«Мы были такими же, как вы»

Два взгляда на одну проблему

    

После публикации «Размышлений на Крещение» игумена Нектария (Морозова) мы получили письмо от нашего читателя Нины Жильцовой, в котором она заступилась за тех, кто приходит в православный храм лишь за святой водой и ради освящения куличей. Мы попросили отца Нектария прокомментировать письмо Нины и поделиться своими соображениями о том, как не оттолкнуть человека, готового переступить церковный порог. Оба текста размещены ниже.

Нина Жильцова
«А если эти люди пришли за любовью и теплотой?»

После Пасхи и Крещения иногда я слышу осуждающие слова в адрес тех, кто в храм заходит редко, а за крещенской водой или куличи освящать идет. Слышу, что не это главное, что они создают очереди, что у них нет глубокой веры, что не хотят жить по Евангелию, не стремятся воцерковиться.

Я и сама когда-то ходила в храм именно так. Зачем я приходила? Зачем приходят сотни этих людей в храмы? Не просто за водой или освятить кулич. За благодатью. Хоть краешком почувствовать Божию благодать. Обычно приходишь: ничего не понятно, ловишь на себе осуждающие (как кажется) взгляды… чувствуешь, что всё делаешь не так, мешаешь. А когда приходишь на Праздник, вроде как не должны про тебя думать: «Чего пришел?» – всё понятно: за водой пришел. А сам в это время спокойно Богу помолишься, как умеешь. Или просто рядом с храмом постоишь. Не чувствуешь себя чужим. Есть приобщение к Празднику. Хоть немного побыть частью Церкви в своих глазах.

Наверное, как воцерковленным людям хочется, чтобы их родственники и окружающие тоже воцерковились, так и батюшки еще больше переживают за свою паству. Чтобы приходили не только на Пасху и Крещение, а проникали вглубь веры, прибегали к Таинствам, молились на службах, жили по Евангелию.

Только вот как привлекать этих людей? Критикуя за то, что пришли? Приходят люди раз в год, а им и тут не рады. Вдруг они чувствуют отношение «вот, пришли, невоцерковленные, с канистрами!»? А если они пришли за любовью и теплотой? Бог покрывает нашу нелюбовь к людям, когда это нужно. Если обидишь кого в храме или тебя обижают, часто Бог утешит. И подаст благодать несмотря ни на что. Ни на грехи, ни на канистру, ни на то, что редко ходишь в храм.

А поступаем ли мы так же? Мы, бывшие когда-то тоже невоцерковленными? Есть два любимых в народе Праздника. И люди приходят не к нам, а к Богу, в храм. Разве это не радость? Разве в очереди за святой водой нельзя почувствовать благодать?

Давайте придем им навстречу, примем их, поможем, расскажем, объясним. Например, прихожане конкретного храма могут на неделе принести как пожертвование чай и печенье. Организовать на время очереди за водой раздачу бесплатного чая в обычных пластиковых стаканчиках. Чтобы почувствовали пришедшие впервые, что в храме на них не смотрят косо, даже наоборот. Рядом для скучающих детей организовать викторину, рассказывая параллельно про веру.

Это же такой шанс помочь невоцерковленным! Подать им руку, утешить, привести к вере!

Запугали мы бедных людей. Женщина пришла в храм в брюках. Подходит к иконам. «Бог вашу молитву всё равно не услышит – вы в брюках!» Не ходишь в храм – плохо! Редко приходишь – плохо! Приходишь за святой водой на Крещение – опять не так, приходи попозже, чтобы очередь не создавать. Вот и идут новоначальные в храм сгорбившись, согнувшись, испуганно озираясь, всё ли они правильно сделали или нет. Боятся ошибиться лишний раз. Достаточно ли длинная юбка, правильный ли платок? Мало грехов на исповеди – плохо подготовился, попробуй по книжке. Пришел с длинным списком грехов по книжке – подошел формально, пиши от себя. А ты, может, плакал вчера, готовясь к исповеди, искренне старался подготовиться. И опять осечка.

Всех правил сразу не усвоишь. Во всю глубину веры не проникнешь. И многие проходят этот болезненный путь, преодолевая себя, свою гордость, свои страхи, терпя осуждающие и снисходительные взгляды.

Я так благодарна тому батюшке, который исповедовал меня перед венчанием. С таким вниманием и любовью. Так просто и понятно. Снисходя к моим грехам и немощам. Объясняя. Приводя в пример жития святых. А ведь это была моя первая сознательная исповедь. Тому батюшке, который нас с мужем венчал. Торжественно, проникновенно, с любовью читая молитвы. Заражая нас и всех пришедших гостей своей теплотой. Тем прихожанам, которые терпеливо отвечали на мои вопросы. Той бабушке, которая рассказала мне о святом Спиридоне Тримифунтском, когда я спросила, кто изображен на иконе.

В воскресной школе я как-то пришла на занятия с коротким рукавом. Там это было не принято. Вместо замечания одна очень добрая и милая старушка дала мне свою запасную кофточку. Это было так трогательно, что я не смогла отказаться и сидела на занятии в ней.

Я благодарна маме, которая водила меня в храм освящать куличи. Стоя в очереди и ожидая батюшку, я питалась благодатной атмосферой Праздника, проникалась уже тогда любовью к храму.

Почему нам жалко физически больных людей, а духовно больных мы чаще отталкиваем и осуждаем? Давно ли мы сами стали чистенькими?

Да, есть люди, не имеющие пока глубокой веры, грешники, духовно больные люди. Но почему нам жалко физически больных людей, а духовно больных мы чаще отталкиваем и осуждаем? Давно ли мы сами стали чистенькими? И стали ли ими вообще? Сами мы не перестали быть духовно больными, но считаем себя выше. Хотя не мы освящаем Церковь, а Святая Церковь нас, грешников.

***

Игумен Нектарий (Морозов)
«Я благодарен за это письмо и то неравнодушие и боль, которыми оно наполнено»

Игумен Нектарий (Морозов). Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Игумен Нектарий (Морозов). Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Знаете, какова, на мой взгляд, одна из самых распространенных ошибок, которую допускают воспитывающие своих детей взрослые папы и мамы? Они забывают о том, что сами когда-то были детьми. Оттого-то и вырастает так часто стена непонимания между самыми родными и близкими в сущности людьми. Оттого-то и не могут подчас папа с мамой найти необходимые слова, убедительные аргументы в общении со своим чадом, а самое главное – не могут подобрать ключ к его сердцу, не чувствуют его, а он не чувствует их. И что-то сродни этому происходит, к сожалению, в Церкви.

