Кто представляет себе араба-палестинца истым мусульманином в куфие, как у Арафата, да еще и с «Калашниковым» за плечами, наверное, удивится, встретив владыку Феодосия — архиепископа Севастийского Иерусалимской православной церкви.
культура: Когда возникла ваша церковь,
владыка?
Феодосий: Нашу церковь основал сам
Господь Иисус Христос. Другие сестринские церкви были
основаны апостолами, но нашу церковь основал сам Господь.
Он сам крестил наших предков, и по сей день остались
деревни, которые хранят свет христианства с тех времен. К
числу древних христиан относится и моя семья.
культура: Но палестинцы ведь в основном
мусульмане?
Феодосий: Да, после исламского завоевания
палестинцы стали постепенно переходить в ислам. Многие
сделали это только в XVIII веке, и тогда ислам стал
религией большинства нашего народа. Но еще в начале XX
века православные христиане составляли 20 процентов
населения. Сейчас — меньше. В ислам переходить
перестали, но многие эмигрируют в США, Канаду, Южную
Америку. Нелегко жить христианам: с одной стороны —
давление еврейского государства, с другой — новый
исламский фундаментализм. Мы оказались между молотом и
наковальней. Хотя, конечно, мы такие же палестинцы, как и
мусульмане, у нас один язык, одна культура.
культура: У Вас греческое, православное
имя…
Феодосий: Палестинцы зовут меня
по-арабски Аталла Ханна, как меня звали с рождения до
принятия сана. Я родился и вырос в деревне Рами, в
Галилее, на севере Израиля, в семье с глубокими и древними
православными корнями. В моем роду много священников, но
родители были обыкновенными мирянами.
культура: Много ли палестинцев-епископов
в вашей церкви?
Феодосий: Долгое время я был
единственным, все остальные — греки. В этом году
хиротонировали еще одного, из Иордании. В Палестине я
один. Хотя миряне — все палестинцы, а низовые
священники — почти все. Жаль, что греки относятся к
нам настороженно и не пускают нас в синод.
Феодосий: Есть такая проблема. Предыдущего патриарха сместили за продажу земель. Видимо, нужно больше епископов-палестинцев, чтобы возвратить доверие мирян.
культура: Вы всегда с надеждой
расспрашиваете меня о положении церкви на Руси, о
настроениях в Москве. Что могла бы сейчас сделать Россия и
Русская православная церковь в Палестине и на Ближнем
Востоке?
Феодосий: Я поддерживал внешнюю политику
России по Сирии и по Палестине. Россия показала себя как
подлинная заступница христиан, которые страшно страдали и
страдают в Сирии. После того как Россия дипломатическими
усилиями сумела остановить американцев, Путин и Лавров
стали пользоваться в арабском мире огромным уважением. Все
смотрят Russia Today по-арабски. Сейчас сложилась удобная
ситуация для проникновения российской «мягкой
силы» — создания духовных миссий, культурных и
деловых центров, расширились контакты с арабами во всех
сферах. Так было, кстати, раньше, во времена Советского
Союза. Мы, христиане, хотим расширения русского влияния на
Ближнем Востоке.
культура: Как справляются с этой задачей
русские дипломатические миссии?
Феодосий: По-разному. Например, посол
России в Ливане Александр Засыпкин превосходно говорит
по-арабски, часто выступает по телевидению —
неудивительно, что он пользуется здесь популярностью. А
если иной дипломат мало того, что сам в церковь не ходит,
с православными палестинцами не встречается, так еще и
своим сотрудникам запрещает это делать, то такая линия не
совсем понятна. Ведь в прошлом православные палестинцы
служили опорой еще императорской России на Ближнем
Востоке. Когда появился Советский Союз — они пошли в
компартию. Сейчас связь с компартией ослабла, но
пророссийская ориентация уцелела.
культура: Что Вы думаете о терактах в
России?
Феодосий: За ними стоит Саудовская
Аравия, которая своими немереными деньгами, которые
получает от продажи нефти, сеет семена исламского
экстремизма — не только в России. По всему миру
саудовцы строят мечети, но в своей стране не разрешают
построить ни одной церкви. И в Палестине, и в Сирии, а
теперь и в России саудовские деньги творят зло...
культура: Что же можно с этим
сделать?
Феодосий: Среди арабских политиков и
журналистов живет такая идея: «обезсаудить»
Аравию. Сместить с трона саудовскую династию и разбить
страну на отдельные провинции. Хиджаз с его священными
городами Меккой и Мединой передать его законным
правителям, потомкам пророка Мухаммеда, королям
Хашимитской династии. Они сотни лет правили Хиджазом, пока
англичане не прогнали их, дав им Иорданию в качестве
утешения. Король Иордании Абдалла II был бы неплохим
правителем в западной части Аравии, которая примыкает к
Иордании. Он приходил на рождественскую службу в церковь,
посылал поздравления христианам. Старается быть королем
для всех своих подданных. Восточные провинции могли бы
сами определить свою политическую судьбу.
культура: Какой выход Вы видите из
палестино-израильского конфликта?
Феодосий: Мир необходим, нельзя вечно
воевать. Но у идеи создания двух государств, еврейского и
палестинского, в современном мире шансов уже нет. При
Арафате были, а сейчас нет. Сегодня на повестке создание
единого демократического государства для всех жителей
Святой земли: иудеев, христиан, мусульман. С единым
парламентом, правительством, главой государства. Если не
создать единое демократическое светское государство, то к
власти придут, с одной стороны, иудейские, с другой
— мусульманские фанатики.
культура: Про Вас можно сказать: один в
поле воин. Почему не складываются отношения в патриархии?
Вы — единственный архиепископ — не член
синода…
Феодосий: Возможно, потому, что народ мне
доверяет, а это вызывает ревность у других
священнослужителей. Евреям представители патриархии
говорят, что Феодосий — палестинский националист и
враг Израиля, а арабам, что Феодосий — израильский
гражданин и дружит с евреями. Так что мне не позавидуешь.
На самом деле я уроженец и гражданин Израиля, путешествую с израильским паспортом. Но за то, что я призываю соблюдать права палестинцев, израильские спецслужбы считают меня врагом Израиля. А какой я враг? Со мной встречаются люди из «Нетурей Карта», глубоко верующие ортодоксальные евреи, живущие издавна в Иерусалиме. Это самые правоверные иудеи, каких только можно найти — и они часто меня навещают.
культура: В кругах русских православных
зачастую слышишь о приходе Антихриста, а затем — и о
Втором пришествии. Считаете ли Вы, что настало время
Антихриста?
Феодосий: Непростой вопрос... Конечно,
так предсказано, но времени исполнения пророчеств никто не
ведает. Лучше об этом не задумываться, а усердно посещать
церковь и стараться не грешить. Признак близости
Антихриста есть — это однополые браки. В Иерусалиме
и раньше бывали гомосексуалисты, но они скрывали свой
грех. Сейчас они им гордятся, а это возмутительно.
С Архиепископом Феодосием беседовал Исраэль Шамир
Очень хорошее воспоминание о встрече с владыкой осталось, как о доброжелательном и скромном человеке.
Помоги ему и всем христианам Святой земли, Господи!
Апостола Петра Христос крестил Сам- после Апостолы друг друга покрестили.