– Недавно в епархии принимали наместника Сретенского монастыря, писателя, богослова, общественного деятеля архимандрита Тихона (Шевкунова). Владыка, для вас, человека церковного, что-то новое открылось от встречи с ним?
– У него невероятный талант общения. В одном из его ответов для себя нашёл подсказку и поддержку: ни в коем случае не надо раньше времени отпевать. То есть – не отчаиваться, не опускать руки, даже в тех случаях, когда ситуация выглядит безвыходной, надо продолжать жить и трудиться. Отец Тихон нашёл верные слова для всех – доходчивым, доступным и убедительным языком монаха и писателя.
Вернуться домой
– Сегодня активно обсуждают возвращение русских на Кавказ. Ставрополье включено в число территорий, приоритетных для переселения соотечественников из-за рубежа…
– Кавказ, как большой дом, открыт для всех. И проблема, которую связывают с русскими, на самом деле гораздо шире. Наша епархия трансграничная, она расположена на территории трёх субъектов. И везде коренное население покидает родные места в поисках лучшей доли. А там, где они традиционно жили, селятся люди совершенно другой культуры, другого языка, других убеждений. Проблема замещения глобальна. А на примере славянского населения она гораздо заметнее. Как я отношусь к инициативам по переселению соотечественников? Они хороши, если люди приезжают жить ДОМОЙ. Очень важно не просто населить земли, а дома собрать своих. Вот что самое главное.
– Мне очень трудно ответить однозначно на этот вопрос. Мы сегодня видим совершенно новую историю республики, в которой большинство страниц написано заново, они кардинально отличаются от того, что было прежде. Если говорить о возвращении славян, в том числе и в ЧР, нужно понимать, что когда мы живём дома, живём большой семьёй, нам есть с чем возвращаться. Взять молодую семью – муж, жена и ребёнок. Наши семьи малочисленны. Люди уверены, что бытовой комфорт первичнее, чем создание большой семьи.
Сербский патриарх Павел как-то сказал: коренные жители Сербии отказываются иметь много детей, а те, кто приезжает жить на наши земли, рожают помногу. Значит, им эта земля нужнее. То же самое могу адресовать сегодня нашим землякам. Никто не заставляет их уезжать, но арифметически славян не прибавляется: жили муж с женой, оставили двоих и ушли. Если нам нужна эта земля, на ней нужно жить, рожать и воспитывать детей, сохранять свою культуру и традиции. И никакие экономические программы, либо другие проекты ничего не способны изменить, если у человека нет тяги к этой земле, нет желания жить здесь большой семьёй.
– После известных событий режим КТО вводили в двух районах Ставрополья…
– Стараемся помочь и поддержать людей, потерявших близких. Убежден, правоохранительные органы сделают всё, чтобы быстро раскрыть совершённые преступления и привлечь бандитов к ответственности.
Однако не менее важно и то, как само общество реагирует на подобные проявления: нельзя оставаться в стороне – мол, беда случилась не у меня, зачем я буду беспокоиться. Мы все не чужие друг другу люди, живем на одной земле, переживаем одни и те же проблемы и сложности. И решать эти проблемы нужно сообща. В первую очередь мои надежды сегодня на казачество, на то, что казаки дадут достойный ответ на реальные, а не виртуальные вызовы, проявят гражданскую зрелость.
Первые критики
– Вы как-то сказали о боли за Кавказ. Что вы вкладываете в эти слова?
– Если говорить о моей родине, о моём Кавказе, боль, в первую очередь, то, что мы разъединены. Непросто оказаться один на один со своими бедами и проблемами. И особенно это касается славянского народа, русского населения. И дело не только в том, что нас мало и становится здесь, на Кавказе, всё меньше. Дело в том, что нередко мы сами выступаем критиками своих же предков, своей же веры, традиций, языка, обычаев, своей культуры. Это разъединение – корень нашей слабости. Отсюда все межнациональные и межконфессиональные проблемы.
– Духовное воспитание исправит ситуацию? Воскресные школы, общины?
– Воскресные школы есть при каждом храме, сюда приходят и родители, и дети. Они получают знания о православии, ответы на свои вопросы. Таких школ в нашей епархии больше 100, создано и 50 новых общин верующих – в сёлах и станицах, где по разным причинам нет пока храмов. Люди собираются, поддерживают друг друга, церковные службы проводят священники из соседних церквей. Строительство новых храмов мы обсуждаем общиной, как и всё, что необходимо сделать. Создали и поддерживаем Дом мамы в Ессентуках, планируем открыть в Кировском районе дом для одиноких пожилых людей. Наша задача не просто решить финансовую проблему человека, главное – помочь ему встать на ноги, если он в силу возраста и состояния здоровья может трудиться. Если же нет – у нас есть сёстры милосердия, поддерживающие таких людей. Им помогают продуктами, медикаментами, словом и участием.
Низкий поклон всем служителям Церкви на Кавказе, которые зачастую служат в условиях опасных для жизни, в условиях исповедничества, да подаст им Господь наш, Иисус Христос, твердость в вере, мудрость, здравие и сохранит их, а убиенных и усопших упокоит со святыми.
интересно, а если гражданская зрелость будет состоять в том, чтобы выселить "людей другой культуры" куда подальше - такую зрелость поддержит иерарх?
ведь в этом главный вопрос. когда гражданская зрелость состоит в культурных мероприятиях, в рождении детей - это все поддерживают.
а когда надо взять власть в свои руки на определенной территории - тогда как? ведь русская гражданская зрелость сегодня ОБЯЗАТЕЛЬНО вызовет сопротивление власти.
что значит увеличение русских на Кавказе? просто нас станет больше или мы начнем влиять на что-то? а если начнем вытеснять тех, которые не согласны с нашим влиянием?
благословит епископ сожжение махмудовской техники на Хопре (в самой центральной России!), уничтожающей наши черноземы? не думаю
так может всем удобно что мы уменьшаемся?
вот в чем вопрос и пока он не решён - не надо задавать и другие