Великие румынские духовники об исповеди и причащении

Диакон Иоанн Икэ, исследовавший историю споров о частоте причащения в минувшие столетия, замечает, что они фактически являются спорами вовсе не о частоте, а о том, нужно ли готовиться к причащению Святых Христовых Таин или же можно приступать к ним запросто, без подготовки, без поста, исповеди и разрешения духовника[1].

Причащение апостолов. Мозаика в Софии Киевской Причащение апостолов. Мозаика в Софии Киевской
    

Среди великих румынских духовников, известных не только Румынии, но и за рубежом, мы не найдем никого, кто поддерживал бы заимствование из католицизма и протестантизма обычая причащения Святых Таин без серьезной подготовки. Все они в один голос защищают православную традицию, и с ними солидарны такие великие светочи современного Православия, как старец Паисий Святогорец и архимандрит Иустин (Попович).

Протоиерей Думитру Стэнилоае Протоиерей Думитру Стэнилоае
Той же позиции придерживается и «патриарх румынского богословия», одна из самых авторитетных личностей во всем православном богословии ХХ века протоиерей Думитру Стэнилоае. Он пишет, что Причастию обязательно должна предшествовать исповедь:

«Частое причащение Тела Господня, как и сообщение Его силы нам, сообщение Его Духа в нашу душу и волю, не должно быть, таким образом, магическим принятием Его как действующего самостоятельно, без нас. Активный человеческий фактор коммуницирует с активным фактором, каковым является Христос, чтобы стать еще более активным. Поэтому необходимо приготовление в этом смысле со стороны человека. Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11: 29).

Поэтому лучше более редкое причащение, но хорошо подготовленное, принятое с большой концентрацией сил и решимостью соработничать с силой Тела Господня, чем причащение в расслабленном, равнодушном состоянии собственных сил. Частое причащение Тела и Крови Господних может привести к ослаблению сосредоточенности на их принятии.

Поэтому мы думаем, что нехорошо, чтобы все или очень многие верующие причащались за каждой Святой Литургией, без исповеди и поста, даже если они считают себя не имеющими тяжелых грехов. Это может привести к автоматизму, лишенному ощущения того, что ты принимаешь Святое Причастие.

С помощью исповеди мы признаём свои ошибки: только так мы отсекаем свою гордость. Поэтому Православная Церковь сохраняет порядок, обуславливающий участие в Евхаристической Жертве исповеданием грехов, признанием нашей виновности. Мы должны с трепетом переживать этот момент…»[2].

Иеросхимонах Паисий (Олару). Иеросхимонах Паисий (Олару).
На этой же позиции стоит и духовный отец всей Румынии, пустынник иеросхимонах Паисий (Олару). На вопрос: «В некоторых местах пренебрегают исповедью и слишком часто, даже неканонически, преподают Святое Причастие. Как лучше поступать в этой ситуации?» – он отвечает так:

«Мы не можем отказаться от священных канонов и тысячелетнего опыта Церкви. Будем идти по пути отцов и наших предшественников, по каноническому пути священной традиции. Не частое причащение приводит нас к совершенству, а покаяние со слезами, частая исповедь, прекращение грехов, молитва из глубины сердца.

Рвение некоторых о частом причащении есть признак гордости и ослабления веры, а не духовного преуспеяния. Наше исправление и преуспеяние по пути спасения начинается с частой исповеди и продолжается постом и молитвой со слезами, прекращением грехов, милостыней, примирением со всеми и смирением. Только после того как мы сделаем всё это, мы можем причащаться чаще, как указывают священные каноны и церковная традиция. Иначе как принять Господа неба и земли в дом своей души, когда душа твоя нечиста, неисповедана, порабощена страстям и в особенности полна гордыни? Мы прежде всего нуждаемся в слезах, молитве и частой исповеди, и потом уже остальные дары прибавятся нам.

Наши монастыри всегда придерживались среднего, царского пути. Будем же держаться их обычая и следовать их советам»[3].

Архимандрит Клеопа (Илие) Архимандрит Клеопа (Илие)
    

Архимандрит Клеопа (Илие) также настаивает на огромной важности серьезного приготовления к Таинству Святого Причастия. Он пишет: «Часто ли, редко ли будет причащаться кто Святых Таин, но если он не будет стараться причащаться с должным приготовлением и выполняя условия, необходимые в виду этого Таинства, таковой причащается в осуждение себе, а не на пользу»[4].

Архимандрит Арсений (Папачок) тоже учит, что «причащение не надо считать, следуя жестким идеям, обязательно частым или же редким. Редким – потому что Бог превелик, превелика Его благодать, и тебе необходимо приготовление. Если у тебя нет брачной одежды… Священное Писание так говорит, что тебя свяжут и выбросят во тьму кромешную. Так что ты должен быть приготовленным. А если ты причащаешься слишком часто, то ты, как человеческое существо необтесанное, неотделанное, начинаешь принимать его как что-то обыкновенное, не с трепетом и страхом Божиим, не с надеждой, благочестием и благоговением.

Архимандрит Арсений (Папачок) Архимандрит Арсений (Папачок)
    

Если у тебя действительно есть этот страх Божий и ты думаешь о важности этого факта, тогда ты годен к тому, чтобы причащаться более часто. Но если ты принимаешь его по обычаю или каждый день, как, я слышал, делается кое-где, тогда это громадная ошибка… Повторяю и подчеркиваю: нельзя подходить к причастию без разрешения грехов»[5].

