принимала зимние Олимпийские Игры. К тому же особенностью этой Олимпиады было то, что Игры проводились на берегу моря. С какими чувствами Вы ехали в Сочи? Какое впечатление произвело на Вас это удивительное сочетание тепла, моря и заснеженных горных хребтов?
– Откровенно говоря, чем ближе подходило время к Олимпиаде, тем меньше хотелось ехать потому, что пугала неизвестность. Ведь я до последнего момента не знал подробно, чем именно буду там заниматься, представлял себе это только в общих чертах. Так что мне предстояла поездка больше чем на месяц в то место, которое больше пугало неизвестностью, чем привлекало своей грандиозностью. Однако стоило в первое утро увидеть рассвет в горах, и весь страх рассеялся. Вид был действительно потрясающий! Снежные вершины гор почти всегда буквально утопали в солнечных лучах, поэтому даже на высоте 1200 метров было не смертельно холодно, а наоборот, по-весеннему свежо. А вот когда спускаешься с гор, тут же попадаешь в царство настоящей весны. К слову, один из лозунгов Игр – «Сочи – город, где горы встречаются с морем».
Сложно описать морские пейзажи зимнего Сочи, тут одних слов будет недостаточно. Почти каждый день море встречало нас ясной погодой и спокойным настроением. Цвет его был необыкновенным – лазурно-прозрачным, а в лучах солнца оно наливалось всеми красками радуги. В общем, было неподдельно, безумно красиво. Также хочется отметить – как бы ни пугало участие в Олимпийских играх в качестве волонтера, вместе с тем я гордился и радовался за Россию. Правда, очень многие говорили о том, что смешно проводить зимнюю Олимпиаду в самой южной точке России, – таким образом, как бы предвещая полный крах Сочинских игр. Но почему-то никто не вспомнил, что XX зимние Олимпийские игры в 2006 году проводились в Турине, и весьма успешно. А этот итальянский город находится точь-в-точь в такой же климатической зоне, как и Сочи, но почему-то об этом «забыли». В Интернете «гуляло» немало негативных «фактов» о Сочи, посредством которых отдельные люди пытались, видимо, нанести какой-то вред Олимпиаде. Но всего лишь единицы русских, подчеркиваю, – единицы! – поддерживали такого рода информацию. Всю страну объединило чувство гордости за свою Родину, и это было особенно заметно по комментариям и постам в социальных сетях.
– Что входило в обязанности православного волонтера? Сколько человек было в вашей команде?
– Главная функция волонтеров заключалась в помощи священнику, который общался с приходящими к нему людьми. Работали мы в межконфессиональном центре, а именно в православной молитвенной комнате. Такие помещения были открыты в олимпийской деревне для верующих пяти мировых религий – христианства, иудаизма, индуизма, ислама, буддизма. В основном я отвечал на связанные с религией вопросы, которые возникали у людей. Располагались мы с ребятами в волонтерском городке, который представлял собой целый район новостроек, возведенных специально к Олимпиаде. Оргкомитет Сочи-2014 приготовил для волонтеров полноценные квартиры европейского класса – в таком жилище нас и разместили. Моими соседями стали учащиеся РПУ, тоже приехавшие на Игры, и один студент МГУ.
– Какова была посещаемость этих молитвенных комнат? Какие люди приходили, что особенно запомнилось?
– Не могу дать объективную оценку работы комнат для молитвы на всех олимпийских кластерах, поскольку я работал в дополнительной горной олимпийской деревне. Но можно сказать, что православная молельня, где трудились студенты РПУ, была очень востребованной. Спортсмены приходили перед соревнованиями попросить помощи Божией, помолиться, а после стартов возвращались с благодарственными молитвами. Стоит отметить, что среди них были и те, кто в итоге не получил призовое место. Запомнились многие люди, довелось пообщаться и с чемпионами, и с призерами Олимпиады. И могу отметить, что общение с верующими спортсменами само по себе очень запоминается. После сочинских Игр и близкого знакомства с этими людьми, которые стали для всех нас хорошим примером, осознаешь, как человек должен развиваться духовно. Апостол Павел упоминает в своих творениях слово «ристалище» – во время его земной жизни так назывались Олимпийские игры. Апостол писал, что слышал об этих играх, о том, что люди там соревнуются друг с другом, и приводил их в качестве примера для подражания в духовной борьбе. Как отчаянно стремятся побеждать в спорте, так нужно сражаться и в духовной брани: держать удар и терпеть до конца, отдаваясь этому полностью.
