Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

«Скажи им: я живой!»

Что завещал нам один из самых почитаемых на Руси старцев – отец Иона

Год назад – 18 декабря 2012 года в Одессе, в Свято-Успенском Патриаршем монастыре отошёл в вечность схиархимандрит Иона (Игнатенко), духовник обители, один из самых почитаемых старцев нашей Церкви, чьи слова: «Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь», - хранимы многими сердцами…

Он родился 10 октября 1925 года в большой крестьянской семье, в центре советской Украины; ныне это земли Кировоградской области; при крещении был наречён Владимиром, в честь Крестителя Руси… Что это было за время? В тот год, настрадавшись, умер Патриарх Тихон и ужесточились гонения на Церковь; в тот год был создан чудовищный «Союз безбожников», позже переименованный в «Союз воинствующих безбожников». «Через безбожие – к коммунизму!» - был лозунг этой организации. Недюжинные государственные силы включились в процесс обезбоживания, в результате чего Володя Игнатенко должен был вырасти человеком, не знающим Бога. Одновременно с государственным «штурмом небес» насаждался обновленческий раскол внутри Церкви…

История давняя, но в связи с подготовкой на Украине очередного раскола (в УПЦ на видные позиции выдвигается «оранжевая» группировка), стоит припомнить, что борцы с церковной традицией образца двадцатых годов придумали т.н. «живую церковь», которую не признал Патриарх Тихон и верующий народ…

Перед Пасхой 2013 года одной женщине (её супруг - духовное чадо о. Ионы) в тонком сне на рассвете явился батюшка и чётко произнёс: «Скажи им: я – живой!» Он предстал во весь рост, был в своей схимнической мантии, со священническим крестом… Она не знала – кому «им».

«Им», - возможно, не только его духовным чадам, но и новым борцам с Церковью, новым обновленцам-«западникам»...

В 1920-1930-е годы все учреждения, созданные для борьбы с Церковью, равно как и кураторы этих организаций из НКВД, столкнулись с препятствием неодолимой силы. Этим препятствием оказалась семья. Православная семья.

По плану Антирелигиозной комиссии, составленному воинствующими безбожниками, к 1936-1937 годам религию предполагалось изгнать из самых укромных её уголков. Самый укромный уголок – семья, где совершается разговор матери с ребёнком.

Старец Иона не раз вспоминал свою маму: «Мне в тридцать шестом году было 11 лет, я был младшим, девятым в семье. В школе нам говорят: зачем молиться, мы сделаем машины, сделаем Днепрогэс и будет коммунизм, все будут равны, все в достатке… Я прихожу домой и говорю: «Мама, в школе говорят: не надо молиться, они сделают рай». Она: «Дети, не слушайте безбожников, надо молиться! Рая на земле не будет… Труд и молитва спасают человека…» В других домах матери и бабушки отвечали «просвещённым» детям: «У них Бога нет. А у нас – есть!»

Перепись 1937 года, через полтора десятка лет оголтелой антирелигиозной пропаганды, показала, что 55 миллионов (это 56% населения, принявших участие в переписи, от 16 лет и старше) – люди верующие.

Ныне, в ХХI веке, ведя атаку на семью, в том числе и на институт материнства, лихие псевдоевропейцы явно учли опыт своих предшественников.

В годы коллективизации семью Игнатенко раскулачили. Старец вспоминал, не осуждая, со смирением: «Все забрали… последнюю коровку. За что раскулачили?! За то, что отец всю жизнь очень тяжело работал?!» В родителях он видел образец супружества: «Мать отцу и отец матери никогда не изменяли, потому что были с Богом…»

О его жизни известно, как это ни покажется странным, не так и много. Некоторые сведения противоречивы. Он окончил четыре класса, дальше учиться не имел возможности. По мирским меркам он был человек необразованный. Но о людях старец знал больше, чем мог сказать. Это осознавалось позже.

В молодости он работал в колхозе трактористом, однажды от изнеможения уснул за рулём. Трактор ехал сам по себе. Владимир открыл глаза и увидел перед собой человека – женщину! Резко затормозил, выскочил из кабины. Никого не было. Но под колёсами трактора был овраг. Старец знал – Богородица его спасла.

В поисках заработка он уехал в угольный край, работал шахтёром. Потом переехал на Кавказ, много и тяжело трудился на нефтяных промыслах. Узнав о монахах-отшельниках, живущих в Абхазии, отправился к ним и прожил в их среде, как говорят, несколько лет. Ему снилась мать. Монахи сказали: молится о тебе, тоскует. Он вернулся на Украину. Жил в Молдавии. Был женат. В 1964 году он впервые пришёл в Свято-Успенский Одесский монастырь. В тот год в обители отошёл ко Господу знаменитый старец – о. Кукша (Величко). Владимир хотел стать послушником, его не приняли. Вблизи монастыря, в глиняной горе над морем он соорудил себе пещерку-землянку, жил в ней; говорят, даже перезимовал там. Он разбирался в технике. Монастырь сидел без электричества. Владимир наладил работу дизельной установки. Через пять лет, в 1971 году он был принят в число братии.

