В канун Великого поста журнал "Благословенный Кавказ" взял интервью у архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Главной темой беседы стало прощение.
— Владыка, прощение — слово близкое для православного человека. Но когда доходит до дела, мы порой встаем перед вопросом: как простить?
— Простить, значит выпрямить, сделать простым и прямым. К обидчику ты должен теперь двигаться не по какой-то кривой, обходя его дом, обходя его жизнь, обходя его имя, а ты должен двигаться совершенно прямо.
Господь говорит нам, что наше прощение — это залог того, что и мы будем прощены, что прямой путь, который мы прокладываем через прощение, это путь к Богу, потому что именно этим путем Бог приходит к тебе.
Бог всегда приходит путем прямым. Если ты свою жизнь усложняешь вот этими кривизнами, зигзагами, всякими "но", "если", "конечно да, но все же", то таким долгим путем Бог не дойдет до тебя. Прямо говорит Иоанн Креститель: "прямыми сделайте стези Ему" (Мк. 1, 3). Прямой путь для Бога это как раз и есть выпрямление пути моей собственной жизни по отношению к другому человеку. Когда ты это понимаешь, тогда ты знаешь, что значит простить.
Это значит, не выкинуть это имя, не забыть его, как некоторые говорят: "прости его, забудь", нет, не выкинуть, не забыть, не переступить, не обращать внимания, все это не правильно, все это совершенно не верно, потому что ты не простишь тогда никогда, это значит идти сквозь, прямо, в том числе через этого человека, через это обстоятельство, и когда ты будешь идти сквозь, прямо ты должен понять, чтобы пройти дальше ты должен действительно, что называется уметь не предъявлять никаких претензий, ты должен простить, то есть ты должен не искать ничего для себя, кроме того что продолжить свой жизненный путь.
— Почему это так сложно? Ведь мы переживаем множество всяких несчастий в жизни, мелких, крупных, мы даже со смертью ближнего, в конце концов, миримся. А вот вдруг, какая-то обида, которая, по сути, немного стоит, это не вопрос жизни и смерти, но она годами ест людей, судьбы калечит. Тяжело и тому, кто обиделся, и тому, кто обидел тяжело, всем плохо.
— Кому удобнее в лабиринтах находится? Тому, кто прячется. Простить не может человек, чья жизнь стала лабиринтом, в котором он сам прячется. Вот, посмотрите на земную жизнь Христа Спасителя Христа. Посмотрите на встречу Иуды и Христа в Гефсимании, когда Христос говорит ему: "С чем ты пришел?". Он даже в том момент предательства Иуды, видя его душу, и видя этот карман, наполненный продажным серебром, продолжает называть его своим другом. "Друг, для чего ты пришел?" (Мф. 26, 50) Что ты желаешь? С чем ты пришел?" Он продолжает на него смотреть совершенно прямо, не прячась в какие-лабиринты, потому что вся жизнь Его такова. Иуду это однако не останавливает от предательства, но с другой стороны, мы знаем, что совесть Иуды переполняется настолько, что он потом идет, бросает эти сребреники, кончает жизнь самоубийством.
Но как он не поверил любви Божьей, как он не поверил, что Бог его называл другом. Почему не поверил? Да потому что жил в этих лабиринтах, и не мог себя назвать другом, он идет и вешается, он окончательно отдает свою бессмертную душу в руки дьявола.
Самый короткий верный путь к Богу, это прямой путь, и дьявол знает это, и внушает нам такую мысль, что непрощение другого человека может быть даже неким знаком чести, когда человек даже с гордость говорит: я никогда ему этого не прощу, никогда ей этого не забуду. И кому-то кажется: как правильно, как решительно, как справедливо отношение.
На самом деле, когда общаешься с таким человеком напрямую, понимаешь, что это мнимая добродетель, которую дьявол внушает человеку, чтобы как раз и загнать в лабиринт, избежать прямого пути. Так прикрываются грехи, прикрываются ошибки и проступки.
— Не секрет, что сложнее всего простить близкого, родного человека. Отчего так?
