Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

Смерть без паники. Со светом

Памяти игумении Ольги (Слёзкиной)

Как воспринимается весть о смерти человека, который всю свою жизнь посвятил Христу, Избавившему Своих учеников и последователей от власти этой самой смерти? Да так и воспринимается: без паники, ужаса и отчаяния, которые, увы, сопутствуют вести о смерти других людей.

    

Игумения Покровской обители в бургундском Бюсси-ан-От Ольга (Слёзкина) отошла ко Господу 3 ноября 2013 года. Печальная весть? Нам — да. Но печаль эта светлая, благодарная и почтительная. Благодарная — за множество уроков, преподанных матушкой Ольгой в то короткое время, которое мы с ней успели, слава Богу, пообщаться. Почтительная — за пример следования этим самым урокам собственной жизнью.

Предлагаем вниманию читателей небольшие вологодские воспоминания об игумении Ольге.

***

«Больше всего меня поразила ее сердечность и чуткость ко всем людям»

Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель храма святого праведного Лазаря Четверодневного, Вологда:

Игумения Ольга (Слёзкина) Игумения Ольга (Слёзкина)
— Я дважды был в Покровской обители в Бюсси-ан-От и оба раза с радостью и даже каким-то трепетом встречался с матушкой Ольгой. Больше всего меня поразила ее сердечность и чуткость ко всем людям: как насельницам обители, так и многочисленным гостям. Ее гостеприимство и такт воспитывали деликатность — эту необходимую, на мой взгляд, способность человека, тем более, священнослужителя. Думаю, эта деликатность — общая, наверное, черта у людей из той, настоящей России, которую мы, увы, едва не утратили в страшные советские годы.

Матушка Ольга всегда находила время, чтобы побеседовать с каждым гостем обители. Я даже и не думал, что скромная персона молодого священника из русской провинции может заинтересовать такого человека, как игумению прославленного монастыря: она приглашала меня к себе в кабинет, и мы долго, подробно разговаривали на самые разные темы. Матушка живо интересовалась моим мнением по такому-то поводу. Она по-детски восхищалась подарками, даже самыми скромными. Большое значение матушка придавала христианскому просвещению: она всегда наделяла вологодских паломников, даже заставляла их брать с собой журналы «Вечное». Сейчас целая подшивка этих журналов в нашем духовном училище — и гордость училища, и добрая память о ней.

Кроме того, матушка считала важным для паломников из России их знакомство со святыми местами Франции и французскими святыми — это, кстати, способствовало тому, что многие из паломников переставали смотреть на Запад только и исключительно «черным глазом»: мол, здесь ничего хорошего не осталось, одни сплошные еретики, одни мы такие хорошие.

Игумения Ольга переживала за весь монастырь: не только за его внешнее благоустройство, но и за внутреннее соответствие его жизни Христу. Она помогала устранению сложностей и трений во взаимоотношениях, а таких трений даже в самом замечательном коллективе хватает.

***

«Многое о личности игумении говорит жизнь монастыря»

Протоиерей Александр Лебедев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу), Вологда:

— Самым ярким, неожиданным, а потому запоминающимся моим впечатлением от знакомства с женским монашеством стало удивление от того, что я увидел особенную жизнерадостность и красоту в лицах монахинь. Казалось бы, все должно быть ровно наоборот: аскетические труды, как мнится, приводят душу человека в состояние печали (о своих грехах, конечно), а тело в измождение. Действительность значительно откорректировала эти мои представления: оказывается, монашество — это еще и радость очищения души покаянием, и познание глубины милости Божией. Все это новое, что в свое время стало для меня проглядываться в монашестве, впоследствии ярко раскрылось в общении с матушкой Ольгой. Общался я с ней совсем недолго, некоторое время пожил при монастыре. Этого мне хватило, чтобы на всю жизнь (по крайней мере, до сего момента) запомнить те ощущения, которыми я так неумело сейчас делюсь. Всякое воспоминание об игумении Ольге для меня радостно и даже известие о смерти порождает не столько сожаление, сколько радость за ее встречу с Богом.

Покровская обитель в Бюсси-ан-От Покровская обитель в Бюсси-ан-От
    

Многое о личности игумении говорит жизнь монастыря. Думается мне, что мать Ольга не может восприниматься в отрыве от своей общины, ведь начальствование в монашестве — это не администрирование, а органичное срастание с телом общины. В таком случае душевное и духовное состояние главы как бы проецируется на общину. И то светлое чувство, которое рождается от знакомства с Покровским монастырем в Бюсси, думается мне, является еще и отображением светлого состояния души матери Ольги. Светлой душе ее да подаст Господь Бог светлые обители.

***

«Улыбка не сходила с ее лица»

Петр Давыдов, журналист.

Игумения Ольга (Слёзкина) Игумения Ольга (Слёзкина)

— Мы познакомились с ней не без юмора, который всегда потом сопровождал наше общение, несмотря на то, что иногда было совсем уж не до смеха — такими серьезными были вопросы, которые мы обсуждали. Когда я впервые попал в Покровскую обитель, то прямиком пошел на службу в старый храм, тот самый, который был устроен из хлева. Шла утреня, читали кафизмы — как это и было принято в многонациональном Бюсси — на разных языках.

