Солнце русской земли

К 750-летию преставления святого Александра Невского

Святой великий князь Александр Невский. Битва на Чудском озере. Художник: Наталья Климова (Небесные Заступники. М.: Дар, 2012) Святой великий князь Александр Невский. Битва на Чудском озере. Художник: Наталья Климова (Небесные Заступники. М.: Дар, 2012)
    

Сегодня исполняется 750 лет со дня праведной кончины святого благоверного великого князя Александра Невского. Он скончался 24 ноября (6 декабря по н.ст.) 1263 года, в Городце, возвращаясь из Орды, куда отправился в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, к сожалению, это было последнее его деяние. На пути из Орды святой князь Александр Невский заболел и умер.

Существует мнение, что он был отравлен в Орде, потому что новый хан Берке, во-первых, не желал усиления Руси и опасался святого князя Александра, видя его собирательным центром русских сил; во-вторых, ненавидел всё, что было связано с его предшественником – ханом Батыем. А святой князь Александр ценой многих трудов и унижений смог установить с Батыем хорошие отношения, послужившие спасению Руси. За это ему и мог отомстить коварный Берке. К тому же, в отличие от терпимого язычника Батыя, Берке был мусульманином и стремился насадить ислам в России, что было сорвано восстанием 1262 года. Если эта версия верна, то святой благоверный князь Александр украсился и венцом мученичества как за русский народ, так и за Православную Церковь.

Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий
Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу в Невской битве и на Чудском озере. Само по себе это имя символично. Во-первых, оно означает «защитник» и сродно имени Александр – «защитник мужей». И святой князь Александр своим мечом защитил Русь и мужей русских от порабощения с Запада, а своим смирением – от конечной погибели с Востока. Во-вторых, оно связано с преподобным Алексием, человеком Божиим, некогда знатным юношей, который ради Христа обнищал и странствовал по миру, а потом неузнанным вернулся в свой дом. Нечуткость и глухота окружающих причинили праведнику много страданий в родном доме, прежде чем Господь украсил его славою по кончине его.

Во многом судьба святого князя Александра Невского сходна с судьбой Алексия, человека Божия. Вся его жизнь – войны, труды и скорби. К нему полностью приложимы слова, сказанные о Данииле Галицком: «Почнем же повесть о бесчисленных ратех, крамолех и мятежах». Ради Бога и народа Божия он не знал покоя, прошел Евразию от знойных песков Каракорума, где принужден был кланяться великому хану Гуюку, до ледяных скал северной Финляндии, где сражался со шведами в 1256 году. То он в бою со шведами, немцами и литовцами, то на пути в Орду – утолять дарами татарскую жадность и злобу. Он, не оставляя высоты княжества своего, духовно обнищал ради Христа и ежедневно готов был умереть за Православную Церковь и русский народ. И при этом – глухое непонимание со стороны своих же соотечественников и единоверцев, облагодетельствованных им.

Во всей глубине святой князь Александр познал людскую неблагодарность, когда гордые и кичливые новгородцы после Невской победы указали ему путь из Новгорода. Он смиренно ушел, а Новгород претерпел наказание за свою неблагодарность: немцы взяли вначале Изборск, а затем Псков предательским пособничеством немецкой партии. И лишь великие беды заставили этих жестоковыйных свободолюбцев поклониться святому князю, добывшему для них победу. И когда святой князь Александр побуждал новгородцев платить дань татарам, чтобы облегчить участь Русской земли, те ответили ему мятежом, и даже его сын Василий предал своего отца и присоединился к ним.

Далеко не все современники понимали князя. И это непонимание, глухая вражда к его святому имени продолжается до сего дня. Чрезвычайно показательна позиция одного из героев романа А.И. Солженицына «В круге первом»:

«– Александр Невский для меня – совсем не герой. И не святой. Так что это – не похвала.

Рубин стих и недоумело переглянулся с Нержиным.

– Чем же это тебе не угодил Александр Невский? – спросил Глеб.

– Тем, что он не допустил рыцарей в Азию, католичество – в Россию! Тем, что он был против Европы! – еще тяжело дышал, еще бушевал Сологдин».

Но прежде чем судить и бушевать, вдумаемся, а почему святой князь Александр был против Европы? Да потому, что он понимал одну простую вещь: Русская цивилизация и западная были несовместимы по своей сути. Если верховным правителем и символическим сувереном западных народов считался император Священной Римской империи, то русские люди молились за «греческого царя» – византийского императора. Если западные народы обязывались подданству «викарию Христа» и «святому Петру», то русские хранили послушание Константинопольскому патриарху – Вселенскому, сообразно его титулу, и, по словам Эпанагоги, «имеющему попечение о всей Вселенской Церкви»[1].

