Депутат от фракции «Справедливая Россия» Михаил Сердюк внес в Государственную Думу проект закона о введении ограничений на публичную рекламу услуг колдунов, экстрасенсов и магов. Вопрос об ограничении деятельности экстрасенсов поднимается в российском парламенте не в первый раз. В сентябре 2010 года в первом чтении Госдума приняла поправку к закону о рекламе, запрещающую рекламу услуг магов, колдунов и целителей. Второе чтение закона прошло в апреле 2011 года, однако поправки, ограничивающие деятельность экстрасенсов, не были приняты.
Мы обратились к депутату Михаилу Сердюку с просьбой сказать, насколько важно для России принятие подобного закона. Своими мнениями о данной инициативе поделились кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии Валерий Духанин и юрист Елена Сафронова, а также священники Димитрий Шишкин и Павел Островский.
«Нужно защитить наших граждан от людей с вымышленными способностями»
Михаил Сердюк, депутат Государственной Думы ФС РФ:
– Невозможно уже смотреть, как плодятся салоны ясновидящих и целые телеканалы магов и колдунов, которые обманывают и обкрадывают людей. Я не отрицаю возможность существования экстрасенсорных способностей, но в большинстве случаев это просто мошенничество. Нужно защитить наших граждан от людей с вымышленными способностями.
В первую очередь нужно защитить информационное пространство от распространения объявлений о заговорах и приворотах, эзотерике и прочем колдовстве. Поэтому мы предлагаем внести поправки в следующие нормативные акты: «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об образовании в Российской Федерации».
Нужно запретить трансляцию выпусков, специализированных радио- и телепрограмм, где ведущими выступают экстрасенсы, маги и колдуны. На законодательном уровне будет пресекаться оккультно-мистическая деятельность под терминами «эксперт», «специалист» и «консультант». Также мы планируем защитить и интернет от деятельности работников оккультной сферы.
Хотелось бы, чтобы законопроект приняли. Конечно, закон не истребит всех гадалок и колдунов как класс, но лишит их денежных средств, которые они зарабатывают нечестным путем.
«Человек, вступая в общение с духами
тьмы,
расплачивается за временные удобства вечной погибелью
души»
Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
– Главная причина того, что люди, сталкиваясь с разными житейскими проблемами, идут не в храм, а к всевозможным чародеям, стара как мир. Это нарушение главной заповеди – о почитании Единого Бога.
В наше время почти все верят в Бога, но главный вопрос в том, как именно ты веришь. Люди (зачастую крещеные) живут жизнью, далекой от Церкви. Между тем их постоянно окружают разговоры о «духовном». Всевозможные маги, гадалки, эзотерики, оккультисты, язычники и астрологи промывают мозги обывателей с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, так что в конце концов у большинства людей складывается с одной стороны прелестное – то есть ложное – представление о духовной жизни, а с другой – убеждение, что есть множество «специалистов» в потусторонней области, которые могут решить любую проблему – от болезни до улучшения бизнеса – посредством каких-то магических манипуляций.
Либеральный тезис о «равнозначности мнений» прививает людям ложное понимание, что нет и не может быть единой истины, единственно правильного понимания правил духовной жизни…
Вошедший в моду либеральный тезис о «равнозначности мнений» прививает людям ложное понимание, что нет и не может быть единой истины, не существует единственно правильного понимания правил духовной жизни. А между тем еще апостол Павел говорил определенно: «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4: 5). И, несмотря на необходимость уважительного и терпимого отношения ко всем людям, мы имеем все основания утверждать и отстаивать истинность нашей святой православной веры.
С точки зрения церковной, «вольное» отношение к духовному миру – просто чудовищная ошибка, потому что человек сам себя отдает на растерзание демоническим силам. И даже если тот или иной сиюминутный вопрос будет решен – человек, вступая в общение с духами тьмы, расплачивается за временные удобства вечной погибелью души. Раньше или позже это общение принесет человеку страдание и боль, если он только не раскается в своем пренебрежении правилами действительно духовной жизни.
Закон Божий сурово относится к всевозможному чародейству. Как к тем, кто им занимается, так и к тем, кто к нему прибегает. И если человек считает себя верующим, пусть он знает, что перед Богом он совершает тяжкий грех, обращаясь к посредникам бесовских сил, как бы они ни прикрывались изображениями крестов, икон и святыми молитвами. Потому что всё это имеет значение и силу только в церковном употреблении, то есть в том случае, если человек живет полноценной христианской жизнью. В обратном случае употребление священных предметов является не чем иным, как кощунством и глумлением над святыней.