В маленьком храме стоят стулья, один был свободный. Стоять, когда все сидят, показалось мне неудобным. Протиснулся к стулу, поставил рядом рюкзак, уселся — удобно. Приготовился вслушиваться в текст Псалтири — вдруг что-нибудь ухвачу, тогда и пойму, глядишь. Слышу: чтение стало сбивчивым, заикающимся. Да и сама обстановка в храме изменилась. «Ладно, — думаю, — не только у нас чтецы косноязычные бывают». «Но не настолько же!» — подумалось мне через пару минут, когда чтение стало напоминать какое-то истерическое бульканье. Возмущаться в монастыре, куда, как известно, со своим уставом не ходят, нельзя, — смиренно подумал я и продолжал сидеть. Потом не выдержал — оглянулся на чтеца: монахиня улыбалась во весь рот, пытаясь не расхохотаться. Это было сложно, потому что в метре от меня стояла очень важная старая монахиня и недоуменно взирала на наглеца, занявшего ее кресло.

В общем, утреня в этот день прошла в монастыре радостно: не каждый новичок усаживается в игуменское кресло, столь смиренно и снисходительно взирая на особенности монастырского чтения. Так мы и познакомились с игуменией Ольгой: когда я, приземлившись после прыжка с ее кресла, постарался исчезнуть в каком-нибудь дальнем углу у входа. Не получилось: после службы матушка очень деликатно и тактично разговаривала со мной, выясняла, что привело меня в монастырь, и вообще, что это за чудо такое к ним приехало. Улыбка все-таки не сходила с ее лица — как во время этого разговора, так и потом. Я готов был провалиться сквозь землю: здорово познакомились.

Но юмор юмором, а были и серьезные разговоры. Уже потом, когда приезжать в Покровскую обитель я стал часто. Когда поездки были обусловлены уже не желанием посмотреть другие страны, а повзрослеть в христианском смысле. И тут не обошлось без игуменского кресла.

    

Должен признаться, что тогда я сквозь пальцы смотрел на строгости христианской жизни, многие из них считая то неуместными, то отжившими свое, то вообще неисполнимыми, относясь к собственному их неисполнению снисходительно. Ну, есть же в храмах стулья и сиденья — почему бы не посидеть, когда «устал», а, точнее, когда просто лень стоять? Ну, причащаются же, живя в монастыре, на каждой литургии — зачем каждый вечер читать все каноны? И так далее — такое «Православие light» что ли. Первое время игумения замечаний по поводу моего произвольного сидения на службе не делала: думала, действительно устал человек. Но потом, поздоровавшись и удостоверившись, что чувствую я себя вполне хорошо, искренне удивилась: «А почему же Вы так часто сидите на службе? У нас сидят только больные и старые, а другие — только на кафизмах. Будьте добры…» — очередной повод сгорать от стыда и внимательнее смотреть на монастырскую жизнь и свое ей соответствие. Причем, в словах матушки никакого гнева или авторитарности не было — только искреннее удивление.

Однажды, во время праздничной трапезы после воскресной литургии (о, эти летние трапезы в Бюсси!) она в разговоре с кем-то из гостей подозвала меня к себе и сказала: «Да, мы причащаемся часто, но это совсем не значит, что мы должны оставлять чтение канонов к Причастию, ведь правда?» И посмотрела сперва на меня, а потом уже на собеседника. Вот тебе и «light».

Моему товарищу настойчиво предлагали стать священнослужителем — то ли во Франции, то ли в Испании. С одной стороны, говорил он, конечно, хорошо: и тебе священник, и тебе почет и уважение, и тебе условия службы неплохие по сравнению с российскими, и тебе жизнь вообще другая и интересная начнется. Эх, хочу быть священником на Западе! В общем, поводы для беспокойства за его служение были серьезные. С другой стороны, все-таки побаивался: священнослужитель — это ж навсегда, всерьез и, как говорят, опасно. Говорит, нет ли у тебя кого-нибудь, с кем бы мне посоветоваться можно — на тебя-то расчет плохой. Есть, говорю, такой человек: давай в Бюсси съездим — с игуменией Ольгой поговорите, может, что и прояснится. Привез его в Бюсси, попросил игумению Ольгу поговорить с товарищем о делах очень важных, как для самого ставленника, так и для возможной его паствы.

Прояснилось: парень, кандидат в священники на благополучном Западе, буквально вылетел из кабинета, где был разговор с матушкой. Бледный, с красными пятнами, молчит, движения резкие: «Да не дай Бог, чтоб я стал священником!» — единственное, что и сказал, а потом ушел бродить в бургундские поля — думать.

— О чем говорили-то? — деликатно поинтересовался я вечером, когда тот спешно паковал вещи.

— О Христианстве, — честно и, как мне показалось, с облегчением каким-то признался товарищ. — Понимаешь, я после разговора с игуменией понял, что христианин из меня ненастоящий. Короче, дурацкий из меня христианин. Она мне пару вопросов задала и попросила честно над ними подумать. Какие вопросы — не твое дело, а ответ мой такой: я не достоин быть не только священником, но и христианином тоже, понял?! Я, может, гад самый настоящий. Вот.