Он понимал одну простую вещь: Русская цивилизация и западная были несовместимы по своей сути

Два вселенских параллельных «проекта» были несовместимы, поскольку, с одной стороны, внешне слишком близки, с другой – кардинально отличны друг от друга. Для православных в монашестве главное – молитва и созерцание, для католиков – внешняя мирская деятельность, в том числе и война. Для духовной элиты Запада – обращение прежде всего к интеллекту, а для духовных вождей Востока – преимущественное внимание к сердцу. Для католиков было характерно агрессивное, насильственное миссионерство, для православных – по преимуществу спокойная, мирная, ненасильственная проповедь. Другая отличительная черта западного мира – агрессивность и «восходящее властвование». Если и русский, и византийский мир жил истиной: «война стоит до мира», то западный жил в категориях перманентной, постоянной войны. Характерно, что сама идея борьбы за гроб Господень – не византийская, а чисто западная, к тому же возникшая после 1054 года.

Отличительная черта западного мира – агрессивность и «восходящее властвование»

Отличались Запад и Русь и по своим социальным характеристикам: русскому миру не было присуще то жесткое и устойчивое сословное, почти кастовое деление, которое характеризовало западный мир. Согласно исследованиям И.Я. Фроянова и других ученых, Киевская и монгольская Русь не знали феодализма в западном смысле этого слова[2]. Если среди православных народов права крестьянства были хоть как-то защищены, то этого нельзя сказать о Западной Европе: виллан был беззащитен перед феодалом, который искренне считал его недочеловеком, полуживотным или чудовищем. Ни для Руси, ни для Византии не были возможны такие строки, как, скажем, «сирвента» Бертрана де Борна:

Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, необогретым.
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год
Век держать их в черном теле.

Феодал-разбойник – типичная фигура для Запада. Но рано или поздно его вожделения встречали ограничения и отпор – либо со стороны других феодалов, либо верховной власти, либо городских коммун, либо Католической церкви. Западное общество жило в обстановке непрекращающейся войны всех против всех, и рано или поздно эта война преодолевала границы Западного мира и переносилась in partes infidelium – в страны неверных, в том числе на Русь.

И святой князь Александр промыслительно разглядел антихристианскую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание ассимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные.

И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу – душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию.

св. Николай Сербский (Велимирович) св. Николай Сербский (Велимирович)
Александр Невский сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением. Но промыслительно это внешнее рабство в конечном счете привело русский народ не только к великой духовной свободе, несравнимой с тем, что имели и имеют другие народы, но и к небывалому государственному величию, когда, по выражению святителя Николая (Велимировича), самый кроткий народ унаследовал самую великую землю и стал хозяином одной шестой части света.

Святой благоверный великий князь Александр Невский – наш учитель в верности Православию. Вспомним его слова, сказанные римским легатам: «От Адама до семи Вселенских соборов всё по порядку сведали, а от вас учения не приемлем. Идите, откуда пришли». Он – наш учитель Правде Божией. Со словами «Не в силе Бог, а в правде» он выходил с малой дружиной и побеждал великие и страшные вражеские полки. Он – наш учитель в мужестве и смирении, в вере, надежде и любви – к Богу и людям.

Западу нужна душа русского человека, и ее он пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию.

Когда его погребали, то митрополит Кирилл воскликнул: «Чада! Солнце Русской земли закатилось». И простой народ, глубоко его чтивший, возопил: «Уже погибаем». Но по Промыслу Божиему это солнце сияет на Руси уже 750 лет. Оно сияло в самые темные времена, в том числе тогда, когда потомки крестоносцев снова устремились в Drang nach Osten, стремясь поработить или истребить русский народ. Но под знаменами Александра Невского и при его небесном благословении русские воины вновь, как и 700 лет до них, остановили железную тевтонскую машину.

Невозможно без волнения читать стихи поэта-фронтовика Сергея Орлова, танкиста, в 1944 году освобождавшего Новгород:

Матерь Новгородская София,
Стены опаленного Кремля,
Через улицы твои седые
Мы прошли ветрами января.

Громыхая тяжкою бронею,
Словно витязи седых времен,
Александра Невского герои –
Танковый отдельный батальон.