Архимандрит Иустин (Пырву) считает, что «ключом к нашему спасению является таинство святой исповеди. Это одно из семи святых таинств нашей Православной христианской Церкви, – говорит он. – Без этого таинства нет спасения. Мы можем совершать всевозможные подвиги, пост, молитву, бдения, милостыню, пожертвования, но без исповеди никак нельзя…

Сегодня стало модно причащаться очень часто, и чем чаще мы причащаемся (если причащаемся недостойно), тем сильнее заболеваем душевно. Сначала нужно очиститься, омыться. Жизнь – это не столько причащение, сколько само приготовление к этому святому таинству Причастия Крови, которую Христос пролил за грехи наши. А если мы принимаем ее так… как в столовой, у дверей исповедуемся и в алтаре причащаемся…

Архимандрит Иустин (Пырву). Архимандрит Иустин (Пырву).
    

Таков “современный человек”, лишенный благодати Божией, лишенный этих таинств исповеди и причастия и всех благ небесных и земных. Мы всё время бежим от хорошего, отгоняем его и дошли до того, что нам неприятен запах ладана, базилика… Мы говорим: “Мне это не нравится!”, “Меня это напрягает, у меня болит голова от этого дыма и чада свечей, я не могу тут долго находиться!” И приходит на нас всякое зло»[6].

Старец Адриан (Фэджецяну), много лет проведший в тюремных застенках за веру и почитаемый наряду с такими исповедниками, как архимандрит Иустин (Пырву) и архимандрит Арсений (Папачок), на вопрос: «Как можно распознать хорошего духовника?» – отвечал так: «Хорошим духовником может быть только злой! Только строгий, который чтит поучение, которое дал ему Дух Святой в Требнике, в Агиасматаре[7] и во всех наших книгах. Тот, кто слишком часто подает тебе причащение, чтобы ты глотал его, как суп, каждый день, – это не духовник»[8].

А на вопрос: «В крайних случаях можно спастись и без причащения, исповеди…» – старец Адриан (Фэджецяну) отвечал так: «Не в крайних! Не в крайних! А ну-ка прочти вот тут, читай вслух, чтобы все слышали: “Чадо, столько-то лет повелевают божественные отцы не причащаться тебе Святых Таин, а только пить великую агиасму. И если ты будешь придерживаться того, чтобы не причащаться, то разрешатся тебе грехи твои… А если дерзнешь преступить заповедь святых отцов и причастишься, будешь сочтен вторым Иудой”[9]. Итак, если ты тем не менее не желаешь считаться с этим и причащаешься, то будешь сочтен равным Иуде и будешь иметь судьбу Иуды»[10].

Иеромонах Дионисий (Игнат), 78 лет проживший на Афоне в строгих монашеских подвигах, учит в этой связи так: «Да не смеет никто когда-нибудь пойти причащаться не исповедавшись… Не будем говорить: “Да ну, ничего страшного в том, что я поел, я попил, я поспал и еще кое-что сделал. Пойду причащусь”, – как, я слышу, делают паписты, ведь у них литургия совершается поздно. Католики говорят так: “Нам хотелось есть, и мы с утра поели. Поели, выкурили и по сигаретке… Давайте теперь выпьем и кофейку, чтобы взбодриться. Да, но ведь в церкви еще не закончилась литургия! Пойдем-ка причастимся”, – и идут, причащаются. Ну разве это приготовление?.. Я не представляю себе, как католики допускают такое. Видишь, они говорят, что еда – это одно, а причащение – это другое, это пища духовная. Как бы там ни было, но если нет приготовления, это погибель…

Иеромонах Дионисий (Игнат). Иеромонах Дионисий (Игнат).
    

Не будем же отступать от канонов, насколько можно. Кое-какие снисхождения духовник может сделать, но не так, чтобы можно было оправдывать себя: “Это ничего, то ничего, всё ничего”, – ибо тогда мы совершенно погубим себя»[11].

Священник Георгий Калчу, тоже узник коммунистических тюрем, справедливо обращает внимание на такой момент: если нет исповеди, то ко Святой Чаше может подойти кто угодно, хоть некрещеные, хоть занимающиеся святотатством, принимающие Святое Причастие для того, чтобы выплюнуть его и использовать затем в своих неблаговидных целях – для магии и т.д. «А откуда священнику знать, – пишет отец Георгий, – что люди подходят с истинным благоговением и верой, если он не знает их души? А как он может узнать их душу, если не исповедует их?.. Эти слуги диавола, лжи и обмана в погоне за наживой притворяются благочестивыми, даже церковными людьми, приходя время от времени на службу. Выходит… что священник, завидев их благочестивую внешность, тут же должен преподать им Святое Причастие, пусть они даже и не исповедуются»[12].

Священник Георгий Калчу. Священник Георгий Калчу.
    

Что касается общей исповеди, то отец Георгий Калчу говорит о ней так: «Мне кажется, что здесь имеет место какой-то популизм с целью “завоевания клиентов”, своего рода коммерция вокруг Святых Даров, хотя могут быть и, конечно, есть некоторые благоговейные люди, исповедующиеся и причащающиеся подобным образом. В любом случае количество здесь действует в ущерб истинной духовности»[13].

Категорически против подобного популизма и попустительства был архимандрит Иустин (Пырву): «Мы им попустительствуем и не думаем о том, что если немного не добавить порядка с этими канонами, то потеряем верующего, и он больше не придет на исповедь. Современный человек дошел до крайне тяжелой стадии. Бог накажет и священника, с легкостью отпускающего грехи, и верующего, который радуется этому отпущению. Они оба попадут в один котел. Причастить кого-то недостойно?!»[14].