— Потому, что дьявол знает, что если человек останется один, его легко тогда побороть, и он все делает, чтобы человек потерял тех, кто рядом с ним находится. Как это можно сделать? Ложью, обманом, подозрительностью, обидой, которая рождается не из чего. Бывает из пустяка какая-то ерунда, какая-то глупая неудачная шутка, а выливается это все в страшную трагедию. Потому что до этой шутки, до вот этой маленькой глупости было много несправедливости, лжи которую ты в себе сохранил. Где-то о ком-то я что-то услышал, кто-то где-то что-то там шепнул…
Сколько в моей жизни людей, с которыми я сейчас общаюсь, но внутренне у меня уже на полочках там наложено всего, уже порох практически готов, уже снаряд забит этим порохом, еще чуть-чуть и все. Остальное — дело техники, дьявол в этой технике силен. Маленькая пощечина, маленькое обидное слово, какой-то косой взгляд, и началась, непримиримая война, битва не понятная ради чего. И самое главное, что в этой битве никогда не бывает победителей, потому что те, кто борются друг с другом из-за ненависти, и невозможности простить друг друга, это уже оба побежденные.
— А как быть, когда таким полем битвы мы делаем сами себя: не идеален, несовершенен, не достаточно успешен, никому не нужен, не такая работа, не такая семья. Себя как простить?
— Здесь все просто: другим прощаю все, себе ничего. Только нужно понимать, что значит это "не простить себе ничего". Самоедство — это грех, когда ты в этом самоедстве упражняешься бесконечно. Это грех, который приводит к унынию. А уныние — это страшнейший порок, который открывает двери аду. Через уныние человек практически переступает порог ада, и тогда начинается в человеке страшное.
Одно дело самоедство, которое не приносит никакого плода, и является греховным, а другое дело — самоукорение. Что значит самоукорение? Это раскаяние в том, что ты сделал сам. Но результат самоукорения и раскаяния заключается в том, что я верю, что Господь меня простил. Покаяние, раскаяние и самоукорение, это, прежде всего доверие Богу в том, что Господь оставил мне это. И когда я покаялся в своем личном грехе, это означает, что его больше во мне нет, покуда, не дай Бог, я опять не вернулся к нему, как говорит пророк: "Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою" (Притч. 26, 11).
— Какое место исповедь может занимать в жизни мало верующего человека, то есть человека, который недостаточно дисциплинирован, не всегда выполняет все, будет ли исповедь для него уместна?
— Независимо от того, как строго ты выполняешь назначения своего врача, нельзя вообще забыть дорогу в его кабинет. Все равно, ты должен знать туда дорогу, чтобы не допустить со своим здоровьем беды по своей же собственной вине.
Духовная жизнь, так же как и тело, нуждается в постоянной заботе. Бывает, работы много, и ты практически не обедаешь, почти не отдыхаешь, поздно ложишься, очень рано встаешь. И в какой-то момент понимаешь, что телу просто нужно отдохнуть, потому что дальше ты потеряешь свое здоровье. То же самое бывает в духовной жизни. В нас бывает запас, которого хватает на какое-то время, но в какой-то момент душа начинает просто задыхаться. Если ей в этом момент не преподать Таинства Покаяния, Таинства Святого Причащения, душа начинает так мучиться и искажаться в человеке, что человек теряет самое главное, это мотивацию в жизни.
Вроде бы, все есть, все хорошо, а нет радости в жизни. Это самый первый признак, самый первый симптом начавшейся тяжелой болезни собственной души. Поэтому, даже для тех людей, которые для себя пока еще правило духовной жизни упрощают, до минимума, даже для таковых людей очень важно понимать, что без духовной пищи, без вот этого общения, невозможно по-настоящему быть счастливым. Счастливым человека делают не какие-то блага, не какие-то подарки, не какие-то там материальные вещи. Счастливым человека делает простое общение, когда твоя любовь, твоя забота к тебе возвращается через других людей.
В духовной жизни, как и в физической жизни важно постоянство и некоторая тренировка. Если тело прекратить понуждать, в том числе к физическим упражнениям, оно очень быстро слабеет, начинает дряхлеть, и, в конце концов, это приводит к не совсем приятным последствиям. То же относится и к духовной жизни. Время постов, — это упражнение духовное, это такие хорошие духовные нагрузки, для того чтобы вернуть себе духовный тонус, духовное здоровье.