– Совершались ли в вашей православной комнате для молитвы Церковные Таинства – исповедь, Причастие?
– К сожалению, Таинство Евхаристии в нашей молитвенной комнате не совершалось, но исповедаться у православного священника мог любой желающий – не только спортсмены, но и волонтеры, и гости Олимпиады. Божественная Литургия, за которой можно было причаститься, еженедельно совершалась в прибрежной деревне.
– Приходили в молитвенную комнату иностранные гости Сочи?
– Конечно! Иностранцев было очень много. К тому же посещали нас не только православные христиане, но и представители других конфессий. И, несмотря на истовую борьбу за медали на стадионах, где напряжение буквально висело в воздухе, в промежутках между состязаниями атлеты активно интересовались Православием, задавали вопросы, а мы их и консультировали.
– Волонтерам удалось побывать на соревнованиях?
– В качестве поощрения за труды организаторы Игр выдавали волонтерам бесплатные билеты на соревнования. Помню, мне достался хоккейный турнир. Команда России в том старте участия не принимала, поэтому я спокойно, без переживаний за результат, наслаждался игрой. Впервые смотрел хоккей «вживую», надо сказать – впечатлило.
– В прессе – и западной, и нашей либеральной – накануне открытия Олимпиады много говорилось о коррупции при строительстве, грязи в номерах, отломанных ручках, сдвоенных туалетах и т.п. Как вы могли бы это прокомментировать?
– Все это чушь. Я даже недостатков никаких не могу отметить, не то что каких-то серьёзных промахов. Россия сделала настолько грандиозную Олимпиаду, что еще до открытия вокруг нее стали возникать весьма несправедливые слухи.
Мне удалось пообщаться с коренными жителями Сочи, которые уверяли, что город просто преобразился к началу Игр: построены новые здания, развязки дорог, парки и скверы. Сочи стал новаторским городом высокого класса. Всего за несколько лет сочинцы получили ультрасовременный город, много новых мест работы и жилья. А страна обзавелась прекрасными горнолыжными комплексами, равными существующим в Европе. Более того, спортсмены, которые выступали на Олимпиаде в Ванкувере четыре года назад, утверждают что в Сочи все прошло на высочайшем уровне, царил настоящий олимпийский дух. А опытные волонтеры, побывавшие не на одних Играх, говорили, что условия проживания и работы для добровольцев были на порядок выше, чем на других олимпиадах. В целом хочется отметить, что атлеты были по-настоящему счастливы, получив шанс поучаствовать, не побоюсь этого слова, в самых высокопробных Олимпийских играх за всю историю зимних Олимпиад.
– Как вы считаете, православные священники и волонтеры должны быть причастны к такого рода мероприятиям, как Олимпийские Игры? Почему так важно присутствие Церкви там?
– На мой взгляд, присутствие Русской Православной Церкви на Олимпиаде просто обязательно. В одном из интервью по поводу Сочи-2014 Святейший Патриарх Кирилл назвал критику Игр на основании их языческого происхождения неправомерной, сказав замечательные слова: «В чем сила христианства? В том, что наша вера никогда не разрушала культуру, а напротив, наполняла ее новым духом». Поэтому я считаю, что Церковь должна идти рука об руку с Олимпийским движением, чтобы одухотворять и, в конечном итоге, полностью преобразить его в духе христианской культуры.
– Очевидцы рассказывали, что в эти дни в Сочи особенно чувствовалась атмосфера единства, всеобщего братства. Олимпиада по-настоящему объединила совершенно разных людей, все дружно болели за наших спортсменов и страну. Вам, волонтерам, удалось ощутить эту общую радость спортивного праздника?
– Обстановка в Сочи на самом деле была очень дружеской, даже семейной. Было полное ощущение, что ты – дома. Непередаваемые ощущения: радость, восхищение, поразительная близость к родной земле и своему народу. Что касается волонтеров, все были приблизительно в одной возрастной группе, с почти одинаковыми интересами. Поэтому мы жили и работали одной волонтерской семьей, дружиной, поддерживая и помогая друг другу. Также при общении со спортсменами не возникало никаких недоразумений, все проходило, что называется, как по маслу. Одним словом, было весьма благодатно! Это уникальный опыт, который останется в памяти каждого из нас, кто был на домашней Олимпиаде.
– А удалось побывать на церемониях открытия и закрытия Игр?