Эти свидетельства румынских духовников можно приводить без конца. И не только героических подвижников прошлого, но и ныне здравствующих поборников Православия. Приведем точку зрения только двух из них.

Сингел Иоанн (Булига) в книге «Вызовы православному христианину сегодня» так пишет о необходимости очищать душу перед Святым Причастием: «Как бы часто мы ни причащались, мы не можем преуспевать духовно, если не имеем воздержания, молитвы и хранения ума… Можно, таким образом, причащаться так часто, как можем, но только учитывая один важный момент. Не знаю, кому из нас было бы не стыдно ходить по улице в испачканных брюках, а тем более предстать в таком виде перед важной личностью. Так и при встрече с Христом, которая есть более чем встреча, будем заботиться иметь одежду тела и души своей как можно более свежей. Грехи загрязняют одежду души. Есть грехи, которые омываются тяжелее и для которых необходима епитимия. Я имею в виду аборт, блуд, противоестественные сексуальные отношения, безразличие ко Христу и вере, упорная ненависть и другие тяжелые грехи, при которых, так же как в случае с Иудой Искариотским и фараоном, недостаточно признаться, что мы согрешили, но нужно доказать и делами, что хотим исправиться»[15].

О вреде, который наносят людям священники, с легкостью причащающие их Святых Таин, отец Иоанн (Булига) пишет следующее: «Мы, священники, должны быть очень осторожными в деле, которое совершаем, потому что мы ничем не помогаем человеку, живущему в грехе, если причащаем его, а он ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь. Более того, мы попускаем ему жить с ложным ощущением, будто у него всё в порядке»[16].

Сторонники частого причащения обычно приводят в свою защиту два аргумента: первый – что так причащались в ранней Церкви, второй – что так причащаются на Святой Горе Афон. При этом они не хотят замечать никакой разницы между нынешним образом жизни и мученическим подвигом исповедания веры ранних христиан, каждый день в жизни которых мог стать последним. И ранней Церковью признают лишь тот период, который хотят, а о правилах святителя Василия Великого († 379), написанных в тот же ранний период Церкви, и слышать не хотят. Эти их аргументы сингел Иоанн (Булига) опровергает так:

«Некоторые отстаивающие частое причащение приводят в пример первые века христианства, но если подумать о том периоде, когда христиане были гонимы, – какую жизнь они проводили тогда! Каждый день причащение могло оказаться причащением перед смертью. А если взять период, когда христианство получило свободу, то найдем такие епитимии, как, например, каноны святителя Василия Великого, что если применить их сейчас, то почти никто из нас не мог бы причаститься. Я не говорю уже о правилах ранней Церкви, когда грешивших даже не принимали в Церковь и они распростертые лежали ниц у церковных дверей, а о Святом Причастии и речи не было.

Говоря это, я никоим образом не противлюсь частому причащению. Будем причащаться как можем часто, но будем обновлять[17] свое тело и душу и “станем добре, станем со страхом, вонмем”: это Святая Жертва»[18].

Протосингел Иустин (Мирон). Протосингел Иустин (Мирон).
Второй аргумент («так причащаются на Афоне») опровергает протосингел Иустин (Мирон), настоятель монастыря Оаша. На вопрос: «Как вы считаете, как лучше причащаться: чаще или реже?» – он отвечает: «С трепетом! Ни часто, ни редко, но чтобы человек знал, что стоит пред лицом Божиим, когда идет причаститься Тела и Крови Господних…

Еще меня огорчает, когда я вижу, что некоторые – будь то монахи или миряне – буквально перенимают то, что видят у иностранцев. Я тоже знаю, что афонцы причащаются четыре раза в неделю. Но они проводят другую жизнь, намного более чистую. Другое жительство… Так и авва Адриан (Фэджецяну) отвечал спрашивавшему его, почему он не причащается чаще: “Когда я буду жить как он, тогда и буду причащаться как он!”

Я очень хорошо знаю, как причащаются афонцы, поскольку полгода провел в Ватопеде. Но это люди другой меры. Ты следуешь их строгостям?

Однажды я на исповеди признался отцу Ефрему, что злословил (не кого-то конкретно). Мне казалось это маленьким грехом, в любом случае не таким тяжелым, как наказал меня старец духовник. У нас на исповеди, думаю, и внимания не обратили бы на такой грех. А он сказал мне, что зло недопустимо ни в каком виде, ни в больших вопросах, но и в малых тоже.

Здесь, в Оаше, у нас тоже есть откровение [помыслов]. Любой может причащаться четыре раза в неделю, но… Как поступает грек? Он на каждый вопрос отвечает утвердительно, а затем вворачивает одно «но» за другим, фактически ставя такие условия, которые могут свести на нет любое разрешение.

Итак, у нас монах тоже может причащаться четыре раза в неделю – конечно, в качестве возможности. Но в действительности очень редко можно увидеть кого-нибудь причащающимся столько раз в неделю, потому что за любой помысл, который не подобает иметь монаху, я запрещаю его в Святом Причастии. Ты хочешь частого причащения? Хорошо, но…

Здесь мы исповедуемся каждую неделю. И живем все вместе; ты в тесном союзе с другими, и труднее грешить. А если все-таки случится пасть, бегом бежишь к духовнику – он же рядом с тобой – и открываешь грех. А живущие в миру? Скажем, раз в неделю ты еще как-то причастишься без исповеди (хотя тоже с одобрения духовника!), но чтобы мирянин делал это на постоянной основе – это маловероятно»[19].

