На прошлой неделе на экраны вышел фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по одноименной книге пермского писателя Алексея Иванова. Отзывы на эту картину – пожалуй, одна из самых популярных тем в киношном Рунете. Отзывы пишут и критики, и зрители, и мужчины, и женщины – «Географ» всех зацепил. Содержание его остро, игра актеров блестящая, да и книга Иванова совершенно прекрасна, а ее многие читали.
Ниже приведен не вполне отзыв на фильм. Это, скорее, размышление о том, что заложено в его содержании. А заложен туда ответ на вопрос, поднятый в нашей ноябрьской теме номера: куда исчез настоящий мужчина? По сути, эта статья – продолжение разговора…
Нередко мы, женщины, беремся рассуждать о сильной половине примерно так: ах, куда же делись настоящие мужчины, совсем перевелись, где же их теперь взять... Я не знаю. Но, например, в моей жизни они есть. Они разные: добрые, решительные, жесткие, мягкие, стойкие, прямолинейные, щедрые – в глубоком смысле слова, умные, или даже мудрые… Пожалуй, внешне их объединяют несколько схожих черт. Во-первых, отношение к женщине: они любят и уважают нас, никогда не повернутся к нам спиной, но в любой ситуации протянут руку. Во-вторых, то, что они рыцари. Современному рыцарю не надо сражаться с драконами и тем более – с мельницами. Достаточно пытаться победить дракона в себе. Что, кстати, гораздо сложнее. У современного рыцаря может не быть белого коня и не быть машины, но ради женщины ему хочется совершать подвиги, и в том числе, подвиги над собой. Таковы общие черты.
Думаю, любая женщина знает в своем окружении одного или нескольких таких мужчин. Но таким рыцарем мог бы быть каждый. И почему это не так?.. У меня нет ответа. Но есть один пример, и, мне кажется, он достоин внимания. Есть расхожее понятие, попавшее в жизнь из литературы, – герой времени. Иногда такие герои помогают нам, женщинам, кое-что понять.
Совсем недавно на экраны вышел замечательный фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил». И Константин Хабенский там блестяще играет, на мой взгляд, героя времени. Это классный, добрый, умный, с шармом и обаянием мужчина, которому женщины кидаются на шею. И наверное, кому-то кажется, что он не герой времени, а – настоящий герой. Почему бы, собственно, и нет, подумаешь – пьет, а человек-то хороший…
Но напрягает в этом герое одна черта. Он обладает феноменальной способностью не задавать вопросов самому себе. Что бы ни случилось: его жена ушла к его другу, его уроки в школе превратились в балаган, его поход на Каму чуть не закончился по его же вине катастрофой, его ученица, плетясь за ним неведомо куда, чуть не отморозила себе ноги – у географа нет к себе вопросов. Он ничего с себя не спрашивает и ничего не пытается изменить. Его в целом все в себе устраивает.
Да и зачем, собственно, ему задавать себе вопросы, когда у него и так есть все, что нужно для его счастья? Жена ушла? – придет любовница. Тепла не хватает? – старшеклассница обогреет. С работы выгнали – на другую примут. Дети над ним смеются – ну, так они же варвары… Географу ничего не нужно спрашивать с себя, ничего не нужно завоевывать – мир так удобен, что он без усилий все приобретет (благо, запросы невысоки). И будет счастлив.
Я не хочу сказать, что настоящий мужчина – обязательно рефлексирующий интеллигент. Необязательно: чтобы строго с себя спрашивать, не нужно быть рефлексирующим интеллигентом, нужно просто не быть желеобразным веществом. И еще – нужно уметь любить. Или пытаться этому учиться. Как это связано – не знаю, но знаю, что это так. Географ же, хороший человек, вызывающий симпатию и даже сочувствие, говорит примерно такие слова: «Хочу любить, но так, чтобы я никому не был залогом счастья, и мне никто не был залогом счастья. А так – да, любовь с большой буквы Л. К каждому человеку». Может, это и есть катастрофа?..
Герой времени претендует на большую любовь. Но что он сделал, чтобы она у него была? Боролся за нее? Пытался остановить жену? Снова ее завоевать? Хотел он хоть одну женщину сделать счастливой? Может, потому он и не рыцарь, что рыцарь – тот мужчина, который борется за любовь. А географ ничего для этого не делает. Любовь требует от человека желания созидать, а географ – он, кажется, ничего в жизни так и не создал. Ведь даже ребенок вышел у него случайно – студентка залетела…
И амбиции у героя уже закончились. Он лишен способности реализоваться как мужчина – но у него нет к самому себе вопросов.
