Священные времена и суббота

Фрагмент новой книги «Закон Божий»

До революции в начальных и средних учебных заведениях обязательным предметом был Закон Божий. Теперь времена изменились, но люди стремятся самостоятельно или в воскресных школах изучить эту важнейшую дисциплину, помогающую прикоснуться к Священному Писанию и Преданию Церкви.

Получили широкую известность издания пособия по Закону Божию, подготовленные протоиереями Серафимом Слободским, Александром Введенским, Максимом Козловым. Перед Вами, дорогой читатель, совершенно новая книга. Авторы ее — представители двух поколений священнической династии Гумеровых: отец — насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов и его сыновья — иереи Александр и Павел. Авторы надеются, что их книга поможет читателям войти в мир Православия, пробудит интерес к изучению основ христианской веры.

Иеромонах Иов (Гумеров), священник Павел Гумеров, священник Александр Гумеров. Закон Божий. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 584 с.: ил. Иеромонах Иов (Гумеров), священник Павел Гумеров, священник Александр Гумеров. Закон Божий. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 584 с.: ил.
    

Предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru фрагмент главы «Религия в жизни избранного народа», посвященный священным временам и субботе.

Священные времена (праздники)

У древних евреев были дни будней и священные времена (праздники). Кроме ежедневного общественного богослужения у израильского народа были особые дни священных собраний, установленные в воспоминание великих благодеяний Божьих.

По духовному значению праздники имели отношение к прошедшему, будущему и настоящему избранного народа.

1.Отношение к прошедшему. Праздники не только были воспоминаниями священных событий, но и благодарственным прославлением великих милостей Божьих. Творец вспоминался каждую субботу (Исх 20, 11). Избавителя от египетского плена благодарили сыны Израиля в праздник Пасхи. Праздник Кущей напоминал о странствии в пустыне, о времени, когда Израиль был обручен Господу (заключен завет). Во дни праздника Пятидесятницы приносилось Богу благодарение за данное Им народу Синайское законодательство.

2. Праздники изображали полноту благодати и блаженства в будущем. Благодеяния в прошлом составляли для народа залог будущего, давали надежду конечного спасения. Так воспоминание об исходе возвещает новый Исход: придет день, когда Израиль будет освобожден окончательно. «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис 55, 12-13).

3.Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость по представлениям благочестивых людей могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. «Израиль! о если бы ты послушал Меня» — сказано псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9)

В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов.

Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» — говорит Господь. (Амос 5, 21-22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла.

По периодичности праздники делились на еженедельные, ежемесячные, ежегодные и не ежегодные (имели период в несколько лет). По значимости праздники были великие (всенародные) и малые (не всенародные). По началу установления: древние и поздние.

Суббота

Седьмой день творения Седьмой день творения
    

Еженедельным праздником в Церкви была суббота. Ее называли «царицей праздников». Славянское слово суббота восходит к еврейскому «шаббат» (покой).

Суббота древнее других праздников. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил» (Быт 2, 3). О том, что суббота была установлена прежде, чем была дана четвертая заповедь Синайского закона («Помни день субботний, чтобы святить его», Исх 20, 8.) свидетельствует Священное Писание. Еще до Синайского законодательства иудеи в пустыне Син, не дойдя еще до Синая, соблюдали субботу: «[Моисей] сказал им: «вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх 16, 23).

Суббота была установлена не только в воспоминание и празднование седьмого дня после шести дней творения. Благословение седьмого дня соединилось с воспоминаниями избавления силой Божией евреев из египетского плена. Моисей говорит: «помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор 5, 15).

В силу особого значения субботы в жизни евреев слово «суббота» в Ветхом Завете иногда означает праздник вообще, то есть день покоя от всяких житейских дел (Лев 16, 31). Иногда суббота означала всю седмицу, как у христиан слово неделя относится не только к воскресению, но и ко всей седмице (Ин 20, 19).

В субботу все иудеи должны были пребывать в покое. Это распространялось и на скот. В субботу евреи должны были прекращать все ежедневные домашние труды, приостановка которых не влекла за собой никакого ущерба. Поэтому запрещались в субботу:

а) Готовить пищи (Исх 16, 23), разводить огонь в жилищах (Исх 25, 3).

б) Работать вне дома: сеять, проводить жатву, носить тяжести и совершать другие труды: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы» (Исх 34, 21). Пророк Иеремия увещевает евреев: «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим» (Иер 17, 21-22).

в) Вести торговлю.