Итак, мы видим, как строга исконная румынская акривия, как непоколебимо защищают традицию великие румынские духовники. Но сильны и их противники, поскольку Румыния исторически была слабо защищена от экспансии протестантизма и католицизма, которые сегодня широко представлены в ней вместе с униатством и разнообразными сектами. И в этой борьбе за веру многие румыны, не помнящие родства, обращают свои взоры на Запад, где их теплохладному христианству, никак не могущему отказаться от сытного обеда даже на день и положить хоть один поклон в виду встречи с Святыней, уже заранее готовы индульгенции. Путь для таких «верующих» вымощен широкий, денежный, и многие припадают к ценностям Евросоюза.

Но подобное тянется к подобному и в обратном направлении, с Запада на Восток – к Православию. И качество веры людей, переходящих в Православие, намного дороже любого количества плохих верующих, отрывающихся от своих корней. Приведем в заключение слова викарного епископа Румынской Православной архиепископии в Западной и Южной Европе Марка Немцянула (Алрика). Француз и католик, он после одной и недолгой беседы со старцем Паисием (Олару) обратился в Православие, принял монашеский постриг и стал насельником румынского монастыря Сихастрия. Вот чему учит нас этот истинный духовный наследник великих старцев:

«Первое, что мы должны делать, – это часто исповедоваться. А значит, прежде чем говорить о частом причащении, нужно говорить о частой исповеди. Царский пир[20] – это Причастие. Царь делает нас равными Себе, когда приглашает на пир, когда приглашает нас причаститься. Бог делает каждого из нас равным Себе, когда просит прийти причаститься… Это невероятно!.. Мы становимся подобными Ему.

А выброшенный во тьму кромешную – это тот, кто думает: “Пойду-ка я так, это нормально!” У него не было сознания безумия, сознания невероятности того, что он, за минуту до того бывший мерзким, зловонным, неприкасаемым, становится теперь ровней Богу. Он считал, что это нормально. А поэтому, не имея сознания своей болезни – мы говорим сейчас о грехе, – он не мог испытывать и благодарности. Кто не сознаёт своей болезни, тот не может быть благодарным Врачу, исцеляющему его»[21].

Подготовила Зинаида Пейкова

13 ноября 2013 г.

[1] Impartasirea continua cu Sfintele Taine: Dosarul unei controverse, marturiile Traditiei. Studiu introductiv si traducere de diac. Ioan I. Ica jr [Постоянное причащение Святых Таин: Досье одной контроверзы. Введение и перевод диакона Иоанна Икэ]. SibiuDeisis, 2006 (Цит. по: http://www.razbointrucuvant.ro/2012/12/21/taina-sfintei-impartasanii/). Интересно, что сам переводчик и составитель остается, тем не менее, сторонником частого причащения без серьезной подготовки.

[3] Arhim. Ioanichie lan. Părintele Paisie Duhovnicul [Архим. Иоанникий (Бэлан). Отец Паисий Духовник]. Iaşi: Doxologia, 2010. P. 65–66.

[7] Агиасматар – еще одно румынское название Требника.

[8] Viaţa mea Mărturia mea – Părintele Adrian Făgeţeanu [Отец Адриан (Фэджецяну). Моя жизнь; Моя исповедь] (http://www.sfaturiortodoxe.ro/ro/2011/11/03/viata-mea-marturia-mea-parintele-adrian-fageteanu/).

[9] Речь идет о том моменте исповеди, когда, прочитав разрешительную молитву, духовник назначает кающемуся канон (епитимию) и говорит: «Чадо, толика лета повелевают Божественнии и священнии закони да не причастишися Божественных Таин…». В чинопоследовании исповеди, принятой нашей Церковью, этот момент имеется, но на практике зачастую пропускается.

[15] Singhel Ioan Buliga. Provocarile crestinului ortodox in zilele de astazi. Galaţi: Egumeniţa; Alexandria: Cartea Ortodoxă, 2012. P. 137–138 (http://www.razbointrucuvant.ro/2013/02/19/impartasania-deasa-ispitele-duhovnicillor/).

[16] Там же. Р. 138.

[17] Буквально: переменять, как меняют белье.

[18] Singhel Ioan Buliga. Provocarile crestinului ortodox in zilele de astazi. Р. 138–139.

