О том, с какими видами некачественного контента сталкиваются дети и родители и как родителям контролировать, что смотрят их дети мы поговорили с Игорем Ашмановым, отцом с огромным «общим стажем работы», специалистом в области искусственного интеллекта, активного сторонника фильтрации контента в Сети.
ММ. Игорь, расскажи, пожалуйста, с какими видами вредного контента сегодня сталкиваются дети.
Игорь Ашманов:
Если речь о телевизоре, а он сегодня самый мощный канал доставки контанета, то то, прежде всего, потоком идёт просто очень плохой контент низкого качества. Например, дешевые японские мультики, которые нарисованы самым дешёвым способом. У героев сначала движется рот, потом рука. Очевидно, сценарий там тоже дешёвый.
Это дешёвые глупые шоу и мультфильмы, предназначенные для воспитания тупой массы потребителей западного образца — «западоидов».
Во-вторых, это опасный для здоровья ребёнка контент. Сделан он таким чаще всего из-за безграмотности и жадности телевизионщиков. Вот, пример.
Мою, тогда, пятилетнюю, дочку на канале Бибигон научили тому, что она в пять лет должна худеть, чтобы быть красивой. И научили говорить родителям, что еда невкусная, когда начнут спрашивать, почему не ест. Дочка и в самом деле начала худеть, терять вес (в пять лет!), говорить, что ей невкусно. Я уже начал волноваться, не болезнь ли какая-нибудь. К счастью, осенило, вспомнил, что она стала смотреть детские каналы, так что я разобрался, что к чему.
Из того же ряда дерганый, сильно рваный, бьющий по нервам контент. Он расшатывает нервы, отучает от концентрации внимания, портит восприятие.
А есть и совсем нехороший манипулятивный контент. Например, я лично в определённый момент запретил своим детям мультики про Дашу (Даша-путешественница). Эта Даша манипулирует аудиторией: заставляет с экрана детей кричать в ответ на свои высказывания. Происходит некая сцена, а потом Даша с экрана говорит «А, теперь, дети, крикнем вместе!». Это уже откровенное зомбирование.
ММ. О каких вредных моделях поведения ты говоришь? Можешь привести конкретные примеры?
Игорь Ашманов:
Совсем уж откровенно вредные жизненные модели чаще встречаются в контенте для более старшей аудитории. Те же, например, «11 друзей Оушена». В нем пропагандируется популярная в голливудских фильмах модель успешного жулика. Он подается, как положительный герой, у него хорошие верные друзья, красивые женщины и тачки. Он крутой — почему? А он красивый, улыбчивый, умный жулик, других жуликов перехитрил и бабки себе забрал. Это тоже такая западная модель успеха — если ты сумел всех обмануть и выскользнуть, это очень хорошо. Я уж не говорю про модель честного и благородного наёмного убийцы (которому вредят плохие и подлые наёмные убийцы), популярную в последние лет пятнадцать.
ММ. А в каких программах ты видишь те модели поведения, которые однозначно нужно воспитывать в детях. Что можешь порекомендовать родителям?
Рекомендовать ничего не хочу, я не Минздрав и не Минобр. Для себя я, в первую очередь, конечно, выбираю советские мультфильмы.
В них гарантированно не может быть никаких гадостей и обучения вредным моделям поведения.
Для самых младших стараюсь отбирать передачи (мультики, программы, фильмы, книги) простые, понятные, назидательные. В которых однозначно сказано, что хорошо, что плохо, зло наказано, урок объясняется.
Из современных можно назвать, например, мультфильм «Лунтик». Он немножко ходульный, конечно, но там каждая серия — законченная, назидательная история по одной теме (помощь, обман, лень, непослушание). И его можно без опаски давать детям потому, что он хороший, добрый. При этом он довольно «клейкий», дети его охотно смотрят.
ММ. Как ты сам отбираешь контент для детей? Для семейного просмотра?
Игорь Ашманов:
Я лично стараюсь отбирать диски сам., присматривать, чтобы не было обучения вредным моделям поведения. Мне отбирать довольно просто, мы в семье фактически не смотрим телевизор. Хорошего интересного контента достаточно на дисках.