Церковь однозначно говорит, что среди множества мошенников, эксплуатирующих «духовную» тему в корыстных целях, есть люди, действительно практикующие общение с бесами и сознательно участвующие в делах тьмы. На самом деле любой человек: и тот, кто имеет цель обмануть и «вытянуть из клиента деньги», и тот, кто действительно занимается чародейством, – все они в том или ином виде являются служителями духов тьмы. Но те, кто сознательно практикуют занятие магией и оккультизмом, кто в безумии своем мнят, что они могут управлять «тонкими» энергиями и силами, кроме вреда материального приносят страшный духовный вред приходящим к ним людям. Эти чародеи думают, что творят благо, а на самом деле становятся лишь орудиями в руках бесов. Отрекаясь от Христа, от святой православной веры – обрекают себя и обращающихся к ним на многие скорби.
В церковной практике известен обряд экзорцизма, то есть изгнания злых духов из человека. Чем же это действие отличается от действий всевозможных чародеев и магов? Прежде всего, священник – это член Церкви, то есть участник жизни Самого Христа, наделенный особым даром для совершения богослужений. В принципе любой священник может читать «молитву запрещательную над страждущими от демонов», она есть в Требнике, но практика показывает, что действенность этой молитвы зависит, с одной стороны, от образа жизни самого священника, а с другой – от особенного смотрения Божиего. Когда священник молится о болящем, одержимом человеке, он изгоняет духа злого не своей силой, а благодатью Духа Святого, если он этой благодати сподобился. То есть способность изгонять духов – это особый духовный дар, и дается он не иначе, как в Церкви, людям, которые со смирением подвизаются в посте и молитве, как и Господь сказал: «Род сей (то есть бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).
Экстрасенс же или любой человек, называющий себя целителем, не изгоняет на самом деле бесов, а только является участником их лукавых игр. Бесы хитры и коварны. Они могут изображать, что подчиняются человеку, чтобы привлечь к нему больше людей и через него удобнее творить свои темные дела, потому что этот человек, будучи одержим гордостью, не защищен благодатью Духа Святого. А с человеком, пребывающим вне Церкви, бесы творят всё, что им вздумается, потому что им попускается это Богом за неверие человека и за его нежелание быть смиренным послушником Святой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины».
Они принимают бесовские внушения за добрые мысли и оказываются в ловушке, выбраться из которой бывает очень сложно.
Люди охотнее доверяют всевозможным «бабушкам», гадалкам и ворожеям, чем Церкви, именно потому, что не ведут правильную духовную жизнь, основанием которой служит смирение и послушание Богу. Сами бесы людям, не огражденным благодатью, людям, которые не живут христианской жизнью, внушают, что в Церкви они не получат никакой пользы и поэтому им нужно идти к бабкам, колдунам, ворожеям и т.д. Люди принимают эти бесовские внушения за добрые мысли и оказываются в ловушке, выбраться из которой бывает очень сложно. Цель бесов – разрушить жизнь человека, погубить душу во грехах, и методы у них самые разные. Но в любом случае ничего доброго общение с бесами принести человеку не может. Разве что поначалу бесы могут создать видимость пользы, исцеления, успеха… чтобы вовлечь человека в свои сети, а потом уже всё их коварство обнаруживается во всей полноте. Но тогда ум человека бывает пленен настолько, что человек попросту не понимает, что с ним происходит, не может разобраться в безумном хаосе помыслов, чувств, голосов, внушаемых демонами, и иногда сходит с ума, а иногда и совершает страшные злодеяния под действом этих разрушительных сил, которым вначале доверился сам как добрым, а потом не смог от них избавиться.
Закон о запрещении рекламы деятельности всевозможных чародеев, несомненно, может принести пользу в деле сохранения психического и духовного здоровья людей. Потому что информация, ее доступность – это мощное средство влияния на душу, на психику человека. Уже сейчас довольно часто мы видим примеры губительного последствия таких «заигрываний» с духами тьмы. Реклама, распространение информации о всевозможных посредниках бесовской силы приносит огромный вред нашей стране. Множество людей обращаются за помощью к священникам, когда уже состояние их души крайне тяжело и помочь бывает сложно.
К слову, Верховная Рада Украины 12 января 2012 года приняла закон, запрещающий гадалкам, магам, экстрасенсам и другим ясновидящим рекламировать свои услуги и появляться на телевидении, радио и на страницах газет.
Принятие подобного закона в России, несомненно, положительно скажется на общем духовном здоровье общества.