Верим, что благословение святого князя подаст нам силы победить, может быть, гораздо страшную духовную агрессию, идущую на нас с Запада, которая поражает нас информационным оружием и грозит уничтожить самое наше цивилизационное ядро, действуя через пропаганду потребительства, безбожия, разврата и вседозволенности. Верим, что по его молитвам победа будет за нами. Ибо «не в силе Бог, а в правде».

Диакон Владимир Василик

6 декабря 2013 г.

[1] Вальденберг В.М. История византийской политической литературы. СПб., 2008. С. 210–211.

[2] См.: Фроянов И.Я. Начала русской истории. СПб., 2006.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Небесный Покровитель. Записки матушки Небесный Покровитель. Записки матушки
Юлия Кулакова
Я знаю, что был такой герой Александр Невский, я всегда его очень любила. Но Лавра? Семья наша – сплошь воинствующие атеисты. И меня так воспитывали. Однажды как-то мама в очередной свой приезд упомянула, что один монастырь вновь открылся. Дед сказал: «Эх!» – и ушел, бабушка сморщилась брезгливо, а я, мозглявка этакая, заявила: – Неужели кто-то еще уходит в монастыри?
О житии и о храбрости блгв. кн. Александра О житии и о храбрости блгв. кн. Александра О житии и о храбрости блгв. кн. Александра Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра
Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского
А.Н. Ужанков
Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского
Александр Ужанков
В 80-90-е годы прошлого столетия как в западноевропейской, так и российской науке вновь появились попытки переосмыслить значение для истории Руси и, соответственно — России, политику князя Александра Невского, и свести его гражданский и духовный подвиг даже не к рядовому, типичному для князя-воина поступку, а к роковой ошибке, предопределившей «не тот» путь развития средневековой Руси, а затем и России.
Комментарии
Александр 9 декабря 2013, 21:28
У нас так же как в Англии было засилье католиков, которые хотели навязать свое учение, на русской земле свободно строились католические монастыри, и князья позволяли католикам крестить людей на только подчиненных языческих землях, "Берегитесь кривоверов, ибо земля наша наполнилась ими" -говорил один русский святой того времени. Так же стоял вопрос о подчинении Русской церкви Риму как и Английской, чему в некоторых вещах так же многое сопутствовало. Так же папа объявляет "крестовый поход" для подчинения Русской земли, как и Английской. Но нам Бог послал великого защитника - святого князя Александра, благодаря которому мы поныне свободны и исповедуем Православие.
Александр 9 декабря 2013, 21:04
В начале 11 века Английская церковь не подчинялась Риму и по этому после раскола оставалась православной,хотя в Англии было большое засилье католиков, и даже один римский епископ, которые пользуясь случаем пытались навязать англичанам свое учение, чуждое английскому духу, опорой которого было Истина. Но римскому папе этого было мало, и он "благословляет" крестовый поход против смевшей ему не подчиняться Англии, и орды полуязычников норманов завоевали Англию, повсюду навязав римское учение. В докатолической Англии, при посвящении в рыцари, дворянин накануне того с чувством сердечного сокрушения и раскаяния исповедовался во всех грехах перед епископом, или аббатом, или монахом, или каким-нибудь священником и проводил ночь в церкви с молитвой, сокрушением и благоговейными мыслями; в день же посвящения он приносил меч к алтарю и слушал божественную литургию. По прочтении Евангелия священник возлагал с благословением меч на шею воина; затем посвящаемый приобщался Святых Христовых Тайн и становился рыцарем. Католики-норманны презирали этот обычай посвящения и не признавали таких людей рыцарями, а считали их извращенными глупцами. Но именно этот православный обычай позже лег в основу посвящения в рыцари и распространился по всей Европе. Но сначала не один этот обычай, а и другие старались уничтожить, как "некатолические" и "еретические".
Александр 9 декабря 2013, 10:47
2 Илья: "страны Западной Европы были невинные дети в сравнении..."
Хорошие "дети" - разграбили Константинополь не по детски!!!
Павел 8 декабря 2013, 09:02
Спасибо за статью.
Millia 8 декабря 2013, 08:19
Sviatoi Alexander Nevskei moli BOGA o nas.
Otes sviatoi Vladimer nizko klaniausi!
Татьяна Анатольевна Татарникова 7 декабря 2013, 21:33
6 декабря в нашей школе(село Шаманка Шелеховского района Иркутской области )прошли Зимние игры в честь Александра Невского. Духовными наставниками является приход Святого Софрония в лице иерея Павла Телегина и Светланы Николаевны Гладковой. На игры приехали ребята из военно-патриотического клуба С.Оёк, руководитель Владимир Игнатьевич Софонов.
А ранее в школе дети узнали много интересного о Александре невском: незабываемые интеллектуальные состязания на историческом конкурсе "Знатоки", классные часы, библиотечные уроки "Солнце Земли Русской", просмотр кинофильмов о Невском. Считаем, что в настоящее время для российских школьников важно знать своих героев, чтить историю своего народа. Думается, учителя и учащиеся продолжат работу над данной тематикой.
Татьяна Анатольевна Татарникова
Илья 7 декабря 2013, 18:56
Да, политики тут точно выше крыши.

