История русских святых мучеников, проливших свою кровь за Христа, начинается еще во времена апостольские – в те времена, когда крестить наших предков шел с проповедью о спасении святой апостол Андрей. Первыми русскими святыми мучениками являются Инна, Пинна, Римма, память которых отмечается Русской Православной Церковью 20 января / 2 февраля.
Как повествует святитель Димитрий Ростовский, составивший знаменитые Четьи-Минеи, на Киевских холмах апостол Андрей, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю»[1].
Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I в.) были учениками святого апостола Андрея. Родом они были из северной земли Великой Скифии, то есть они ильменьские славяне-русы[2].
В книге архиепископа Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока» их родиной ошибочно названа Малая Скифия. «Римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане»[3], поэтому одновременно быть учениками апостола Андрея и жителями Малой Скифии невозможно, на что не обратил внимания архиепископ Сергий[4].
Инна, Пинна, Римма были крещены апостолом Андреем, рукоположены в священники и направлены для укрепления веры и утверждения благочестия среди греков и инородцев, проживающих в Босфорском царстве. По пути в Таврию они везде проповедовали христианскую веру и крестили народ.
По приказу Херсонесского князя-язычника за христианскую проповедь они были схвачены и преданы страшной казни. В западной церковной агиографической традиции сохранилось свидетельство в «Асta Sanctorum» Иакова Ворагинского[5] об их мученической кончине:
«De Sanctis Martyribus Inna, Pinna, Rimma. | «О святых мучениках Инне, Пинне, Римме. |
Non sit calidum et splendidus sicut crystallus Inna refrigerandi vim habet ad fortes illius, Pinnensem Rima. Et in agonibus martyrum, quaedam prouinciae conuenerunt, et idolis servientes, quo capta barbaros ad praesidem. Christus praecepit ut a frigus Confessoris. Martyr accideret structum solidus acta in medio aquarum: et quamvis per ventosa frigoribus et corpus aquae gelu constricti et sedebam tristis usque peruenit ultimum vita, operam ad eorum beatitudinis rutsi anima Dei». | Да обретут тепло чистейшие, как хрусталь, ратоборцы хлада Инна, Пинна, Римма. Они претерпели мученичество в некоей северной провинции, где были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым и твердым бревнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твердую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии»[6]. |
«Первоначальный текст рукописи Мученичества (вероятно, вторая половина IV в.) не сохранился; в рукописи XI века (Paris. Gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны сказания в византийских стишных синаксарях конца X – XIII веков (см., напр.: SynCP. Col. 407; Paris. Gr. 1617; Ambros. B. 104) <…> В заглавии эпитомы указано, что Инна, Пинна, Римма пострадали в Готии (в Минологии императора Bacилия II (кон. X – нач. XI в.) употреблено архаичное название – Скифия. <…> Проф. Е.Е. Голубинский предположил, что Инна, Пинна и Римма пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, который находился на месте современной Алушты»[7].
Можно предположить, что святые мученики Инна, Пинна, Римма имели сан епископов, так как в кондаке (гимне), посвященном им, говорится: «…христианом заступников, Царствия Божия благовестников», а такое сравнение применимо только к архиереям. «Радуйтеся, святии Инна, Пинна и Римма, страстотерпцы Христовы и первые Крестителие (!) и Небесные заступницы Земли Русской…»[8]
В «Полном месяцеслове Востока» архиепископ Сергий (Спасский) приводит сведения из Сербского пролога XIII века, где в поучении на день памяти святых русских мучеников приводятся их имена в сербской огласовке: Енен, Нирин и Пен[9].
В числе русских святых I века В.Н. Татищев называет еще неоправданно забытых князя мученика Оскольда (Аскольда) и Глеба (Улеба), брата Святослава. Он писал: «Его же можно (Оскольда) за первого в Руси мученика почитать, как и Улеба (Глеба), брата Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены»[10].
В числе первых русских святых также известны священномученики Херсонесские: епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафадор, Елпидий, Еферий, Капитон, святой мученик Емилиан, святой великомученик Никита Стратилат Скифоготфский († 305), святой мученик Флориан Стратилат († 300).
Это только малая часть известных первых русских святых, прославленных Вселенской Православной Церковью. А сколько утрачено сведений о других славяно-русских святых! Летописи, хранившие в себе столько ценного о жизни наших далеких предков, погибли в огне нашествий иноплеменников: готов, гуннов, хазар и прочих.
В архиве Симферополя сохранился документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это – очень древние мученики». Этот документ подписан 30 октября 1950 года святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас возле алуштинского храма во имя Всех крымских святых возведена часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами.
К сожалению, в богослужебной практике память святых мучеников Инны, Пинны и Риммы не выражена особым богослужением, поэтому в среде церковных людей день их памяти совершенно и неоправданно забыт. Прославление памяти первых русских святых должно стать для нашей святой Церкви устойчивой литургической традицией и должно быть возведено по типу уставного служения, как минимум, к полиелейной службе.
