Осторожно, свобода!

Исконно-русский сказочный сюжет. Добрый молодец спускается в подземелье, а там, скованный цепями, томится в столетнем плену некий инфернальный персонаж, воплощенное зло. И вот молодец, в ответ на нытьё злодея о несчастной доле, по доброте своей сердечной начинает сочувствовать ему и… освобождает, в конце концов, от оков. За что и «огребает» по полной программе на добрый десяток страниц убористого и нескучного текста…

Сказка ложь, да в ней намёк…

Я, конечно, не знаю опытно, какова была повседневная жизнь в дореволюционной России, зато я хорошо помню жизнь в Советском Союзе, по крайней мере, в последние 10 лет его существования. Я не говорю, что там было всё хорошо, но вот общий уровень нравственности тогдашней и нынешней я могу сравнить спокойно. И за эту возможность я благодарю Бога. Потому что нравственное, именно нравственное начало, понятия, традиции даже в Советском Союзе последних лет его жизни, несомненно, имели христианские корни. Сейчас я это понимаю отчетливо. Многие понятия того времени казались само собой разумеющимися, мы и не задумывались, что может быть как-то иначе. То есть, даже и представить себе не могли. Но сейчас понимаешь, что несмотря на все ужасы 20-го столетия, в силу относительной закрытости Советского Союза от внешнего влияния, нравственную основу жизни нашего народа составляла все-таки нравственность христианская. И это были остатки того «золотого запаса», который за века скопил наш народ, считавший своими идеалами идеалы православной веры и стремившийся к их достижению.

Говоря о советской «нормальности», я говорю не о государственной идеологии, а подлинном содержании внутренней жизни большинства людей, об общем «естественном» на тот момент фоне, из которого, впрочем, можно легко выделить основные моменты. Давайте попробуем.

Целомудрие всё ещё считалось идеалом. Это не значит, что всё было девственно чисто в нашей жизни, но понимание того, что целомудрие – это хорошо и правильно, присутствовало, и особенно это было заметно в сельской местности. И на этом понимании строилось и отношение к семье. Конечно, были и разводы, и измены, но всё-таки общим идеалом считался идеал супружеской верности, крепкой семьи и, очевидно, что это не было социалистическое приобретение или результат партийной агитации. Скорее наоборот, ведь советская идеология, борясь с Православием и Церковью, тем не менее, нравственную основу христианства включила в свой «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Как о явлении несомненно нравственном, можно говорить о патриотизме не «квасном», а действительном, присущем «естественно» большинству граждан, даже если некоторые из них имели прямо противоположные взгляды на то, каким должно быть их Отечество. Несомненно, величайшим патриотом своего Отечества был, например, высланный из страны А.И. Солженицын, но и партийная номенклатура, которой теперь традиционно приписывают какие-то примитивно карикатурные черты, состояла из разных людей. И многие из них – не единицы – я думаю, были патриотами своей Родины в самом высоком смысле этого слова.

Вспомним о бескорыстии. Нынешние молодые, возможно, удивятся, может быть для них это даже будет откровением, но бескорыстие действительно считалось идеалом и добродетелью, признаваемой и исповедуемой абсолютным большинством граждан страны. Да, жили люди небогато, но их внутреннее богатство, богатство людей, которые не ставили целью своей жизни достижение материального преуспеяния – особенно очевидно сейчас, на фоне всеобщей одержимости корыстолюбием…

Важную роль в общественном сознании играло «чувство локтя», то есть, правило думать не только о себе, о своих нуждах, но и о ближних, об их нуждах и бедах, быть готовым прийти на помощь, поделиться, пожертвовать, вне зависимости от уровня личного благосостояния…

Продолжать этот список можно и дальше, но важно другое: сейчас всего этого уже почти нет. Остатки нашего добра мы почти совсем растеряли. А сознательное, долгое и планомерное разрушение веры в народе подготовило почву для нового удара, который должен был окончательно развеять остатки духовного самосознания.

Лишенная надежной опоры в вере, нравственность большинства людей сохранялась ещё некоторое время как бы по инерции, во многом благодаря государственному консерватизму, контролю, дисциплине и страху, благодаря внешней изоляции. Но когда государство ослабело, рухнули барьеры, и началась новая жизнь – каждый оказался перед необходимостью собственного духовного и нравственного выбора. И это испытание свободой многие не выдержали…

То, что не смогли совершить гонения, легко довершил соблазн. И за какие-нибудь пару десятилетий действительно оказалось разметано всё то доброе, что у нас ещё оставалось. Как это не горько звучит, но вал неадекватного, девиантного поведения, предательства, чудовищного и бессмысленного разврата, нравственной деградации, неприкрытой и хищной корысти, немотивированной агрессии – это всего лишь верхушка айсберга, крайнее проявление одной серьезной проблемы, которую нам надо как-то решать сообща. Эта проблема – проникновение в нашу жизнь под видом свободы многообразного и лукавого зла.

Мы, боясь оскорбить «высокие» чувства либералов, смиренно идём под нож чужеродных клыков и когтей

Понятие «свобода» стало той овечьей шкурой, под прикрытием которой в нашу жизнь проникают уже не то, чтобы отдельные особи, а разномастные стаи хищных волков. Но священная неприкосновенность этой «шкуры» имеет такой непререкаемый авторитет, что мы, боясь оскорбить «высокие» чувства либералов, смиренно идём под нож чужеродных клыков и когтей. Сами идём и детей ведём на заклание.