Это тем более странно, что многие из нас, пастырей, не говорю уже о мирянах, не родились и не выросли в церковных семьях. Мы точно так же когда-то входили в храм как в область для нас неисследованную, неведомую, даже пугающую. И как же нам хотелось, чтобы люди, которые уже давно стали здесь, в Церкви, своими, всё знающими, всё умеющими, были не просто терпимы, снисходительны по отношению к нам! Нет, мы нуждались не только в том, чтобы на нас не шикали, не шугали нас, в конце концов не смеялись над нами. Мы искали помощи: советов, объяснений, подсказок, а иной раз и непосредственных указаний. И, конечно, очень надеялись ощутить, почувствовать в людях Церкви ту любовь, то тепло, которых так катастрофически не хватало и не хватает в окружающем нас мире.

И вот… Проходят годы, десятилетия, и мы сами становимся «всё знающими и всё умеющими» или даже что-то «значащими» в Церкви. И уже не мы ищем помощи, наставления, совета, тепла и любви, а от нас ищут и ждут всего этого. А мы… Мы смотрим на тех, кто сейчас должен был бы напомнить нам нас самих же – давних, почти забытых… Смотрим и думаем: «Ну как же можно быть такими бестолковыми, такими невежественными, неуклюжими и несуразными!» И досадуем и ропщем на своих «захожан», и потешаемся иногда над ними, а часто просто-напросто не находим для них времени, сил, способности к душевному участию.

Так бывает! И бывает часто! И когда так – горе нам.

Я лично и как настоятель, и как священник, и просто как верующий человек, живущий в Церкви, очень этого боюсь. Боюсь не узнать в пришедшем ко мне человеке себя, каким был лишь 20–25 лет тому назад. Боюсь, как бы тот, кого послал, направил лично ко мне Господь, не пропал для Церкви, не остался без необходимой ему поддержки и заботы. Боюсь, как бы из храма, в котором я служу и за который несу ответственность, кто-то не ушел обиженным, оскорбленным, с чувством, что ему здесь не рады, что он, страшно сказать, лишний.

А потому не просто стараюсь быть бережным и внимательным, насколько хватает моих сил и способностей, сам, но и прошу о том же отцов, несущих послушание в нашем храме во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, сотрудников храма, постоянных прихожан. Даже на наших регулярных встречах-беседах с прихожанами я обязательно напоминаю: мы собрались здесь не просто для того, чтобы побеседовать о том, что для нас важно, нам интересно. Да, мы говорим об истинах нашей веры, о жизни христианина в современном, таком непростом мире, о борьбе со страстями, о стяжании добродетелей и – прежде всего – любви. Но для чего? Только для того, чтобы самим стать «более знающими и умеющими»? Нет – но и для того, чтобы быть способными поделиться этими знаниями и умениями с теми, у кого их еще нет.

И я специально напоминаю: «Вы, дорогие братия и сестры, ходите в храм регулярно, для вас он уже стал домом, и вы, конечно, практически всегда легко можете узнать, разглядеть человека, пришедшего сюда впервые или просто бывающего здесь редко. Будьте готовы прийти этому человеку на помощь, подскажите, что будет необходимо, спросите, в чем у него есть нужда; не нужно ему ничего – пусть увидит хотя бы вашу улыбку, ваше теплое, неравнодушное к нему отношение». Особенно напоминаю я об этом накануне таких праздников, как недавно прошедшие Рождество и тем более Крещение.

Получается ли что-то в результате, приносит ли это какой-то плод, насколько действенны оказываются такие призывы? Настолько, насколько позволяет наше человеческое несовершенство… Но плод, однозначно, есть. Я вижу, что для наших прихожан это очень важно: понимать, чувствовать свою ответственность, сознавать, что многое, очень многое в Церкви зависит от них, что и они не чужды миссии апостольской.

Пасхальный крестный ход Пасхальный крестный ход
    

И я тоже убежден, что дни великих церковных праздников, когда многие люди, обычно в храм не ходящие, до храма все-таки добираются, действительно дни для них особенные. И порой благодать Божия в эти краткие мгновения пребывания человека на службе касается его сердца, изменяет, преображает его. Я очень хорошо помню первый пасхальный крестный ход, в котором я принял участие. Это был, кажется, 89-й или 90-й год. В руках у меня и окружающих меня со всех сторон людей были горящие свечи, и как-то получилось, что я случайно… поджег волосы стоявшей передо мной молодой женщины. Мне, разумеется, пришлось их спешно тушить, и вот чудо: ни она, ни ее супруг или спутник на меня не рассердились. Я тогда именно как к чуду к этому и отнесся, и такая мелочь, такое снисхождение к моей неловкости, такое чувство чего-то неизмеримо большего нас, общего согрели мою душу.

Мне ни в коем случае не приходится расстраиваться от того, что в храме в праздник становится иногда тесно. Хочется даже, чтобы стены раздвинулись и больше людей смогли вместить, и я шучу порой:

– Братия и сестры! Вам тесно, вы чувствуете, что вас поджимают слева, справа, так что и руку порой трудно поднять, чтобы перекреститься? Так и слава Богу! Сейчас-то вы точно можете понять, что все мы составляем во Христе, в Церкви единое Тело.

Я согласен практически со всем, о чем говорится в опубликованном выше письме. И более того – благодарен за него и за то неравнодушие и боль, которыми оно наполнено. Благодарен и за практический, очень хороший совет: в этом году я, каюсь, о чае и печенье для людей, стоящих на улице в очереди за крещенской водой, не позаботился. На будущий год постараюсь эту важную деталь не упустить.

Человека в храме на самом деле запугивать нельзя – так же, как и ребенка нельзя воспитывать страхом, а можно лишь любовью. Не нужно одергивать и без того во всем не уверенных, стесняющихся самих себя людей на каждом шагу, гнать с исповеди девушку, пришедшую в брюках, или молодого человека в рубашке с коротким рукавом, осуждающе смотреть на женщину, дерзнувшую проникнуть в храмовое пространство с непокрытой головой. Это всё потом, после можно объяснить – про юбки, платки, рукава и прочее, прочее, что куда менее важно, нежели вера и любовь, нежели покаяние и обращение к Богу.

И, безусловно, мы должны постоянно об этом говорить, на этом настаивать, к этому друг друга в Церкви влечь – к такому отношению, такому подходу, настрою. И, Бог даст, что-то у нас получаться будет, особенно если пастырям будут усердно помогать такие неравнодушные прихожане.