[20] См.: Мф. 22: 1–14.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архим. Клеопа (Илие) о Причащении и подготовке к нему Архим. Клеопа (Илие) о Причащении и подготовке к нему Архим. Клеопа (Илие) о Причащении и подготовке к нему Не подавай меча вместо пищи
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему
Архимандрит Клеопа (Илие)
Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нельзя причащаться, не исповедуясь. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Прот. Валериан Кречетов
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия.
«Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие» «Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие»
Прот. Владимир Гамарис
«Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие» «Особенно опасно нарушить порядок духовной жизни, когда исповедь предваряет Причастие»
Протоиерей Владимир Гамарис
Говение для того и необходимо для мирских людей, которые постоянно пребывают в суете, в полезных трудах и в неполезных развлечениях, чтобы хотя бы перед Святым и Божественным Причастием отринуть суету, подышать кислородом вечности.
Прот. Думитру Стэнилоае о святом Причащении Прот. Думитру Стэнилоае о святом Причащении Прот. Думитру Стэнилоае о святом Причащении Протоиерей Думитру Стэнилоае о святом Причащении
Самые ревностные и проводящие как можно более чистую жизнь могут причащаться и чаще, но всегда после исповеди.
«Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок»
Священники об исповеди и причастии
«Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок»
Священники из Сибири, с Украины и Северного Кавказа об исповеди и причастии
«Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно».
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архим. Арсений (Папачок)
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архимандрит Арсений (Папачок)
Когда нам причащаться? Это не вопрос времени, но твоей внутренней подготовленности, потому что к такому великому событию — принятию Бога — тебе действительно необходимо подготовиться.
«Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы» «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы»
Прот. Вадим Леонов
«Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы» «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит наши приходы»
Беседа с протоиереем Вадимом Леоновым
Таинство покаяния – уникальная возможность для пастыря оказать личную помощь страждущей душе. Все иные формы встреч священника с прихожанами (беседы, паломничества, проповеди и т.д.) не имеют такой личной глубины и значимости.
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игум. Нектарий (Морозов)
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игумен Нектарий (Морозов)
Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением?
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»
Архим. Илия (Рейзмир)
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»
Беседа с одним из старейших насельников Свято-Троицкой Лавры, смотрителем Патриарших покоев архимандритом Илией (Рейзмиром)
Многое наша Церковь пережила. Но ни на йоту не отступила. Ни догматически, ни нравственно, ни канонически – ни на йоту. И тем более исповедь необходима людям сейчас.
Комментарии
Nadejda Maslova17 декабря 2013, 17:45
"Господи,где найдут стрелы гнева Твоего, когда я весь омыт святой Кровью Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа..." (на помню, чьи слова)
Покаяние, исповедь, Причастие,-есть дорога к обожению.
Мария из Москвы24 ноября 2013, 10:10
Тоже давно уже сложилось впечатление, что специально как будто ищут и печатают только таких, кто за редкое Причастие,(а вот на правмире редактируют в обратную сторону)

Доверия такие подходы не вызывают.

Николай Владимирович21 ноября 2013, 20:55
Служением может и должна, в итоге,стать любая профессия. Когда есть любовь и вера. А пишем мы сейчас не для многолетних прихожан,а для ищущих,новоначальных и всех неравнодушных к обсуждаемым вопросам.)))
р.Божия Ирина21 ноября 2013, 00:15
Читателю ответ:
"Святитель Игнатий как-то говорил, что «святость» ныне основывается на семинариях и академиях, а отнюдь не на том, что заповедано Апостолами и святыми отцами. Заповеданное отброшено, забыто и угнетено. Но ведь это не повод к тому, чтобы и самому отвергаться святости Церкви Апостольской. Нарушающие Ее законы - преступники, но ведь здравомыслящему человеку не придет в голову следовать примеру убийц, насильников, татей?! Иди своим путем, не просто не соблазняясь, но, даже не видя поступков других. Праведный Ной строил ковчег, не взирая на смех окружающих. Он исполнял волю Божью и все. Так и ты поступай."
Старец Антоний.
Н.Н.20 ноября 2013, 22:00
Николай Владимирович,
У нас священники СЛУЖАТ (да ещё военные), а все остальные - работают... Священник-профессионал... сами-то пойдёте к такому? Я что-то сомневаюсь...
Спасибо, Николай Владимирович, и простите. Полемика ради полемики - не продуктивно.
р.Божия Ирина20 ноября 2013, 21:55
Слова старца Антония:
"Не вздумай вводить новомодную практику общих исповедей: «Грешен Богу словом, делом, помышлением…» Сохрани тебя Господь от этого! Исповедь есть таинство, а таинство общим не бывает! Тайна сия велика есть, так велика, что смертному и не понять всю глубину ее. Кто объяснит прощение грехов человеческих? Кто сможет это ясно представить? Ни кто! Ни кто из праведных и не пытался подобное творить. Нам заповедано, что грехи прощаются во время исповеди, все. Не умно и попыток делать по разузнованию происходящего. «Тайна сия велика есть…».
http://www.zaistinu.ru/ukraine/church/antony6.shtml
Николай Владимирович20 ноября 2013, 08:24
Не надо изобретать велосипед. Совесть - этот "прибор",освященная благодатью Божией. И как учили святые: чем ближе человек к Богу,тем больше видит свои грехи,тем необходимее ему покаяние. А если покаяние=исповеди,то наши священники либо от Бога далеко,либо уже безгрешны... Особенно те,которых нарукополагали через 2 года.
Профессия,в переводе с латинского,значит - исповедание веры,служение. Сердцем веруется к праведности,а устами исповедуется ко спасению. Христианство - Апостольская вера.
Н.Н.18 ноября 2013, 17:21
Николай Владимирович
..."Уважаемая,так и я за то,что-бы "многолетние прихожане и их духовники",наконец решились бы взять ответственность на свою совесть,а не перекладывали ее на чины,правила,обряды. Уже можно "дерзнуть" прибавить молитвы и своими словами"...

