Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт рассказал КАВПОЛИТУ, когда на Кавказе появилось христианство, чем чревата ксенофобия и что будет с «Зеленчукскими храмами» в Нижнем Архызе.
- Вы родились в городе Грозном ЧИАССР и сейчас занимаете Пятигорскую и Черкесскую епископскую кафедру, охватывающую часть территории Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Какие ассоциации у вас связаны со словом «Кавказ»?
Кавказский дом строился тысячелетиями, и в фундаменте этого дома — кости наших предков
- Кавказ, это родина моих предков и моя родина. Кавказ — это древняя христианская земля, крещенная задолго до Руси. Это благословенная земля, где Бог дал нам все необходимое для жизни с избытком.
К сожалению, современная жизнь Кавказа дает поводы не только для радости.
Самая большая проблема — это появление ксенофобии. Если сказать проще, в нашем доме появилась болезнь, которой не было раньше, когда люди вдруг начинают считать, если они принадлежат к определенному этносу и религии, рядом с ними не могу жить люди другой национальности, другой веры.
Люди, которые больны этой болезнью, видят Кавказ, как чистое поле, на котором они строят дом для себя.
Но это неправда. Кавказский дом строился тысячелетиями, и всегда в нем жили разные этносы, исповедовали разные веры, что не мешало никому.
В фундаменте этого дома — кости наших предков. И те, кто хочет вынуть эти кости из фундамента, переписать историю, они не строят, а разрушают. И если дать им волю, то на Кавказе никто не сможет жить спокойно, потому что каждый человек наделен свободной волей и разумом. И всегда будут те, кто думают иначе, делают иначе.
Эта нетерпимость не сама по себе является, есть те, кто заинтересован в войне всех против всех. Источник всякой неправды и разделения — сатана. Он поселяется не в каждом сердце, а только в сердцах алчных, жаждущих власти, лишенных человеколюбия и сострадания.
Находит он место и в сердцах людей разочарованных. Они хотели правды и справедливости, — жажда правды естественна для человека — не нашли ее, и решили, что весь окружающий мир плох и заслуживает уничтожения.
- За время своего архиерейства вы были архиереем на Урале и в Центральной России. Нынешнее служение по сравнению с остальными имеет какие-то особенности?
- Архиерейское служение всегда и везде одно. Отличие от Урала и Смоленщины только одно — на Кавказе я дома. Я знаю многих людей, меня знают, и это создает доверительные отношения, в том числе с людьми, принадлежащими к другим традициям. А доверие общественности очень важно.
- В одном из своих интервью вы сказали, что «здесь храмы стоят с VIII века», имея в виду Северный Кавказ. Расскажите, когда и откуда пришло христианство на эти земли?
- Впервые христианство было проповедано на Кавказе в век апостольский. В Первом тысячелетии эту проповедь продолжили и распространили византийские и грузинские миссионеры. После Тамерланова нашествия церковная жизнь на нашей земле пришла в упадок, многие храмы и священники были уничтожены, не стало епископов, была утеряна письменность.
Начиная с XVII столетия, братскую заботу о христианах Кавказа берет на себя Россия.
- Среди каких современных кавказских народов было распространено христианство?
Вам, наверное, известен тот факт, что старейшая мечеть Дербента перестроена из христианского храма?
- Христианизация в той или иной степени коснулась всех народов Кавказа. Об этом свидетельствуют и материальные памятники от Каспия до Черного моря. Вам, наверное, известен тот факт, что старейшая мечеть Дербента перестроена из христианского храма.
Сегодня картина иная, но посмотрите на названия дней в балкарском языке, они ярко свидетельствуют о христианском прошлом народа. Осетины, кабардинцы — это, может быть, самые известные примеры, но далеко не единственные.
- Недавно на официальном сайте Пятигорской и Черкесской епархии появилась страница на адыгском языке. С чем это связано, и почему выбор пал именно на язык адыгов?
- Как я уже говорил, наша паства принадлежит к разным этносам. Есть верующие кабардинцы, черкесы. Они имеют свой язык, свою многовековую культуру. Для нас естественно поддерживать эту культуру. Точно так же, как естественный для нас шаг — создание курсов русского языка при Спасском кафедральном соборе в Пятигорске, где занимаются и школьники, и люди взрослые, который хотят освежить знания родного языка.
- Как считаете, почему сегодня среди кавказских народов распространен ислам?
У меня нормальные человеческие отношения со всеми, кто уважает мою веру
- Религиоведы скажут, что ислам, как и христианство, — это мировая религия. Есть христиане и мусульмане на всех континентах, почему же не быть мусульманам на Кавказе. Историки напомнят о противостоянии России и Оттоманской Порты, особенно в XVIII и XIX столетиях, когда Стамбул использовал религиозный фактор в политических целях.
Для меня, как верующего человека, важно, чтобы люди осознанно совершали свой выбор веры. Именно поэтому сегодня мы не крестим без огласительных бесед, то есть без объяснения основ веры.
Я не понимаю и не принимаю соревнования в делах веры, кого больше, кто обгоняет. Это очень суетно и вряд ли полезно.
- Кроме Русской Православной Церкви, какие еще христианские конфессии традиционно присутствуют на Кавказе?
- Армянская Апостольская Церковь.
- Какие отношения у вас с официальными представителями ислама?
- У меня нормальные человеческие отношения со всеми, кто уважает мою веру.
- Прокомментируйте, пожалуйста, статус «Зеленчукских храмов» в КЧР. Какой ваш прогноз, что их ждет в будущем?
- Храмы строятся для молитвы, этим определяется их статус.
Господь сохранил храмы в Нижнем Архызе — значит, и мы со своей стороны должны заботиться о них, сохранять, реставрировать. Это наша позиция. Мы ведем диалог об этом с государством, в собственности которого находятся храмы.
Не вижу юридических препятствий к тому, чтобы наконец началась научная реставрация этих древних памятников христианского Кавказа. Также нет законов, которые препятствовали бы молитве в храме.
- Как вы оцениваете динамику количества прихожан Русской Православной Церкви в вашей епархии? Количество верующих увеличивается или уменьшается? Люди больше идут в храм или уходят из него?
- Количество верующих, безусловно, растет. Это я вижу своими глазами. Об этом свидетельствуют социологические исследования. Только за прошедший год мы в Пятигорской и Черкесской епархии создали более пятидесяти новых общин.
- С чем, по вашему мнению, связано динамичное распространение неоязычества на Ставрополье в последние годы (десятилетия)? Насколько далеко зашел данный процесс?
- Неоязычество появляется в позднесоветский период, как один из вариантов ответа на вызов подавлению этнической идентичности под лозунгом формирования единого «советского народа».
Беда неоязычников заключается в том, что реальные проблемы они пытаются решить выдуманными средствами. Это относится и к начальному периоду, и к современному дню. Отсюда постоянные попытки форсировать ситуацию, поиски врагов. Это тупиковый путь.
- Какими словами можно охарактеризовать современное положение православного населения Кавказа?
- Мы живем у себя дома, вот такая характеристика. Есть хорошее, есть плохое, но так ведь везде, не только на Кавказе.
http://itar-tass.com/proisshestviya/880808
"В Баксанском районе Кабардино-Балкарии около 21:00 мск группа боевиков напала на мобильный пост полиции на автодороге между селениями Кишпек и Дугулубгей. Между сотрудниками полиции и бандитами идет боестолкновение". 11.01.13, 23.30 МСК