Но также можно сказать, что все те смуты и нестроения, которые мы сегодня видим на Украине, во многом являются следствием последовательного «размывания» в человеке твердых духовных и нравственных представлений об истине и добре.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что государство, конечно же, должно ограждать свих граждан от действия всевозможных деструктивных сил как на законодательном, так и на исполнительном уровне. Если же говорить о профилактических мерах, то со всей серьезностью встает вопрос о необходимости введения в школах предмета, который условно можно назвать «Основы духовной безопасности». Причем другие культурологические, психологические, этические факультативы (которые, несомненно, нужны и полезны) заменить его просто не могут, и вот почему. Все эти предметы апеллируют к человеческому разуму, к чувствам и воле, подразумевая, что человек сам является хозяином свой жизни и в состоянии управлять собой. Но опыт духовной жизни со всей очевидностью показывает, что без молитвы, без сознательного духовного трезвения и борьбы со страстями, без помощи Божией – человек с легкостью превращается в орудие демонических сил. И примеров тому всё больше и больше. Достаточно вспомнить недавнего «отличника-убийцу», устроившего стрельбу в школе, или бывшего морпеха, ворвавшегося в храм и застрелившего двух человек. Еще за день до этих страшных событий эти люди считались вполне нормальными и адекватными, но в их духовной жизни уже произошли катастрофические изменения, которые они, возможно, сами не могли в себе осознать и правильно оценить именно в силу отсутствия правильного духовного воспитания. Вот почему на это сегодня надо обратить особенно пристальное внимание: на осознание этой борьбы, на умение относиться к ней правильно и трезво – что называется, адекватно – не только с психологической, этической, культурологической позиции, но и с позиции церковной, как бы кому ни нравилось это слово. В обратном случае (и это можно сказать с полной уверенностью) всё больше будет совершаться в нашем обществе самых невообразимых, безумных поступков и преступлений образованными, культурными и воспитанными людьми, но людьми, лишенными представления о правильной духовной жизни.
«Если Церковь станет сильнее,
то и проблема оккультизма сойдет к
минимуму»
Священник Павел Островский, руководитель Красногорского отделения библейско-богословских курсов Московской епархии, преподаватель, публицист, участник интернет-проекта «Батюшка-онлайн»:
– Многие люди ходят в Церковь точно к бабкам-гадалкам, исходя не из серьезной веры в Господа нашего Иисуса Христа, а исключительно из страхов, суеверий или желания успокоить себя. Данная проблема появилась от общей необразованности наших граждан в области христианского вероучения, а также по причине полной утраты духовной преемственности от русского православного народа, жившего в Российской империи. От наших предков до нас дошли внешние формальные действия, суть которых людям непонятна, а про фундаментальные основы духовной жизни христианина, такие как Таинство Причастия и Таинство Покаяния, говорить уже не приходится.
У людей есть потребность насыщать свою душу, поэтому многие идут за «насыщением» вслепую – туда, куда ближе и где понятнее. И получается, что для большинства гадалка, экстрасенс и целитель понятнее и ближе, чем православный священнослужитель, а порча и магия понятнее, чем Святое Писание.
Нужно признаться, что в этом есть и вина священнослужителей. Недостаточное внимание к простым людям, плохая проповедь, поведение, недоступность вероучения простому пониманию – всё это также толкает людей идти не в храм Божий, а к «целительницам». Чревато это тем, что как душа человека была слепа, так она и останется слепой; более того, человек может каким-то образом убедить себя, что нашел верный путь к Богу, и тем самым поставить крест на своем спасении.
Забыв о Боге, человек умрет духовно, полностью станет подконтрольным действиям демонской силы или впадет в духовную смерть – депрессию, с мыслями о суициде, с абсолютной пустотой внутри. Не бывает безобидного общения человека с бесами. Одна маленькая капелька марганцовки в стакан с чистой водой – и всё… – нет больше чистой воды.
Доверие людей к Церкви нужно заслужить. До тех пор, пока в храмах висят ценники на Таинства, взимаются строго по тарифу записки за каждое имя, у людей остается не очень хорошее представление о Церкви и о священстве. И, несмотря на то, что покойный патриарх Алексий II призывал духовенство отказаться от этой пагубной практики, ничего в корне не поменялось. Скорее даже ухудшилось, так как «тарифы на Таинства» в последнее время серьезно стали расти.
Знаю, что многие имеют серьезное желание пообщаться со священником, но тот совершенно для них недоступен.
