О хлюпиках и воинах Христовых

Протоиерей Максим Козлов. Протоиерей Максим Козлов.
Случилось ли что-то с сильным полом, и если да, где следует искать корни этого явления? Что о мужественности говорит христианство, непрестанно обвиняемое в пропаганде мягкотелости, непротивлении злу, а значит — слабости? Что дал в этом смысле нам Новый Завет, и что — Ветхий? Наконец, как быть с тем, что главные покровители семьи — святые Петр и Феврония — являли собой отнюдь не домостроевский пример распределения ролей между мужем и женой?

Об этих аспектах нашей «мужской темы» говорим с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной.

О каменной стене и «великой русской женщине»

— Отец Максим, давайте начнем с очевидного вопроса: тезис о вымирании «настоящих мужчин» — миф или он все-таки имеет под собой основание?

— Можно говорить о том, что вообще исчезает всё настоящее — от продуктов питания (попробуйте купить что-то не генно-модифицированное и не суррогатное) до автомобилей, воды, воздуха. А много ли мы вспомним современных выдающихся произведений иконописи, словесности, церковной архитектуры, которые переживут века? Настоящего — мало, и в данном случае мужчины не исключение. Настоящих женщин больше по понятной причине: чисто статистически. Их и в Церкви больше: на одного молодого человека в московском храме — десять девчонок. Впечатление такое, что и по России соотношение примерно такое же. И получается, что в Церкви у нас такое гипертрофированное ощущение по поводу недостатка настоящих мужчин.

Мужчин мало, и поэтому те, которые есть, очень ценятся. Я скажу, как человек, учившийся на филологическом факультете МГУ: мужчина в Церкви — это почти как юноша на филфаке, то есть он ценится просто по факту нахождения там, и это для него вредно. Потому что даже не самая выдающаяся особь, будучи ценимой просто за то, что принадлежит к противоположному полу, вследствие этого терпится со своими слабостями, недостатками, изъянами. А это не стимулирует к росту и к преодолению своих внутренних слабостей, падений и отступлений.

Вот вам как минимум две причины. Кроме того, мне кажется, тут играет роль и специфика нашей истории. «Великая русская женщина» известна еще со времен Некрасова. Та же самая ситуация, но только по куда более трагическим, объективным обстоятельствам, сложилась в годы Великой Отечественной войны: война выкосила миллионы людей, в основном, естественно, мужчин. И в результате замещать их во всех смыслах приходилось женщине. Это еще соединилось с десятилетиями советского строя, приучавшего людей к безответственности.

— Поясните, пожалуйста.

— Ты живешь бедно, убого, серо — впрочем, и не знаешь об этом в полной мере, кроме узкого сословия элиты никто не подозревает, что можно жить как-то иначе. Но живешь защищенно: у тебя есть бесплатное медицинское обеспечение, ты знаешь, что у тебя будет пенсия, будет кров, в крайнем случае, тебя поселят в дом престарелых, даже если собственные дети бросят. Государство о тебе помнит. Если сам — дурак, все равно тебя общество не вышвырнет: профсоюзы тебе помогут, а уж партком тем более не оставит без внимания семью. И такое знание также не способствовало воспитанию мужских качеств.

Все это вместе взятое сошлось к нашему времени и воспринимается как серьезная проблема. Я не хочу сказать, что ее на самом деле нет — мы ее сейчас обрисовали. Но это не специфическая проблема, порожденная ХХI веком, у нее есть своя предыстория.

— Вы упомянули безответственность. Можно ли сказать, что противоположное качество — ответственность — главная мужская характеристика?

— Для мужчины это очень важно. Конечно, не стоит отрицать героизм, порыв и тому подобное — это тоже относится к мужскому характеру. Но в жизни решительного большинства людей необходимость в героических поступках не так часто встречается, а может и вообще не встретиться. Я сейчас имею в виду героизм реальный: жизнью рисковать ради спасения другого человека или свое имущество раздать — какой-то по-настоящему благородный поступок совершить. Это все же для очень немногих. А ответственно относиться к своей жизни, к работе, к жизни людей вокруг — это доступно всем. Ответственный человек — это тот, кто не предает. Если мужчине присуще это важное качество, за ним если не как за каменной стеной можно себя ощущать, то хотя бы — как за тем дубом, к которому может рябинка прислониться.

