Истоки
Монашество, как и само христианство, зародилось на Востоке. Оно быстро распространилось от преподобного Антония Великого в Египте на Восток: в Палестину, Сирию, а оттуда – в Армению и Месопотамию, а также на Запад – в Италию, Галлию и далее к западным островам. Кто же были те люди, которые принесли монашество на Запад?
В 336–337 годах египтянин святитель Афанасий Великий был отправлен в изгнание в Трир, ныне находящийся на территории Германии. Там он, возможно, и написал житие Антония Великого по просьбе западных монахов, которым он посвятил свой труд. В любом случае, версия этого жития была переведена на латынь около 380 года и оказала влияние на развитие монашеской жизни на Западе. Немаловажно, что житие было прочитано позднее и на шотландском острове Айона – недаром преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский изображены на нескольких ирландских «высоких крестах».
Примерно в то же время святой Мартин Турский (ок. 315 – 397) основал первый монастырь в Галлии недалеко от Пуатье, а позднее – ряд других обителей, и прежде всего в Мармутье («монастырь Мартина») рядом с Туром. Один из учеников святого Мартина – святой Виктриций, епископ Руанский, – посещал Британию около 396 года. В Руане в конце IV века уже был монастырь, и святой Виктриций, возможно, заимствовал устав для своих монахов из Трира. Есть большие основания верить тому, что римо-британец святитель Ниниан (ок. 360 – 432) основал монашескую общину на острове Уитхорн бывшего шотландского графства Уигтауншир (ныне графство Дамфрис и Галлоуэй) в 394 году, а также другие обители, по примеру монастырей святого Мартина.
Часовня святого Ниниана в бухте на острове Уитхорн XIV в. В нынешнее время восстановлена и обнаружены фундаменты XII в. - служила пристанищем для морских паломников притекавших к мощам святого Ниниана
Современник преподобного Иоанна Кассиана святой Гонорат (ок. 350 – 429) основал монастырь на одном из крупнейших Леринских островов (сегодня он носит название Сент-Онора – в честь святого), близ города Канны на юге нынешней Франции. Здесь он и поселился около 410 года, после паломничества в Рим и Грецию. Там также стал монахом святитель Луп Труаский, которому предстояло в 429 году вместе со святым Германом Оксеррским совершить поездку в Британию. Святой Герман находился под немалым влиянием галльского монашества. Вполне вероятно, что некоторое время в Леринском монастыре прожил и святой Патрик, будущий апостол ирландцев.
Святой Патрик основал несколько монашеских общин в Ирландии во второй половине V века. Затем наступила эпоха формирования похожих монастырей в Уэльсе и Корнуолле. Позднее, в 563 году, преподобный Колумба (ок. 521 – 597) и его ученики из Ирландии высадились на острове Айона и принесли ирландское монашество в Шотландию.
Старая ирландская литания святых упоминает семь египетских монахов, погребенных в «Dysert Ulaidh» на западном побережье Ирландии. В житии святителя Иоанна Милостивого мы читаем об одном аристократе из Александрии, который около 600 года совершил путешествие в Британию. Есть даже такое предположение, что ирландские кельтские «колесовидные» кресты берут свое начало из Египта.
Практики
Каменная лестница ведущая на вершину обрыва, на котором расположен монастырь на острове Скеллиг Майкл
По сей день такие кельи и часовни можно видеть на острове Скеллиг-Майкл на юго-западе от побережья Ирландии. Группы таких келий, которые были обнесены стенами или укреплениями, сохранились на ряде островов к западу от Ирландии, а также в шотландском районе Хайленд и на островах Шотландии. Все они позволяют нам хотя бы частично понять жизнь древних ирландских монахов. На острове Айона игумен жил в отдельном домике на небольшом холме. Кроме келий монахов, монашеский город также включал одну или несколько часовен – очень скромных как по своей конструкции, так и по размерам, – кухню, трапезную, дома для паломников и мастерские. Монастыри были окружены валом и рвом для защиты от нападений. В целом обители весьма напоминали монашеские колонии в пустынях Египта.
Но всё же ирландские монахи, жившие во всех странах северо-западной Европы, считали уединенную жизнь анахоретов более совершенной, нежели в общежительных монастырях, поэтому они всегда старались удаляться в пустынные места. С другой стороны, иногда монахи, прожившие некоторое время пустынниками, возвращались к братьям своей обители. Но немало было именно таких ирландских аскетов, которые начинали свою иноческую жизнь отшельниками и подвизались так всю жизнь, никогда не становясь членами монашеской общины.
Кельи-ульи на острове Скеллиг Майкл
Ирландцы, как и подвижники Египта, Палестины и Сирии, всегда делали особый акцент на умерщвление плоти. Количество и качество еды сокращалось до минимума. Время сна тоже ограничивалось. В маленьких часовнях пелись или читались длинные службы. Аскетические практики включали посты, бдения, предание себя в руки стихий (особенно молитва в холодной воде), нагота, ношение вериг и других орудий особых епитимий – всё то, что особенно любили отшельники Нитрийской и других пустынь Египта. Хотя кельтское монашество было в основном общежительное (по примеру монастырей святого Пахомия), в своей внешней форме, отражавшей его живой дух, оно было в значительной степени анахоретским.