Исповедник.jpg Исповедник.jpg
Как приходили и приезжали к о. Кукше, так со временем стали приезжать со всего света к о. Ионе. Вокруг него всегда было много народа. К нему на исповедь занимали очередь, порой, с трёх-четырёх часов ночи. Но он, когда не очень был болен (он страдал от болезни ног) часто говорил и с группами людей – и в келье у себя, и на воздухе – на монастырских дорожках.

Интересно, что людям он годами говорил одно и то же – о трудном детстве, о словах мамы, говорил о Серафиме Саровском, не уставал повторять, что совесть дороже миллионов и о том, что тому, кто утратил совесть, легко воровать, клеветать, убивать, грабить, насиловать... Они идут широким путем, но мы, православные, им не завидуем.По убеждениям он был монархист, государственник, любил и уважал Царя и его семью.

При всех повторах его разговоры имели, как оказалось, непреходящий, универсальный характер. В его словах каждый человек мог найти лично обращённое к нему. Просматривая сейчас некоторые ролики, выложенные на YouTube, удивляешься, что речи старца, произнесённые, скажем, пять лет назад, актуальны, словно б рождены в расплавленной магме сегодняшнего дня. Вот он говорит о вере и вдруг простодушно – о Западе: «Надо держаться нашей православной веры, это правильная вера. Исполнять Закон Божий. Закон Божий не нарушается (не переменяется), а закон государства нарушается. Был закон Всероссийский, а теперь Украинский. Это же западники соблазнили. А на Западе – геенна огненная.

Когда читаем Семёна Дивногорца, ему была открыта книга жизни: на Востоке Рай сладости, а на Западе геенна огненная. Поэтому нельзя Западу подчиняться. Им верить.

А люди поверили и разбили такую большую страну…».

Имя Иона означает «голубь». Он и был смиренен и небесен, как голубь. Никогда не сердился и ни с кем не спорил. Лишь покивает головой: «Ну да, ну да…». И продолжит своё. Случалось, его жестоко обижали. Он к этому относился со смирением: участь старца.

Встретить духовных чад о. Ионы можно повсюду, так их много было у него. У каждого свой рассказ.

Вот свёл меня случай с Владимиром – милицейским полковником в отставке. Он занимал серьёзнейшие должности, в том числе руководил службой внутренней безопасности Одесской милиции, по факту – это служба контрразведки. Но карьера его началась в маленьком городке Смела. В начале 1990-х он работал начальником линейного отдела транспортной милиции по станции им. Т. Шевченко. В органах правопорядка заведено – «перетасовывать руководящие кадры». Владимиру предложили переехать в Одессу, занять такую же должность. При нормальных обстоятельствах это было бы повышением. Но в те годы в милиции орудовали целые банды, в Одессе воровали вагонами, сбывая товар через рынок. Владимир переезжать не хотел, работа была отлажена, его подразделение занимало первое место. Он уже был воцерковлённым человеком, знал о. Иону. В церкви во время службы он мысленно обращался к нему, не в силах принять решение: вразуми, отец Иона! Вдруг к нему подошла незнакомая женщина, спросила: - Вы Володя, в милиции работаете?.. Батюшка Иона вам передал две просфоры и благословение ехать в Одессу. Всё сложилось удачно. О службе в Одессе можно мемуары писать. Со временем Владимир занял должность начальника милиции Одесской железной дороги, которая проходит по шести областям. Потом пригласили на работу в службу внутренней безопасности. Он стал часто бывать у о. Ионы. Приводил к нему некоторых своих коллег. Вспоминает тяжёлый случай, когда коллега собрался играть свадьбу дочери в пост. Отец Иона не благословил. Но домашние коллегу высмеяли, мол, нашёл, кого слушать, какого-то монаха… Несчастья начались с того, что коллега вёз к свадьбе фуру с шампанским и водкой, попал в аварию, всё разбилось вдребезги. Потом на жениха напала шпана, щёку порезали. А когда свадьбу играли, во время танца коллега на ровном месте упал так, что связки порвал, кости сломал, оказался в гипсе. Но и этим дело не кончилось…

Да ведь известно, если пошёл человек к старцу и получил совет, нужно исполнять.

Отец Иона бывал иногда очень немногословен, но каждое его слово бывало при этом столь весомо, что переменяло судьбы.

Послушница N., очень молоденькая, попросила у батюшки благословения стать монахиней. И он благословил. У этой девушки отец был важный чин. Тот примчался в монастырь, был в ярости, ругался и грозил, даже произнёс: убью, зарежу! Отец Иона спокойно, даже как будто и весело, посмотрел на него: «Ну что ж, убивай; убьёшь, все мои грехи на себя возьмёшь». Это произвело потрясающее действие. Кончилось тем, что чиновник сам воцерковился и стал духовным чадом о. Ионы.