Они не хотят узнавать, учиться, они желают одного – взять и унести, требуют за свечным ящиком жалобную книгу, потому что свечницы «медленно работают»…

Но есть беда, не замечать, игнорировать которую нельзя никак. Среди людей, «приходящих в храм по праздникам», немало сегодня тех, кто идет сюда не для того, чтобы пережить встречу с Богом, а для того, чтобы что-то «унести» с собой: приобретенную в храме икону (которая от чего-либо «помогает»), свечи («чистить квартиру»), ту же воду (из семи храмов, потому что так она «сильнее становится»). Да, и с таким расположением пришедший человек может пережить в храме нечто гораздо большее, нежели удовлетворение от «сделанного дела». Но… Но всё больше становится наших соотечественников, которые буквально пропитаны страшным духом потребления, настолько проникнуты им, что и к Церкви они относятся так же утилитарно, как к какому-то духовному супермаркету. И с ними очень сложно бывает о чем-то всерьез говорить, они не хотят узнавать, учиться, они желают одного – взять и унести. Это они дерутся подчас с кем-то из соседей по «очереди», переворачивают огромные емкости со святой водой, требуют за свечным ящиком жалобную книгу, потому что свечницы «медленно работают, с обязанностями своими не справляются».

Потерпеть их нетрудно. В конце концов, в храме они бывают до обидного редко, так что терпеть приходится нечасто и недолго. Горько просто, что помочь им не удается. Это как с нищим, которому даешь деньги, а он кидает их тебе в лицо, одеваешь его, а он всё сбрасывает с себя… Почему? Потому что он-то не чувствует себя нищим, и твоя забота его оскорбляет, возмущает до глубины души. Что тут поделаешь? Остается опять же терпеть и, как говорит автор письма, жалеть.

Но иногда и… защищаться. Полагать некий предел тому, что готов себе позволить такой человек в храме. Не позволять, например, ругаться и скандалить, стоя перед алтарем, отталкивать от бака с водой разливающего ее охранника, чтобы налить самому. И быть готовыми к тому, что это самое непозволение станет поводом для обиды, для последующих разговоров о «грубых, бессердечных людях в Церкви», о «безразличии, бездушии», даже «бесчеловечности». Помню рассказ моего хорошего знакомого, настоятеля старейшего в нашем городе собора. Он вышел из собора и столкнулся с мамой, которая, также выйдя перед этим из него, не нашла более удобного места для справления нужды ее малышом, нежели прихрамовая территория. Настоятель был, наверное, не столько даже возмущен, сколько изумлен. Открыл было рот, чтобы что-то сказать, и услышал в ответ:

– Сами виноваты! Где у вас тут туалет?!

Туалет, и правда, только строился, а сам собор восстанавливался.

Так тоже бывает. И хуже бывает. И не настолько редко, чтобы подобный случай можно было признать исключительным, из ряда вон выходящим.

И я честно скажу: когда сталкиваешься с чем-то подобным, то не столько досадуешь и гневаешься – правда! – сколько скорбишь, испытываешь боль, а иногда даже, признаюсь, унываешь.

Хочется, чтобы сочувствовали не только тем, кто еще переминается у церковного порога, но и тем, кто давно пришел в Церковь и ревностно служит ей.

Для чего признаюсь, для чего скажу? Наверное, для того, чтобы иногда, время от времени кому-то приходило в голову, всходило на сердце сочувствовать и сострадать не только тем, кто еще переминается пока у церковного порога, но и тем, кто пришел в Церковь давно и с желанием и ревностно служит ей. В этом, правда, есть нужда, это справедливо, это естественно, подчас – просто необходимо…

Ведь, что греха таить, часто в храме всё держится не просто в первую очередь, а практически полностью на священнике, его настоятеле. Это неправильно, нерационально даже, но что поделаешь? Сотрудниками, помощниками священник обрастает лишь со временем, постепенно. И ему бывает очень и очень нелегко. И, кроме всего прочего, обидно, когда за всё, что он делает, воздаянием становится лишь критика, очередная констатация того, что в Церкви «всё не так». Я не буду гневить Бога: у меня, как у настоятеля, помощников довольно, и я и за них, и им самим очень благодарен. А вот больно и обидно бывает время от времени всё равно, не только за себя, но и за них тоже.

***

Неоднократно мне приходилось получать и читать письма о том, как облегчить вхождение в Церковь для новоначальных, – письма проникновенные, иногда трогательные, иногда даже гневные. И само по себе это неравнодушное отношение к «братьям меньшим», вне всякого сомнения, заслуживает всяческого уважения и одобрения. Только… Только и нам, священникам, тоже хотелось бы рассчитывать на подобное понимание, бережность, неравнодушие по отношению к нам. Хотя бы в какой-то степени. А об этом, к сожалению, в наши дни и самые ревностные, самые болеющие за Церковь душой люди всё чаще и чаще забывают…

