Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Священник Владимир Сухих: «Мы должны верить в человека, потому что в него верит Бог»

В прошлый раз клирик саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла священник Владимир Сухих рассказывал читателям о духовных причинах разводов. Сегодня мы поговорим о том, как супругам пройти без потерь самые трудные, первые, годы семейной жизни.

Когда невиновных нет

– Отец Владимир, вы сказали, что трудности в браке испытывают как обычные пары, так и венчанные. А как вы с женой пережили этот период?

– Первый год был самым тяжелым. Таня сидела дома, ей было скучно, и она каждый час звонила мне, чтобы расспросить, как дела.

А у меня дел было столько, что слова сказать некогда: учеба, работа, послушания… Я начинал злиться, еле сдерживался, чтобы не сорваться на нее.

Потом она забеременела, стало еще сложнее, поскольку женщинам в положении свойственна раздражительность. Я был в недоумении: человека словно подменили. Возвращаюсь вечером уставший, жду дома заботы, уюта и тепла, а она встречает меня не поцелуями, а претензиями.

Затем появился ребенок, а с ним и послеродовая депрессия. Пошли жалобы на то, что она ничего не успевает, попытки переложить на меня обязанности, которые раньше без проблем она выполняла сама. Я был на грани того, чтобы нанимать домработницу, которая хотя бы готовила и убирала.

Когда появился второй ребенок, как ни странно, Тане, а значит, и мне стало легче. Сегодня у нас трое детей, и тем не менее психологически нам комфортнее, чем раньше.

Как в известной сказке про грибок: дождь сгонял под его шляпку зверей, но он рос быстрее, чем увеличивалось их число, и потому они все поместились. Так и человек: если он изначально выстраивает свою жизнь на христианских позициях, то с возрастанием семейного бремени ему становится легче, а не тяжелее, потому что он сам внутренне, духовно растет быстрее, чем растут его внешние нагрузки.

– А как достичь этого возрастания?

– Через исправление своей жизни по заповедям Христовым. Человек, как правило, унывает не от самих трудностей, а оттого, что не понимает, зачем они.

Верующему все понятно. Он терпеливо переносит тяготу, потому что знает: так он учится любить; так он перерождается из эгоиста в подлинного человека, живущего по примеру создавшего его Бога.

– Как же преодолевать раздражение и не срываться на любимого?

– С Божьей помощью, которую надо призывать молитвой. Человек раздражается, гневается, кричит, говорит оскорбительные слова, потому что в данный момент он в определенном смысле слова себе не принадлежит.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что всякий грех – это малое беснование, то есть следствие воздействия на человека врага нашего спасения и выполнение человеком его воли. Христианин это знает и в момент, когда охватывает ярость или подкатывает желание высказать все, что накипело, молится: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!».

Иисусова молитва отгоняет бесов. Нужно любым способом удержать приступ ярости, не дать вырваться ему наружу.

Можно выпить воды, уйти в другую комнату, на балкон, на улицу. А когда эмоции схлынут, подумать: «Действительно ли все так мрачно, как тебе казалось десять минут назад?». В девяноста процентах случаев, когда человек остывает, он понимает, что погорячился, что он сам неидеален, и в конфликте есть его вина тоже.

Как говорил схиигумен Савва (Остапенко), в ссоре нет невиновных. Или ты, видя плохое настроение человека, спровоцировал его, или сам был взвинчен.

И даже если в конкретном эпизоде ты действительно нисколько не виноват, то следует подумать: «А нет ли во мне чего-то, что Бог вынужден прижигать этой несправедливостью, как каленым железом? Так что если в первый год при любом конфликте сразу же мысль: «Все, развод!», то теперь: «Повздорили, ну ничего, помолимся и помиримся».

Без криков и нотаций

– Даже у священников возникают мысли о разводе?

– Конечно. Эти же мысли не принадлежность какой-то определенной категории людей, например неверующих.

Как и всякая злая мысль, она рождается в нашем уме под воздействием все тех же враждебных нам сил. Другое дело, как мы с ней и вообще с подобного рода мыслями поступаем.

Начинаем ли мы их смаковать, развивать, обсуждать возможность развода с родственниками и подругами, жалуясь при этом на «плохого» супруга; слушаемся ли «добрых» советов отомстить обидчику, разжигая тем самым конфликт на радость врагу, или поступаем более мудро и взвешенно. Верующий человек старается бороться со злыми помыслами, чтобы они не укоренились в нем, одновременно еще сильнее молясь за супруга.