О весомости слов о. Ионы говорил и другой мой «случайный» знакомый, Георгий из Ужгорода. Он рассказывает: «Мы группой приехали в Одессу под самый Новый год, 30 декабря 2011 года. В храме к о. Ионе была очередь, как сказали, небольшая. В иные времена люди ждали, чтобы исповедаться, и неделю. Было 5-6 человек. Я хотел рассказать ему длинный перечень грехов. Начал так: «Уповаю на материальный мир, слишком от него завишу…» И хотел продолжать. А он меня мягко, но строго остановил:

«А что твой материальный мир?! Одна Божия литургия всё превосходит! Одну её поставишь на чашу весов, она всё перевесит. Поэтому нужно ходить на Божественную литургию»! – И после некоторой паузы добавил: - Пока ещё есть время».

Георгий в церковь ходил эпизодически. Теперь он - учащийся Духовной академии.

Раба Божия Людмила все 18-е дни в течение минувшего года заказывала по о. Ионе панихиды. Она была его духовным чадом и много лет ездила к нему за 500 км. Находилась она в монастыре и в день его кончины. Был мороз, необычный для Одессы. Служился молебен у образа Матери Божией «Целительница» о здравии болящего о. Ионы. Вдруг дважды ударил колокол. Вошёл монах и сказал, что батюшка скончался. Храм наполнился громкими рыданиями. Под всеобщий плач отец Павел взволнованно стал служить панихиду… Людмила говорит: «Все эти дни и ночи с 18 по 22 декабря 2012 года стояла холодная морозная погода, а окна и двери собора, где лежал наш Батюшка, сотрясались от яростного свирепого ветра… Никогда ещё в своей жизни мне не доводилось видеть столько живых цветов среди зимы. Весь собор был украшен огромными букетами из роз, преимущественно белых и красных. Подумалось: как в Пасху. И она наступила. 22.12.12 в день погребения ветер утих, выглянуло солнышко и так ярко и ласково улыбалось нам всем, будто согревая наши осиротевшие души. А когда все дружно запели «Христос Воскресе из мертвых», скорбь сменила пасхальная радость в душе…»

Олег Слепынин

Источник: Столетие.Ru

19 декабря 2013 г.

Рейтинг: 8.9 Голосов: 412 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь26 апреля 2023, 11:30
Батюшка Иона, помоги нам, грешным
Ксения28 октября 2019, 14:45
Батюшка Иона, моли Бога За нас грешных!
Валентина21 января 2019, 17:57
Всю оставшуюся жизнь я буду благодарить БОГА за то, что он дал возможность мне встретиться со схиархимандридом Ионой. Много лет назад, ухаживая за престарелой мамой на Кавказе, я приехала в свою квартиру в Одессе, где не была несколько лет и чуть не сошла с ума от того, что происходило со мной. Добрые люди посоветовали мне подойти к Ионе. Пришла в собор вечером и узнала, что к нему огромная очередь, а мне назавтра ехать на Кавказ, где ждала моя старенькая мама.Осталась на ночь. Была первой по очереди. Очень брезгливая по натуре, улеглась на какие-то лохмотья, съела предложенную кашу, а в 4 утра попала к Ионе.Удивительный, золотой души человек! Он так помог мне, я уверовала во Святых и БОГА
ЕЛЕНА28 мая 2014, 19:06
КАК ТОЛЬКО ВЫНЕСЛИ БАТЮШКУ И СТАЛИ ПАНИХИДЫ СЛУЖИТЬ, НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОК ЛЮДА ПРАВОСЛАВНОГО ШЕЛ К НЕМУ. А РУКИ ЕГО БЫЛИ МЯГКИЕ И ТЕПЛЫЕ...
Elena Cherninskaya 4 апреля 2014, 10:15
Согрели и обнадежили своей статьей.Спаси Господи.Батюшка Иона,моли Бога о нас!
Наталия20 марта 2014, 11:42
Это удивительной любви человек! Спаси Господи за статью!
Нина Лысенко30 января 2014, 21:47
эти чудеса есть,каждый день с нами, но мы от этой суеты не замечаем........нельзя сомневаться в добром деле..........
Нинель=Росси20 декабря 2013, 14:37
Ну что сказать... Все мы смертны. А у Бога все живы.Спасибо Господу за все.За то чторождаются и таки люди и мы смертные.
Ruska Georgieva20 декабря 2013, 11:19
Отче Ионнe, моли Бога за нас грешных!
Екатерина20 декабря 2013, 02:01
Батюшка Иона, моли Бога о нас, грешных!
Андрей20 декабря 2013, 00:40
Батюшка Иона, моли Бога о нас!
Олег Львов19 декабря 2013, 19:08
Отче Ионна, моли Бога за нас грешных!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×