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Гуля31 января 2017, 16:21
Уважение не отменено,можно пожертвовать косынки и длинные юбки для незнающих церковный этикет прихожан, я думаю это хороший выход из неловкого для всех положения.
Ирина15 марта 2015, 16:20
Считаю, виноваты мы и наша лень. Воскресные школы есть. В монастырях есть возможность прийти поговорить со священником, задать вопросы, исповедаться в любое время днем. Литературы много. А мы делаем вид, что так все сложно и непонятно. Очень нам трудно заставить себя пойти в храм. Нужна чья-то поддержка (чтобы кто-то пошел вместе с нами). Тогда все получится.
Евгения16 июля 2014, 18:25
Братья и сестры, а у меня вопрос по прочитанному. Только не кидайте в меня помидорами, пожалуйста. Значит с коротким рукавом в храм нельзя?
Спасибо заранее.
Михаил23 мая 2014, 19:20
Ну почему, всё-таки, мы должны спокойно-уважительно принимать людей приходящих-заходящих в Храм-Церковь со своим правилом-уставом и не "стремящихся" узнать-принять устав-правила в общество людей Храма-Церкви: меня очень отвлекает-раздражает обтягивающая одежда на девушках, женщинах или короткие юбки.
"Всех правил сразу не усвоишь. Во всю глубину веры не проникнешь. И многие проходят этот болезненный путь, преодолевая себя, свою гордость, свои страхи, терпя осуждающие и снисходительные взгляды.", а это и есть приход к настоящей Вере через преодоления себя, а не оставаясь со своими пороками, в первую очередь производными от гордыни, в Храме-Церкви.
Таня Цвілая25 апреля 2014, 22:07
Благословения Божия Вам, дорогой Игумен Нектарий!!!
Юрий Смирнов18 февраля 2014, 15:33
То, что мы потеряли в двадцатом веке, сложно восстановить. И века не хватит. И то, в том случае, если мы не уничтожим себя. Если отсутствует любовь к ближнему, можно ли думать о будущем? В мире, где существуют однополые браки, не может быть будущего. Благодаря маленьким людям, ведущим чистый образ, живет этот мир и не важно зачем ты пришел к храму. Важно, что пришел. И придешь еще не один раз. Душа подскажет. Мы-устроители современного общества, нам и расхлебывать. Да, хранит нас Господь.
Сергей С.12 февраля 2014, 15:39
Юлии (2014-02-04 12:43):
Держитесь, Юлия, ведь всё возможно с укрепляющим нас Господом! Представьте, что такого человека Господь ждёт, как он ждал любого из нас! Ведь Он же любит всех без исключения!!!
Он только ждёт обращения человека, ждёт, когда сердце у человека смягчится, и всячески этому содействует. Давайте и мы будем терпеливы, и будет нам награда за это от Господа Всемилостивого Бога!
И представьте, какая же будет радость на Небе и на земле, как обрадуетесь и Вы в том числе, когда произойдёт обращение такого человека!
А когда Вас кто-либо "задевает" - молитесь за него, и, скорее всего, будете чувствовать облегчение. Подай вам Бог этого!
Спаси, Господи!
Юлия 4 февраля 2014, 12:43
Кроме приходящих в храм по большим праздникам, есть и ещё группа таких, кто тоже обладает "повышенной эмоциональной чувствительностью". Я именно из таких, только начинающих свой путь как прихожане. Хочу сказать, что лично у меня эта самая чувствительность и даже уязвимость проявляется не к указаниям или критике со стороны тех, у кого я учусь церковной жизни - им я только благодарна. А вот смущаюсь я, когда сталкиваюсь с небрежением и уверенностью (спокойной уверенностью, безо всяких сомнений!) людей, активных, если можно так выразиться, "поперёк происходящему" в храме. Понимаю, что грешу; наверное, это для смирения мне. Но вот сейчас, пока я не тверда, не получается возлюбить того, кто протискивается к иконе во время Херувимской... Хотя бы локтями не так энергично работали...
ольга 3 февраля 2014, 19:42
Не знаю кого Нина защищает, думаю хулиганов. На своем опыте скажу, что по долгу службы часто бываю в командировках и неизменно хожу в храм. Люди здороваются в храмах между собой и со мной. Никто не смотрит на меня косо, хотя и видят первый раз и по взглядам понятно, что им интересно кто я.
А, что у нас бывает на Крещение за ВОДОЙ, прихожане идут крест целовать, а толпа давит СВЯТОЙ ВОДЫ набрать, пришлось спинами батюшку закрыть, чтобы не столкнули! А батюшка, всех просил благоговейно набирать ВОДУ!Ну и что ему делать, улыбается с горечью: погибну, так в Рай (после Причастия)!
Так, что в храмах не встречают по одежке и не провожают по уму! Все же скромность украшает человека! Простите меня!
Валентин 2 февраля 2014, 13:40
Спасибо Всем. Долго не решался высказать свои мысли. Вспомнил детство и свою покойную мать которая брала меня с собой в церковь. Вспоминаю, что стоя на службе прихожане вежливо свечей постукивали по левому плечу впереди стоящего прихожанина и шепотом просили передать свечу конкретному святому.Тот в свою очередь передавал таким же образом свечу дальше и она доходила до нужного места.Никакой суеты и тол котни. Это я к тому когда прихожане стремятся сами во время службы протиснутся и поставить свечу.Я тоже пытался таким же образом поставить свечу, но на меня недоуменно оборачивались непонимая что я хочу.И еще на вопрос прихожанина куда поставить свечу слышал ответ Поближе к алтарю.Может с моей стороны это дерзость или гордыня,но нельзя ли священникам в своих проповедях объяснять и правило поведения и как правильно и с какой целью ставить свечи и многое другое.Спасибо Простите за нескромность.
Елена 2 февраля 2014, 03:17
Друзья! Перед лицом Бога самый последний "захожанин" может стать первым, а самый первый прихожанин - последним, так как нам неизвестен промысел Божий. Однако в КАЖДОМ из нас сидит то самое, под названием "Гордыня", хоть маленькое, хоть мельком скользнувшее, но есть же, есть! Желаю всем, и "новеньким" и "стареньким" не походить на цыплёнка, вылупившегося из яйца со словами: "А где оркестр и цветы?" Спокойнее, братия и сестры, спокойнее.
Любовь 1 февраля 2014, 11:05
Спасибо большое за статью. Я вот тоже воцерковилась недавно и после вашего письма, Нина, вижу насколько я стала фарисейски относиться к редким прихожанам. Спасибо вам за это! Как говорится в Евангелии не человек для субботы, а суббота для человека, а иногда человека то и не видишь в ближнем.
Хочу высказать о.Нектарию благодарность за ваши статьи, мне они очень помогают.
Спасибо Василию (Евгению) за размышления про осуждение!!!
Интересно было узнать про обычай целования в храме, мне кажется у меня был бы шок от этого. Мне сложно осознать, что мы все вместе едины на службе, у меня получается как будто я одна, нет чувства общины, что ли.
Желаю всем пребывать в мире и любви!



иерей Георгий31 января 2014, 14:21

Вот еще один взгляд на проблему!
http://www.youtube.com/watch?v=Nbnv4gVDx-k
Ек.31 января 2014, 10:32
С интересом прочла разные замечания! Сделала вывод для себя - какие по характеру люди в городах и деревнях живут, так и в храме себя ведут. Кто скромно, кто нескромно. Вообще впечатляющие комментарии. Статьи прекрасны.
Саня31 января 2014, 03:43
Нина - молодец!
о. Нектарий ... тоже хорошо поправился!
Слово Нины - это то, чего не хватало в первом слове о.Нектария "о канистрах" :)
Василия (Евгений)31 января 2014, 02:03
Часто, и, наверное, гораздо чаще чем я думаю, мне встречаются люди, которые смотрят на меня осуждающим взглядом - плод моего "доброго" отношения к ним.
Не сразу, но все же, я заметил, что мое первое суждение о человеке ошибочно. Практически всегда. И мои размышления привели меня к тому, что это я осуждаю не самого человека напротив. Нет, это я осуждаю того, кого я сам выдумал, как бы за него подумал, выдумал и осудил. А почему так? А потому что за него я могу подумать только через себя. Я же никогда в жизни не смогу узнать внутренние переживание кого-либо.
И выходит, братцы, что осуждаю я себя. И не то, чтобы осуждаю, а того хуже - я свидетельствую против себя на суде Господнем. Потому как, это и есть я. А причина тут известная, она во всех делах моих спутница и источник всех моих бед - гордыня.