г) Путешествовать (Исх 16, 29; Мф 24, 10), исключая те, целью которых было благочестие. Муж в Сонаме, где пребывал святой пророк Елисей, говорит жене: «зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота» (4 Цар 4, 23). Впрочем, был путь, который назывался субботний. В Деяниях апостолов читаем: «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян 1, 12). Путь этот был не более двух тысяч четырехсот шагов. Мера эта определена не законом, который предписывал пребывать в субботу дома (Исх 16, 29), а раввинами. Считалось, что на таком расстоянии отстояла крайняя куща от скинии Моисеевой в стане Израильтян во время пребывания в пустыне.

д) Вести дела, связанные с гражданской службой. Не разрешалась даже защита против нападения неприятелей. При Маккавеях, когда враги, пользуясь субботним покоем иудеев, убили у них до 1000 беззащитных. После этого евреи умерили строгость закона: «И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах» (1 Макк 2, 41).

е) Любые дела, которые могли помешать молитве и действию слова Божия на душу, а именно: игры, пляски, забавы, увеселения и все чувственные удовольствия. «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый Мой день, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе» (Исх 58, 13-14).

По духу закона, дозволялись иудеям дела крайней необходимости, которые без ущерба не могли быть отменены: поить животных (Лк 13, 15), извлекать их из ямы (Мф 12, 11), поднимать упавших от усталости, утоления и голода. Разрешалось тушение пожара.

В субботу приготовляемы были и полагаемы на жертвенник предложения новые двенадцать хлебов и новый фимиам для курения. Ежедневная жертва удваивалась: вместо одного агнца приносились в жертву два во всесожжение (Числ 28, 9).

Евреи считали, что и души людей, отошедших от телесной жизни, участвуют в священном покое субботы, наслаждаясь прохладою в этот день.

Господь обещает особую радость и благословление всем соблюдающим субботу (Исх 58, 13). Против нарушения субботы горячо восставали пророки (Иер 17, 21 и дал.; Иер 20, 12 и дал.). Во второй книге Паралипоменон (36, 21) указывается, что Бог в продолжение семидесятилетнего вавилонского плена дал земле отдых за субботы и субботние годы, которые народ не дал ей. Предсказано это было святым пророком Моисеем: «Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; Когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит за субботы свои» (Лев 26, 34).

В субботу все должны были радоваться, запрещалось пребывание в скорби. Даже траур прерывался.

Постепенно, по мере нарастания в религиозной жизни Израиля формального, обрядового начала, празднование субботы стало отягощаться множеством регламентаций. Запрещалось даже делать добро в субботу. В глазах законников исцеленный Иисусом расслабленный нарушил субботу, потому что понес одр свой, на котором лежал (Ин 5, 9—10).

Но чем больше становилось запретов, тем изощреннее представители позднего раввинизма находили способы обходить их. Не считалась нарушением субботнего покоя работа одной рукой. В субботний день человек был ограничен в передвижениях. Но если в конце субботнего пути была спрятана еда, то, совершив трапезу, можно было пройти столько же. Запрещена была верховая езда, но если на осла положить мехи с водой, то препятствия к путешествию не было, так как считалось, что человек совершал поездку «на воде».

Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2,27).

Своею крестною смертью и воскресением Иисус Христос отменил обрядовую субботу закона. «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питиё, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это тень будущего, а тело – во Христе» (Кол 2, 16).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Володимир Довжик24 марта 2017, 08:45
Спаси Бог авторов, за такой труд
тамара 6 августа 2015, 21:51
Божией помощи вам в этом Богоугодном деле. Спаси вас и сохрани.
Михаил28 июня 2014, 16:59
Бога Отца нельзя изображать в виде старца. Распространенные изображения Троицы в виде старца Отца, Христа и голубя (Новозаветная Троица, или Отечество) противоречат догмату 7 Вселенского собора и осуждены Большим Московским Собором 1666-1667 годов.
olga shinavska26 марта 2014, 22:59
na zivix primerax evrejskogo naroda xorosho-bi nauchitґca kak ne nuzno delatґ. spasi Bog.
Кира26 марта 2014, 16:13
Здравствуйте! Спасибо за правильные слова, всегда хорошо напомнить о важном. Читая статью, вспоминаешь учения из ветхого завета и они трогают душу. Замечатель то, что отсутствует даже намек на обвинение или упрек в адрес читателя. Желаю всем авторам продуктивной работы! Спасибо!
ТаняСем25 марта 2014, 14:58
Очень хочется прочитать эти труды при их издании!И хотелось бы узнать про "день седьмой" у православных,получается,что это воскресенье?И я не особенно поняла,что можно делать,а чего нельзя в этот день,или также-это "день покоя от всяких житейских дел"?Прости меня,Господи,неразумную!!!А авторам-низкий поклон!
Валентина Чарыева25 марта 2014, 09:55
спаси вас ГОСПОДИ за ТАКОЙ ТРУД ! так все доступно просто изложено для мирянина. хотелось бы приобрести ТАКУЮ КНИГУ СВЯТУЮ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×