Аскетика – этика – этикет

Не стоит на месте наша жизнь. Всё в ней течет, всё меняется. Как человеку почувствовать, что правильно, а что нет? На какие принципы ориентироваться? В старину люди больше руководствовались аскетическими принципами. Потом наступила эпоха морализирования. Теперь люди больше задумываются об этикете, чем об этике. И я бы не сказал, что эти перемены нам во благо. Теперь труднее стало жить хотя бы потому, что расхожие жизненные ориентиры на поверку оказываются довольно смутными.

    

Хотелось бы разобраться, как и почему от аскетики люди перешли к этике, а потом и вовсе – к этикету.

***

За что отвечает этикет? За то, что прилично и что неприлично в определенном сообществе. Цель этикета просматривается хорошо: как не стать изгоем. Правила этикета меняются в одно мгновение в зависимости от обстановки. Университетская аудитория запрещает изъясняться похабным уличным языком, ну а шагнул студент за порог «храма науки» – пожалуйста. Интернет переполнен потоками ругательств от людей с хорошим образованием и острым умом.

По сути этикет представляет собой свод обычаев, не больше того. Обычаи и правила поведения действуют исправно, однако безукоризненно следующий этикету человек легко может быть моральным уродом. Одно другому нимало не мешает. И отсюда понятно, что этикет вообще – вещь неплохая, но на этикете нормальную человеческую жизнь не построишь. Слишком нетвердое, неглубокое основание дает он для жизни.

Об этикете сказано достаточно. Теперь об этике два слова. Этика отвечает на почти детский вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Это уже гораздо серьезнее, чем этикет. Этические понятия о добре и зле имеют самое основополагающее значение. Да-да, основополагающее. Правда, и тут без проблем не обошлось.

Например, человек усвоил, что такое добро и зло. И вот ему предстоит сделать выбор, совершить решительный поступок. Он знает, что надо бы выбрать добро, но ему в данной ситуации добро невыгодно. Как себя заставить поступиться кровными интересами, какие мощные доводы привести помимо этических?

Или другой случай. Надо выбирать не между добром и злом, а между одним злом и… другим, в общем-то, злом. Как быть? Скажут весело: «Из двух зол выбирай меньшее». Со стороны сказать легко, другое дело – самому стоять перед таким выбором и лихорадочно искать, нет ли третьей возможности, нет ли доброго выбора… Искать и не находить… Одним словом, сама по себе этика тоже не самодостаточна. Я уж не говорю о том, как заметно меняются этические представления от эпохи к эпохе, как они сильно отличаются у разных народов.

Аскетика посвящена борьбе со страстями и культивированию добродетелей. Это уже посильнее и поглубже задевает нашу жизнь. Зло в нашу жизнь приносят страсти, так считают аскеты. И предлагают различные способы борьбы со страстями. Поборовший страсти человек становится мудрым, он делается более устойчивым, более фундаментальным, чем любые исторические обычаи и общественные мнения.

***

История – хороший учитель. К ней и обратимся.

Рафаэль. Проповедь апостола Павла в Афинах. Картон для ковра. 1515. Лондон, Музей Виктории и Альберта Рафаэль. Проповедь апостола Павла в Афинах. Картон для ковра. 1515. Лондон, Музей Виктории и Альберта
    

В нехристианской античности было в основном так: этика считалась частью философской аскетики. Не буду рассказывать, что такое философская аскетика, упомяну только, что познакомиться с ней можно по очень влиятельной античной философской школе стоиков. Стоики даже в Новом Завете упоминаются: они спорили с апостолом Павлом. Итак, если этика – это часть аскетики, то мы имеем налицо очень удачное их сочетание. У этических поступков появляется мощная мотивация: человек строит самого себя из своих отдельных поступков и потому не может позволить себе плохих поступков, ведь это его разрушает. И важно, что у древних этика не была вершиной человеческого пути. То есть на ней философы не успокаивались, шли дальше, не позволяли себе быть самодовольными моралистами.