Может кому и пригодятся мои размышления.
Инна30 января 2014, 22:36
Подписываюсь под каждым словом Нины Жильцовой.
Ответ игумена Нектария достойный.
Благодарна о. Нектарию за статьи, которые трогают сердце и никогда не оставляют равнодушным. Рада, что смогла прочесть книгу "Монахи" Юлии Посашко, узнать о пути игумена Нектария к Богу и монашеству. Отец Нектарий, Ваша история, описанная в книге, показалась мне самой живой и близкой. Много созвучных мыслей. Помощи Божией Вам и всем, кто рядом с Вами.
С уважением, Инна.
Анна30 января 2014, 19:44
Спасибо, Ниночка! Как раз на Крещение в этом году, стоя на службе, и смотря на проходящих за водой через весь храм людей, думала: "Господи, прости, ведь я тоже несколько лет назад делала также". Мне кажется, чудо может произойти в любую минуту, главное, придти в храм. Спасибо за ответ батюшки.
Ирина30 января 2014, 15:57
Согласна с Иваном.

Кто считается с верными? Да никто. Ах вы помолиться пришли, бездельники?

Как в известной истории, когда зашедшая в храм написать записки пожилая пара шумно перечисляла имена и их попросили вести себя потише, мужчина ответил: "Мы по делу пришли, а не то что эти" - кивает на молящихся.

Московские храмы, да и Лавра, полны зеваками. Руки в карманах, жвачка во рту.

Как в музей пришли. А что? Классно, тепло, светло, хорошо поют, вкусно пахнет, а, главное, БЕСПЛАТНО.

И еще можно будет на работе рассказать, что в "мы вчера в церковь заходили". И почувствовать себя удовлетворенным. Все правильно сделал (с).

Что более-менее простительно иностранцам (хотя абсолютно непонятно почему иностранцам нельзя объяснить как вести себя на территории православных обителей и храмов?), совершенно не приемлемо для русских.

Гонений нет уже 25 лет, есть книги. Бери читай, учись, трудись. И уважай тех, кто рядом.
Галина30 января 2014, 15:44
Милый батюшка,люди добрые,спаси вас Господи!Можно я добавлю,что все ворчливые и добрые бабушки и милые батюшки в большие праздники очень устают.Бабушки наматывают километры между подсвечниками,убирая по нашему хотению свечи,выслушивая нас и стараясь помочь,подтирая для нас полы.Батюшки исповедуют не по расписанию ( для нашего удобства составленному ),а когда мы захотим сами подойти на исповедь.Куличи должны освятить,потому что Я пришла, такая хорошая и многое другое по нашему хотению.Давайте научимся любить ДОМ БОЖИЙ и служащих в нем.
Марина30 января 2014, 15:22
Очень часто мы, прихожане и захожане, наставления батюшек воспринимаем как осуждение! Это не правильно! Когда батюшки к нам обращаются, они не осуждают, а наставляют, это их святая обязанность!
Галина30 января 2014, 14:07
...к Господу все шли за исцелением. С верой ,что ОН СМОЖЕТ.Когда я стояла в очереди за крещенской водой среди "них","невоцерковленных,захожан,грешников",то слышала,как люди поражались чудом -"вода крещенская не портилась".
ТаняСем30 января 2014, 13:44
Огромная сердечная благодарность автору Нине за очень нужную статью нам тем,кто еще только топчется на пороге Храма,а игумену Нектарию низкий поклон за терпимость и доходчивость пояснений!!!Очень много для себя прояснила некоторые моменты для "себя любимой",тоже временами раздражительной и нетерпимой к людям,да еще и обида иногда на батюшек,что не выслушали как хотелось бы,прошу прощения Господи!!!Дорогой игумен Нектарий,от всего сердца желаю вам Божьей помощи в вашей тяжелой службе на благо Церкви и пусть у вас на всех хватает сил на прихожан,ведь так хочется спросить совета у такого,по настоящему духовного отца,коих очень мало и мне не встречались к сожалению,прости меня Господи,грешную!А вопросов так много и большое желание узнать очень,очень есть...
Р.Б.Георгий30 января 2014, 11:16
Немного из личного опыта:
"В чужой монастырь со своим Уставом не ходят" и тот кто это понимает и выполняет таких проблем не имеет. И для них не будет "злых бабок" в любом храме. "Нечя на зеркало пенять, ..." Поэтому скажу смело - да, нового человека в храме (невоцерковленного) видно сразу, но видно и другое, кто с чем "пришел". В основном два варианта - "Не учите меня жить" и "Надо присмотреться кто тут самый богомольный и следовать ему".
Роман30 января 2014, 11:15
Огомное спасибо за статью! С тем, что описано мы сталкиваемся не только по Великим Праздникам, но и практически ежедневно. Скажите, с кем не бывало, что на литургии в воскресение читается Евангелие, ты закрыл глаза, внимательно вслушиваешся и в это время тебя толкают со словами: "Отойдите мне свечку надо поставить". Ставят и дальше идут по храму, расталкивая прихожан и пробираясь к очередной иконе и таких примеров масса. Но я хотел бы обратиться к священнослужителям. Людьми надо руководить и не стесняться делать замечания и наставлять. Вы все видите что происходит в храме, не оставляйте этого без внимания, постоянно указывайте людям на их ошибки. Люди слушаю только Вас и ждут от Вас наставлений. Приведу один пример, в наш храм приехал новый батюшки, очень добрый и прекрасный человек. С первых дней своего пребывания он начал указывать людям на их ошибки с любовью. Когда, он начинает исповедь первым делом он отодвигает лично своими руками людей на 5-6 шагов объясняя о таинстве исповеди. Мой знакомый рассказывал, что у этого батюшки он впервые по настоящему исповедовался, так как чувствовал только его, а не толпу рядом стоящих людей. Руководите нами! Не бойтесь никого обидеть, люди ждут наставлений именно от Вас, а нет от рядом стоящего такого же человека. ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Татиана30 января 2014, 10:15
Мне кажется мы забыли главную Божью заповедь - возлюби ближнего своего КАК САМОГО СЕБЯ. "Захожанин", "прохожанин" или постоянный прихожанин - любого мы должны любить, без всяких напоминаний или оправданий в усталости или занятости, потому что это Бог нам его посылает. Да-да, вот такого, угловатого, неуклюжего или даже агрессивного. И наше дело - ему помочь, направить, потому что, поверьте, дорогие постоянные прихожане, он вас потом будет всю жизнь помнить добрым словом! Душа, когда только начинает путь к Богу, очень восприимчива, очень эмоциональна. Отсюда так легко обижаются "прохожане" на все, что не понимают. Пока не понимают.