Под видом свободы к нам пришли и всё более распространяются идеи распущенности, начиная с распущенности половой, и заканчивая распущенностью духовной, когда любая ересь, любой очевидный и бессмысленный бред принимается как вариант нормы, имеющий право на существование и тиражирование. Но почему это вдруг откровенный бред должен признаваться чем-то хорошим и правильным, почему его распространению не только нельзя препятствовать, но нужно ещё и содействовать? Кто заставляет нас этот бредовый тезис принимать за истину в последней инстанции? Почему мы в каком-то священном трепете и оцепенении склоняемся ниц перед идолом «свободы», не смея и головы поднять, не смея возразить что-нибудь против этого «золотого руна», будь даже в нём заключён легион волков? Какой-то откровенный и бессмысленный абсурд, честное слово, видится в этом священном поклонении идолу либерализма. Не пора ли ясно сказать, что у нас есть своё, иное понимание свободы и, отстаивая право человека на свободу, мы вкладываем в это право совершенно иной смысл.

А именно: мы говорим, что свобода – это неотъемлемое право человека называть зло злом с тем, чтобы, отвергая его, устремляться к добру и творить благо. И если человек сознательно выбирает зло, он должен знать, что зло наказуемо, что он выбирает путь, ведущий к страданиям, а в случае нераскаянности – и к смерти. А в духовном измерении мы говорим и о «второй смерти», о смерти духовной, о вечном страдании, которое настолько страшнее любых земных страданий, насколько страдания больного раком страшнее той боли, которую испытывает человек, уколовший палец о розовый куст. Зло должно быть наказуемо, а не поощряемо и признаваемо нормой, к чему призывает нас западный либерализм. И вся христианская нравственность построена на этом понимании.

В этом вопросе не может быть компромиссов. Зло надо ясно и открыто называть злом, и называя, прилагать усилия к его искоренению, а называя добро добром – прилагать усилия для его поддержки и распространения в обществе. Только такая определенность и твёрдость, как бы она кому не показалась возмутительной, и может послужить основанием действительного переустройства нашей жизни. Как личной, так и семейной, и общественной, а в конечном итоге и всего государства. Такой определенности и твердой последовательности требует от нас само наше христианское звание. Невозможно и неправильно бесконечно угождать извращенцам, безумцам и авантюристам всех мастей только потому, что это признак толерантности, признак «свободы» в извращенном же понимании этого слова. Больше того – строгость в ущемлении зла прямо входит в обязанности государства, потому что зло, не сдерживаемое и не пресекаемое на корню, служит погибели многих и многих людей.

    

В высшем же, духовном смысле, свобода – это свобода человека от греха, свобода быть с Богом. И именно для того, чтобы даровать человеку эту свободу, Господь вочеловечился, претерпел смерть на кресте, воскрес и вознесся на Небо.

Слава Богу, в то же время, когда началось повальное развращение нашего народа, началось и мощное возрождение церковной жизни. И именно в этом возрождении видится залог грядущих, а по сути уже совершающихся перемен.

Безусловному приятию «на веру» всего, что предлагает нам либеральная идеология, мы можем и должны противопоставить трезвенную оценку, основанную на Евангельских заповедях, на многовековом опыте православной жизни нашего народа.

Идее безудержного потребления мы можем и должны противопоставить идею разумного и сознательного воздержания. Последнее есть неотменимое основание и правило доброй христианской жизни. Сознательное и добровольное воздержание открывает человеку совершенно иные горизонты бытия, дарует возможность иного познания мира, иного отношения к жизни. Но даже сама эта идея просто немыслима с точки зрения всей системы современных западных ценностей. Она угрожает самому её существованию, вот почему всякого апологета идеи воздержания и пресечения греха во имя процветания добродетели будут именовать «душителем свободы».

Информационная война, ведущаяся против нашего народа – это реальность, влекущая самые серьезные изменения и последствия в глубинах народной жизни. При отсутствии критического восприятия постоянное и многообразное навязывание греха как нормы, постепенно создаёт человека, «свободного» от власти Бога, истины, святости и чистоты…

В нашем общественном сознании появилось так много болезненного, нездорового, что меры надо принимать незамедлительные. Но меры эти должны быть не только внешними. Необходимость убрать оружие из палаты психиатрической лечебницы – это ещё не лечение, а только соблюдение правил элементарной безопасности. Наша же задача – создать атмосферу, способствующую душевному и психическому здоровью нации, а для этого неизбежно должны быть введены жесткие ограничительные меры для всего нездорового и злого. И начать эту работу – сначала экспертную, а затем и законодательную, и исполнительную – нужно уже сейчас в масштабе всего государства. Да она, собственно и идёт уже, но со скрипом и труднее, медленнее, чем хотелось бы.

Что же нам делать, если ящик Пандоры уже открыт, если мы уже напились отравы, и она бродит в нашей крови, мутит разум? Ответ очевиден. Пройдя тяжелейший искус, переболев, перемучавшись смертельной горячкой под названием «свобода», мы должны обрести в себе силы, опомниться от тяжкого помешательства, отвергнуть соблазн. Думается, что в отвержении, сознательном и твёрдом, того, чем упивается большая часть так называемого «прогрессивного человечества» и может состоять начало нашего выздоровления. И единственная надежда на возвращение к полноценной жизни для нас заключается в том, что мы сохраним живую и непосредственную связь с Богом, сохраним представление об идеалах святости. Сохраним понятие о том, что такое действительная свобода.