Николай Владимирович, всё дело в том, что у многолетних прихожан и их духовников и вопроса-то нет никакого! Это ведь НАВЯЗЫВАЕТСЯ либеральный взгляд и поведение. Надо признать, что наряду с тем, что в 90-ые как накрестили без разбора, так и нарукопологали... физики, химики, строители... Походил человек года 2 в храм - и в священники... Вот некоторые - подчеркиваю - некоторые и на православие смотрят, как на профессию...
Оптимизировать, ускорить реакцию, поместить в вакуум - и т.д. А уж что говорить о прихожанах! Пришли со своими сложившимися взглядами и философией, и решали, что такое православие им не подходит, и давай всё под себя корёжить...
Да ещё и циркуляр им подавай, чтобы все их выкрутасы по закону были... Уймитесь уже, займитесь собой, своими грехами. Или, на худой конец, изобретением НРАВСТВЕННОСТИМЕРА... Простите.
Николай Владимирович17 ноября 2013, 19:32
Н.Н. А что за "прибор" позволяет 20-ти летнему священнику не исповедаться перед Причастием? Должен вам напомнить,что священство,в отличие от Миропомазания, дается не ему лично,а всей полноте Церкви,оно не отделяет от Тела,а увеличивает ответственность и противодействие злых сил,не говоря уже о необходимости примера.
Уважаемая,так и я за то,что-бы "многолетние прихожане и их духовники",наконец решились бы взять ответственность на свою совесть,а не перекладывали ее на чины,правила,обряды. Уже можно "дерзнуть" прибавить молитвы и своими словами. Ведь и тайна лака Страдивари в том,что он добавил в лак Амати - новый ингридиент...
П про Кочеткова я ничего не знаю,кроме фамилии и отношения к нему некоторых иерархов.
Н.Н.15 ноября 2013, 19:26
Лариса:
Николай Владимирович:
/следовало бы говорить об отмене ее обязательности для многолетних прихожан одного храма,когда их духовно-нравственный уровень не уступает священническому/

Про "духовно-нравственный уровень" рассуждать не буду - само за себя говорит, а про остальное: конечно, Вы абсолютно верно мыслите - чтобы приблизиться к некой субъективной цели, нужно бить именно по "старой гвардии". Выруби корень (многолетних прихожан), завянут и листья (молодежь).

Лариса, согласна с Вами.

Николай Владимирович,
как называтся прибор, которым Вы измеряете духовно-нравственный уровень? Неужто изобрели и такой?
И ещё: а давайте предоставим многолетним прихожанам и их духовникам решать, как причащаться?
А те, кто хотят как греки, католики и др. - дерзайте! Берите на свою совесть - и вперёд.
Раньше я сомневалась, а теперь уже нет - НЕ ПОНИМАЕТЕ, чего просите. И/или не хотите понимать, и/или - результат кочетковской катехизации... за 1,5 ГОДА! мозги так промывают...
Лариса15 ноября 2013, 18:13
Николай Владимирович:
/следовало бы говорить об отмене ее обязательности для многолетних прихожан одного храма,когда их духовно-нравственный уровень не уступает священническому/

Про "духовно-нравственный уровень" рассуждать не буду - само за себя говорит, а про остальное: конечно, Вы абсолютно верно мыслите - чтобы приблизиться к некой субъективной цели, нужно бить именно по "старой гвардии". Выруби корень (многолетних прихожан), завянут и листья (молодежь).