Прославлять первых общенародных святых и молиться им – наш долг и честь. Святые мученики Инна, Пинна и Римма – это первый священный дар, первый плод веры наших далеких предков, который они принесли в знак своей веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, открыв своим первомученическим подвигом начало собрания драгоценной духовной сокровищницы – великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших.
Св. Первые Мученики Российские Инна Пинна Римма, молите Бога о помощи в сей день и последующее время со всеми Святыми!
Спаси Господи, за статью!
Чудное место Крым ! ! !
Иногда думаю о нашей семье, вряд ли в советское время задумывались об имени детей, о пути Господнем. А вот Господь соединил нас со своими святыми. Инно, Пинно, Риммо молите Бога о нас!
В монастырях женское имя Инна вычеркивают из имярека, т.к. имя мужское, т.е. святого мужчины. Мне пришлось в своей церкви просить батюшку дать мне другое имя, нарекли Евдокией. Но помощь св. Инны всегда ощущаю, 2 февраля - день преставления и 3 июля - день тезоименитства всегда теплятся в душе, как дни моих родных.
всем благодати Господней и укрепления в вере!
Молите Господа, да помилует Россию и всех нас грешных!
У меня есть три Друга, три Ангела-Хранителя, которые помогают, направляют и защищают меня - да и всех нас. Они первыми просияли в сонме мучеников Славянских.
Конечно, я причастилась в свои именины.
Святые мученицы Инно, Риммо и Пинно, молите Бога о нас ! Дивен Бог во святых Своих!
Акафист святым составлен Евгением Владимировичем Храповицким и выложен в интернете. Прошу ваших святых молитв о р. Б.Евгении.
акафист святым
Спасибо за познавательную статью, всего самого доброго желаю автору и с днем ангела дорогие Инны и Риммы!
Слава Богу за все!
Святые Инна, Пинна и Римма, молите Бога о нас, грешных!
р.Б.Кирилл+
(Карелия Петрозаводск)
А есть ли Акафист святым?
Очень люблю этих святых, подтверждаю, что они неоднократно помогали мне и являлись во сне - с просьбой составить акафист и почитать их. По моей просьбе акафист этот был составлен Е.В.Храповицким и выложен в интернет. За 2 года до известных событий в Крыму (а святые почивают в Алуште) - были эти события. Нисколько не сомневаюсь, что эти святые совместно со Святителем Лукой умолили Господа о благоприятном ходе событий в Крыму. К сожалению, святые до сих пор малоизвестны ((
2-й день их памяти - 3 июля.
И сегодня, в день памяти Российских святых, хочу вновь напомнить всем об этих первомучениках славянских.
Таким образом, ИМХО, преждевременно прославлять мучеников Инну, Пинну и Римму именно как русских святых, так как это еще очень спорный вопрос, и позиции одного историка здесь явно недостаточно.
С уважением к автору и создателям сайта Pravoslavie.ru
Игорь Алексеевич
Для тех кто не знаком с работами автора, информирую, что данная статья, наравне с некоторыми прочими его публикациями на этом уважаемом сайте, является частью замечательной книги "Русские Древности", совершившей революцию лично в моем сознании, и открывшей сенсационные фаты и аспекты древнейшей истории нашей Святой Руси, столь тщательно срываемые от нас ранее. В книге приводятся исследования и открытия последнего времени, говорящие о доисторическом происхождении нашего великого народа, его языка, письменности, культуры.
Книга написана Н.В. Солнцевым, редактором выступил доктор филологических наук В.В. Каширина. Все выводы и аргументы подтверждены множеством ссылок на авторитетных авторов.
Всем советую познакомиться:
www.rusdrev.ru
И, самое главное, непонятно, на каком основании мученики Инна, Пинна и Римма причисляются к славянам. Великой Скифией в то время вообще-то называлась территория, населенная скифами, которые, как известно, были ираноязычным народом. Так что вряд ли правильно считать святых мучеников нашими предками, здесь я согласен с Сергеем, Константином и отцом Петром.
Но за саму информацию об этих святых спасибо.
Святые Инна, Римма и Пинна, молите Бога о нас!
спасибо за прекрасную статью! Она столь же убедительна, аргументирована и наполнена примечаниями, как и остальные Ваши статьи, опубликованные ранее! Вы открываете нам много нового, неизвестного и интересного о наших корнях, наших предках, истории нашей Земли Русской.
Спаси Вас Господи!
Совершенно верно. Да и во времена апрстольские и славян как таковых на Днепре еще не было. До прихода гуннов там жили сарматы и герменоязычные готы. Да и само предание о хождении туда Ап. Андрея появляется только в Московский период (14 в.)для оправдания временного разрыва с Константинополем из-за Флорентийской Унии и весьма сомнительно.
На самом деле первыми святыми Древней Руси являются варяги Феодор и Иоанн.
Святые мученики Инна, Римма и Пинна, молите Бога о нас!
Однако есть вопросы/ 1)Допустимо ли называть протославян I в. на оз.Ильмень "русскими" (это поздний этноним)? 2)По месяцеслову это славяне, но имена у них готфские и греч. (вероятно в крещении). О каждом сказано: "Новодунский, Славянин, мч.". Может ли автор пояснить почему "новодунский". В статье об этом ничего нет