— Разве такие черты характера — ответственность, способность не предавать — не нужны женщине?

— Да, но дело в том, что мужская ответственность — это именно ответственность-опора. Опора, которую женщине свойственно искать в силу ее природы. Мне, как мужчине, видится, что женщине хорошо, когда рядом есть тот, кто на себя возьмет внешнее ограждение в такой непростой жизни, так что ей не нужно будет постоянно решать, что делать в этом жестком мире. Начиная с того, что от общения с нашими бюрократами, жилконторами лучше женщину избавить, заканчивая тем, что она знает: если начальник — хам, то в случае чего муж придет и ее защитит.

— Это предполагает какую-то зависимость от мужа, что не всем по душе в современном обществе...

— А что плохого в такой зависимости? И муж от хорошей жены зависит. От плохой — нет: плохие супруги существуют как чужие люди, по некоторому общественному договору. А хорошие — зависят друг от друга. Муж тоже зависим от того, улыбается ли ему жена, от того, как они неделю прожили…

— От того, вкусный ли борщ?…

— В частности, и от этого тоже. По крайней мере, сварен ли он с любовью и подан ли с улыбкой. Он может даже быть не слишком вкусным, но если он подан ласковыми руками, то это можно простить. И такая зависимость нормальна!

Откуда пошли шпалоукладчицы?

— Почему взаимозависимость, разделение ролей в ХХ веке стали восприниматься как нечто оскорбительное для женщины?

— Потому что ХХ век воздвиг множество ложных кумиров. Одной из ложных идеологем был тезис о равенстве полов. Гендерная идентичность подвергалась сомнению с точки зрения ролевых функций: в обществе, в семье. Мы прекрасно помним, к чему это вело: к тому, что шпалоукладчицами вполне могли работать женщины. Сейчас эта идея с другой стороны продвигается ее идеологами: гендерная идентичность подвергается сомнению уже с точки зрения антропологической.

— Откуда, на Ваш взгляд, эти идеи могли пойти?

— Я думаю, что в обществе, в котором предполагалось массовое вовлечение в производство, потребовалось побудить женщину работать. Более традиционная культура ХVIII и даже ХIХ столетия еще исходила из того, что женщине достаточно домашних попечений. То есть если она хочет, то может работать, но это не обязательно. А в ХХ веке нужно было вовлечь как можно большее количество людей в производство. И для этого нужен был некий идеологический посыл. И, как мне кажется, одним из элементов этого посыла была идея женского равноправия с мужским полом, понимаемого как равенство ролей.

— А можно ли утверждать, что кто-то «виноват»: мужчина стал слабым, потому что женщина захотела стать сильной; или наоборот, женщина вынуждена была возмужать, потому что мужчина сделался хилым?

Фото Геннадия Комарова. Фото Геннадия Комарова.
— Это какой-то детский, поверхностный разговор, на мой взгляд. Нет вообще женщины, вообще мужчины — есть конкретные отношения людей в данной семье, в данном коллективе. Виноваты ложные идеологии, если угодно. И вообще, есть совокупность объективных исторических, социальных обстоятельств, которые ту или иную ситуацию в данном контексте времени — если перейти с языка социологии на язык аскетики — делают типическим искушением для эпохи. Как человек в разном возрасте, так и общества в разные эпохи испытывают разные искушения: в советское время они были иными, нежели во время постсоветское. Сегодня типическое искушение для мужчины в силу сложившихся обстоятельств такое: незачем набирать «мускул силы», мужественности.

А дальше речь уже о личном ответе человека на это искушение. Он готов преодолевать сопротивление среды, плыть против течения? Если готов, то это будет и мужской ответ, и христианский ответ — в нем есть нечто такое, о чем говорится в Таинстве Крещения: быть «воином Христа Бога нашего». А ежели человек согласен плыть по течению... Масса фильмов было снято в позднее советское время про таких мужчин. Фильм «Полеты во сне и на яву» или пьеса Вампилова «Утиная охота» — вот где слабые мужчины уже тогда были прекрасно описаны. А чеховские типажи разве были лучше? Я думаю, все-таки это еще к ним восходит.