И с каких это пор император Священной Римской Империи германской нации был верховным сюзереном Запада? Скорее уж папа римский.

И византийские императоры были настолько благочестивы, что саму Византию коту под хвост сами же спустили. А святой благоверный Василий Болгаробойца тысячами ослеплял болгарских пленных (за что болгары греков до сих пор не любят).

Византийская дипломатия славилась своим коварством, страны Западной Европы были невинные дети в сравнении (все славянские соседи Греции её за это византийское коварство до сих пор не любят). Но в итоге в своей же хитрости запутались, развели коррупцию, бардак и погибли.

И это ставится России как пример для подражания.

Критика достаточна жёсткая, т.к. объективного в статье видится мало.
Игумен Леонтий(Эйзенман) 7 декабря 2013, 16:01
Странная статья, вроде и про святого, а вроде и больше про политику. Такие статьи на советский манер и для советских людей, которых потом после такой обработки легко узнавать на *диком * западе по походке и поведению. Кстати при святом была Новгородская республика уничтоженная позже Московским князем Иваном 3.Получается, что не смогли сделать рыцари то сделали свои-же?
Мария ван дер Клут (Нидерланды) 7 декабря 2013, 14:15
Спаси Господи автора за сильную статью!
Завтра 8 декабря в храме святого А. Невского, что в центре г. Роттердама (Нидерланды), будем отмечать наш престольный праздник.
Святой благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас и России!
Анастасия 7 декабря 2013, 06:17
6 декабря разве не день погребения во Владимире?
Лилия 7 декабря 2013, 01:11
Св Николай Велимирович:
"С кем вы хотите быть: с Европой или со Христом? С жизни или смерти?
Знайте: Европа это смерть, Христос есть жизнь."

http://www.budiveren.com/index.php?option=com_content&view=article&id=930:2013-12-04-21-38-19&catid=50:2010-03-16-21-38-11&Itemid=184
Александр Царёнков 6 декабря 2013, 19:56
Очень актуальная статья.
Николай Владимирович 6 декабря 2013, 19:39
"Железная тевтонская машина" - это "Белый тигр",мстящий за поругание святынь и веры,за грехи народа. Он безошибочен и точен,как Божий Суд. А Православие есть продолжение Иакова,борющегося за милосердие Божие ко всем,смирением и покаянием; есть обретение человека в Боге и Бога в человеке. Что хорошо понял Александр Невский и вероятно даже Саладин,нанесший поражение крестоносцам. Если мы не осознаем человечность нашей веры и не начнем воплощать ее и в жизнь,то крах России неизбежен. Пресвятая Богородица,спаси нас!
Виктория 6 декабря 2013, 17:26
Святой Александр Невский, моли Бога о нас!
Алексей 6 декабря 2013, 16:07
Почему же в школах наших не изучают жития таких великих русских святых как благоверный великий князь Александр Невский. По сути ведь благодаря его усилиям, его подвигам началось усиление древней Руси. Не будь Александра Невского все могло бы быть по другому, и не было-бы столь великого, славного и могучего государственного образования, занимающего шестую часть земли, не было бы Святой Руси, которая соединила в единый народ не только русские и славянские племена, исповедавших православную веру, а все инославные народы: мусульман, язычников и пр.и пр.,которые находились на территории государства Российского и никогда не были притесняемы русским народом.
Дм 6 декабря 2013, 15:23
Аминь.
Александр 6 декабря 2013, 14:29
Добрый день.
Уточните пожалуйста:
"Он скончался 24 ноября (6 декабря по н.ст.) 1263 ..."
С уважением, Александр
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×