Та жизнь, к которой мы призваны как народ, настолько отлична от всего, что предлагает постхристианский мир, что начало этой жизни представляет собой в духовном смысле настоящую революцию. Может быть, единственную революцию со знаком «плюс». И основание её заключено в простой идее: истинная свобода состоит в единстве человека с Богом. И все мы, живущие в России, призваны к тому, чтобы эту идею раскрывать в многообразных и сложных обстоятельствах реальной действительности. В этом и состоит наша самобытность, наше призвание и предназначение. И именно это и вызывает у апологетов «свободного мира», понимающих, насколько жизнь, основанная на единении с Богом, отлична от всего, что они могут предложить, крайнюю степень тревоги.

Часто спрашивают у священника: а для чего вы это всё говорите? Хороший и важный вопрос. Так вот именно для того и говорим, что какие-то очевидные и важные вещи в наше время уже не кажутся многим ни важными, ни очевидными. И если мы не будем говорить об этих простых вещах, если мы не будем их широко обсуждать, то очень скоро безумие и бред, тьма и хаос станут естественным фоном нашей повседневной жизни. Да и сейчас это уже во многом так. Вот для того, чтобы в нашей жизни стало больше света, правды, чистоты и святости, будем открыто и прямо говорить о добре, обличая и отвергая зло. Будем больше говорить о Боге и будем вместе строить жизнь в согласии с Его волей. Другого пути у нас нет.

Священник Димитрий Шишкин

26 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Нравственное учение Иисуса Христа. ВИДЕО Нравственное учение Иисуса Христа. ВИДЕО
Прот. Димитрий Смирнов
Нравственное учение Иисуса Христа. ВИДЕО Нравственное учение Иисуса Христа
Лекция 2-я из цикла «Мир Веры». ВИДЕО
Протоиерей Димитрий Смирнов
Видеозапись лекции с текстом и ответы на вопросы.
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игум. Нектарий (Морозов)
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игумен Нектарий (Морозов)
«Вся чисто чистым» (Тит. 1, 15). А почему мы так уверены в своей чистоте? У нас есть для этого какие-то серьезные основания? Вряд ли. Тогда откуда уверенность в другом – в том, что нарушение церковного установления о посте не принесет вреда нашей душе?
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Свящ. Димитрий Шишкин
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Священник Димитрий Шишкин
Истина и следование ей именно противно идее «широкой и вольной жизни». В «Добротолюбии» даже говорится о грехе «ширения», о таком состоянии духа, которое не желает терпеть никаких стеснений и ограничений. Как же это актуально для нас! Проблема только в том, что этот грех не только не осознается у нас грехом, но считается единственной нормой, непременным условием сохранения человеческого достоинства.
Интервенция блуда Интервенция блуда
Георгий Фечору
Интервенция блуда Интервенция блуда
Георгий Фечору
История достаточно назидательна: блуд, за которым следует оставление Бога, неизбежно приводит в рабство – от этого не сможет спастись и наш народ, если будет продолжать идти по пути нравственного вырождения.
Потаенное христианство советских времен.
Из воспоминаний о проф. А.Ч. Козаржевском
Потаенное христианство советских времен.
Из воспоминаний о проф. А.Ч. Козаржевском

«Скрытое» (пускай и только от внешних) исповедание веры православными советскими людьми часто встречает непонимание, воспринимается чуть ли не как отступничество. Статья, рассказывающая о «потаенном» христианстве одного из удивительнейших профессоров МГУ – А.Ч. Козаржевского, помогает лучше понять логику поведения и подвиг христиан 1960–1980-х гг.
Свобода и послушание Свобода и послушание
Протоиерей Димитрий Моисеев
Новый Завет постоянно говорит нам о свободе, которую принес на землю наш Спаситель – Господь Иисус Христос. В то же время Церковь говорит и о необходимости послушания, которое представляется как отказ от собственной воли в пользу воли другого, являющегося руководителем, наставником. Как же решить это кажущееся противоречие, тем более что в наше время мы часто сталкиваемся со злоупотреблением понятия «послушание»?
Комментарии
Игорь 3 апреля 2014, 15:08
Отец Димитрий, по-видимому, не замечает, что деятельность нашего государства на сегодняшний день направлена не столько на ущемление зла, сколько на ограничение человеческой свободы как таковой, подчинение личности государственной машине.
Василий Н.20 марта 2014, 23:41
Продолжение

И точно так же искоренением зла никак не оправдать дедовщину в армии и милицейский беспредел.
В общем и целом - складывается впечатление, что тенденция в стране следующая: постепенное ущемление личной свободы простого человека; карать по полной программе за мелкие проступки при почти полной безнаказанности чиновников и их родственников.
На мой взгляд, статья была бы актуальна в 90-е годы, но на сегодняшний день - вряд ли.
Василий Н.15 марта 2014, 02:48
Цитата: "Больше того – строгость в ущемлении зла прямо входит в обязанности государства, потому что зло, не сдерживаемое и не пресекаемое на корню, служит погибели многих и многих людей".