Николай Владимирович15 ноября 2013, 11:49
Можно заметить страх патриотов,перед католической,греческой,кипрской и др. практик причащаться без обязательной исповеди перед этим. Все-же надо заметить,что следовало бы говорить об отмене ее обязательности для многолетних прихожан одного храма,когда их духовно-нравственный уровень не уступает священническому.
Именно эти люди несут свет веры за пределы храма,уже не неофитски,а с любовью. Обязательно их исповедать священнику,особенно молодому,-стыдно,когда он сам этого не делает.
Елефтериос15 ноября 2013, 02:44
All those who advocate a free approach to taking the Holy Communion without preparation (which includes prayer, fast, repentance and confession) should ponder over the line in Иоан 13:27 "...И по­сле сего куска вошел в него (Иуду) сатана." Иуда received the Communion from the hands of the Lord Himself and nevertheless went on to betray Him and then ultimately to perish committing suicide. Would this have been possible if he repented beforehand?....
Руслан14 ноября 2013, 17:57
Приведу один комментарий с сайта где обсуждается документ о Причастии и Исповеди.Пишет одна женщина:" Страшно,и грустно, и
стыдно бывает, когда на
Литургии священник
выходит с Чашей, но
никто к ней не
подходит. Сам Господь
призывает нас к
Себе:"Приидите,
ядите..." А мы:"Нет, нет,
нет, Господи! Мы не
готовы сегодня. Не было
сил прочитать Правило,
или съели чего-то не то
в гостях, или..."
Особенно стыдно на
Светлой Седмице,когда
радость переполняет, а
соединиться с Господом
в Таинстве нельзя,
многие духовники не
благословляют
причащаться из-за
невозможности
соблюсти пост. Это ли
не фарисейство наше!
Если человек
достаточно воцерковлен
( хотя как определить
критерий
достаточности?),совесть
ему не позволит не
готовиться к
Причащению,а сколько
дней поститься -может
быть по-разному в
каждом случае. Бог
благословил посетить
Святую Землю. Все 16
дней там мы
причащались каждый
день.Правило читали
сидя в автобусе,не
всегда удавалось
попадать на вечернюю
службу,кушали то,что
приносили в отеле,по
возможности постясь.
Но какая радость была в
душе!
Было и наоборот: все
выполнено,а на сердце
сухо.
А если большая скорбь,
болезнь?И только на
Милость Божию
уповаешь,что после
соединения с Ним в
Таинстве прибудут силы.
Не было сил
приготовиться, поговеть
3 дня,все прочитать,а
Праздник,и душа рвется
к Чаше. Выполняешь
"букву закона", не
идешь,и так тяжело на
душе."
Резюмируя: наверное всем нам надо стремиться к живой вере.
Читатель14 ноября 2013, 08:15
Уважаемая Ирина, простите, что Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Василий Великий - это не "отдельные люди, жившие в определенный момент времени". Странно этого не знать, ведь учение святых отцов - это учение Церкви. Святые могли ошибаться - но и это не отменяет того, что Церковь "единым сердцем и едиными усты" призывает нас приобщаться Святых Таин, для чего она и была установлена Господом. Не хочу не к месту разбрасываться цитатами из Писания про анафему - слишком дороги эти слова, чтобы разбавлять ими свою речь.. Только я предпочитаю верить тем духовникам, которые имеют свои корни в святоотеческой традиции и Священном Предании- и Иоанна Крестьянкина я не дерзну назвать "заблуждающимся". Да не будет!
14 ноября 2013, 04:20
часть5. Вот слова архимандрита Ватопедского монастыря Ефрема, побывавшего в России: «Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».
14 ноября 2013, 04:19
часть4. О том, что священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша... ».
14 ноября 2013, 04:15
часть3.. Правила святого поместного собора Антиохийского 341г.: "2". Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковнаго; чуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне общения церковнаго, яко производящий замешательство в чине церковном".
14 ноября 2013, 04:08
часть2. А иначе и один раз в год нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что полагают, будто принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они больше высказывают гордости, нежели смирения, как им кажется; потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, каждый день принимали их для врачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их.» (Писания преподобного отца Кассиана Римлянина. М., 1882. С. 605.
14 ноября 2013, 04:07
часть1.преподобный Иоанн Кассиан († 435) писал: «Итак, если говорим, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т. е. Христа, и ни в чем не преуспеваем, а только этим объявлением доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим вернее испытать, возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями и для которых истинно распялся мир (Гал.5:24, 6:14), которые хотя из сердец своих не только с корнем истребили все страсти, но стараются устранить даже память и помышления о грехах, однако ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха? Впрочем, мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более, с жаждою нужно поспешать к нему для врачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы больше желали лекарства для наших ран.
14 ноября 2013, 04:01
Меня одно удивляет,вся эта полимика.
Есть желание причащаться хоть каждый день-вперёд,дерзайте.
Меня одно удивляет,как человек в этом грешном земном мире всё пытается себе подчинить,даже некий фильтр создал(ёт) кто достоин кто недостоин причащаться,даже всё это удивляет.
А как же личная встреча каждого человека с Богом живым(!) ...?,или Евангельские примеры встречи с Богом блудницы,мытаря,прокажённого,слепого итд -не пример нам,как нам подойти к Богу?
Бог говорит в Евангелии-придите ко мне все труждающие и обременнёные,и Я успокою вас.
Т.е. Господь каждый день сотворяет Евхарестическое чудо и всех призывает каждый день(!) к Себе - а мы что?
иоанна14 ноября 2013, 01:24
Полностью согласна с румынскими духовниками.Ведь смысл статьи не в частом или редком причащении,а в подготовке к причастию."Со страхом Божиим и верою приступите".Не путайте уважаемый "читатель" монахов и мирян.
alexz140713 ноября 2013, 22:26
Часть 2
Иоанн Златоуст говорил что разница между священником и мирянином в том, что священник имеет власть совершать Литургию, таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. А в остальном, священник что, перестал быть человеком?! Он не грешит, или ему по отдельному тарифу отпускаются грехи? Априори?
Я крайне против обсуждения священников. Но честное слово, с поставлением мирянина на уровень бессловесного существа, которое не может принять самостоятельного решения - просто уже перебор.
Свобода неотъемлемое право человека, ее нам дал Бог. Но необходимо предупредить человека - Внимание, ты, человек, дерзаешь приступить к Таинству, которого Ангелы трепещут. Берегись, чтобы тебе не причаститься в осуждение, как не имеющему брачной одежды.
А так получается, есть белая кость и есть все остальные, недотепы, безграмотные и не способные ничего понять и сделать самостоятельно. Их надо держать в узде.
конец.
alexz140713 ноября 2013, 22:26
Часть 1
Абсолютно согласен с тем, что причащаться необходимо с приготовлением, а не между делом. Но вот что странно, священники говорят о необходимости редкого причащения мирян, а сами причащаются каждое воскресенье и даже чаще. Почему? Они даже говеют часто, менее тщательно чем миряне. Это что, они уже избранный класс? Пусть тогда покажут пример. Первыми начнут поститься по 4 дня перед причастием, и с исповедью у них как то тоже странно получается - перед каждой Литургией не исповедуются. Они что, уже безгрешные? Вот цитата из статьи, разве она к священникам не относится?
"А если ты причащаешься слишком часто, то ты, как человеческое существо необтесанное, неотделанное, начинаешь принимать его как что-то обыкновенное, не с трепетом и страхом Божиим, не с надеждой, благочестием и благоговением." И что?! И как?! Это что, к священнику отнести нельзя?