Кельи-ульи на острове Скеллиг Майкл
Как и в Ирландии, в монашеских поселениях Бретани, Уэльса и Шотландии практиковались следующие формы молитвы: чтение псалмов с внешними формами поклонения и покаяния – земными поклонами, коленопреклонениями, стоянием с разведенными в сторону руками в виде креста («крестные бдения»). Похожим на епитимии, которые возлагали сами на себя пустынники Египта и Палестины, было стояние в море, источнике или пруду на протяжении нескольких часов с чтением Псалтири или других молитв (яркие примеры можно увидеть в житиях святителя Давида Валлийского и англичанина святителя Кутберта Линдисфарнского). Что же касается земных поклонов, в тексте VIII века – уставе монашеского движения кульдов[1] – говорится, что братьям полагалось делать не более 200 земных поклонов в день. Однако есть свидетельство, что один подвижник-анахорет из Клонарда (Ирландия), муж великой добродетели, совершал 700 земных поклонов в день.
Пища ирландских и других кельтских подвижников-монахов состояла из овощей, хлеба, яиц и иногда рыбы. Пили только молоко или воду. Усердные в аскетической жизни могли полностью воздерживаться от еды несколько дней. В холодном сыром климате Ирландии такое измождение плоти требовало героического терпения.
Тем отшельникам и анахоретам, которые предпочитали жить поодиночке на островках или в пещерах материковой части страны, приходилось довольствоваться еще более скудной пищей, чем в братских общинах монастырей. Пост тоже был одной из важнейших составляющих аскезы. Так, в уставе Кормака Мак-Киолионайна (ок. 900) сказано, что монашествующим следует воздерживаться от употребления мяса и вина. Из житий многих кельтских святых, например Самсона Дольского и Колумбы Айонского, мы узнаем, что они стяжали непрестанную молитву и во время молитвы преображались и вокруг них сиял Божественный свет.
Параллели можно увидеть и в других практиках. Так, некоторые ирландские духовные отцы наставляли не только монахов, но и мирян. «Другом души» («anamchara») назывался наставник, помогавший во всех трудностях духовной жизни, а «мудрый друг души» был тот, кто стяжал смирение. Эти духовные руководители использовали пенитенциарии, устанавливавшие норму наказаний (епитимий) за те или иные грехи.
святитель Энгус Кульд, епископ Клоненахский
Однако, к сожалению, после Маргариты, вышедшей замуж за короля Малкольма III в 1068–1069 годы, монашеская жизнь в православной ее традиции иссякла, и на ее место пришел римо-католицизм, насильно введенный норманнами.
Во всех кельтских странах сохранились географические названия, напоминающие нам о бесчисленном количестве этих отшельников и странствующих святых. Полулегендарные жития этих святых были записаны гораздо позднее римо-католическими хронистами – обычно за основу брались подлинные события жизни угодников, хотя зачастую это невозможно установить.
В Европе
Ирландские и другие кельтские подвижники поддерживали тесные контакты с Церковью континентальной Европы – особенно с Церковью родственной им Арморики (позднее названной Бретанью), с Галлией, а также северной Испанией. Здесь начиная с VI века существовало поселение переселенцев-бриттов, подобное поселениям в Бретани, со своими епископами и церквями. До наших дней сохранились некоторые географические названия, напоминающие об их присутствии на этой земле.
Во времена блаженного Иеронима бритты также путешествовали к святыням Палестины, а некоторые даже посещали отцов-пустынников в Египте. От блаженного Феодорита Киррского (V в.) мы узнаем, что «бритты» стекались к месту духовного подвига преподобного Симеона Столпника. Дух отшельников и анахоретов египетских пустынь сохранился среди ирландских монахов и был перенесен ими из Ирландии в Галлию, Швейцарию и Италию в течение VI и VII столетий – в основном самими ирландцами.
Преподобный Колумбан
В скором времени другой монастырь был построен в Люксее – на руинах римской крепости. (Примечательно, что один из духовных преемников святого Колумбана и его учеников – святитель Феликс Бургундец – позднее основал обитель тоже на руинах римской крепости в Восточной Англии.) Монахи – ученики святого Колумбана – жили по очень строгому монашескому правилу, что посрамляло монахов местных франкских общин, придерживавшихся менее строгого устава. Всю жизнь стремившийся к полному уединению, игумен Колумбан взял лишь одного из своих монахов, по имени Галл, в Швейцарию, а оттуда – в Форарльберг в нынешней Австрии. Здесь, на восточном берегу Констанцского (ныне Боденского) озера, они построили несколько хижин и часовню.
Затем Колумбан проследовал пешком через Альпы в Италию, где основал монастырь в Боббио. Независимо от того, где он был, этот типичный кельтский монах имел такое рвение к уединенной жизни, что даже часто уходил и из маленьких монашеских поселений, когда в их жизни нарушался покой. Всё это напоминало жизнь египетских монахов, убегавших вглубь пустынь из Нитрии, надеясь найти полное уединение в далеких Келлии, Ските или на горе Клаймакс. Колумбан желал быть совершенно один даже на смертном одре. Он оставил своих братьев в Боббио и удалился в горную пещеру, где и преставился в 615 году[2].
Как видим, монашеский идеал и практика духовной жизни достигли Британских островов через Галльскую Церковь, путешествовавших через Восток паломников, духовную литературу (житие Антония Великого и творения Иоанна Кассиана, к примеру), а также, возможно, через пилигримов, странствовавших с Востока на Запад, таких как семь египетских монахов, похороненных в Ирландии.