То же самое мы видим и в наши дни: чтобы быть мужественным, нужно против течения плыть. И на это решается меньшинство. У меня нет никакого оптимизма по этому поводу, никаких иллюзий, будто ситуация вдруг переменится, и мы через десять лет получим поколение Иванов-богатырей.

Новомученики, воины-христиане и мужественная Феврония

— Жизнь в Церкви как-то располагает мужчину к пересмотру своих позиций, к желанию становиться мужественнее, ответственнее?

— Жизнь в Церкви, если иметь в виду традиции и суть того, чему учат нас Писание и Предание, — располагает. Потому что все Евангелие, Нагорная проповедь — это не «Страдания юного Вертера», ни в каком смысле. А вот жизнь в Церкви на практике — по причинам, о которых мы говорили выше, — часто не располагает.

— Как быть с тем, что христианство учит кротости и смирению, которые не воспринимаются как мужские качества?

— Если задуматься о смысле этих слов, то обнаруживается, что это качества, требующие довольно-таки большого мужества и силы. Вспомним определение кротости по святителю Филарету, в его «Катехизисе»: кротость — такое расположение духа, которое соединено с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться; а действия кротости — не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-то, что против наших желаний, не предаваться гневу, не превозноситься.

То есть оказывается, что это качество, требующее очень большого усилия и внутренней собранности! И если мы поймем, что смирение — это не когда ты на себя плюешь: «Гаденький я, гаденький», и ботинком сам себя растаптываешь (что зачастую доставляет некоторым этакую нездоровую сладость, приятность), а умение хранить со-мирность, мир со всеми, вопреки внешним обстоятельствам, то окажется, что и это потребует от нас очень большой внутренней силы.

Кроме того, христианство не сводится к этим двум качествам: Христос говорит и о чистоте души, требующей в наше время колоссального усилия, и о готовности положить «душу свою за друзей своих» и еще о многом другом.

— Какие примеры мужественного поведения можно привести из христианского Предания? Ведь несмотря ни на что, все-таки представление о том, каким должен быть мужчина, люди не склонны черпать из христианства. И мужество не ассоциируется с человеком, подставляющим левую щеку...

— Можно привести множество примеров из истории христианства. Фивейский легион, например: римские воины-христиане, которые побеждали германцев-варваров, но оказались готовы умереть за Христа — отказались принести жертвы языческим богам и не стали себя защищать, хотя до этого храбро защищали свою страну. Этот их поступок уж точно не объяснить малодушием!

А новомученики... Женщины все же больше служили другим новомученикам и исповедникам, хотя тоже, конечно, во множестве пострадали. Их мужество и их исповедничество были в том, чтобы не оставить отправленных в лагеря и ссылки. А вот мужество не отречься, в том числе и под физическими пытками, — проявляли, в основном, мужчины. Подобное было не только у нас в стране, но и в инославном христианстве: вызывает огромное уважение, например, Дитрих Бонхёффер — крупнейший немецкий теолог, лютеранский пастор, который был косвенно причастен к заговору офицеров против Гитлера и повешен в концлагере незадолго до конца Второй мировой войны. Много примеров можно найти, если поискать.

— Парадоксально, но святые, считающиеся покровителями брака у нас в России — Петр и Феврония Муромские — как раз не вписывались в классический типаж «сильный мужчина», «слабая женщина»...

— В Предании вообще множество парадоксальных повествований. Вот где мы видим сильную женщину, явно более умную, организованную и, по крайней мере, целеустремленную, чем мужчина. При всей фольклорности «Повести о Петре и Февронии» она рассказывает о живых людях: хотя образ создан средневековым сознанием, оно вовсе не подгоняло Петра и Февронию под существовавший тогда стандарт. Эти два человека не вписываются в схему «Домостроя», с их точки зрения его положения — абсурд: не будь они канонизированы ко времени написания «Домостроя», Сильвестр должен был бы, рассмотрев их ситуацию, этой канонизации воспротивиться. И это «выпадение из стандарта» важно, этим фактом Предание нам говорит: нет единой парадигмы, по которой можно развиваться, в реальной жизни ситуации всегда индивидуальные и живые.

