Первая неделя Великого поста называется Торжеством Православия. Если абстрагироваться от исторического смысла этого праздника, посвященного победе над иконоборческой ересью, то никакого особенного торжества Православия в нашей жизни не видно. Всюду — и на личном, и на государственном уровне — нужно ежечасно и ежесекундно бороться с грехами и пороками. И везде эта борьба ведется лишь с переменным успехом: мы не можем сказать, что там-то и там-то эта борьба выиграна окончательно и бесповоротно, и можно о такой-то своей беде или таком-то общественном пороке забыть. И тем не менее этот воскресный день должен восприниматься именно как торжество Православия. О том, как прочувствовать этот праздник и какой смысл в него вложить порталу Православие.ру рассказали священники Русской Православной Церкви протоиерей Игорь Белов, иерей Фома Диц и игумен Лука (Степанов).
«Только находясь в Церкви
Христовой,
можно говорить о преодолении греха и
порока»
— Торжество Православия — это не преодоление греха или порока. Торжество Православия — это победа нашей апостольской, святоотеческой веры, победа истины Христовой над еретической диавольской ложью, победа Православной Церкви Христовой. Нельзя сводить Православие только лишь к нравственности. Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что «целомудрие еретика хуже всякого распутства». Православие — это истинная вера. А Церковь Православная — единственная ее хранительница. Вот наша победа!
И только находясь в Церкви Христовой, можно говорить о преодолении греха и порока. Потому что только в Церкви Христовой преподаются благодатные Таинства, необходимые для усвоения лично себе каждым христианином искупительных заслуг Христа для благодатного соработничества с Богом в деле нашего спасения.
***
«В день торжества Православия Церковь
празднует то,
что Господь сподобил ее очиститься от
ересей»
— Триумф, победа, праздник — этими понятиями переводится слово «торжество» на европейские языки, и все они составляют общее понятие слова торжества. Победу Церковь одерживает над врагами не из плоти и крови, а над духовными врагами. Враг человеческий подталкивает отдельных членов Церкви к введению чуждых учений, опирающихся на личные убеждения и мнимые вдохновения свыше. Суть победы лежала и лежит всегда в том, что Церковь распознает и отвергает возникающие в ее недрах лжехристианские учения. Церковь вновь и вновь открывает истину, что, собственно, заповедано ей Господом: «…и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Но это стояние за истину стоит многого. Оно приносит с собой времена долгих преследований православных. Примером может служить борьба с арианством и иконоборчеством, которая потребовала от отдельных подвижников подлинной жертвенности.
Чин анафемы в день Торжества Православия хорошо показывает его смысл. В этот день Церковь празднует то, что Господь сподобил ее очиститься от ересей. Господь испытывает нашу совесть для того, чтобы мы могли различить, что является истинным христианством, а что ересью. Чин заключается не в получении удовлетворения от уничтожения инакомыслящих или ликования о том, что православные численно преобладают в наших многонациональных обществах. Подобные представления мотивированы, скорее всего, мирскими и политическими убеждениями людей, стремящихся к власти или склонных к национализму, который видит свой идеал в этнической чистоте.
Многим понятие «ересь» представляется слишком резким, поэтому в настоящее время хотят от него отказаться, потому что само это слово становится непонятным и пугающим для современных верующих. При этом чин праздника ясен: анафематствования отлучают лжеучителей от Церкви и разоблачают лжеучения как ересь, чтобы предостеречь христиан от того, что апостол Павел пишет во втором послании к Коринфянам: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор 2:17). В любой ереси слово Божие поверяется человеческим разумом, изобилует вольными измышлениями и выдумками с определенной целью — воспитывать человека в русле определенной идеологии. Когда еретическое учение укореняется и становится частью предания определенной христианской общины, то слово Божие уже не обладает в ней целительной силой и становится причиной духовной болезни. Все христианские конфессии вне Православия — от католицизма и протестантизма до бесчисленных отколовшихся от него сектантских деноминаций — приспосабливали отчасти слово Божие к своим учениям.
В нашем современном мире ереси не исчезли. Два современных православных святых, преподобный Иустин Попович (+1979) и преподобный Гавриил Тбилисский (+1995) не стеснялись применять понятие ересь к современному экуменизму. Оба характеризировали его как «сверхересь», т.е. как ересь, считающую различия между Православием, католичеством и протестантизмом несущественными или даже не существующими. Их слова нам, православным, заданы для приобретения церковного мышления.
***
«Торжество Православия — не победа на выборах одной из политических партий»
— Торжество Православия не в том состоит, чтобы все люди его приняли и соблюдали, а в том, что «малое стадо» верно хранит апостольское предание, и Дух Святой свидетельствует о его присутствии в Православной Церкви! Наивно полагать, что торжество Православия должно быть подобно победе на выборах одной из политических партий или ликованию акционеров по поводу получения их корпорацией самой крупной прибыли! Даже в меньшинстве, даже в гонениях и скорбях мы возвещаем миру победу, победившую мир — веру нашу, принятию от святых отцов и сохраненную для грядущих христианских поколений. Эта вера укрепляет нас прежде всего стать победителями на поле брани своего сердца, а потом дает возможность послужить обращению и утверждению в ней, тех, кто еще захочет приложиться к числу спасающихся.
А вспомните, как после смерти Соломона стал царем Иеровоам. Он тоже был помазан и избран Богом, однако же расколол страну.
Неужто у народа грехов маловато, наказывать не за что?
А вообще данный пункт из анафематизмов давно убран, насколько я знаю.
Я не батюшка, но все понимаю просто: Бог благодатью действует на человека, а человек эту благодать использует как на добро, так и на зло, потому что имеет свободу выбора.
Отсюда, понятно, что цари могут быть, по-человечески, какими угодно душегубцами, но при этом поставляются они Благодатью Божией(впрочем, как и все в мире содержится Его благодатью). Ясно вам? Все дело в синергии! Поздравляю вас с Торжеством Православия!
Спаси Господи!
Владимиру: посмотрите, что говорил об этом святой Филипп и к чему призывал он свою паству. К бунту ли? Или оправдывал он царя Ивана?
Прошу, батюшки, объясните.