Собрал вещи и в тот же вечер уехал — куда уж, не знаю.

Через пару лет с ним встретились — счастливый парень донельзя: «Спаси Господь игумению Ольгу! Так я ей благодарен, что не стал священником! Таких бы дел натворил, а она уберегла — и меня и потенциальных прихожан, которым такая опасность угрожала!» — «Так о чем говорили-то тогда?» — повторил я свой деликатный вопрос. — «Я ж сказал: о Христианстве и моем ему соответствии. О Христе говорили. Мне стыдно. Подробности — не твое дело». Полегчало товарищу сильно: всерьез стал о Христе задумываться. С уважением смотрит на священнослужителей: «Какая же ответственность на них страшная — мне бы не выдержать!»

Так что известие о смерти матушки Ольги встретили в Вологде без неуместного страха — сама матушка это не одобрила бы. Мы молимся о упокоении души игумении и о благостоянии Покровского монастыря.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 25 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Любящий молитвенник»: беседа с игуменьей Ольгой (Слезкиной) «Любящий молитвенник»: беседа с игуменьей Ольгой (Слезкиной) «Любящий молитвенник»: беседа с игуменьей Ольгой (Слезкиной) «Любящий молитвенник»: беседа с игуменьей Ольгой (Слезкиной)
Диакон Александр Занемонец
29 октября исполнилось 97 лет матушке Ольге (Слезкиной), игуменье Покровского монастыря в Бюсси (Франция), старейшей русской игуменье на сегодняшний день. Елена Ивановна Слезкина (будущая мать Ольга) родилась в Петербурге в дворянской семье в 1915 г. В 1920 г. ее семья покинула Россию и со временем поселилась во Франции. Так, фактически вся история Русского Зарубежья, по крайней мере церковного Русского Зарубежья во Франции прошла на глазах у матушки Ольги.
Памяти протоиерея Александра Куликова Памяти протоиерея Александра Куликова Памяти протоиерея Александра Куликова «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Часть 2
Памяти протоиерея Александра Куликова
Протоиерей Александр Куликов, настоятель храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, имел от Бога редкий дар милующего сердца, как и его святой предшественник, настоятель маросейского храма праведный Алексий Мечёв. Милующее сердце отца Александра, его величайшее терпение собирало вокруг него не только духовенство, но и творческую и научную интеллигенцию, художников и писателей, ученых и музыкантов. Душа каждого согревалась рядом с батюшкой.
Комментарии
Lera16 января 2014, 16:24
Вечная память Матушке Ольге, той которая помогла мне, когда я скиталась во Франции
Ольга25 ноября 2013, 18:46
Упокой, Господи, душу новопреставленной усопшей рабы Твоей Ольги!
Oleg Avdeev13 ноября 2013, 19:16
Со Святыми упокой,душу усопшей рабы Твоея, игуменьи Ольги, а её святыми молитвами прости наши согрешения.
Ольга Антоний Павел12 ноября 2013, 14:52
молимся о упокоении души игумении Ольги и о благостоянии Покровского монастыря, С великим благоговением просим Господа: упокоить со святыми матушку Ольгу и нас помиловать и младенцев и детей!
Ирина12 ноября 2013, 00:12
ГОСПОДИ, УПОКОЙ ДУШУ НОВОПРИСТАВЛЕННОЙ ИГУМЕНЬИ ОЛЬГИ. ПРОСТИ ЕЙ ВСЕ СОГРЕШЕНИЯ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ, И ДАРУЙ ЕЙ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ.
Людмила11 ноября 2013, 22:26
Светлой душе матушке Ольге да подаст Господь Бог небесные обители. Спаси Господи.
Ирина11 ноября 2013, 21:31
Имела честь видеть и общаться с матушкой в мае сего года в Покровском монастыре в местечке Бюсси-ан-От. Светлое воспоминание осталось в сердце! Чистейшая и мудрейшая душа! Царствие Небесное!
Петр Винник11 ноября 2013, 19:49
Вечная память новопреставленной игуменье Ольге. Хочется верить, что с уходом в вечность матушки-игуменьи, монастырь не осиротеет. Дай Бог, по молитвам игуменьи Ольги, Покровской обители оставаться в лоне Православия и поддерживать связь с Россией.
Юлия11 ноября 2013, 17:05
Бог да упокоит душу игумении Ольги.
И нет ничего странного,что в монастыре все улыбаются.Святые Отцы называют монастырь раем на земле.А разве в раю ходят с грустными лицами?
Anastasia11 ноября 2013, 16:20
Спаси Господи!!!
Sveta Svetikova11 ноября 2013, 16:17
Небесного Царства святой душе настоятельнице райского уголка во Франции, благодаря которому изменилась моя жизнь...
Серафима11 ноября 2013, 15:43
Какая хорошая матушка! Какое лицо - прямо светится!
Анна11 ноября 2013, 14:18
Царствие Небесное матушке Ольге!
Mitia Krysanov11 ноября 2013, 14:15
Вечная память !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×