Но в то же время Петр в итоге-то ведет себя так, как мужчина должен себя повести, принимает непростое, но твердое решение: мне вот эта женщина дороже, чем все княжество, боярство, богатство и прочее. В конце концов, Петр совершает очень мужской поступок.

— Значит, все-таки «сильный мужчина» и «слабая женщина» — роли не жесткие, а определяемые средой, характером, обстоятельствами? Может ли женщина быть по природе лидером, а мужчина — наоборот.

— Такое бывает. Мы знаем, что Елизавета, королева Англии, или Екатерина II, императрица Феодора, физик-изобретатель Мария Кюри такими были. Примеров можно привести множество. Но вопрос в другом: хорошо ли от этого самой женщине? Может, на самом деле так получилось в силу специфики ее характера или жизненных обстоятельств, или просто не встретился мужчина, который сильнее ее...

О ненависти к чужим и маменькиных сынках

— Ветхозаветное и новозаветное представление о мужестве — различаются?

Фото свящ. Андрея Рассанова. Фото свящ. Андрея Рассанова.
— Да, конечно. Потому что, естественно, многое изменилось со времени Ветхого Завета. Как известно, ко времени десяти заповедей Моисея даже ограничение «зуб за зуб» было колоссальным нравственным прорывом. А заповедь об отсутствии ненависти к врагу, которому ты деятельно противостоишь, — уже целиком новозаветная. И в этом смысле акценты сместились. В Ветхом Завете было, в основном, родовое мужество, мужество защиты своих: когда нужно было оказаться верным своему роду, своей вере, в конечном итоге, своему Богу. И человеку так было проще, поскольку это — противостояние чужим. Христианство призывает быть верным своему без ненависти к чужому — вот это посложнее. «Я ненавижу чужое» — это самая легкая опора. В значительной мере и нацистская, и советская пропаганда в годы Второй мировой войны — впрочем, западная тоже — исходила из необходимости сделать именно ненависть главной опорой: неслучайно в идеологических построениях войны каждая из сторон делала акцент на зверствах противника.

— Допустимо ли мужчине специально искать ситуаций, которые требуют проявления мужественности?

— Ну, вообще иной раз, наверное, полезно себя проверить. Мне было интересно прыгнуть с парашютом, шагнуть в никуда с самолета — я думаю, что это была такая вот проверка. Мне кажется, что мужчине в иных случаях полезно эту «мышцу» в себе разрабатывать, чтобы знать, что ты вообще-то не тряпка.

— То есть мужественность — это не только ответственность...

— ... Но и способность совершить шаг, когда его требуется совершить. Решительность.

— Есть точка зрения, что женщина одна не способна воспитать сына настоящим мужчиной (а ведь у нас в стране много матерей-одиночек). Верно ли это?

— Проблема воспитания одинокой мамой сына есть. В полноценной семье распределение родительских ролей осуществляется естественным образом, а в неполной оно ущербно. От этого страдают не только сыновья, но и дочери, которые, вырастая, плохо представляют, как правильно строить семейные отношения. Я думаю, в такой ситуации может быть очень важна роль крестного. Ему нужно неформально подходить к своим обязанностям. Правильные модели поведения бессознательно закладываются, когда перед ребенком — пример правильного, любящего, внимательного мужчины, соответственно ведущего себя по отношению к своим детям и своей жене.

— Существует такой перекос в воспитании: мать чрезмерно опекает своего сына, даже когда тот уже взрослый, что не способствует его мужественности и ответственности...

— Да, и очень часто такой сын женится на соответствующего типа жене-матери, и схема начинает воспроизводиться. За годы пастырской деятельности у меня были случаи, когда приходилось просто отрывать взрослых детей от матери: было видно, что эта зависимость становится пагубной.