Если применить это к ситуации в стране... Меньше всего то, что делает сегодняшняя Дума, напоминает ущемление зла. Гораздо больше напоминает банальное желание заткнуть рот и связать руки всем и вся. Чтобы, грубо говоря, никто и шагу не смел сделать без ее разрешения. Не случайно в последнее время Думу называют "взбесившимся принтером".
Иван 7 марта 2014, 15:44
НН 2014-03-07 01:53 )
Спасибо за ответ. Понял, что "технологи старой выучки" - самые что ни на есть технологические технологи в мире, обладающие помимо технологии еще и диалектикой, слогом и тактом.
"Простите меня."? Если это ко мне, то вроде бы просто не за что Вас прощать, - обид не было. Вопросы только были. Тем не менее, слегка модифицирую Ваши слова и присоединюсь к ним - простите меня все.
НН 7 марта 2014, 01:53
2014-03-06
18:38Иван:

Иван, мы коллеги. Только я ещё и технолог старой выучки.
Как Вы знаете (во всяком случае, должны знать), что один из законов диалектики говорит о переходе количественных изменений в качественные. Увы, далеко не всегда при нарастании количества качество улучшается... Вспомните, сколько в России было инженеров до революции 17года - но какие это были инженеры! Даже советские им в подмётку не годились, за редким исключением, разве что как техники или чертёжники. Поток - он и есть поток... Или вспомните "закон дОпуска" при изготовлении деталей (первая партия деталей будет качественнее, а при нарастании количества - их качество будет только ухудшаться... ДИАЛЕКТИКА. Может, так понятней?
Слава Богу, что сейчас много храмов открыты... Ведь как говорят, что "в последние времена" человек только произнесёт -ГОСПОДИ - этим и спасён будет. И ещё: "наступит время, когда монахи в монастырях будут жить как мирские, а мирские - как бесы." Это же тоже "изменение качества" в худшую сторону... Разве не это мы сейчас наблюдаем? Вы сами поразмыслите - и придёте к правильному выводу.Помоги Вам Господи.Простите меня.
Иван 6 марта 2014, 18:38
НН 2014-03-06 00:02
Согласен в Вами полностью в том плане, что диалог бессмыслен. Уже хотя бы потому, что - ничего не читал по этой теме. Ваши комменты - первое, что прочел по этому вопросу. У меня другая профессия - не литератор, не философ, не религиовед и типа того, - просто инженер, сермяжный. Простите.
Есть просьба, вернее, последний вопрос к Вам, как профессионалу по этой теме - Вы действительно считаете, что во всем известный период гонений и атеизма, "КАЧЕСТВО", как Вы говорите, - росло? В том числе и "качество" священства тоже росло? И далее, - теперь, когда "гонений" нет, качество - опять должно падать, а "количество" - расти?
Сори, вопросов несколько получилось. Просто трудно понять некоторые выводы. Извините за занудство.
НН 6 марта 2014, 00:02
Иван:
НН
----
Т.е., Вы утверждаете, что вера с 1917 по текущий момент - крепла..., крепла... И окрепла настолько, что теперь только "около 5-7 процентов (и это мах!) воцерковлённых людей"?
Непонятно как то".

Иван, вы подменяете понятия КОЛИЧЕСТВО и КАЧЕСТВО (если намеренно - то Бог вам судья, но если не понимаете - то плохо дело...). Старые московские священники (напр., о.Георгий Бреев, о.Валериан Кречетов и др.) ОДНОЗНАЧНО говорят, что до 90-ых годов верующие были другими,их интересовали ДУХОВНЫЕ вопросы; а теперь - как разделить имущество; жалуются, что сын пьёт, муж (жена) гуляет, дочь в блуде живёт и т.п. У меня такое впечатление, что Вы не очень-то хотите разобраться... Поэтому, простите, дальше диалог на таком уровне бессмысленен.
Почитайте Паустовского хотя бы. И вообще интересно, что Вы читали по данной теме?
Иван 5 марта 2014, 18:14
НН
Цитирую Вас:
"И более того, когда верующие притесняются - ВЕРА только крепнет."
И далее:
"Как известно, по статистике в данное время в России около 5-7 процентов (и это мах!) воцерковлённых людей, которые, будем верить, стараются жить по заповедям."
----
Т.е., Вы утверждаете, что вера с 1917 по текущий момент - крепла..., крепла... И окрепла настолько, что теперь только "около 5-7 процентов (и это мах!) воцерковлённых людей"?
Непонятно как то.
НН 4 марта 2014, 20:06
Алексей:
Буду благодарен, если мне кто-нибудь обьяснит зачем нужны нравственные ценности, если насаждался гос.атеизм?