– Ну а если мы твердо уверены, что супруг в ссоре неправ, что наша обида справедлива?

– Продолжая настаивать на своей правоте, мы только усугубляем конфликт. А мы должны верить в человека, как верит в нас Бог.

Ведь когда человек согрешает, Бог не наказывает его тотчас. Он терпеливо ждет, когда тот покается.

– Верить в человека это, конечно, хорошо. Но очень тяжело бывает, согласитесь, когда в паре один терпит, а другой воспринимает такое поведение как должное и даже не думает меняться. Зачем? Его все устраивает.

– Такие мысли возникают у людей, далеких от Церкви, которые полагают, что разрешение конфликтов возможно только в рамках человеческих усилий. Психологи пишут целые трактаты о том, как разрешать конфликтные ситуации, даже наука специальная об этом есть.

Но самый эффективный способ – это изживать свои собственные недостатки, к числу которых, кстати, относится и отсутствие снисходительности и терпения, а также молиться Богу и верить в человека так, как верит Христос в каждого из нас. Когда мы молимся о супруге, после того как он нас обидел, молимся молча, не гневаясь, а жалея его, наша молитва призывает благодать Божью, и человек сам осознает свою вину. Без всяких нотаций, приказов, криков, унизительных замечаний, попыток выяснить, кто прав, кто виноват, он сам просит у тебя прощения.

– Бог его вразумляет?

– Конечно, ведь у Бога, как говорил святой Феофан Затворник, одна забота: миловать да миловать. Просто очень часто в состоянии вражды с Богом, которое мы сами создаем своими грехами, мы не способны воспринять Его благодать.

И тогда молитва другого человека дает Богу, если можно так выразиться, моральное право вмешаться в нашу жизнь, даже если мы не достойны этого вмешательства. Именно в этом смысл наших частных молитв и молитв в Церкви.

Хотя я служу недавно, но даже мне известны несколько случаев, когда многолетние молитвы жен спасали их мужей. Мужчины на исповеди рассказывали, какой образ жизни они вели: пили, гуляли, годами не работали, но жены терпели, молились, и они осознавали свои заблуждения и исправлялись. Так что молитесь во время конфликта, и Бог сведет его на нет.

Жертвенность как спасение

– Все-таки трудно смириться с тем, что семейная жизнь обязательно должна быть сопряжена с различными проблемами, тяготами. Отчего так?

– Потому что цель земной человеческой жизни – спасение для жизни вечной, а спастись человек может только в подвиге. Подвиг – это же не какая-то обыденная вещь, его нельзя совершить играючи.

Он непременно связан с напряжением физических, душевных и духовных сил человека и направлен на то, чтобы научиться любить людей совершенной любовью Христа через жертвенную любовь к людям. Как мы говорили в прошлой беседе, брак – школа любви. Сначала мы учимся жертвенно любить супруга, потом детей, и постепенно этот круг расширяется.

Святитель Василий Великий учил, что, если молодой человек вырос, получил образование, способен содержать себя и семью, он должен либо жениться, либо принять монашество, либо вести в миру жизнь, подобную монашеской: с подвигом, трудом, молитвами, послушанием. Жить одному – неспасительно.

– Интересно почему?

– Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, в уединении страсти растут. Когда человек живет один, в свое удовольствие, растет его эгоизм, а вместе с ним гордость и все остальные страсти, толкающие человека на грех.

– Но бывает же так, что не дает Бог спутника жизни. Не всем же в монастырь уходить

– Тогда нужно жить в миру, как монахи. Служить своим близким, например родителям, детям, если они есть.

Совсем нет родных людей? Значит, выбрать человека, который нуждается в помощи, и стараться по мере возможностей служить ему.

Много молиться. Помогать своему приходу. Такая жизнь Богу угодна.

Слушаться – значит любить

– Распространенная проблема многих семейных пар – жены очень часто бывают недовольны мужьями. И понятно почему. Современные мужчины порой не заботятся о семьях, целиком перекладывая груз материальной ответственности и забот о воспитании детей на плечи женщин. Из-за этого семьи распадаются. Женщине подчас проще одной воспитывать детей, чем тянуть еще и бездельника мужа.

Проблема современных женщин в том, что они сами создают мужей-бездельников, когда берут на себя мужские функции. Мужики начинают пить, гулять, жить своей жизнью, потому что в семьях жены загоняют их под каблук.

Он говорит: «Я хочу машину», а жена говорит: «А я хочу шубу». Он говорит: «Я хочу посмотреть футбол», а она говорит: «Нет, мы едем к моей маме».