Я тоже прошла путь от "захожанина" на праздники до постоянного прихожанина и совершенно точно могу сказать - впасть от уныния и осуждения церкви, когда ты ничего в ней не знаешь до такого знаете...равнодушия и ложной успокоенности и уверенности в собственной добродетели, когда ты часто исповедуешься и причащаешься - ОДИН ШАГ!!! Желаю всем не успокаиваться ложно от своих добродетелей, а быть готовым на постоянное обновление, очищение души и на любовь к ближнему. “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)
Иван Х.30 января 2014, 08:29
Огромное спасибо за прекрасную, добрую статью, доброе и светлое письмо.
Иногда даже нам - церковным людям не хватает поддержки, сердечного тепла, человеческого участия и сострадания.
Давайте дарить друг другу добро, хотя бы доброе слово, сами начнём искать доброту в людях, а не замыкаться в своих обидах и раздражении на весь мир.
Екатерина30 января 2014, 05:06
Да, это проблема, конечно... Но все зависит от человека. Если мы кого-то критикуем в храме, то это, извините, осуждение. Страшный грех, которому мы все подвержены и с которым тяжело бороться. Я лично в храме стараюсь не смотреть на людей и ни о ком не думать, а смотреть за собой и стараться лучше участвовать в Богослужении, только молиться. Такому я следую совету. Другое дело, когда человек бесчинствует в храме, хулиганит - тогда надо вмешаться, конечно. Я тоже пережила сложный период, когда пришла в храм, крестившись - ничего не знала, сам внешний вид мой вызывал порой критику у прихожанок. Но я все равно ходила на службы, терпела холодность, раздражение и неприятие, я говорила себе, что мне какое дело, я пришла сюда не к людям, а к Богу. Начала ходить на встречи православной общины, но там чувствовала себя чужой, со мной только одна женщина разговаривала. Все были воцерквленные уже давно, многие из семей духовенства. Но я думаю, что все это было даже хорошо, чтобы воспитывать в душе смирение.
Дмитрий30 января 2014, 01:14
Проникновенная фотография вначале.
Спасибо фотографу!
Светлана30 января 2014, 00:42
Знаете, что привлекает и в отце Нектарии, и в Нине, кстати, спасибо им большое за это, - они незлобливы. В их текстах нет раздражения, нет злости. Есть сожаление и есть досада. А вот в некоторых комментариях, простите, за моё, увы, осуждение, есть. Как хорошо, когда рядом с тобой добрые люди, побольше бы их. Блаженны милостивые. Спасибо вам.
Светлана29 января 2014, 21:43
Когда я начала ходить в храм, тоже многое смущало, иногда и до осуждения доходило. Просто старалась быть повнимательней, наблюдала. Потом появилась возможность из книг, интернета находить нужную информацию о том как себя правильно вести в церкви, что делать в определенные моменты богослужения. Все можно узнать, если есть желание. И все-таки, приходя в храм только в большие праздники, многого ты не узнаешь. Да и не поймешь. Сужу, конечно, по себе. И только постоянное пребывание в храме может тебя научить всему тому, что необходимо знать и уметь.
ирина29 января 2014, 21:12
Господи! Прости и помоги! Вразуми и исцели Всех!
Anastasia29 января 2014, 20:03
я тоже в юности ходила освящать куличи и брать воду "потому что так надо", а потом через много лет пришла в Храм воцерковляться к тому самому батюшке, который раз в год меня видя, да и вряд ли помня, но со зримой любовью освящал мои бессмысленные куличи.
У каждого свой срок, а нам нужно с любовью людей встречать, кем бы они не были и сколько раз в год не приходили. :)
Виктор29 января 2014, 19:47
Очень хорошо написала Нина. Но и вторая часть письма о. Нектария мне показалась очень важной, видимо, в силу моего скромного опыта. (Например, недавно пришла женщина в храм с собачкой, кто-то из прихожан сделал замечание, женщина сильно обиделась.)Несколько раз в год немного помогаю возить воду для освящения в наш храм на городской окраине. Чаще всего хватает воды в колодце, но на Богоявление и на храмовые праздники воду возим в прицепе легковой машины в 60-литровых бочках. На площадке перед храмом надо разворачиваться, а "захожане" и прихожане тоже норовят поставить свои авто поближе к храму. Поэтому никто из "водовозов" не любил оставаться возле храма
отгонять авто, пока другие ездили набирать воду. Но как-то один трудник начал легко без скандалов, без угроз вызвать ГИБДД справляться с этим хлопотным делом. Оказалось, он действовал так: просил остановить машину, с улыбкой приветствовал водителя, поздравлял с праздником, а затем кратко объяснял ситуацию. Осечек, практически, не было.
Наталья29 января 2014, 18:08
Перед Богоявлением долго думали с мужем, идти на службу или нет: пятеро детей, из них четверо - совсем малыши, затопчут их. Не пойти не смогли: как остаться без Причастия и детей без принятия Святых Христовых Тайн оставить?! Несколько раз еле успевали прикрыть деток от разворачивающихся в толпе людей с банками (банки как раз на уровне детских головок находятся в таких случаях, только люди, эти банки держащие, об этом не догадываются). По окончании Литургии не могли выйти из храма, т.к. толпа ломилась внутрь за водой, а нам наоборот надо было на улицу, и тут нам с мужем стоило уже огромных физических усилий, что бы детей не задавили, двоих самых маленьких держали на руках, двоих других чуть постарше поставили между собой и держали оборону (только не надо в этом месте обвинять настоятеля храма и всех остальных в плохой организации, ибо это не так!). Не осуждаю, не жалуюсь, не ропщу, просто очень благодарна нашему пихожанину за возглас: "Да выпустите же детей!", после которого мы смогли выйти...
Чего поперлись? Почему в другой день не могли причаститься и детей своих причастить заодно? Так потребность есть бывать в храме каждое воскресенье и по праздникам, большим и малым. Простите мня все.
К.И.29 января 2014, 16:59
Оба автора правы, помощи им Божией.
Но Нина "немножко более права" в части о ранимости людей(хотя я, "по долгу службы", должна бы поддержать, да еще и как следует проиллюстрировать примерами слова о. Нектария))) - вот по какой причине. По той, что если человек ЧИТАЕТ ЗДЕСЬ СТАТЬИ - он уже по определению не требует у старушки-свечницы жалобную книгу, не топает ногами "а мне чихать на то, что у вас служба, я пришел - значит, ваш поп должен ко мне выйти" и не курит прямо на пороге храма от скуки ожидания в очереди за водой (раз в год придя - мог бы и потерпеть хотя бы до ворот...) Так что как ни обличай (справедливо!) здесь таких новоявленных красноармейцев с цигарками - они НЕ ПРОЧТУТ. А вот только что пришедшие в храм - расстроятся. Просто они сейчас наиболее чувствительные и ранимые. "Неправость" батюшки не по сути, а в том, что здесь нет аудитории, к совести которой приходится взывать.
А вот в смысле чая и викторин... Давайте не будем своей "юной свежестью" перегружать бабушек-свечниц и замученного грохотом канистр единственного батюшку. Давайте заранее подготовимся "ядром прихода", САМИ приготовим хоть чай, хоть кофе, сами придумаем, чем мы займем детишек - и сами все сделаем. А то - кому мы говорим свои рацпредложения? Себе их надо говорить. Да и "окружать добром и заботой" в храме- только батюшка должен? Проведите "ликбез" на приходе, как НЕ надо вести себя с захожанами и почему. Всё доступно и возможно.
Анна29 января 2014, 16:37
Спасибо! Около десяти лет назад, (крещеные, но не воцерковленные, до сих пор не понимаю, что это значит) и не один год я заставляла мужа ходить за " святой" водой в ночь с 18 на 19 января. Не в храм, а на источник, на "трубы" в берегу на Москве-реке в Коломенском. Упрашивала, уговаривала… Мне было почему то это важно… Воду хранила бережно в банках весь год, израсходовала как-то трепетно в ситуациях важных. Когда мы с мужем брели по тропинкам, пробираясь к берегу реки, в это время люди толпились с священником у проруби (даже знания не было о литургии, причастии), а мы проходили мимо к " трубам"… Столько лет прошло! Живем сейчас в замкадном районе, храм у нас строится, хожу на службы, муж только на Пасху куличи подвозит и на Крещенье помогает воду набрать. Я верю, меня Бог вразумляет и моих родных не оставит. Ничего я не знала, но очень потихонечку… И, Слава Богу!
Елена29 января 2014, 16:01
И мне обвинения Нины кажутся не просто преувеличенными, но еще и такими "совковыми", простите. "Нам не додали". Вы в Церковь зачем идете, позвольте спросить? Чтобы получить "поглаживание"? Так это Вам к психотерапевту, он за деньги Вас и погладит, и еще много хороших слов наговорит.
Зато, отвечая Ивану на его комментарий о непотребном поведении "захожан", Вы тут же становитесь в позу: а вот я на Вашем месте - молюсь! Может, и молитесь. Только это очень похоже на молитву фарисея.
Анна29 января 2014, 15:47