конец части 1
р.Божия Ирина13 ноября 2013, 22:10
Думаю, что каждому, кто прочел эту статью, следует обратить внимание ЕЩЕ РАЗ на название - "ВЕЛИКИЕ румынские старцы".
Не просто так они стали великими, раз о них знает весь христианский мир. Господь Бог , видя их подвиги (!!!) ,дал им этот ДАР быть старцами! А не спецслужбы "открывали им глаза " на каждого посетителя.
А посему, да будем УВАЖАТЬ волю Бога и с почтением (!!) относится к мнению румынских старцев.
Лесть в комментариях нашим современным священникам может привести и уже приводит их к прелести ( что , не дай Бог!) . Посему, НЕ ЛЬСТИТЕ и не вгоняйте в прелесть рядовых священников. Склонить человека к греху ( тем более священника, монаха) уже есть грех.
р.Божия Ирина13 ноября 2013, 21:50
Меня удивил комментарий "Читателя". Думаю, что ссылки , которые он привел, просто неуместны. Нужно думать о том, чего хочет Господь ( и отталкиваться о Святого Писания, именно к этому и призывают румынские старцы) , а не ссылаться на слова отдельных людей, которые были или есть известны в данный момент времени.
Самое главное для христианина это то, что хочет Господь.
Даже Апостол Павел говорит про это:
К Галатам 1:8-9:
"Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема".
Да и ссылки на современных священников вообще неуместны. Они не старцы и святыми ПОКА не стали. И как известно, сами Святые отцы говорили о том, что и святые ошибаются. Поэтому, еще раз: думайте о том, что(!) хочет Господь от вас.
любовь13 ноября 2013, 21:14
Слава Богу!!!
Читатель13 ноября 2013, 17:37
Ответ Евгению: так не в национальности дело. А в том, что в последнее время редакция сайта через подобные материалы возводит в абсолют практику редкого Причастия, которая не находит подтверждения ни у большинства святых отцов, ни у множества авторитетных духовников современности. Я привел три цитаты, можно привести множество других, но это лишнее. Думаю, идея понятна. Я рад за тех, кто может долго хранить благодать святого Причастия, подобно некоторым пустынникам и преподобной Марии Египетской. Я не таков, увы. И чаще редкое Причастие приводит как раз к менее глубокому участию в церковной жизни - ведь является, по сути, отказом исполнения заповеди Божией.
Евгений13 ноября 2013, 17:11
ответ Читателю.
А разве есть разница, румынский духовник, греческий, русский или еще какой? Разве не важнее те слова и та суть, которую они пытаются донести до нас? Ведь сказано, что для Бога нет ни эллина, ни иудея.
У румын богатейшее и уникальное духовное наследие и сама мудрость, которая говорит устами старцев, это большой подарок для читателей сайта.
Ника13 ноября 2013, 16:53
Увы! пришлось наблюдать "плоды" частого причащения без исповеди. По благословению одного из священников в некоем храме его чада причащаются без исповеди, т.к., по словам пастыря, им не в чем каяться - ведь они не убивали, не воровали, не блудили, а все остальные "мелкие грехи - не в счет, ведь они всё равно повторяются; так зачем же в них каждый раз каяться..." Результат: эти люди на полном серьезе считают себя праведниками, презирают тех, кто исповедуется перед каждым причастием... учат других священников...
Господи, помилуй!
Н.В. Муразов13 ноября 2013, 16:25
Мощная статья, спасибо редакции.
Хочу защитить архимандрита Тихона перед иноком Алексеем.
Даже если рассмотреть приведенную фразу, вырванную из контекста, то в ней говорится лишь о "некоторых". Следом же говорится: "Наше исправление... начинается с частой исповеди и продолжается постом и молитвой...прекращением грехов...примирением...и смирением. Только после того как сделаем всё это, мы можем причащаться чаще". Невозможно утверждать, что о. Тихон "считает совершенно наоборот".
Николай13 ноября 2013, 15:25
(причащаться с должным приготовлением и выполняя условия,)
Вся наша христианская жизнь(у кого какая) есть приготовление к встрече с Богом. Условие же одно - веру надо иметь. Верой только мы спасаемся. Заслугами и упражнениями духовными мы не спасаемся. Как сказал Иисус Христос - «человекам это не возможно. Но, Богу же возможно всё»
Причащаться при первой возможности, неизвестно нам, что завтрашний день принесет. И даже сегодняшний. Главное знать значение Причастия и помнить слова Апостола Павла.
инок Алексий13 ноября 2013, 15:09
Кстати, раньше сайт публиковал и совершенно другие статьи, и гораздо более аргументированные, вот, например: http://www.pravoslavie.ru/polemika/5783.htm.
Читатель 13 ноября 2013, 14:29
Слишком много стало румынских духовников на сайте, повторяющих раз за разом одно и то же. Давайте для справедливости дадим слово греческим, и, возможно, русским духовникам: от Феофана Затворника ("на всякой Литургии можно приступать, тем более можно приступать часто... Не обращайте внимания на эти толки, и причащают есть так часто, как потребность будет, ничтоже сомняся"), Иоанна (Крестьянкина) ("причащайтесь, по возможности, через две недели, не реже") до отца Тихона (Шевкунова) ("причащаться 4 раза в неделю, как нам заповедовали святые отцы - это насущная и очень нужная практика для монахов"). Надо быть честными. Уверен, что и чада этих духовников спасаются, но для всех должна быть своя мера.
Павел простой13 ноября 2013, 12:47
Протоиерей Андрей Правдолюбов.
Еще раз о сверхчастом причащении
http://www.blagogon.ru/digest/114/
инок Алексий13 ноября 2013, 12:05
"Рвение некоторых о частом причащении есть признак гордости и ослабления веры, а не духовного преуспеяния", а вот архимандрит Тихон, наместник Сретенского монастыря, насколько я знаю, считает совершенно наоборот.
Подготовка, безусловно, необходима. Но подготовка к Причастию не значит редкого Причастия - что, к сожалению. проповедуют некоторые из цитируемых румынских духовников.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×