– Горечь? А как вы думаете? Не просто горечь, но и боль, и обида. И настоящее потрясение: как?! мощная армия некогда великого государства не только оставляет занятые позиции, но и влачит нищенское существование, откровенно презираемая дорвавшимися до власти нуворишами. Да и само государство сгинуло. Распиленные самолеты и корабли, ржавеющие подлодки, униженные военные – конечно, горечь и недоумение. Сейчас положение стало, слава Богу, исправляться. Правда, времени потребуется много для того, чтобы восстановить былую мощь, но, я думаю, справимся. В конце концов, освободили же Министерство обороны от, извините, «бабского полка» с их замечательным начальником в штатском…
Беломестнов говорит без надрыва, спокойно. Просто оценивая создавшееся положение в нашей армии. Поводов для паники, по словам Петра Викторовича, нет. Потому что главное-то, уверен полковник в отставке, нашим удалось сохранить: любовь к Отечеству и стремление его защищать. Да и вера в «западных друзей» никогда не была столь крепкой, как это казалось на телеэкранах: «Эти “друзья” чувствовали себя очень неспокойно, когда самолеты нашего полка летели на задания. Не думаю, что стоит позволять “друзьям” расслабляться – хватит уже».
Петр Викторович Беломестнов, 1945 года рождения. Полковник в отставке. Проходил службу в Отдельном дальнеразведывательном полку ВВФ Северного Флота. В 1977–1978 годах, во время ведения активных боевых действий, находился в Анголе. По долгу службы не раз бывал в Марокко, Алжире, Гвинее, на Кубе. Закончил службу командиром части. Живет в поселке Федотово Вологодской области.
Мы говорим об условиях, соблюдая которые, наша армия вновь станет не только большой, но и крепкой – такой крепкой, что и мы, и наши друзья могли бы спокойно жить, а «друзья» – ну, не очень спокойно. Полковник поделился и некоторыми воспоминаниями о службе в «горячих точках».
– Африка – куда уж «горячее» – в обоих смыслах! Вылетаешь из дома – мороз под 30, прилетаешь в Африку – жара за 40! В Анголе, например. С одной стороны, конечно, красиво очень, с другой – знаете, нам не до любования красотами было: война есть война. Кстати, совсем не локальный конфликт, как это может показаться на первый взгляд: национально-освободительная война за независимость от Португалии здесь началась в 1961 году, через 13 лет страна получила независимость, но началась большая гражданская война, во время которой две великие державы – СССР и США – пытались установить здесь свое влияние. До конца 1980-х в Анголу было командировано больше 10 тысяч наших военных советников и специалистов. Из них погибли 54 человека, в том числе 45 офицеров. Какие страны принимали участие в «локальном конфликте»? Только непосредственное, доказанное участие: СССР, США, Китай, Куба, Заир, ЮАР. А еще, вероятно, Израиль и ФРГ. Но «бодались»-то в основном мы с американцами, конечно.
– Петр Викторович, а зачем наши вообще в Африку полезли? Что нам, своих проблем мало?
– Как в то время, так и сейчас наше военное присутствие во всем мире необходимо хотя бы просто ради того, чтобы не позволять нашему главному «партнеру во имя мира» бомбить всех, кого захочет. Что стало с теми странами, в которых влияние России ослабело или почти исчезло? Я думаю, все это видят, как видят и тот произвол, который чинят Штаты в мире. Счет жертв идет уже на миллионы. Так что Россия просто не имеет ни морального, ни, если так можно выразиться, геополитического права – хотя бы в силу своего существования – ограничиваться «собственными проблемами». Мы слишком значимы для мира, чтобы не поступать в соответствии со своей значимостью. Иного выхода нет. Будем молчать – нас просто-напросто развалят. Надо нам это? – Сомневаюсь.
– Сейчас, похоже, у нас другая ситуация: не те силы…
– Да есть у нас силы, есть! Не смотрите вы на то, что творилось в руководстве Министерства обороны! Главное – у подавляющего большинства русских людей сохранилось чувство любви и уважение к Отечеству.
– И как с этим чувством вернуть, так сказать, материальное его воплощение, былую мощь?
– Патриотизм – это фундамент, на котором стоит страна. Но на одних чувствах далеко не уедешь. Требуются специалисты, умеющие разбираться в новейшей военной технике. Уверяю вас, такие специалисты у нас сохранились, появляются новые, молодые. Далее. Требуется сама эта новейшая военная техника. Похоже, государство сумело осознать эту необходимость и делает теперь ставку на отечественные достижения, а не на закупку заграничных «шедевров». Нужны солдаты. Не, извините, «глисты в корсете», которые приходят на призывные пункты и служат год, а настоящие воины. Значит, армия должна поставить себе задачу: воспитать из юноши воина, заинтересовать его в продолжении несения службы. Как это делается? Воспитательной работой и материальным поощрением. Видно же, как человек служит в течение года – вот и развей его патриотические чувства в желание продолжать служить России. И, разумеется, такая служба должна пользоваться почетом и уважением – как в смысле моральном, так и в смысле жалования. По-моему, это те самые условия, которые помогут нашей армии обрести былую мощь. Следовательно, и о России перестанут говорить с пренебрежением.
– Таким образом, главные условия – это: любовь к Отечеству, уважение к армии, свое оружие?
– Точно так. Только при еще одном – и самом главном – условии: нужно, чтобы велась в нашей армии духовная работа. Я имею в виду обязательное сотрудничество с Православной Церковью. Оно позволит, по моему убеждению, возродить те качества, благодаря которым Русская армия снискала славу. Ведь только на жаловании, пусть и высоком, крепкую армию не построишь – вера нужна, вера. Как говорил Достоевский: «Русский человек без Бога – дрянь»? – Так и Русская армия без Бога – грустное зрелище. А с таким Союзником нам уж точно никакие враги страшны не будут – примеров в истории достаточно.
– Как вы думаете, удастся России вновь сказать свое веское слово – в той же Африке или вообще в мире?
– Уверен, что скажет. Не всё потеряно, далеко не всё. И унывать нам просто нельзя.
– Благодарю вас за разговор и за оптимизм.
– А без оптимизма нам никак!
Беда в Югославии, беда в Украине...
Только милостью Божией ещё держимся.
Согласен. А Вы в Африке при безбожной власти за идеалы атеистичексого государства с Богом воевали? Или патриотизм всё-таки, по-Вашему, выше Православия?
Сколько же можно именем Христовым прикрываться и лицемерить?
Кстати, я вовсе не хочу Вас обвинять или ставить под сомнение Ваши подвиги и боевые заслуги. Но Христос и Церковь здесь при чём?
Я сам офицер, еще пока действующий и вижу что сейчас происходит с нашей армией.
Дай Бог, если что-то начнется меняться к лучшему.
усилия, чтобы сдержать процесс и не дать ей развиаатьмя
А в нашей стране огромное количество не русских людей, у которых никакого пиетета, к нам, нашей культуре, истории, вере нет. У них свои цели и задачи, в первую очередь у них цели обогащение и процветание своего этноса.
Слишком долго кормили русских геополитикой и интересами, дожили до того, что в своей стране худо живем.
Господи помилуй.