Попробую. Как известно, по статистике в данное время в России около 5-7процентов (и это мах!) воцерковлённых людей, которые, будем верить, стараются жить по заповедям. И если остальные 93-95 процентов будут знать 9 заповедей (в виде Морального кодекса), которые НАСАЖДАЮТСЯ государством и это самое атеистическое государство ТРЕБУЕТ (в законах) выполнять эти нормы, и более того, НАКАЗЫВАЕТ тех, кто не выполняет законы и пропагандирует их - кому от этого плохо? Мы же понимаем, КАКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО будет выбрано при демократических выборах...
НИКОГДА не было и не будет такого, что все люди ПОГОЛОВНО будут верить в Бога и выполнять Его заповеди, мы это прекрасно знаем даже из Евангелия: Господь жил среди людей, проповедовал, исцелял - а ходило и верило Ему малое стадо.
Так вот, малое стадо живёт по Его заповедям, а остальнаы люди - по мирским законам.
Алексей 3 марта 2014, 13:24
Буду благодарен, если мне кто-нибудь обьяснит зачем нужны нравственные ценности, если насаждался гос.атеизм? Если общество отвергает Бога, то первые 5 главных заповедей оно нарушает, а следовательно общество развращено и это внешняя хорошесть - безнравственная гордая покраска гробов. Замаскированный яд опаснее явного.
НН 2 марта 2014, 23:56
Иван:
"Да... уж...
По Вашему, он (общ.-полит. строй) - влияет только (только лишь) на количество духовенства в стране?
Типа, от количества пастырей ничего не зависит????"

Иван, полюбопытствуйте, какое количество пастырей было перед революциями 1905 и 1917 годов, почитайте воспоминания... ну хотя бы К.Паустовского. И что? На, простите, КАЧЕСТВЕ веры это как-то, типа, отразилось?
Прошу у всех прощения и поздравляю с началом Великого поста.
Иван 2 марта 2014, 20:29
НН 2014-03-01 23:38
"НИКАКОЙ общественно-политический строй и товарно-денежные отношения на веру не влияют!"
Да... уж...
По Вашему, он (общ.-полит. строй) - влияет только (только лишь) на количество духовенства в стране?
Типа, от количества пастырей ничего не зависит????
НН 1 марта 2014, 23:38
2014-03-01
03:01Михаил:
Михаил, я уже неоднократно высказывала свою позицию: НИКАКОЙ общественно-политический строй и товарно-денежные отношения на веру не влияют! И более того, когда верующие притесняются - ВЕРА только крепнет. С этим, конечно, можно спорить... но мне это ясно, как Божий день. На карьеру - да.
Многие из нас "хотят и рыбку скушать, и радио послушать"...
Приведите хотя бы несколько конкретных примеров, с фамилиями и именами, и судебными делами - это будет интересно.
Мой муж - человек православный, профессиональный историк-архивист, он работает исключительно с подлинными документами... Должна Вас разочаровать, что дыма без огня не бывает, разве что за редким исключением. Но если православные христиане страдали за ВЕРУ - это плохо? Я знаю случай, когда заключенная отказывалась работать по воскресениям и праздникам - её сажали в карцер, а она кланялась начальнику в пояс и благодарила его за то, что он давал ей возможность пострадать за Христа. И знаете, начальник её зауважал...На всё ВОЛЯ БОЖИЯ, не так ли?
Михаил 1 марта 2014, 03:01
НН:
Это православный сайт. В контексте разговора понятно же, что я имел ввиду не извращенцев, а православных христиан, родственников священства и монашества. Да и просто церковных людей, которых закрывали в больницы где-то с 70-х годов, т.к. сажать за веру уже к тому времени перестали. Особенно часто так поступали, если уверовал коммунист или комсомолец.
Что до моей личности, то я русский, я монархист, я православный христианин и патриот. СССР я ненавижу и считаю его злом.
Самого автора, О.Дмитрия, очень уважаю и всегда рад читать, что он пишет. То что я ему написал, я написал для критики и по братской любви, а не осуждения или уничижения ради.
НН28 февраля 2014, 21:15
МИХАИЛ:
..."Сейчас те, кому меньше 30 даже не верят, когда им рассказываешь, им не представить СТРАХ. Они не знают, что такое тоталитаризм. Не знают как тяжело жить изгоем. Что вера в Ленина была обязательна и неверующего просто могли положить в дурку и сделать из него овощ"....