То же самое касается и частных бесед простых людей со священниками. В проекте «Батюшка-онлайн», в котором я принимаю участие, люди постоянно пишут о том, что имеют серьезное желание пообщаться со священником, но тот совершенно для них недоступен. И ясное дело, что чаще всего это связано с нерадением духовенства, а не с тем, что священник круглосуточно занят в храме или на требах.
Радует, что наше правительство озаботилось данной проблемой. Если будет запрещена пропаганда подобных оккультных действий, то наконец-то мы будем избавлены от десятков так называемых экспертов по различным вопросам, выступающих на телевидении. И без меня, наверное, все знают, что каждое второе ток-шоу зовет к себе в гости или в эксперты астрологов, парапсихологов, колдунов и прочих. Отсутствие их рекламы в СМИ снизит общественный интерес к ним, и, дай Бог, меньше людей станет обращаться к бесовским силам.
В заключение хочется сказать, что если Церковь станет сильнее, то и проблема оккультизма сойдет к минимуму. Чтобы нам стать сильнее, нужно начать исправлять свои собственные ошибки, тогда и люди перестанут идти к гадалкам и пойдут в храмы.
«Всякое соприкосновение с падшими духами разрушительно для человека»
Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:
– К сожалению, для многих людей первостепенной ценностью является сиюминутный комфорт. Не имея достаточной веры в Бога, люди стремятся отвести от себя болезни и неприятности любой ценой, только бы благоденствовать. Идя не в Церковь, а, допустим, к гадалкам, такие люди наивно думают, что им раскроются подлинные причины их бед, якобы они заранее легко и просто узнают: что произойдет в будущем, кто виноват в их бедах, дружить или не дружить с таким-то человеком. Здесь срабатывает греховная слабость – избрать путь наименьшего сопротивления. Если ты идешь в Церковь, то надо молиться, работать над собой, каяться в грехах, да еще вверять свою жизнь в руки Божии, а человеку хочется, чтобы сразу всё разрешилось без каких-либо личных изменений, не освобождаясь, так сказать, от привычного болота греховной жизни.
Чревато это тем, что вместо ясности человек только больше запутывает себя. Гадатели и вообще экстрасенсы используют особые психологические приемы, демонстрируя, что через них якобы приоткрывается суть проблем посетителя. Человек обманчиво думает, что частично ситуация начала разрешаться, и, значит, надо обратиться к экстрасенсу еще. В итоге он подсаживается на оккультизм, тратит немалые деньги и поначалу даже не замечает, что его реальная жизнь в лучшую сторону никак не меняется.
Зачастую магией пользуются обыкновенные шарлатаны, желающие на этом подзаработать. Огромный пласт нашего общества склонен к эзотерике, таинственным темам, чему-то загадочному; такие люди легко поддаются обману, едва услышат о «необычайных способностях». Но еще хуже, когда встречаются настоящие маги – те, кто всецело посвятил себя оккультизму, фактически уступил себя в руки диаволу взамен на его экстрасенсорную помощь. Как мы знаем из Евангелия, диавол есть «лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Поэтому в оккультизме, любительском или профессиональном, всегда присутствует обман. Мне лично известен человек, серьезно занимавшийся магией, в том числе и гаданием. Слава Богу, он давно раскаялся в этом, прошел чин отречения от оккультизма и полностью посвятил себя христианской жизни. Он рассказывал, что когда к нему приходили люди с просьбой погадать, то он по самому поведению человека, по его отдельным словам уже составлял нужную картину и знал, как «прорицатель», что говорить. Такой обман, убедительно произнесенный, воспринимался посетителями как «откровение свыше».
Человеку хочется, чтобы сразу всё разрешилось – без труда и каких-либо изменений себя
В магии всё примитивно-просто: сделал два прихлопа, три притопа – и жди результат; завязал ниточку – и верь, что болезнь пройдет. Язычество всегда было чрезвычайно упрощенным, но никогда не несло в себе глубины и не насыщало человеческого сердца. Если человеку нужен не Бог, а временный комфорт, то удобнее обратиться к экстрасенсам и магам.
Православная Церковь дает более глубокий взгляд на вещи. Самые беды нам попускаются Богом с благой целью. И потому смысл обращения к Богу не в том, чтобы добиться от Него себе беспечальной жизни на земле, а в том, чтобы освободиться от оков греха и в Боге найти для себя вечное счастье. Многие хотят не этого, а разрешения бытовых проблем: успеха в бизнесе, личной карьеры, беспечальной жизни и т.д. Поэтому обращение к оккультной помощи некоторым людям кажется более эффективным.