Стараюсь отбирать именно фильмы, полнометражные мультфильмы, а не сериалы.
Лично я считаю, что сериалы это не очень хорошо. Они предполагают выхолощенность, пустоту каждой серии, незавершённость, «зацепку» зрителя в конце. А это влечёт отсутствие законченной истории, связного контента в одной серии. Кроме того, почти во всех западных детских сериалах главные герои обладают какими-то суперспособностями. Они все супермены. А отождествлять себя с суперменом абсолютно неправильно, и такие вещи я стараюсь своим детям не давать.
В чем отличие таких комиксов-сериалов, фильмов про Людей Икс и т.п. от народных и классических сказок, а также построенных на сказках, рыцарских и сагах историй наподобие «Властелина колец»?
В сказках герой — это обычный человек, который поставлен в необычную ситуацию, и находит в себе силы как-то этой ситуации вырасти, собраться с силами, противостоять и побеждать. Таким героям можно и нужно подражать, он такой же человек, как и ребёнок, который программу смотрит.
И он понимает, что тоже может стать таким. А суперменом он стать не может, суперменом же нужно сразу родиться или быть укушенным волшебным насекомым. Супермен во всех сложных ситуациях просто извлекает ниоткуда свою сверхспособность, как фокусник зайца из цилиндра. Просто ещё раз доказывает, что он в принципе, от рождения не такой, как все. Супермен не развивается, не учится ничему, он представляет собой тупую функцию превосходства.
Мне кажется, надо смотреть, подходит ли вашему ребёнку мультфильм. Например, у одной моей знакомой годовалый ребёнок начал все кидать, рвать и крушить после того, как она начала ему показывать мультики про Машу и медведя.
Мультик хороший. Но Маша в нем — хулиганка. Она демонстрирует такое поведение, которое годовалый ребёнок воспринял однозначно: все ломать — это хорошо.
Это происходит потому, мне кажется, что люди, которые делали мультфильм (или эту конкретную серию), были больше озабочены не его назидательностью, а «клейкостью», то есть, увлекательностью мультфильма, запоминаемостью, прилипчивостью к зрителю. На мой взгляд, многие как бы детские мультфильмы авторы делают не столько для детей, сколько для других взрослых. И здесь детскость — это повод для креатива, для того, чтобы покрасоваться перед креативной тусовкой. Ну как во «Вредных советах» Остера, которые вовсе не для детей, просто шутки для взрослых под видом детских стишков — и на самом деле вредные. В результате получился этакий умилённый взгляд взрослого, который показывает другим взрослым, ну надо же, какая Маша хулиганка, как круто.
А это совсем не та модель, которую мне лично хотелось бы доносить до детей из телевизора.
ММ: Можешь дать какие-то рекомендации родителям?
Игорь Ашманов:
Ну, ещё раз: я не педагог и не психолог, чтобы давать рекомендации. Почему я должен рекомендовать? Я лично считаю, когда это касается моей семьи, что нужно не доверять отбор того, что смотрит мой ребёнок, кому-то постороннему или вообще телевизионному пульту в руках ребёнка. Отбирать самому. Смотреть вместе с детьми то, что смотрят они.
Беседовал Максим Макаренков
Современные мультфильмы для детей нужно ещё изучать и изучать. Иногда даже сам не понимаешь, что они несут.
Вот, к примеру, мультфильм про Винкс.
Мало того, что они НЕНОРМАЛЬНО худые и полураздетые, мало того, что через них детям навязывается поведение, связанное с насилием (они постоянно с кем-то дерутся). Подобное поведение я как-то стал замечать у дочки, смотревшей эти мультфильмы (при этом, поведение копируется с огромной точностью).
Как-то моя дочка мне заявила: "Я не люблю учиться, а люблю моду! Я хочу быть похожей на Стеллу (одна из героинь мультфильма) - она тоже не любит учиться, а любит моду".
Винкс мы уже не смотрим, но вокруг столько соблазнов: майки с Винкс, куклы - Винкс, конфеты с Винкс и т.д.
Сейчас появились куклы и мультики "Монстер-хай". Героини - мертвые, оборотни, зомби и т.д. Кого не спрошу, все дети от них без ума.
Страшно становится.