И он устает спорить. Мужчина создан Богом управленцем, руководителем, а когда ему навязывают несвойственную роль, у него начинается внутренний разлад.

Тогда он говорит: «Хорошо, я сделаю, как ты хочешь, но потом у меня своя жизнь: футбол, баня, рыбалка». Но эту плачевную ситуацию можно исправить, если выполнять одно правило.

– И что же это за волшебное правило?

– Это правило – послушание. Когда жена во всем слушается мужа, а не принимает все решения сама, это поднимает мужчину в его собственных глазах, придает ему сил и заставляет по-новому осознать свою ответственность перед семьей.

Когда это понимание к женщине приходит, все обычно встает на свои места. Даже если вам кажется, что мужчина к этой ответственности пока не готов и слушаться его нет никакого смысла, что он неправ и ничего хорошего из его решения не получится, все равно попробуйте слушаться.

Вопреки логике и здравому смыслу, просто ради Бога и просто потому, что он мужчина. Ваш мужчина.

Даже если муж окажется неправ, и вы что-то потеряете в той или иной ситуации, то приобретете в итоге все равно гораздо больше, потому что Господь обязательно воздаст за вашу кротость и уважение к мужу. Да и сам муж, вот увидите, начнет относиться к вам совершенно по-другому.

Не надо думать, что послушание – такая ужасная вещь, что это так трудно. Я всегда жене говорю: «Как я тебе завидую! Ни о чем не болит голова. Делай, что говорят». Трудно представить что-то лучшее, потому что нет бремени более тяжкого, чем ответственность.

Когда мужчине возвращают его функции, жена его по-настоящему слушается, он бросает пить, начинает больше работать, заниматься детьми, и у женщины исчезает головная боль по многим вопросам.

Газета «Саратовская панорама» №42 (919)

Беседовала Оксана Лаврова

Рейтинг: 10 Голосов: 19 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Развод: взгляд церковного канониста Развод: взгляд церковного канониста
Протоиерей Владислав Цыпин
Развод: взгляд церковного канониста Развод: взгляд церковного канониста
Протоиерей Владислав Цыпин
Число разводов в стране растет, в том числе и среди людей верующих. Между тем, по Евангелию “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает”, (Мф. 19, 6) и Иисус Христос, когда к нему приступили фарисеи с вопросом: «по всякой ли причине разрешается человеку разводиться с женой своей?», сказал: “Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует” (Мф. 5, 32). О том существует ли «церковный» развод, как исторически складывались современные нормы церковного права, связанные с расторжением брака, мы просили рассказать профессора Московской Духовной Академии протоиерея Владислава Цыпина, одного из самых авторитетных специалистов в области канонического права Православной Церкви.
Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону
Свящ. Павел Гумеров
Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую
О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков»
Священник Павел Гумеров
Утверждают, что, если прямо сказать сожительствующим вне брака о том, как учит Церковь об их состоянии, они обидятся и уйдут из храма. Могу засвидетельствовать: это не так!
«Брак — идеальная школа любви» «Брак — идеальная школа любви»
Свящ. Илия Провада
«Брак — идеальная школа любви» «Брак в церковном понимании — идеальная школа любви»
Священник Илия Провада
О светском и церковном понимании брака, семейном счастье, кризисе мужского воспитания и многом другом.
Епископ Пантелеимон о семье и браке: часть 1 Епископ Пантелеимон о семье и браке: часть 1
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов)
Кто главный в семье, мужчина или женщина? Можно ли планировать рождение детей? Что делать, если из-за работы не хватает времени на семью? Как поститься супругам? На эти и другие вопросы молодых семей отвечает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Дом священника стеклянный Дом священника стеклянный
Протоиерей Андрей Юревич
Распад семьи священника - не просто личная трагедия, это катастрофа, тем более, если это случается в небольшом городке или селе.
Трудности семейной жизни Трудности семейной жизни
Семейная жизнь в вопросах и ответах
Трудности семейной жизни Трудности семейной жизни
Семейная жизнь в вопросах и ответах
Священник Павел Гумеров
Одна из причин сегодняшних семейных конфликтов и ссор – в непонимании супругами целей и задач брака, семейной жизни. Семья – это, прежде всего, ответственность друг перед другом, служение общему делу. В брак вступают не для собственного удовольствия и ублажения своего эгоизма, а чтобы вместе трудиться и воспитывать детей.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Священник Владимир Сухих

Новые материалы

Выбор читателей

×