В Церкви чуть проще с этим: есть священник, духовник, который хоть как-то сдерживает таких матерей. Никоим образом не идеализирую современную церковную семью, но все же это семьи людей, несколько по-иному и более ответственно относящихся к тому, что есть семья. На нормальном приходе дети находятся в среде своих сверстников и там имеют возможность учиться неким моделям поведения. В этом смысле церковная жизнь дает несколько больше оснований для оптимизма, чем внешняя.

— Мы начали разговор с того, что настоящих мужчин мало в том числе потому, что в принципе сегодня мало настоящего. Не повторяем ли мы тут ошибку, о которой писал Экклезиаст: «Не говори: „Отчего это прежние дни были лучше нынешних?“»

— Речь не о том, что прежние дни были лучше. Я застал позднее советское время, и никакой иллюзии, никакой тяги к тому времени не испытываю. Для каждой эпохи — свои искушения. Да, может быть, тогда эти добродетели — решительность, мужественность, ответственность — не подвергалась таким испытаниям. хотя и тогда существовали те самые «мужчины-хлюпики», которых, повторюсь, так удачно отобразил позднесоветский кинематограф. Но тогда все было построено на лжи и лицемерии, и трудно воспринимаемые современными молодыми людьми слова Солженицына «жить не по лжи» действительно служили призывом к большому мужеству. Я уже не говорю про эпоху 1930-х годов, которую нам и представить-то невозможно...

Да, можно воображать себе такой «континент Россию» времен Александра III, который мы потеряли. И так нам придется уходить вглубь веков сначала до ХVII века, до эпохи Раскола, потом в домонгольское время, а еще лучше — в Византию. Но понятно, что это все хорошо только на досуге, у камина, с хорошей книжкой в руках.

А жить нужно в своем времени и принимать жизнь, которую тебе — здесь и сейчас — дает Бог.

С протоиереем Максимом Козловым беседовала Валерия Посашко

Источник: Фома.Ru

22 ноября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мужская религия Мужская религия
Прот. Андрей Ткачев
Мужская религия Мужская религия
Протоиерей Андрей Ткачев
А где наши мужики? Где 90% этих существ, которые зачем-то крещены, но почему-то не ходят в храм постоянно и со вниманием? Задача священства привести эту биомассу в храм. Чтоб не сюсюкали по форумам как девочки о Курбан-байраме на улицах Москвы, а почувствовали свою ответственность перед Богом, семьей и Родиной.
Воспитание мальчиков Воспитание мальчиков
Т. Шишова
Воспитание мальчиков Воспитание мальчиков
Татьяна Шишова
Почему возник миф о «хрупкости» мужской психики? И так ли нуждаются сыновья в постоянной опеке? Как воспитать в них смелость, выносливость, силу воли, не забывая и о духовной составляющей?
Почему в церкви мало мужчин? Почему в церкви мало мужчин?
Свящ. Димитрий Шишкин
Почему в церкви мало мужчин? Почему в церкви мало мужчин?
Священник Димитрий Шишкин
Если в церковной общине нет или совсем мало мужчин, то для самих прихожан это лишний повод почувствовать свою слабость, беспомощность.
Комментарии
Людмила23 ноября 2013, 22:45
Я думаю, что у многих мужчин сила и мужество соотносится только к физической стороне.А Библия учит,что это понятия прежде всего духовные.Например,юноша Давид побивает каменьями великана Голиафа,самый яркий пример мужества показал нам Христос.Если у тебя внутри "твердый стержень" веры,ты устоишь в искушениях и скорбях,бедах,болезнях.Это касается и женщин,есть множество примеров мужественных женщин.Даже,если брать современную жизнь,сколько искушений,испытаний приходиться преодолевать,а все ли справляются?Я,например,нытик,хлюпик,а так хочется быть сильной,стойкой,жизнерадостной,ведь у меня есть Христос.Мужество нужно всем.Жизнь сейчас трудная,чтоб не висеть камнем на чьей-то шее,или превращать свою жизнь в непрерывную работу(хотя я.согласна с Александром,нас превратили в рабов,у меня почти такая же ситуация).Согласна с Еленой,раньше люди были лучше.И не все в Союзе было так плохо.
Геннадий-либерал23 ноября 2013, 14:12
Проблема (вопрос) "мужественности"/"женственности" мужчины/женщины вульгарная софистика: подобная постановка противоречит очевидному факту рождения - либо мальчик, либо девочка. Не может быть какого-то мужественного или женственного мужчины/женщины это суррогатное клише от профессиональных болтунов и бездельников. Есть культура быта, которая порождается и контролируется внутренней социальной политикой государства, поэтому большинство человеков в интересе проживания вне конфликта с карательными органами государства принимают правила выживания.
Если современная экономика потребовала противоестественного уравнения полов, то без революционного изменения мироустройства нет смысла размышлять о несоответствии настоящих типов неким образам из прежних времен.
Основой для приведения настоящего безобразия к изначальному порядку является, даже не пагубное следствие присутствия неких существ типа "женщина в штанах" в государственных структурах, а наглядный эффект чисто внешнего уродства так называемых "мужественных" женщин и "женственных" мужчин - оглянитесь какие страшные лики у наших старцев и старух в штанах - где благообразие? Разве это не повод вернуться к установленному: женщина будешь в подчинении у мужчины.
Елена23 ноября 2013, 11:59
Простите, но со многим не согласна в этой статье. Решительность, мужественность, ответственность подвергаются испытаниям в жизни каждого мужчины.Согласна с Александром. И еще прекрасные люди честные, решительные и мужественные были всегда, и неправда, что "тогда все было построено на лжи и лицемерии", отношения между людьми были гораздо искреннее и надежда на то, что не оставят в трудную минуту была намного больше.