Подобное соотношение между этикой и аскетикой мы находим и в христианстве. Однако здесь всё свое, не заёмное, не списанное у старых греческих философов. Всё свое в Православии – и аскетика, и этика, и богословие. Нравственная жизнь, этика напрямую фигурирует в аскетических писаниях монахов. Откроем самый знаменитый православный аскетический сборник и прочтем его обширное название: «Добротолюбие, или Словеса и главизны священнаго трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в немже нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает». Длинное название у «Добротолюбия», из него следует, что ум святых отцов шел к совершенству через нравственное очищение.

В античности и в средние века сохранялась традиционная связь между аскетикой и этикой. Потом связь ослабела. Протестантская Реформация решительно отказалась от аскетики. И в Новое время связь надорвалась. Таким образом, этика осталась на правах широкой автономии или вообще – на правах хозяйки. За XVIII и XIX столетия много было опубликовано моральных рассуждений. Тогда казалось, что на свет появляется новая нравственно просвещенная Европа. В XX веке эта мечта лопнула, как мыльный пузырь. Бесчеловечные мировые войны и тоталитарные режимы в просвещенной Европе заставили людей пересмотреть свои воззрения на этику.

До того дело дошло, что в 1969 году одного крупного философа спросили:

– Напишете ли вы «Этику», доктрину действия?

– «Этику»? Кто может себе это позволить сегодня, и от имени какого авторитета предложить ее миру? – изумился Хайдеггер[1].

Как бы нам ни хотелось уйти от проблемы с самодостаточной этикой и сделать вид, что всё в порядке, – не получится. Оглянемся по сторонам: этика разбилась на тысячу кусочков, каждый из которых никого ни к чему уже не обязывает. У каждого сообщества и субкультуры припасена своя немудреная этика, и никого это теперь не удивляет. И разные сообщества соревнуются между собой, кто больше этических запретов объявит неактуальными. Всюду ощутимо чувство, что уже не надо быть добрым, просто соблюдай правила общественного этикета, и тебе будут все улыбаться. Правда, поддельными улыбками. Но, как сейчас говорят: «Если подделка высокого уровня, то все о'кей». Почему о'кей? Ясно: подделка обходится дешевле, чем что-то настоящее, значит, для расчетливого успешного человека – это хороший способ сэкономить. Мы не на том экономим, на чем надо.

Так получилось, что этика, оторванная от аскетики, не устояла. Ей на смену пришли правила этикета. Те, кого это не устраивает, могут задуматься: почему так произошло? Может, не надо было этику от аскезы отрывать? Может, аскеза нам все-таки тоже нужна? Древние греки не были христианами, а вот значение аскезы они четко понимали. Нам бы тоже не мешало задуматься о том, как аскетика помогает человеку жить по-человечески. Она не только для монахов актуальна.

Диакон Павел Сержантов

29 января 2014 г.

[1] Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 152.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Семейная жизнь и аскеза Семейная жизнь и аскеза
Диак. Павел Сержантов
Семейная жизнь и аскеза Семейная жизнь и аскеза
Диакон Павел Сержантов
Мы привыкли слышать о подвиге монашеской жизни. Он есть, что и говорить. А наряду с ним есть подвиг материнства, подвиг отцовства, подвиг почтения к родителям. Не будем об этом забывать.
Аскеза в современной православной семье Аскеза в современной православной семье
Свящ. Константин Петраке
Аскеза в современной православной семье Аскеза в современной православной семье
Священник Константин Петраке
Мы наблюдаем нарастающую тенденцию к ограничению и умалению роли подвижничества в духовной жизни современной православной семьи: нынешние христиане прибегают к разным хитростям и уловкам — и богословским, и гастрономическим, — чтобы ослабить аскезу или даже «освободиться» от ее обязательности.
Нужна ли современному мирянину аскетика? Нужна ли современному мирянину аскетика?
Священник Павел Гумеров
Нужна ли современному мирянину аскетика? На этот и другие вопросы ищет ответ в своих беседах с прихожанами иерей Павел Гумеров. С опорой на Священное Писание, труды святых отцов и опыт современной психологии, в живой и доступной форме, со многими примерами, в беседах раскрываются особенности поведения и мышления человека, которому Бог судил жить, спасаться и бороться с грехами в XXI веке
Комментарии
диакон Павел 3 февраля 2014, 03:19
Уважаемый Иван,
я понимаю, что Ваши комментарии написаны не из желания меня "зацепить", как говорят в интернетах))
Если бы я был уверен в обратном, я бы отвечать принципиально не стал: don't feed a throlls.
Так что наш диалог в пределах допустимого сетевым этикетом )))
Павел 2 февраля 2014, 15:26
Продолжение.