а мне в конце комментарий батюшки очень понравился. а то выходит как-то однобоко - все, кто вновь приходит прямо чуть не жертвами выставляются, а кто постоянно ходит - вроде как прямо тираны. к батюшке, священнику с почтением надо относиться. новенькие мы или старенькие - это понятно должно быть. чай не умалишенные же. какое служение, жертвенность, сан. а у нас все выходит как у нас обычно и выходит - лишь бы претензии выкатывать, а нам самим и слова ни скажи. тут уж простите банальная гордынька с болезненным самолюбием. уж если мы сами (захожане) считаем себя людьми с большой буквы, так давайте и к каждому в храме так относиться, особливо к батюшке, который по нашему разумению всю дорогу нам должен вне зависимости от обстоятельств, времени года и суток. раз в год собрались, хоть в каком виде - вот он прямо тут нам сразу все и должен. любовь и почтение. а мы - не должны ничего. у нас только скорбь, и горе, и кризис. нас только понимать и принимать надо. прям двойные стандарты какие-то. некрасиво очень. и с чего вам, простите, чаю надо в очереди? извиняюсь, видела давеча очередищу в музей Пушкина - и никому чаю не надо, все стоят как шелковые на морозе. и сама так стояла, и многие тутошние комментаторы очевидно. а в храм приходим - и понеслись претензии по списку. посмотрим в зеркальце, господа, прежде чем батюшек да служащих церковных обсуждать, осуждать и учить. храм - это храм. скромнее.
Наталия29 января 2014, 15:34
Нине Жильцовой. "Мальчик вышел и сказал: Возьмите ребенка на ручки." Скажите, а самой догадаться успокоить ребенка было очень сложно? По Вашему письму получается, что только "злобные" прихожане мешают людям ходить в Храм. Я убеждена, что если человек хоть с минимальной долей уважения относиться к святыне, он не придет за Крещенской водой с грязной бутылкой из-под виски или пива. А ведь приходят, и не редко. Стоящих за водой раздражает длительность литургии и они этого не скрывают. Слышишь, как в очереди говорят: "Что, пораньше не могли освятить? Сколько можно стоять?" Им наплевать и на службу и на молящихся. Что эти люди ждут от святой воды, зачем она им? И почему взрослые люди не в состоянии узнать самые элементарные правила поведения в храме? Это очень трудно? Если Вас приглашают на прием президенту страны, а Вы там ни разу не были, Вы ведь очень подробно узнаете, в чем принято приходить на такие мероприятия и как себя надо вести. А в Божий Дом можно придти как угодно и в чем угодно и вести себя так, как привык дома на кухне. А все дело в том, что очень часто люди НЕ ХОТЯТ ничего знать,сами никого не любят и не уважает, и нечего обижаться.
Георгий29 января 2014, 15:01
Спасибо огромное за статью! Позволяет взглянуть на себя со стороны! Вспоминаю слова святого Иоанна Златоустаго, когда великий святой сначала обличал в грехах, говорил о том, что люди делают неправильно. А потом с любовью и жалостью принимал людей, готовых слушаться, и, скорее всего, многих других, как своих детей и нес ко Христу их,с их немощами, молясь за них каждую ночь, каждый день прося у Господа вразумления и милости ко своей пастве. Какой это труд! Также и здесь, без обличения и без трезвого видения, что грех есть грех, без обращения внимания на благоговенйость, благопристойность ко храму, ко всему святому, мы можем просто привыкнуть, не дай Боже. Огромное благодарность всему священству, которые сражаются за нас на передовой, отвечая за свою паству и за себя, несут нас ко Господу. Как же это трудно, низкий поклон Вам всем! Обличайте, учите, наставляйте нас, мы будем стараться исправляться, отвечать любовью, возрастать в вере, только не оставляйте нас и вашего внимания о нас. С большой любовью к Вам!
Ольга29 января 2014, 14:52
Мне кажутся обвинения Нины преувеличенными. Сама я начала ходить в церковь в 90-х и никогда не сталкивалась с негативным отношением к себе, хотя бывала в разных храмах в разных странах. Теперь сама с искренней радостью помогаю всем, кто с каким-то вопросом обращается ко мне в храме.
Ирина29 января 2014, 14:15
Спаси Вас Бог батюшка, что напоминаете, тем кто за свечным ящиком в дни праздников надо проявлять больше любви и терпения объясняя новоначальным на их вопросы, которые они задают и не раздражаться на них, это всё повторяется каждый год впереди Пасха
Нина Жильцова29 января 2014, 13:40
Иван, а я даже не вижу противоречия между вашими словами и написанным в статье. Каждому, священнослужителю, прихожанину, новоначальному, в помощь будет память о том, что мы все люди.
Оказываясь на вашем месте, когда кто-то мешает в ответственный момент, я тоже иногда раздражаюсь. Но мне помогает в таких случаях помолиться за того, кто как-то неправильно поступает, и за себя, что не могу сосредоточиться на молитве и осуждаю. Помню не всегда об этом, но когда помню, помогает.
Кстати, как то сын у меня плакал у входа в храм. Мы ездили в поездку, заехали в монастырь, и пора было уходить. Сын не хотел. Вышел мальчик и сказал: "чей ребенок? Возьмите на ручки, там Евангелие читают!". Вот вообще не обидно и не зло. Даже спасибо ему. Наверное, замечание замечанию рознь. И каждый случай индивидуален.
Ваш комментарий просто шикарное дополнение к статье! Что "старых" прихожан тоже можно пожалеть и понять.
Tatiana Parfenova29 января 2014, 13:27
Как редко мы задумываемся, что чувствуют окружающие нас люди, наши близкие. Спасибо, что напомнили!
Ирина Михайловна29 января 2014, 13:25
Дорогие Нина и о.Нектарий, спасибо вам.
Игумен Нектарий29 января 2014, 13:21
Спасибо, Нина. А контакты мои найти, если будет нужда, легко. Проще всего связаться через фейсбук: тем он и полезен, в числе прочего, что можно списаться с человеком, которого ищешь.
Надежда29 января 2014, 13:21
Спаси Господи Вас, отец Нектарий и Вас - Нина за рассуждение на эту тему. За суетой жизни мы не успеваем подумать о своих мыслях, поступках... А это так необходимо - приходя в Храм Божий в первую очередь четко понимать, что это дом Божий, что означает - для всех, а не только для тебя, где тебе уж больно хочется устанавливать свои порядки (к сожалению иногда далекие от истины).
Мы с мужем недавно переехали, и теперь ближний к нам храм - храм Ново-Девичьего монастыря. Есть здесь одна интересная особенность - по ходу литургии после слов "Да возлюбим друг друга" прихожане трижды целуют друг друга независимо от того знакомы они между собой или нет. Вначале мне показалось это немного странным, а потом (когда ко мне обратилась совершенно незнакомая мне женщина) я не столько поняла, сколько почувствовала, что это не соблюдение элементарной формальности, а искреннее выражение любви к ближнему.
Наталья Яковлева29 января 2014, 13:00
Когда мы с мужем воцерковлялись, нам помогали все почти прихожане нашей церкви! Одни их глаза чего стоили!Они здоровались,улыбались отвечали на "самые глупые" вопросы, давали книги, окормляли как могли.Хотя и была одна бабуля в свечном киоске(прости ее Господи и упокой ее душеньку)как она ела моего мужа, он в ворота, а она голову в окошко высунет и кричит:"не так крестишься" или"зачем тебе просфора"? Муж разворачивался и сидел в машине пока я послужу Литургию. Но Боженька все управил, по Его милости мы оба в церкви,оставили бизнес и по мере сил служим в церкви. Да людей нужно просвещать,но только без упреков, с большой осторожностью, здесь очень подходит; "не навреди".Любовь все покрывает!
Иван29 января 2014, 12:49
Уважаемые, Нина, о.Нектарий!
все вы хорошо написали, искренне, живо, сердечно. И все-таки немного однобоко.
Большие праздники есть большие праздники, тут ни от суеты, ни от тесноты не убережешься и это конечно не повод раздражаться и досадовать на кого бы то ни было. Однако, говоря о "правах" новоначальных и "сочувствующих" прихожан вы почему-то не пишите о верных и о том, что они чувствуют в отдельные моменты церковной жизни. Когда не имеют возможности сосредоточенно молится, когда не могут расслышать Евангелького чтения из-за плачущего ребенка и звонящего телефона, как отнестись к разговорам и смеху после "Отче наш..." - Дары на престоле!!! небрежному отношению к святыням и т.д. и т.п.
Стройность Богослужения и нарастающее к причастию напряженное внимание всех сил разбиваются о "мелочи": небрежность, незнание, невнимание и пр. Оглашенные изыдите...
Не призываю быть строгим к новоначальным, призываю только к умеренности во всем, чтобы желание услужить ближнему не приводило к попранию святынь и изменению Богослужебного чина, чем бы это не было обусловлено. Всему свое время: есть время учить и время учится, но есть и такое время когда должно быть отложено все, чтобы совершить главное! Это должны понимать все и те кто в Храме и те кто пришел туда впервые, остальное дело организации (идея с чаем и печеньем для ожидающих - превосходная).