Евгений22 ноября 2013, 21:38
Что не говорите, а "домостроевская" модель жизни исчезла и уже никогда не вернется. К счастью. Женщины сейчас в основном более волевые и сильные, чем мужчины и выбрали это сами. Не согласен и с мнением, что при воспитании мальчика одной мамой, он будет "хлюпиком". Этот стереотип сейчас не работает.
Антон22 ноября 2013, 21:27
Как всегда, тема очень актуальна сегодня как и сто, и тысячу, и десять тысяч лет назад, и можно дойти до Праотец, и даже тогда мы найдём дефицит ответственности и мужества среди мужского населения и дефицит мудрости, и послушания среди женского. Вспомним Библейскую историю:"12Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела." - книга Бытия гл.3. Вот и получается такой парадокс, что во времена Адама и Евы мужественных и ответственных мужчин не было вообще, а сейчас есть хоть сколько-то, по словам авторов статьи, - это уже прогресс.
Относительно святых Петра и Февроньи, и Домостроя, - очень советую послушать лекции Ужанкова Александра Николаевича на соответстующие темы - у него они именно так и звучат. Нет никакого противоречия между житием этих святых и Домостроем.
Вообще, схоластически рассматривать вопросы, напрямую касающиеся качеств души человека, в отрыве от Веры в Бога, от духовного мира, мне кажется, - не продуктивно.
Александр22 ноября 2013, 19:20
Батюшка,значит если у меня оплачиваемый отпуск,больничный и будет пенсия,то я-немужественный дурак.А сейчас я работаю почти без выходных,три года без отпуска по10 часов за копейки и у меня нет жилья и неизвестно будет ли пенсия,а буржуй на которого я гроблю своё здоровье меняет машины,покупает квартиры и отдыхает за границей-он мужественный,он-элита... И это ты ситаешь правильным???"Горе вам, книжники и фарисеи,лицемеры,что вы-как гробы скрытые,над которыми люди ходят и не знают того".Советский Союз "заболтали",а теперь и Россию "забалтывают".А я,мужественно говорю-я не согласен с вашей статьёй и она мне сильно не нравится."На это некто из законников сказал Ему:Учитель!говоря это,Ты и нас обижаешь.Но Он сказал:и вам,законникам,горе,что налагаете на людей бремена неудобоносимые,а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×