Что происходит сейчас? Забывая, что наука- вне понятий добра и зла, атеисты ищут в ней истоки "новой" этики.
Любая идеология, объявленная или воспринимаемая как наука (при этом ее научность, в действительности, иной раз весьма сомнительна), пишет свою этику. Вчера было можно истреблять эксплуататорские классы - научно, истреблять неполноценных, евреев, славян - опять-таки научно. Сегодня можно отменить пол, ввести вместо него понятие гендерности, воскресить идеи мальтузианства, нивелировать человека до животного, до скопления атомов и т.д. И снова под знаком научности!
Атеист будет нравственным только до тех пор, пока культура, в которой он воспитан, будет еще сохранять остатки того самого религиозного архетипа, той самой этики. А дальше - конец...
20 век нам это уже показал.

Павел 2 февраля 2014, 15:21
Ученица и соратница Хайдеггера Ханна Арендт написала в одной из своих работ, посвященных анализу событий 20 в., что "обыденность зла" и его глобальный масштаб в 20 в. происходил из-за утраты веры.Только религиозный авторитет , своего рода страх Божий, делает этику живой,осмысленной, обязательной и универсальной.Этика, не освященная светом Бога, не существует и не идет дальше этикета.
Трудно с этим не согласиться.Поэтому меня всегда удивляли рассуждения о "светской" этике, о том, что и атеисты могут быть нравственными. Безусловно, в рамках этикета их поведение может быть безукоризненным. Но дальше, переходя к этике, положение меняется. Во-первых, этические ценности становятся сразу условными и относительными. Во-вторых, они сразу же становятся в зависимость от идола, которому современные атеисты поклоняются совершенно некритически и религиозно - науке. Наука же - это просто инструмент, она принципиально вне понятий добра и зла, вне морали и этики. А раз так, то и этика - это фикция.
Иван Х. 1 февраля 2014, 12:29
Александр, Вы правы в мысли о том, что Господь посылает для исправления строптивым людям ещё более строптивых соседей. Мысль вполне святоотеческая.
Ни в коем случае не воспринимайте мой рассказ как желание похвальбы.
Когда в семье кто-то болен, мы делаем всё, чтобы его спасти. Я говорил не о простой раздражительности, а о прогрессии нервной системы в сторону безумия, медицинского заболевания, инвалидности. Это настолько ужасно, что Александр Сергеевич Пушкин воскликнул при виде своего потерявшего рассудок товарища: "Не дай мне Бог сойти с ума! Уж лучше посох и сума" (нищета и скитания).
Рассказав о молитве, я лишь выражаю твёрдую веру в силу общей церковной молитвы. Господь слушает даже грешников. Это реальный факт, подтверждение которого я лично испытывал не раз.
Не всегда такие истории имеют счастливый конец.
Некоторые наши выпавшие из жизни прихода братья не возвращаются несмотря ни на какие молитвы прихожан и даже скорби от Господа. Это тоже нужно принимать со смирением и не прекращать за них молиться.
Мы стали слишком много критиковать. Давайте лучше показывать добро, которое есть в Церкви, чтобы людям стало чуточку теплее рядом с нами!
Иван Х. 1 февраля 2014, 12:10
Дорогой отец Павел, пожалуйста, не воспринимайте мои слова как укор или желание поспорить.
Надеюсь наша беседа не спор, но конструктивный диалог, обогащающий обоих собеседников.
Этика, этикет и аскетика очень похожие слова, но принадлежат разным сферам антропологии.
Моё мнение заключается в том, чтобы не противопоставлять их друг другу.
Нужно противопоставлять православную этику (мораль), этикет (поведение) и аскетику (упражнения для духовного развития) светским.
Откуда Отцы взяли слово "аскетика"? Из гимнастической практики спортсменов готовящих тело и дух к победе. Это можно чётко проследить в сравнении святого апостола Павла христиан с состязающимися спортсменами.
Работать днями и ночами ради денег тоже аскеза, но дурная, направленная в никуда.
Учение о морали было всегда, просто научно изучать и называть его этикой стали относительно недавно.
Этикет присущ любому обществу, и не только человеческому.
Наша цель не отрицать эти понятия, но наполнить их подлинным христианским смыслом.
З. Ы.
Большое спасибо Вам за замечательные экзегетические публикации по пророческим книгам Ветхого Завета. Узнал из них много нового, получил богатую пищу для ума.
Евгений31 января 2014, 21:12
Валерий65:, как много из тут комментировавших готовы в реальности отдать жизнь за ближнего (не родственника не родного, а просто ближнего)?
р.б. Александр31 января 2014, 19:22
Ивану Х.