Да, у них СТРАХ совсем другой: НЕ получить нормального образования, НЕ устроиться на работу, НЕ получить элементарной, и главное, КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ медицинской помощи,НИКОГДА не получить жильё... перечислять долго можно.
В дурку клали больных, которые мнили себя особенными (педики,лесбиянки, гемофродиты,шизики и т.д.), а во время перестройки их выпустили и они ринулись во власти сделались культурными и политическими деятелями.
Лично мне предлагали вступить в КПСС, да, для продвижения по службе - но я отказалась... И продолжала спокойно работать, продвигаясь по службе в своей профессии. Обычно про дурки и изгоев много говорят люди либералистической национальности, карьеристы в плохом смысле и потомки пламенных революционеров. Факт.
Михаил28 февраля 2014, 20:00
Трава была зеленее.
Вы просто забыли, отче, как оно было тогда. Хорошее помните, юность помните, а плохое забыли, вот так и говорите.
После Кашпировского всё началось.
Одни стали злее, взбесились и начали убивать друг друга, другие стали добрее и начали ходить в церковь, таких было меньшинство.
Зато сейчас каждый может говорить и думать и обсуждать любые вещи без страха лагерей. Издыхает проклятый матриархат, слава Богу. Сейчас те, кому меньше 30 даже не верят, когда им рассказываешь, им не представить СТРАХ. Они не знают, что такое тоталитаризм. Не знают как тяжело жить изгоем. Что вера в Ленина была обязательна и неверующего просто могли положить в дурку и сделать из него овощь. Или тупо убить. Может Вы забыли просто всё это?
Да, мы сейчас стали индивидуалистами, многие из нас, да, мы несем бремя свободы. Воистину это бремя, когда надо отвечать за свои решения. Но, это путь в страну обетованную, путь к Святой Руси.
И я не променяю манну небесную на "мясо в котлах". Понимаете о чем я?
Более того, отче, эти лютые грешники, которые сейчас так нечестиво живут - это наши дети. Дети поколения конца СССР, наши беззакония умножились в них. Мы мало их любим, мало молимся о них.
Со всем уважением. Прошу Ваших молитв и благословения.
Валентин28 февраля 2014, 19:34
Без Божий помощи со страстями и грехами нам не справиться! Статья призывная без глубокого анализа, чтобы никого не обидеть! Спаси Господи и за это! Помогай Вам Бог!
сергей28 февраля 2014, 15:49
Всё правильно, всё хорошо. Вот только, я расскажу о подруге моей мамы. Она, как и моя мама, была учительницей и очень верующим человеком. В городе открыт один храм, на старом кладбище. Десятки лет эта бедная женщина скрывалась, таилась, в единственном в городе храме появиться было немыслимо, город маленький, в довершение всего она была членом КПСС. Как представить весь этот ужас, её страх, разлад с окружающим миром, её отчаянье. Тяжкий крест. Мама (а они были подруги) о её вере узнала только в перестройку. Плохие у нас времена, вот только...
Иван Х.28 февраля 2014, 07:36
Полностью поддерживаю позицию автора.
Более того, хочется отметить, что насаждаемый разврат глубоко, генетически чужд и самому Западу, насаждаем искусственно.
Даже если западники отрицают христианство как основу всей европейской и американской культуры, классическая античная культура (не народное суеверие и обрядоверие) понимала свободу не как вседозволенность.
Христоматийный пример - повествование о выборе Геракла, каким путём пойти: дорогой трудов и лишений богини Добродетели или путём роскоши и неги богини Порока (скорее всего Афины и Афродиты). Свободный выбор подарил миру героя.
"Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути следующими словами:
Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы:
- хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов;
- хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям;
- желаешь пользоваться почетом в каком-нибудь городе, надо приносить пользу городу;
- хочешь возбуждать восторг всей Эллады своими достоинствами, надо стараться делать добро Элладе".
Культура Рима призывала к тому же - вспомним Плутарха с его "Сравнительными жизнеописаниями".
Развращение в принципе противно человеческой природе, а не отдельной культуре или государственному строю.
Вячеслав27 февраля 2014, 19:21
Не явнаго зла нужно бояться, а тайнаго. Ибо из сердца исходят злыя дела... и еще не бойтесь убивающих тело. Разве Христос обещал Царство на земле. Не сказал разве: Меня гнали будут гнать и вас. А Пророк Давид взывал: от тайных моих очисти мя. Что так боязливы. Легко говорить решительную правду не встречая при этом препятствующих. Нужно слушать Бога паче, нежели человеков. Святой Дух научил Святых правильно славословить Бога. Святые написали Уставы. Сейчас же Уставы везде почти попрали. Псалтирь почти везде прекратили читать или читают как хотят. Гонения же которые проходят местами, не за правду, а за грехи, как и было в прошлом веке, и ныне назревают. Как можете верить Богу, славу друг от друга приемлюще, славы же от Единаго Бога не ищете. Благословляйте клянущия вас, а не кляните. Будьте совершенны, якоже и Отец ваш Небесный, которому Одному подобает всякая слава с Сыном Его Иисусом Христом и Духом Святым!!! Аминь!
Anna27 февраля 2014, 19:01
Ochen verno skazano batushka,ya hochu skazat vsem russkim,beregite Rossiu,eto edinstvennaya strana,kotoraya na danniy moment mozhet dat otpor masonam-sadomitam.Ya zhivu v Grecii,v Evropa ochen silno smerdit antihristom,i k neschastiy i pravoslavnaya Greciya,menshe konechno chem Gernaniya,Golandiya,Franciya i t.d,Dast Bog nam ukrepleniya v vere.
Сергей27 февраля 2014, 18:14
годная и правильная статья. как говориться - не всяк казак, что так себя называет.
Марина27 февраля 2014, 11:36
Огромное спаибо за прекрасную статью. Согласна полностью! Храни Вас и помогай Вам Господь!
Владимир26 февраля 2014, 22:58
Очень похоже на намеки и экивоки. Ах какие либералы нехорошие, народу плохо а они никак не уймутся. Задача власти не гарантировать защиту на словах а реально защищать народ от растлителей! А оно передала им СМИ, по им угодным законам, и позволяет изгаляться, прикидываясь что с ними борется (например, на Болотной) - ручеек жиденький затыкает а бурного потока не замечает. И мы также "стоим" за правду. Если назовем врагов то и сайт закрыть ведь могут, и останемся мы без сладкого...
Александр26 февраля 2014, 22:24
Влерию. Проблемы, конечно, внутри, но внутрь они попадают извне. Об этом тоже нужно не забывать.
26 февраля 2014, 22:22
Спаси Господи за такую статью!
Как она актуальна и важна сейчас для нас. Сейчас такие времена, когда хочется бить в набат, уже переполнилась чаша терпения всяких безобразий. Множество людей страдает. Мы не можем защитить своих детей- повсюду грязь!И даже самые лучшие ребятишки, даже из православных семей, уходят в депрессию, заблудившись в информационном мусоре.
Господи, помоги нам, чтобы дети наши( 80-90 х гг) нас услышали. И не говорили, что это проблема "отцов и детей".Ведь именно этому поколению нужно будет вскоре принимать решения- быть Руси православной или не быть.Выбрать Бога или маммону?
Мы упустили их воспитание и образование " по образу Божию",
мы слишком увлеклись новыми возможностями- бизнесом, менеджментом, туризмом,самореализацией и саморазвитием, восточными практиками и оккультизмом. Господи, прости нас грешных!Об одном только нужно молиться- чтобы Господь простил нас, вразумил нас и наших детей!Чтобы открыл сердца им навстречу Господу! О Сретении всех наших детей с Господом- вот о чем я молю! И тогда сами они потянутся к Источнику воды живой . Ведь жаждут...
ксения26 февраля 2014, 21:05
пишу из голландии с горечью и скорбью, здесь уже содом и гомораа настали и антихриста точно примут на ура, когда она грянет, здесб навязывают уроки в школе детям с 4 лет про секс и секс "разнообразие", а я учитель и знаю во что это уже обернулось, программу эти аморальные уроды запустили под пресингом на министра образования с 2013 года, теперь с 4 лет всем всем про гениталии и все что ниже живота содомия как что-то класнное и безобидное. Путина критикуют, хамят, сегодня я своего голландского гостя хотела по русскому обычаю блинами накормить, но ели сдержалась, чтобы за дверь не выставить, не то,что накормить... Берегите нашу страну, не позвольте раскол как на Украине, в мире готовят войну,одно государство под из кальку, ее очаг в Европе и США, а чтобы ее осуществить, хотят сделать нас и детей пошлыми. Есть в сети фильм как немецкого папу в тюрьму посадили,т.к. его дочь (7 лет) сбежала с секс урока при виде порно фото (детское порно в германии не запрещено законом, этоя читала в газете 2 недели назад!). Так вот родители и дети вышли с мишками и плакатамт мы не хотим принудительных секс уроков, мы хотим любовь, вот вам и гейропа и дерьмократия... зато Путина за Pussy riot замучили уже... Россияне, не поддайтесь на провокации! Владимир- любит Россию и только на него сейчас надежда!!!
НН26 февраля 2014, 21:04
..."Но сейчас понимаешь, что несмотря на все ужасы 20-го столетия, в силу относительной закрытости Советского Союза от внешнего влияния, нравственную основу жизни нашего народа составляла все-таки нравственность христианская"...