Простите за некоторую резкость высказываний, так чувствую.

Всего доброго!
Нина Жильцова29 января 2014, 12:24
Да! И спасибо редакции за организацию такого материала! И за ваш каждодневный труд.
Слава Богу, что дает нам таких людей, таких пастырей и такие ресурсы!
Нина Жильцова29 января 2014, 12:18
Игумен Нектарий, я так благодарна вам за ответ! За то время, которое вы потратили на мое письмо, я знаю, как иногда трудно его выкроить. За то тепло и терпение, с которым вы все так хорошо рассказали. Не только мне, но и всем, для кого эта проблема является острой. А главное, спасибо, что напомнили, как мы часто забываем, сколько нас, прихожан, и сколько священнослужителей. И им надо все успеть, все сделать, каждый подходит с вопросами, проблемами, кто-то раздражает и злит, отвлекает. И как часто мы забываем, что в храме работают те же люди, и у них есть те же чувства, и они не могут всегда быть терпимыми и хорошими. И насколько это трудно и ответственно. Низкий вам поклон за ваш труд, помощь, молитвы о нас и заботу. Простите нас, за наше нетерпение, ропот и упреки. И меня, за то, что подумала было о вас плохо. А вы, оказывается, так хорошо понимаете новоначальных, и, кажется, каждого своего прихожанина и захожанина. Спасибо за искренность, честность, внимание и ваш труд. Спаси, вас, Господи! И помоги, Господи, в вашем служении и делах!
У меня нет ваших контактов, но надеюсь, что вы прочтете потом комментарии.
Pavel29 января 2014, 11:52
Excellent article! Overseas, we see 'New Russians' coming to church, possibly for the first time, and acting in ways not familiar to the old-timers. Hopefully, we will both learn something and accept the new seekers in their sincere quest.
Людмила29 января 2014, 11:21
очень хорошая статья и письмо! во всем с Ниной и игуменом Нектарием согласна!
Алла Зорина29 января 2014, 11:15
Здравствуйте! Я еще не прочитала. Но уже спешу поблагодарить и выразить свою радость. Потому что эта тема меня всегда очень волнует и озадачивает. Спасибо! Спасибо всем участникам! Раба Божия Алла. Таллин,Эстония
Анатолий Пеньшин29 января 2014, 11:12
Умничка Нина. Хорошо напомнила.
прот.Александр29 января 2014, 11:04
Спасибо Вам !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×