Возможно, что ваш друг, пономарь, в соответствии с духовными законами имел искушение после исполнения своего доброго дела (духовного подвига). Если бы не вы были рядом и молились за него, то кто-нибудь другой сделал это -- Господь поставил возле него именно того, кто заслужил терпеть его резкость и раздражительность. Очевидно, что заслужили вы по своим грехам, разве что вы святые, в чём сильно сомневаюсь.

В общем -- не ваша молитва ему помогла а милость Господа Бога нашего Иисуса Христа (молитвой мы помогаем себе, общаясь с Господом). Это его, пономаря, духовный опыт, познает таким образом самого себя, научится лучшему духовному деланию, своей мере.

Спасибо отцу диакону за статью, интересные размышления.

Спаси вас Господь, Иван!
диаконПавел31 января 2014, 12:52
Уважаемый Иван,
в одной статье я объединил этику, этикет и аскетику - все три занимаются регулированием отношений между людьми, так что сопоставлять их рядом резонно.
Аскетика - самый мощный "регулятор", она включает в себя этику и содержит много чего помимо этики (заботу о духовном сердечном устроении).
Иван Х.31 января 2014, 08:42
Дорогой отец Павел, в одной статье Вы объединили несколько разные понятия, относящиеся к человеку.
Этика - сердечное устроение человека (существует православная этика), относящееся к духовной сфере.
Этикет относится к душевной и телесной сфере - практические нормы поведения.
Аскетика - комплекс физических и духовных действий.

Да, меня тоже предавали вежливые и тактичные люди.
Процент предателей среди них ничуть не больше, чем среди грубиянов, невоздержанных, а также и постников.

В нашем храме с нами вместе служит Богу пономарь. Мы его очень любим. Он по природе весьма аскетичен и любит поститься, ограничивать себя. На наших глазах он стал чрезмерно раздражительным и начал с презрением смотреть на всех вокруг. Мы это видели и очень переживали, потому что он оказался на грани настоящего психического расстройства. Только молитвой и незлобием в его отношении получилось выправить ситуацию. Считаю, что Сам Бог совершил чудо - спас дорогого нам человека.

Поэтому всё зависит от сердечного устроения каждой личности. Этика (мораль) у каждого своя. Мы должны стремиться стяжать христианскую этику.
Дорогой отец диакон, мы с Вам - христиане, мы выбрали путь за Христом, этот путь не может быть без клеветы, предательства и зла.
ТаняСем30 января 2014, 13:57
Страшно то,что в наше время этикет стал равен комфорту,который не дает развитие личности как духовно,так и физически,ведь и правда,когда "все удобно",то и "шевелиться"зачем?И лучше "искусственно" улыбаться всем и вся следуя
принципу-так надо,чем вкладывать во все частичку души и тем самым развиваться,а это очень великий труд!А вкалывать мы,извените,не привыкли по-настоящему!Прости меня Господи за осуждение,если не так!
диакон Павел30 января 2014, 13:33
Уважаемый Иван Х., Вы вот утверждаете: "Если человек хочет, чтобы к нему хорошо относились, пусть и поддельно и... зарабатывает благожелательность окружающих - то он уже на верном пути."