Спаси Вас Господи, дорогой бвтюшка. Оно, конечно, лучше поздно, чем никогда... А ведь очень много Ваших собратьев дня прожить не могут, чтобы СССР не пнуть. "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".
Я понимаю, как не хочется признавать, что правительство СССР вовсе даже не глупое было... особенно на фоне происходящих событий. И Сталину, оказывается, приходилось выбирать из двух зол меньшее... И ведь была политическая воля - выбирал. На благо АБСОЛЮТНОГО НЕлиберального большинства. Вот ведь злодей какой был... Малой кровью
старался обходиться. Оказывается, во все времена т.н. "элита" одинакова - дорвётся до кормушки - попробуй, уговори её добровольно власть отдать... И человеконенавистнику Сталину таки приходилось силовым путём действовать (и Иоанну Грозному, и Петру 1). А народ жил себе спокойно... ВОСПИТЫВАЛСЯ на прекрасной литературе, Моральном кодексе (списанном с Заповедей),приучался к труду и умению отличать добро от зла и белое от чёрного. Вот интересно, где бы сейчас даже при СССР Сердюков со всеми своими красавицами обретался?
Валерий26 февраля 2014, 19:12
Какие-то мы все стеснительные,а ведь сопротивление злу силой.
Мария26 февраля 2014, 18:25
В статье затронуты важные проблемы, но развитие главного тезиса не оставило места для нюансов, а жаль.

Например: "Нравственность большинства людей сохранялась ещё некоторое время как бы по инерции...Но когда государство ослабело, рухнули барьеры, и началась новая жизнь...И это испытание свободой многие не выдержали."

Испытание свободой началось не в 90-е, а раньше. "Миной замедленного действия" для советской системы оказались "двойные стандарты" морали. Об этом сейчас подзабыли. Общество в целом, действительно, было ориентировано на дореволюционные ценности, несмотря на большевистский разгул 20-х; справилось с этим. А "раздвоенность" все же была: и партийная элита (начиная с Ленина), и особенно поздние комсомольцы и партийцы совмещали "Моральный кодекс" и "исключения".

Важнее было "сохранить лицо", "характеристику", чтоб наружу не просачивалось то, что было внутри. Это и "взорвало" общество в конце 80-х - ощутимая разница между тем, что декларировалось, и тем, что было на самом деле. - И система "блата", и "неформальное решение вопросов", и "элитные" гулянки с просмотром недозволенных фильмов (именно тогда появилось понятие "золотая молодежь"), и разделение на "выездных" и "невыездных", и многое другое. А с рядовых людей спрос был по "Кодексу", несомненно, и по всей строгости.