Кстати, проблемы там, в кино, не только у географа. Проблемы и у женщин, которые кидаются ему на шею. Одна не любит мужа и сражается с ним вечным «Отвали!». Вторая хочет «только секса». Третья готова припасть к кому угодно, лишь бы припасть. Четвертая нарисовала идеальный образ в голове и вот теперь пытается спасти идеал от реальности, спасти героя от самого героя… Всякая из них выбрала не того, как часто бывает. Как бывает в реальности со многими из нас. И в реальности тогда возникает вопрос, куда же исчезли мужики, где же рыцари… А откуда им взяться, если все вокруг так доступно, даже мы, женщины?
И кстати, да – не стоит, по-моему, искать в географе принца на белом коне. И рыцаря тоже не стоит искать. Вообще это не очень, думаю, правильно – выдавать желаемое за действительное. Иногда нам, женщинам, лучше внимательнее смотреть по сторонам и больше ценить тех мужчин, которые готовы совершить подвиг над собой. Впрочем, это немного другая тема.
А если вернуться к заглавному вопросу… Все-таки мне очень повезло. В моей жизни есть настоящие мужчины. Те, которые борются со своими «драконами» и совершают подвиги. И делают это от большой любви – к женщине, к Богу, к ближним. От той самой, настоящей любви, с большой буквы Л. Все эти мужчины разные, но у всех – очень большое, деятельное сердце, способное сделать счастливой ту, которая рядом. Для меня это очень важный критерий.
(Как и если бы женщина, тем более девушка, сидела бы перед стоящей пожилой женщиной).
Так вот, уважаемая Алла, герой фильма - географ - никогда бы не сидел перед стоящей женщиной. Вот и вся разница между настоящим и ненастоящим мужчиной.
большую и чистую любовь,а он вообще ни на что не претендует,он довольствуется малым,потому что такие люди больше отдают чем берут. Что касаясь амбиций, которые у него ,как Вы совершенно правильно заметили.отсутствуют потому,что как правило, эти самые амбициозные ставят всех остальных в неудобное положение,потому как быть в обществе,и восхищаться собой вне общества,унижая при этом других,невозможно,по простой причине что я(этот амбициозный) лучше.И потом,Алла Митрофанова, не надо требовать от мужчины большего,если он захочет он сам отдаст.И любят женщины таких географов ни за что-то,а вопреки.
Он сталкивается с миром и терпит неудачу. Он неудачник, потому что он в другом мире. Любовь, самоотдача - затертые понятия в нашем мире. Даже та девочка Таня, которая полюбила в нем именно это, она отворачивается от него. Она в итоге уходит. Географ остается поруганным ими. Единственная надежда - его дочь, которая читает русские сказки. Он уходит домой с дочерью. В конце на балконе - она его теряет, он ей нужен.
Его пьянка - это его протест. Он, напиваясь, дает детям свободу. Принимайте сами решения. И в конце он этого добивается. Он воспитал в них свободу и ответственностью такой дорогой ценой.
Географ дает свободу выбора. Он поступает нелогично. Он их бросает, он может в тюрьму пойти. Он делает осознанно. Он так выбирает. Для чего он это делает? Непонятно. А почему человек совершает подвиг? Потому что душа человека способна поступать нелогично, быть свободной.
Цитата: "...ради женщины ему хочется совершать подвиги..."
Если правильно понимаю, автор считает, что мужчина должен относиться к женщине, как к божеству.
Но для христианина идолов быть не может, в том числе и среди человеков.
Женщины почему-то возомнили себя божествами и требуют поклонения себе. Только причём тут мужчины? Может быть, женщинам надо сначала избавиться от советского безбожного миропонимания?
Актеры, в фильме "Географ глобус пропил..." очень хорошо все показали. Фильм - о нас, без прикрас! Но, понятие о Любви, данное апостолами - проходит красной ниточкой, через весь фильм. И никто не погибает, только Географа предали его ученики...
100! Подписываюсь под каждой буквой!
А "проблемы и у женщин"- это не кстати, а ровно такие же, как у современных мужчин. Если не хуже. Когда я читаю дневники и биографии женщин прошлых веков, то вижу, что я и слишком многие из моих современниц рядом с ними были бы как трактирщицы среди принцесс.