Вас никогда не предавали поддельно-благожелательные люди, которые уверены, что они на верном пути? Надеюсь, что нет.

У меня не было намерения своей статьей - заклеймить тех, кто придерживается правил этикета и этических принципов. Мое намерение - показать недостаточность этикета и кровную связь этики с аскетикой.
Валерий6530 января 2014, 12:52
Ивану Х. Статья очень актуальна, с вами не соглашусь. Апостол Павел говорил, что мы можем жизнь свою отдать ради ближнего, но если не имеем любви к этому ближнему, то все бесполезно. Вот высота и красота христианской этики!
Иван Х.30 января 2014, 08:55
При всём моём почтении к автору, проблематика статьи надуманна.
В современном мире каждый день сталкиваешься с бескальтурьем и хамством, в том числе и в себе самом, наплевательским отношением ко всем и всему.
Если человек хочет, чтобы к нему хорошо относились, пусть и поддельно и делает навстречу этому реальные шаги - зарабатывает благожелательность окружающих - то он уже на верном пути.
Такичные, вежливые, пусть и притворно, люди ныне исключительно редкое явление. Их нужно поддерживать, а не критиковать, призывать их брать следующую вершину.
Если разобраться, этика в духовном росте тоже непроста: сначала нужно бояться наказания, затем искать награду у Бога, а уже после можно обрести желание творить добро просто так, ради самого добра.
Кто говорит, что можно перепрыгнуть эти ступеньки как рза-таки аскетического пути, заблуждается.
Сначала научимся трудом искать милости у людей, затем научимся искать её у Бога.
А если мы сами не умеем ещё творить добро бескорыстно по любви к добру, то не будем осуждать других людей, подобных нам.
Сергий-6029 января 2014, 22:56
Автор хорошо выстроил линию: аскеза-этика-этикет. По наши немощам мы сегодня имеем последнее. Но это последнее нам ничего не даёт. Даже по законам материального мира, альпинист, собирающийся подняться на вершину, вынужден ограничить себя необходимым. Иначе, всё взятое лишнее, приведёт к гибели. Человек приходит в мир голым и покидает его голым. Все богатсва этого мира на самом деле прах. Ничего с собой не взять. За что боролись-то всю жизнь? Поэтому и сказано в Писании, не собирайте себе сокровищ на Земле, собирайте на Небесах. И в этом аскеза нам - лучший помошник. Не научившимуся сознательно ограничивать себя в этом мире, в вышнем мире делать нечего.
Наталья29 января 2014, 17:36
Только расчиталась, а статья и кончилась! Спаси Христос, отец Павел! Хотелось бы продолжения Ваших размышлений на данную тему.
Евгений29 января 2014, 13:36
Без аскезы не устоять от соблазнов современного мира.Это же не простое ограничение себя в быту и довольствование малым,это более глубокое и объемное понятие,в котором духовная составляющая гораздо больше и важней.Она нужна всегда и постоянно потому, что иногда можешь просто не понимать "прелести" чего либо: от предложений заняться той же йогой или "расслабиться" с друзьями в пятницу после работы,до возможности "вкусить запретный плод".Постоянно держать себя "в тонусе" гораздо проще,чем однажды дав себе слабинку, потОм с трудом возвращать когда-то пОтом завоеванные позиции. Когда аскеза станет образом мыслей и жизни,это и будет постоянным "деланием себя".
Дай Бог нам всем любви,терпения и сил!
Сергей29 января 2014, 13:31
Информативная, пользительная статья. Благодарствую!






















Читатель29 января 2014, 12:47
Мы привыкли ко всяческому комфорту. А аскеза предполагает ущемление/урезание/лишение себя комфорта как телесного, так и душевного. Постоянного наблюдения за собой. Покаяния и молитвы. Трудно это. А если бы внимание держалось на благодати, которая подается во ремя этих трудов, а не на самой аскезе, то было бы не трудно, а радостно, хотя и трудно )
Но мы привыкли ко всяческому комфорту и делаем все, чтобы это комфорт удержать...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×