Мне кажется, нам надо воздержаться от идеализации того периода. Избави Бог от "инерции двойных стандартов и привилегий" хотя бы в Церкви. Слава Богу, есть Евангелие.
Владимир26 февраля 2014, 17:35
Когда вы уже поймете, что причины поражений лежат внутри, а не вовне.
Дмитрий26 февраля 2014, 16:56
Спасибо большое за эту статью. Полностью с вами согласен с фальшивостью предлагаемой нам псевдосвободы и с тем, как трудно ей противостоять. События в Грузии и на Украине - это намек нам всем очень хорошо задуматься над ценой лжесвободы!
Евгений26 февраля 2014, 15:21
Браво,о. Димитрий Дай Бог,чтобы не был уже поздно,т.к. волки эти уже крепко вцепились в горло наше,считают нас их добычей,а любую попытку стряхнуть их с себя,воспримут,как объявление войны. Помоги нам ,Господи.Необходима великая мудрость и воля,чтобы исправить все это. А мы еще и власть нашу пинаем(((
Екатерина26 февраля 2014, 14:52
Действительно , сейчас черное -называют белым и наоборот! Всеобщее безумие навязывают нам либералы! И скорость, с которой происходит падение культуры и нравов и нравственности в обществе пугает людей не слепых и неравнодушных! Только Вера Православная способна сделать человека зрячим и не принимать зло и ложь за истину!Только Вера может удержать от соблазнов века сего! Только Вера-делает человека-человеком, каким он сотворен и каким призван быть!Вседозволенность -это не свобода, это хаос!
Алевтина26 февраля 2014, 14:23
Спасибо.Это просто,понятно и правильно.
Юрий26 февраля 2014, 13:58
Опять виновато "растленное влияние". Разве не со своими страстями борется человек постоянно. Враг рода человеческого всегда найдёт чем искусить слабого и какие границы защитят от него? Не достойнее ли признать что "золотого запаса" оказалось недостаточно и в 1917, и в 1991. И ТАКОЕ падение империи следствие нравственного оскудения, а не его начало.
Неужели автор действительно считает, что политическая свобода или несвобода влияют на воспитание нравственной личности. Такие статьи только подменяют реальные проблемы надуманными.
Оксана26 февраля 2014, 13:35
Спасибо за статью! Я тоже уже думала об этом, что в СССР, как бы, может, это, действительно, и не казалось странным, но нравственные ценности-то были намного более приближены к христианским, чем сейчас!
Ирина Комкова26 февраля 2014, 12:19
Ваша статья,уважаемый отец Димитрий,это набат.Помоги Господи нам его услышать и предпринять усилия,чтобы предотвратить падение нашего русского общества!
С уважением Ирина Комкова.
Олег Владимирович26 февраля 2014, 11:40
Каким-то образом, огромному числу православных священников удаётся совмещать в своей голове заскорузлую пропаганду радио Свобода с собственным положительным советским опытом.
Вот и в этой статье автор высокие моральные качества советского человека свидетельствует собственным опытом. А тот исторический факт, что на возвышение этики и нравственности советское руководство направляло огромные ресурсы школы, искусства, производственных коллективов (помните, батюшка, про такие?), этот факт вы игнорируете.
Мы с вами, батюшка, учились в советской школе. Там нам прививали научное мышление, системный подход. Есть мнение, что это проклятые большевистские выдумки. А если нет, то давайте уже складывать два и два. Использовать методы диалектики.
И дойдём с вами до того, что нравственность, Великая Победа, вторая по величине экономика, не знавшая кризисов капитализма и не разрушенная войной, Госплан, Гоэлро, уважение к старшим, побуждение к новым знаниям, развитие наук, всеобщее здравоохранение, полная безопасность на улицах, всё это является итогом планомерных усилий коммунистической партии. И это всё было целью основателей и теоретиков партии, Ленина и Сталина. Общество справедливости, невозможное без высокой нравственности.

Христос воскресе!
Ксения26 февраля 2014, 11:36
Спаси Бог, о. Дмитрий! Господи, помоги нам!
ТаняСем26 февраля 2014, 11:23
Совершенно согласна с тем,что зло должно пресекаться!И в ПЕРВУЮ очередь на уровне государства,то бишь правительства!Ведь и правда в советское время не то,что делать,а даже мысли не рождалось в голове о том безумии,что сейчас творится,т.к. был контроль и цензура со стороны гос.органов,а сейчас что?Не надо крайностей- все запретить и не пущать,но "золотая середина"должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНА для нашей страны,с ее Христианской культурой и ценностями!Господи,вразуми наших политиков и помоги им выбраться из той "выгребной ямы" в которую они (по незнанию и недомыслию)провалились сами и тянут за собой свой народ!Прости Господи!
Алексей26 февраля 2014, 11:06
А в Евангелии сказано, что блудники и мытари опережают нравственных атеистов
Галина26 февраля 2014, 10:58
Отлично написано!!!
Марина26 февраля 2014, 10:30
Когда развалили Советский Союз, мне было 27 лет. Мои одноклассники сейчас, как и я, воспитывают своих детей на нравственных ценностях Великой Державы. Думаю, что благодаря этому, наша страна ещё держится от падения в пропасть. Однажды случайно увидела у сына в переписке страшное выражение "рашка", я поняла, что оно означает название Родины! Ничего не сказала сыну, только заметила, что общаться с людьми, которые Родину называют непотребными словами, это предательство! Причем родители у этого юноши, который называет Россию - "рашкой" дружные, вежливые, только малообразованные!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×