Магия скрывает за собой демонический мир. А всякое соприкосновение с падшими духами разрушительно для человека. Один мой знакомый, бывший колдун, прямо говорил, что люди получали посредством его сеансов невероятные результаты, их бизнес испытывал удивительный взлет, но проходило время, и всё оборачивалось неожиданным крахом, диавол не оставлял им вообще ничего даже в земном отношении. Вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста о том, что демон, «если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы: доставит пользу телу, которое, спустя немного, непременно умрет и сгниет, а повредит он бессмертной душе». Поэтому обращение к оккультизму, дав первоначальный временный эффект, непременно обернется разочарованием и мучением; самое же страшное – обращаясь вместо Бога к экстрасенсам и колдунам, человек губит свою бессмертную душу.
Вне всяких сомнений, данный закон снизит интенсивность оккультной пропаганды, а значит, меньше людей попадет в эти сети. Вместе с тем, мы понимаем, что оккультизм не исчезнет от одних только законодательных мер. Магизм – выражение остаточного язычества, а оно будет находить себе место в обществе, пока жизнь людей не наполнится серьезной духовной жизнью. Пока человек не встретил Бога, он обязательно будет подвергаться каким-либо обольщениям и поклоняться каким-то идолам. Поэтому важно духовное просвещение, привитие людям подлинных духовных ценностей, но и внешние оградительные меры, защищающие людей от влияния экстрасенсов и магов, тоже необходимы. Так что нужно только приветствовать столь неожиданный и позитивный законопроект, озвученный в Государственной Думе.
«Защитить людей от влияния колдунов сможет лишь Церковь»
Елена Сафронова, доктор юридических наук, профессором НИУ БелГу, член объединения православных ученых:
– Люди идут к колдунам в поисках «быстрого» чуда, которого Церковь дать не может. Церковь пробуждает душу и заставляет ее трудиться. Борьба с собственным грехом, который порождает зло в нашей жизни, – тяжелый труд. Порожденной первородным грехом человеческой природе свойственно искать легкие пути, поэтому многие и идут к магам и гадалкам, обещающим быстрого разрешения проблемы. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Люди попадают в руки или откровенных мошенников или становятся жертвой откровенных слуг дьявола.
Предлагающиеся депутатом Госдумы Михаилом Сердюковым поправки в федеральные законы "О средствах массовой информации", "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об образовании в Российской Федерации" несомненно будут способствовать защите информационного пространства от всякого рода оккультизма, негативно влияющего на психическое и физическое здоровье граждан, и поставят дополнительные препятствия для мошенников, наживающихся на доверчивости и безграмотности людей.
Однако, на мой взгляд, эта инициатива в случае ее реализации в корне проблему не решит. Она не добавит нам религиозного просвещения, хотя направлена как раз на защиту людей, верящих в сверхъестественное. Информировать человека о том, что, прося помощи у лукавого, он наносит порой необратимый вред своей душе, – задача Церкви. Но у Русской Православной Церкви в светском государстве во многом связаны руки. Решить проблему могут более масштабные меры. В частности, инициатива другого депутата Госдумы – Елены Мизулиной о внесение в преамбулу Конституции РФ пункта о Православии как основе национальной и культурной самобытности России.
Вы предлагаете выжившим после полива напалмом обращаться к по прежнему поливающему всех напалмом безнравственности?
Ну, не знаю...
А батюшки хорошие есть, я знаю нескольких )) Тем, кто ищет "своего" батюшку, нужно просто искать, а еще лучше попросить перед иконой, с сильным желанием попросить. И будет дано.
А рекламу однозначно - в ведро.
Нужно противопоставить им достойную преграду в виде правды о последвиях такой их "помощи" людям.
Использовать СМИ, но для спасения и предупреждения душ, больше писать о кошмарных последствиях обращений к экстрасенсам, сделать пару передач с комментариями пострадавших людей и показывать эти передачи регулярно.
Это будет очень действенное средство, а далее здравомыслящий человек заинтересуется и святыми отцами, их мнением о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях и будет искать жизни чистой Евангельской.
Неплохо издать несколько серий журналов на эту тему и раздавать их, как рекламу раздают, в переходах.
Всё можно делать с Божией помощью, было бы желание, а не 1000 причин ничего не делать.
К чему я все это написал?Да к тому,что..во многих церквах я бываю.Но нигде я не видел..ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УЧАСТИЯ,кроме как в нашей,моей церкви,где несет службу протоирей отец Андрей.А запреты-это же уже было.И ни к чему не привело.Храни вас Господь!С уважением,Путилов Анатолий.