— Как раз перед постом, сильнее ощущается и свое несовершенство и послабления, которые сам себе делаешь, есть какая-нибудь рекомендация, как же себя заставить, где взять силы преодолеть зависимость?
— Всякая зависимость делает человека рабом, человек зависимый неспособен на смелые поступки. Его всегда можно подкупить, с ним, с его совестью, всегда можно договориться. Поэтому пост очень важен, как борьба со своими зависимостями, со своей обыденностью. С тем, что утро начинается с привычного завтрака "не глядя", вечер заканчивается телевизором, интернетом. Как это бывает, пришел, перекусил, открыл сайт, взглянул, а там уже три часа твоей жизни прошло... А ведь эти три часа ты мог посвятить своему ребенку, супруге, да просто посмотреть на природу порадоваться красоте.
Пост побуждает нас, в том числе и через, правило, почувствовать настоящую жизнь. Нужно делать не то, что ты привык, а то, что нужно для спасения, и доверять тому, кто знает как надо. Оказавшись на самолете в сложной аварийной ситуации, вы вряд ли станете пить кофе, наслаждаться деликатесами, переживать как вы выглядите. Вы легко откажетесь от всего лишнего, даже от того, что казалось ценным, и будете делать все, чтобы спастись и спасти других. Будете внимательно слушать, выполнять безоговорочно то, что вам скажет командир.
— В сегодняшних условиях, найти духовника, это хороший способ справиться со своей слабостью или это еще одно лукавство, попытка свалить ответственность на другого.
— Духовник, — это тот, кому можно открыть совесть и душу, откровенно рассуждать о своей жизни, чтобы получить лекарство для исцеления. Это тот, кому ты по настоящему можешь довериться, но довериться не в выборе за тебя твоих поступков, а в своем суждении о жизни, о намерение.
Духовник не дает готовые лекарства от боли, как провизор в аптеке. Настоящий духовник начинает вместе с тобой искать ответы, причину этой болезни, вместе с тобой выкарабкиваться из обстоятельств твоей жизни. И вместе с тобой принимает лекарства: вместе с тобой молится, постится, причащается. Он твой путеводитель, твой поводырь. Но ты не сидишь у него на плечах, ты только опираешься, едва касаясь, чтобы не потерять своей дороги.
— Есть сегодня и такая тенденция: пост — сложно, причастие — непонятно, молитвы — не современно, я вот лучше отнесу нуждающимся одежду, денег дам на хорошее дело и на душе легко. И ведь, правда, сегодня делают люди много хорошего...
— Душа по своей природе христианка. Рано или поздно мы понимаем, что без добродетели невозможно жить. Душа требует. Хочется сделать что-то доброе, пусть единожды, пусть неясный еще мотив, но тяга эта не преодолимая.
Лукавый, искушенный, живущий опытом греха человек, иногда, начинает договариваться со своей совестью: я тебе вот это, ты мне это. Ему кажется, что можно приобрести таким путем что-то важное, это, конечно же, не так. Нужно развивать это чувство, укреплять в себе, сделать потребность помогать другим своей составной частью, традицией, обычаем. Тогда вот жизнь человека становится совершенно другой.
У Иоанна Златоуста есть замечательные слова: Если в твоей жизни Христос стоит на главном месте, то все остальное становится на свои места.
— Нас ждет Великий пост, Прощеное воскресенье, что вы пожелаете нашим читателям?
— Прежде всего, хотел бы попросить прощения у всей своей любимой и дорогой моему сердцу паствы. Дай Бог, чтобы мы вместе смогли простить окружающих нас людей, ближних и дальних, чтобы мы облегчили свою совесть не памятью о грехах других людей, а надеждой на безграничное милосердие Божие.
Желаю всем нам достойно пройти поприще Великого поста и постараться избавиться от того, от чего ты зависишь. Пусть каждый из нас честно определит, от чего я стал зависим, без чего я не могу уже обойтись, что определяет мое настроение. И пусть каждый из нас постарается справиться хотя бы с одной зависимостью в дни Великого поста.
Беседовала Ольга Кудрявцева