Дальше я не читал. Острая глубокая мысль не нуждается в подпорках: сказал — отрезал. Мастер ножа убивает одним проникающим ударом, а не двадцатью пятью поверхностными порезами.
Итак, «национализм — это провинциальность». Естественно. Чувство родины — всегда локально, связано с определённым местом. «С чего начинается родина?..» Даже у жителя столицы чувство родины — это не ощущение причастности к «центру мира», а любовь к какому-нибудь дворику на Малой Бронной или (что гораздо лучше для ребёнка, конечно) к микрорайону Северного Медведкова. Часовые любви — у Никитских не спят, а не где-нибудь в центре мира.
То же самое касается чувства локтя. Жителям деревни или маленького городка испытывать привязанность друг к другу гораздо легче, чем жителям мегаполиса. Эти-то — хоть и в одном подъезде живут, а друг с другом лишний раз стараются не здороваться, чтобы не дай Бог не нарушить прайвеси. Какой уж тут национализм. Сплошная цивилизованность.
Идём дальше: «Житель столицы ничего странного не видит в том, что к нему в гости хочет приехать весь свет, его не пугают чужаки». Ещё бы. Житель столицы, когда открывает дверь и видит на пороге племянницу из Кемерова с раскладушкой и полным чемоданом пельменей, ничего, кроме светлых чувств, не испытывает. Чего ж тут бояться — радость такая. У режиссёра Сергея Герасимова есть по-своему прекрасный фильм об этом, называется «Дочки-матери».
Юная провинциалка-детдомовка приезжает погостить в интеллигентную московскую семью: папа — профессор, мама — отставная балерина, две дочки — невесты с хорошей родословной. Пэтэушница Оля бестактна и прямолинейна, она не в курсе правила про «соус на скатерть» и во всём, что кажется ей в интеллигентной семье странным, пытается разобраться. В результате выступают наружу припудренные язвы, вываливаются из шкафов скелеты, и «уютный мирок контрабандистов» (см. главу «Тамань» в известном романе Лермонтова) оказывается разрушен. Чего ж тут, повторяю, бояться-то? Приезжайте, погостите, родные!
Ну и наконец: «Появление чужаков пугает только дикаря». Вот это правильно. История знает сотни примеров того, как какие-нибудь кровожадные североамериканские индейцы или воинственные новозеландские маори, или людоеды с острова Фиджи насторожено, а то и откровенно недружелюбно встречали европейских гостей. К чему хорошему это их привело? Ни к чему хорошему. А бывали и противоположные случаи: скажем, таитяне, даром, что тоже дикари, встретили гостей радушно — кокосами и бананами, и что в результате? От соприкосновения с цивилизацией численность коренного населения архипелага за двести лет сократилась в двести раз. Красиво...
В общем, как ни поверни высказывание Валерия Панюшкина, всюду он прав. Только выводы из верных наблюдений делает неправильные: «Долой противоречащий идеалам толерантности Русский марш». Не думаю, что это особенность интеллектуального склада Валерия Панюшкина, скорее внутреннее противоречие либерального дискурса. Правильнее было бы сказать: «Да здравствует актуализирующий идею толерантности Русский марш!» Ведь по отношению к кому, как не к провинциалам-дикарям- националистам, сегодня толерантные чувства испытывать?
Ну не к самим же себе. Не к гомосексуалистам же, которые такие же, как мы, только немножко лучше, так что их не «терпеть», а в пример брать надо. И не к мигрантам-гастарбайтерам, которым только спасибо за работу да поклон низкий. Всё это уже давно освоенные рубежи. Теперь только дикари-националисты, да вот ещё, пожалуй, сложнейше организованные внутри себя люди-педофилы взывают к толерантности. И толерантность должна на этот вызов ответить. Оставаться на месте — смерти подобно, так можно и закоснеть, провинциалом интеллектуальным стать. Только вперёд, только вверх! И ничего, что они, эти националисты, какие-то слегка неприятные, какие-то немножечко не такие. Чужак пугает только дикаря.
...Я всё-таки не удержался, дочитал до конца. И хорошо сделал, потому что Валерий Панюшкин проявляет там себя весьма дальновидным человеком! Прекрасно понимающим высвеченную выше проблему. Он пишет: «Единственным средством от национализма является просвещение. Причём просвещать нужно не столько чужаков, сколько титульную нацию».
То есть нужна позитивная дискриминация в просвещении потенциальных националистов. А это, вероятно, означает лимит на получение бесплатного высшего образования для представителей титульной нации, специальные «русские школы» с углублённым изучением различных предметов, русская академия наук, русский союз писателей, композиторов, художников, русские СМИ и издательства, специальные русские комитеты при министерствах культуры и социальной защиты... Да националисты спят и видят всё это!.. И уж, конечно, ни на какой Русский марш тогда не пойдут — не до того станет, и так дел по горло. А кто разрешил? Панюшкин.
Вот что значит быть мыслящим человеком...