– Я не был на стадионе «Фишт» непосредственно, но вместе с другими волонтерами наблюдал эти торжества в прямом эфире. Особенно запомнилась церемония закрытия, которую большинство волонтеров из нашего городка собрались смотреть в столовой. Все были в восторге от грандиозности мероприятия, постоянно комментировали происходящее. Но как только играл гимн России, все умолкали и вставали. Нет, не подумайте, что такое количество людей стояло молча – почти все пели гимн! На церемонии закрытия гимн нашей необъятной Родины играл несколько раз, и волонтеры каждый раз его пели стоя. Хочу заметить, что с нами трудились не только русские, но и молдаване, украинцы, белорусы, волонтеры из стран Европы – и все стояли и пели. Это было удивительно! Вспоминается самый первый вечер в Сочи. Мы приехали в городок, заселились и отправились на ужин. Стоим вместе с Тихоном и Сергеем, студентами РПУ, знакомимся с другими ребятами. Время идет, мы уже минут двадцать ждем автобус. После нашей фразы, о том, что мы учимся в Российском православном университете, одна девушка решила, видимо, подшутить над нами и спросила: «А вас там учат молитвой вызывать автобус?» И стояло ей только сказать слово «автобус», как он уже открывал для нас двери. Конечно, все были удивлены, даже потрясены. Стечение обстоятельств или Промысл Божий это был – для всех нас осталось тайной, но, согласитесь, ситуация интересная вышла. Вообще, Олимпиада была похожа на Пятидесятницу: говорили на разных языках, но все понимали друг друга. Среди моих коллег-волонтеров были в основном студенты Московского государственного лингвистического университета, где изучают разные языки. В редкие свободные часы они все вместе усаживались и самостоятельно проходили пропущенные занятия. Выглядело это так: сидят рядом три человека, читая вслух тексты на арабском, французском и немецком языках. Не хватало только нас с украинским Кобзарем (улыбается).
– Домашняя Олимпиада стала золотой для России – достижения наших спортсменов вывели страну на первое место в итоговом командном зачете. Волонтеры делились между собой впечатлениями от Игр, радостью за российский спорт, силу могучего русского духа?
– И священники, и волонтеры, и зрители – все сообща поддерживали наших олимпийцев в достижении высоких результатов. И, конечно же, разделяли с ними радость побед и горечь поражений. В первые дни не было ясно, есть ли у России шансы на первое место в общем медальном зачете или хотя бы на попадание в почетную первую тройку. Но с первого же дня наши спортсмены выступали с максимальной отдачей, это было заметно и на стадионах, и в резидентской зоне до или уже после соревнований. Хотелось бы отметить, насколько важна была поддержка отечественных болельщиков! Телевидение не способно это передать, и на словах это рассказать невозможно. Это то, что осталось навсегда на олимпийских объектах – здоровый патриотизм, настоящий русский дух, которые наполняли Сочи в эти дни. Конечно, это позитивно сказывалось на настроении олимпийцев и на результатах спортивной борьбы. Ну, и безусловно, очень помогли молитвенные комнаты. У некоторых атлетов стало доброй традицией перед соревнованием зайти и поговорить со священником. Очень часто заходили с ощутимым напряжением, а выходили уже бодрыми духом и со светлыми глазами. И со стадиона возвращались чемпионами, либо призерами.
– Богдан, вы родом из Украины, граждане которой сейчас переживают нестроения, тяжелые времена. Как вам показалось, произошло на Олимпиаде, призванной объединять людей и нести в мир благо и добро, эта интеграция? И какова в этом роль христианской веры и Русской Православной Церкви?
– Мы живем во времена, когда народы разделены весьма условными рамками и границами. И здесь неким объединяющим фактором служит вера. Всегда найдется общий язык между разными людьми, если только в их сердцах живет Христос. И это было особенно ощутимо и понятно на Олимпийских играх. Я не заметил никаких конфликтов, тем более на политической почве между представителями сборных России, Украины, Польши, Белоруссии, Болгарии. А все потому, что когда веришь, то не замечаешь всех этих незначительных разделяющих условностей по отношению к своему собрату во Христе. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, задача Церкви состоит в обновлении смысла Олимпиады, наполнении ее христианским духом. Для всех нас примером должен быть святитель Петр, первый митрополит Московский и всея Руси, основатель Высоко-Петровской обители. Он родился, вырос и долгое время жил на Волыни, сегодня это – западная часть Украины. После своего избрания на престол святитель перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Таким образом, украинец, выходец из западной Украины стал Предстоятелем всей Русской Церкви, находясь при этом в Москве. Святитель Петр поистине соединяет два братских народа через века.